Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЭТАП. Предварительная ориентировка




ЦЕЛЬ. Оценка личностного компонента умственной деятель­ности ребенка: заинтересованности, проявления собственной ак­тивности при выполнении незнакомого задания.

СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предъявляется таблица с изображе­нием всех геометрических фигур, которые ему нужно будет классифицировать на втором этапе, для свободной ориентиров­ки, знакомства с новым материалом и формирования плана бу­дущих действий. Время - единое для всех.

 

ЭТАП. Основное задание

ЦЕЛЬ. Оценка восприимчивости к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала.

СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предлагаются 24 карточки, на кото­рых изображены геометрические фигуры, отличающиеся по форме (квадраты, ромбы, круги), цвету (красные, желтые, синие) и размеру (большие и маленькие). Задача ребенка - классифицировать карточки в соответствии с тремя отличитель­ными признаками. Это задание несколько превышает актуальные возможности детей данной возрастной группы. Достижение ко­нечного результата (три последовательные классификации) обя­зательно для каждого обследуемого. Помощь экспериментатора дозируется в виде отдельных "уроков-подсказок": вначале они свернуты и сжаты (в виде намеков), и лишь постепенно стано­вятся более подробными, вплоть до прямого показа способа ра­боты. Каждый "урок-подсказка" дается через определенный про­межуток времени и только в том случае, если ребенок не понима­ет, что нужно делать дальше. Последовательность предъявления "уроков-подсказок" строго фиксирована: нельзя пропускать от­дельные уроки, изменять порядок их проведения или содержа­ние. Каждый урок регистрируется в протоколе для того, чтобы учесть их общее количество.

 

ЭТАП. Аналогичное задание

ЦЕЛЬ. Оценка способности ребенка к логическому переносу усвоенного способа действия (способности самостоятельно ре­шать аналогичные задачи).

СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предлагается другой набор из 24 карточек, на которых изображены геометрические фигуры, отли­чающиеся по форме (квадраты, круги, пятиугольники), цвету (красные, желтые, зеленые, синие) и размеру (большие и ма­ленькие). Задача ребенка - самостоятельно решить сходную по способу выполнения задачу классификации этих фигур по трем признакам в словесной или наглядно-действенной форме. Экс­периментатор не оказывает никакой помощи, только фиксирует время и способ выполнения.

 

Процедура проведения исследования

Предварительная ориентировка

Экспериментатор издали показывает ребенку карточки, сло­женные в колоду, и говорит: "Эти карточки тебе надо разло­жить на группы - подходящие с подходящими. Но сначала по­смотри на эту таблицу - тут они все нарисованы - и поду­май, как ты будешь это делать". С этими словами перед ребенком раскладывается таблица и показывается ему для сво­бодной ориентировки в течение 30 секунд. В это время экспе­риментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксиру­ет в протоколе слова и действия ребенка. После этого таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.

 

ЭТАП. Основное задание

Его выполнение начинается с того, что ребенок получает в руки набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке.

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор еще раз повторяет инструкцию: "Разложи эти карточки подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы". После этого в течении 30 секунд ре­гистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.

Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, на­против, действует чрезмерно поспешно и хаотично, эксперимен­татор может оказать ему организующую помощь, сказав: "Выло­жи несколько карточек на стол", или "Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной". В протоколе это отмечается.

В этот период времени ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, т. е. на три группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета стано- ' вится второй. Однако, если ребенок не выделяет самостоятель­но никакого признака и экспериментатор вынужден начать обу­чение, то делать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки, ему дается первый "урок-подсказка".

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большой синий треугольник и большой красный треугольник) и спрашивает: "Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?" Если ребенок сам не от­вечает, экспериментатор заканчивает: "Они отличаются цве­том - одна зеленая, другая красная". Это и есть содержание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух карточек по цвету. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начина­ет правильную группировку карточек, обучение продолжается, т. е. дается второй "урок-подсказка".

Второй "УРОК-ПОДСКАЗКА". Из других, лежащих на столе карточек, выбирается третья, сходная с одной из двух первых (выбранных в первом уроке) по цвету (например, большой красный ромб). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: "Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?..", и если ребенок не может уловить мысль, продолжает: "Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная". Это и есть содержание второго "урока-подсказки" -указание на сходство двух карточек по цвету. После этого экс­периментатор протоколирует дальнейшие высказывания и дейст­вия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок по-прежнему но может уловить способа группировки, следует третий "урок-под­сказка".

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выклады­вает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит: "Сюда будем класть все красные, сюда - синие, а сюда - желтые". Следо­вательно, содержанием третьего "урока" является наглядный показ и объяснение способа действия. Затем следует протоко­лирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 сек.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе; каждого из последующих уроков экспериментатор укладываем еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер "урока" и дальнейшие действия ребенка.

После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ре­бенок дал обобщающую "словесную формулировку" выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: "Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группи­ровки карточек: "Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные и желтые". Но в протокол заносятся слова ре­бенка.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает их и снова подает ребенку со словами: "Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе - на четыре группы". (Если ребенок в первой задаче раскладывал карточки на четыре группы, то конец инструкции звучит - "на три группы"). После этого в течение 30 секунд экспериментатор регистрирует в протоколе самостоятельные поиски ребенка.

Здесь также возможна организующая помощь эксперимента­тора: "Не спеши, выкладывай по одной", или "Выложи несколь­ко карточек на стол". В протоколе это отмечается.

Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой за­даче, то это фиксируется в протоколе как "проявление инерт­ности".

Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 секунд ребенок не приступает к правильной группировке карто­чек, ему дается первый "урок-подсказка".

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большой синий круг и большой синий квадрат), показывает их ребенку и спрашивает: "Чем от­личаются эти карточки? Чем они не похожи?" Если ребенок не отвечает на вопрос, экспериментатор после паузы продол­жает: "На одной - квадрат (кубик), на другой - кружок". Со­держание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух карточек по форме. Далее экспериментатор фиксирует вы­сказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ре­бенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается.

Второй "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом уроке) по форме (например, большой желтый квадрат), и показывает ее ребенку со словами: "Эту карточку куда положим - сюда или сюда?.." И, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: "Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что на ней тоже квадрат (кубик)". Далее регистрируются действия ребенка в течение 30 секунд. Таким образом, содержание второго урока - указание на сходство двух карточек по форме.

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выклады­вает рядом с предыдущими еще две карточки разной формы и, начав таким образом все четыре группы, говорит: "Сюда будем класть все квадраты, здесь будут лежать все треугольники, здесь - все кружки, а тут - ромбы ("конфетки")". Содержа­ние третьего "урока" - наглядный показ и объяснение способа группировки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда и этой помощи оказыва­ется недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с ин­тервалами в 30 секунд.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе каждого из последующих "уроков" экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер "урока" и дальнейшие действия ребенка.

После окончания группировки карточек отмечается общее время, затраченное на выполнение второй задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую "словесную формулировку" вы­деленного признака классификации, экспериментатор может сказать: "Ты молодец, правильно разложил все карточки, а те­перь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не называет при­знака, то экспериментатор формулирует его сам: "Сейчас мы разложили карточки по форме: все кружки вместе, все квадра­ты, все треугольники и все ромбы". Но в протокол заносятся слова ребенка.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает в руки ребенку со словами: "Снова, в последний раз, разложи их на группы, подходящие с подходящими, но иначе - так, чтобы получилось всего две группы". Затем в течение 30 секунд регистрируются высказывания и самостоятельные поиски ребенка.

Если ребенок пытается использовать для группировки при­знаки, применявшиеся при решении предыдущих задач, то в протоколе это фиксируется как "проявление инертности", с ука­занием, каким именно признаком пытался воспользоваться об­следуемый. При необходимости ребенку оказывается организую­щая помощь: "Не спеши, выкладывай по одной", или "Выложи несколько карточек на стол". Если ребенок не может найти признака группировки, то экспериментатор спустя 30 секунд на­чинает обучение.

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Из карточек, лежащих на столе, экспериментатор отбирает две, отличающиеся только одним признаком - размером (например, большой красный круг и маленький красный круг) и показывает их ребенку со слова­ми: "Чем они отличаются, чем они не похожи?" Если ребенок не отвечает, экспериментатор после паузы продолжает: "Они отличаются размером: одна фигурка - большая, другая - ма­ленькая". Это содержание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух фигур по величине. Затем регистрируются вы­сказывания и самостоятельные действия ребенка в течение 30 секунд. В случае необходимости обучение продолжается.

Второй "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом "уроке") по величине (например, маленький синий квадрат) и показывает ее ребенку со словами; "Куда эту кар­точку положим?.." Если ребенок не улавливает мысль, экспериментатор после паузы продолжает: "Положим ее к маленькому кружку, потому что она тоже маленькая". Затем в течение 30 секунд регистрируются самостоятельные действия ребенка.

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор берет чет­вертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например, большой желтый квадрат), укладывает ее на место (к большому красному кругу) и говорит: "Все большие фигуры будем собирать вместе, и все маленькие тоже вместе". Таким образом, экспериментатор объясняет и наглядно показывает принцип группировки по величине. Затем регистрируются само­стоятельные действия. Если и этой помощи оказывается недо­статочно для того чтобы ребенок самостоятельно продолжил ра­боту, обучение продолжается с интервалами в 30 секунд.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе каждого из последующих "уроков" экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу по величине, со­провождая это словесными пояснениями.

Отмечается общее время, затраченное на выполнение тре­тьей задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую "словес­ную формулировку" выделенного признака, экспериментатор за­дает вопрос: "Назови, какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?" Если ребенок не сможет на­звать признак классификации, то экспериментатор делает это сам: "Мы разложили фигурки по величине - большие в одну группу, маленькие - в другую". В протокол заносятся слова ре­бенка. После этого все карточки первого набора убираются.

ЭТАП. Аналогичное задание

Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, со­бранных в колоду в случайном порядке, со словами: "Ты уже научился складывать карточки. Эти - другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать".

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количест­во групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: "А как еще можно собрать их?", стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируются общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.

Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-дей­ственной форме. Совершение только двух правильных группиро­вок без соответствующего словесного оформления рас­ценивается как частичный перенос в наглядно-действенной, форме. При выделении ребенком менее двух (т. е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного набо­ра считается, что логический перенос отсутствует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...