Научно-технический прогресс и инновационная политика.
Реферат По теме: ’’Прогнозирование развития Научно-инновационной деятельности’’.
Выполнил: студент группы БУ-31 Фирсов Дмитрий Валентинович.
ГОМЕЛЬ, 2000.
План реферата.
1. Научно-технический прогресс и инновационная политика. 2. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. 3. Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия его развития.
Список литературы.
Приложения.
Научно-технический прогресс и инновационная политика.
Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП). Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства. НТП рассматривается как цикл ”наука - производство”, включающий в себя ряд стадий: - фундаментальные исследования. Цель этой стадии – получить новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории. Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобретение, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях. Они используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук, в прикладном плане – для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов. Фундаментальные исследования проводятся силами и средствами институтов Академии наук и государственными университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами страны; - поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес общества на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические возможности и конкретные пути практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Конечные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;
- прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии и продукта, создается схема конкретного образца изделия; - опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация; - освоение и внедрение в производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Каждая стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем квалификации участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ресурсами, различными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью. С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходим для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования. Государство выступает как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием. Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
По существу, смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности. Инновационная деятельность – это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий. Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты – предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка). С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. Обычно выделяют три главных объективных источника образования приоритетов. 1. Нарастающая ограниченность производственных ресурсов и возникновение на этой основе проблем текущей и предвидимой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограничен какой-либо вид ресурса, тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на экономии и замещении данного вида ресурса. 2. Формирование ”точек роста”, т.е. создание и внедрение новейших технологий, организационно-технических мероприятий, которые позволяют обеспечить достижение более высоких результатов развития за минимальный промежуток времени.
3. Устранение или уменьшение степени воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем, условиями труда и быта человека, необходимость поддержания экологического равновесия. Конкретные направления приоритетности также классифицируются по отдельным группам, в том числе: 1) научно-технические приоритеты высшего порядка. Основным критерием их отбора является соответствие конкретным целям развития общества в ближайшей и более отдаленной перспективе; 2) отдельные инновационные проекты, которые связаны с решением задач, как правило, краткосрочного характера, но имеющие большую актуальность для отрасли, субъектов хозяйствования; 3) важнейшие виды импорта технологий, т.е. использование политики заимствования важнейших технологических разработок или закупки предприятий ”под ключ”. Основное требование состоит в том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость расходуемых валютных средств и достигался ”прорыв” по конкретному направлению НТП. Кроме общегосударственных приоритетов формируются им аналогичные и на уровне регионов. Среди приоритетных направлений инновационной деятельности, например, в Беларуси выделяются: ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии; повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового рынка; импортозамещение производства; информатика; телекоммуникации и связь; энергетика и транспорт; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды. Ориентация научно-технического прогресса на производственные потребности дополняется селекцией отдельных направлений развития науки и техники в соответствии с их предполагаемой эффективностью, включая сроки получения эффекта. Ввиду различной степени зрелости отдельных технических решений и экономической окупаемости последовательность их реализации согласовывается с реальными финансовыми и другими возможностями. Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как: - признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной; - создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста; - максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
- эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики; - оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов. Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса. Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов. Источниками идей могут быть исследования и разработки республики, достижения мировой науки и технологий, привлекаемые путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочной аренды машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ”ноу-хау” (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений. Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок. В Беларуси, например, намечается развитие системы страхования инновационных проектов, информационной системы о передовых технологиях и состоянии их рынков, венчурных проектов, квалифицированного инжиниринга, консалтинга и аудита. Предусматривается обеспечение защиты прав на результаты интеллектуального труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, т.е. благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений. Должен быть создан соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда. Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта. Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства. Особая значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность. В Беларуси для предотвращения спада в науке затраты на НИОКР предусматривается увеличить в ближайшей перспективе в 2 раза по сравнению с 1995 г. Намечается усиление прямой поддержки сферы НИОКР бюджетными средствами с доведением их доли в общем объеме финансирования до 50% и осуществление перехода к финансовой поддержке инновационных проектов, а также создание фондов для финансирования НИОКР. Увеличение расходов на науку будет способствовать снижению оттока специалистов из научно-технической сферы, созданию новых научно-инновационных предприятий и развитию инновационной деятельности. Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.
2. Методы прогнозирования и планирования НТП
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|