Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий тематический перечень контрольных работ по педагогической антропологии

ПРОГРАММА

Семинарских занятий по педагогической антропологии для студентов ООЗ и ЗО группы 301ЛН(2014), 302(а) ЛФ (2014), 302(б) ЛФ(2014)

На 2016-2017 учебный год.

Доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Наталья Александровна Гвоздева

 

Семинар 1

Тема: Становление европейских традиций воспитания и образования (2 часа)

План:

1.Возрастная периодизация и классно-урочная система обучения по Я.А.Коменскому.

2.Д.Локк о разностороннем воспитании «джентельмена».

3.Реализация идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо в его возрастной периодизации.

Литература:

1.Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое врем/ Под ред. А.И.Пискунова- М.: ТЦ Сфера, 2006, С.10.

2.Локк Д. Мысли о воспитании. Там же. С.47.

3.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о Воспитании. Там же. С.153.

6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.

7.Гвоздева Н.А. Педагогика гуманизма (Исторический аспект): Учебное пособие. Часть 1. – Н.Новгород, НГЛУ им.Н.А.Добролюбова, 2015.

Примечание: Для всех пунктов плана можно использовать любую хрестоматию по истории зарубежной педагогики или отдельно изданные труды зарубежных педагогов, а также любой учебник по истории педагогики и интернет-ресурсы.

 

Семинар 2

Становление европейских педагогических традиций воспитания и образования (2 часа)

План:

1.Система воспитания и обучения И.Ф.Гербарта.

2.Принципы воспитания и дидактика развивающего обучения А.Дистервега.

3.Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX-первой половины XX века (экспериментальная педагогика, педагогика «трудовой школы», прагматическая педагогика, педагогика «свободного воспитания», функциональная педагогика).

 

Литература:

1.Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2 Новое время/ Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,2006, С.304.

2.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Там же. С.304.

3.Лай А. Школа действия. Там же. Т.3. С.283.

4.Килпатрик У. Метод проектов. Там же. Т.3. С.353.

5.Жуковская С.П. Инновационные и идеи и опыт зарубежных педагогов п.п. XX в.: Учебное пособие, - Н.Новгород, НГЛУ,2012.

6.Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999 (любой последующий год издания).

 

Семинар 3

Тема: Отечественная педагогическая мысль о воспитании и образовании человека (2 часа)

План:

1.Воспитание человека в Славянском мире, памятники литературы о воспитании и образовании (X-XVII в.в.).

2.Реформаторская деятельность Петра I и его последователей в области просвещения.

3.К.Д.Ушинский – основоположник отечественной педагогической антропологии. К.Д.Ушинский о воспитании и обучении.

4.Идея народности К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский об изучении родного и иностранного языков.

Литература:

1.Джуринский А.Н. История педагогики. М., Владос,1999 (любой более поздний год издания).

2.Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., Академия, 2001.

3.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время/ Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, С.378.

4.Ушинский К.Д. Родное слово. Там же. С.208.

 

Семинар 4

Тема: Методы и средства обучения (2 часа)

План:

1.Понятие «метод обучения», «прием обучения», «средства обучения».

2.Многомерные классификации методов обучения:

а) классификация методов по источнику знания;

б) классификация методов по характеру познавательной деятельности;

в) характеристика методов обучения по дидактическим целям.

3.Проблема выбора учителем методов обучения.

4.Средства обучения: функции, характеристика и классификация.

Литература:

1.Ахматов А.Ф. Основы теории обучения Курс лекций: Учебное пособие для студентов – Коломна: КГПИ,2002. С.32-44.

2.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.1. – М. Владос, 2002. С.469-510.

3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М. Гардарики, 1999. С.184-220.

 

Семинар 5.

Тема: Воспитание личности в коллективе (2 часа)

План:

1.Понятие о коллективе. Ученический коллектив.

2.Учение А.С.Макаренко о коллективе.

3.Уровни развития коллектива по А.Н Лутошкину.

4.Качества руководителя коллектива и стили его общения.

Литература:

1.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. К.2. – М.: Владос,2002. С.59-92.

2.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики,1999. С.323-339.

3.Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход.- М.: Академия,2008. С.158-160.

 

Семинар 6

Тема: Теоретические и методические основы воспитания (2 часа)

План:

1.Нравственное воспитание.

2.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация.

3.Эстетическое воспитание.

4. Физическое воспитание.

5.Решение задачи разностороннего воспитания в семье.

Литература:

1.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики. С.340-412.

2.Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М.: Академия. С.212-234.

 

 

Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогическая антропология» (педагогика) для студентов III курса ООЗ и ЗО

 

1.Возрастная периодизация и классно-урочная система по Я.А.Коменскому.

2.Д.Локк о разностороннем воспитании «джентельмена».

3.Реализация идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо в его возрастной периодизации.

4. Система обучения и воспитания И.Гербарта.

5.Принципы воспитания и дидактика развивающего обучения А.Дистервега.

6.Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX-начала XX века.

7.Воспитание человека в Славянском мире, памятники литературы о воспитании и образовании (X-XVII в.в.).

8.Реформаторская деятельность Петра I и его последователей в области просвещения.

9.К.Д.Ушинский о воспитании и обучении человека.

10.Идея народности К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский об изучении родного и иностранного языков (статья «Родное слово»).

11.Общие и специфические закономерности обучения.

12.Основные принципы и правила обучения.

13.Понятия «методы обучения», «приемы обучения» и «средства обучения».

14.Различные классификации методов обучения.

15.Содержание и сущность методов обучения.

16.Воспитание личности в коллективе. Понятие коллектива.

17.Учение А.С.Макаренко о коллективе.

18.Уровни развития коллектива по А.Н.Лутошкину.

19. Качества руководителя коллектива и стили его общения.

20.Проблема нравственного воспитания, задачи, методы, содержание.

21.Задачи, методы и содержание эстетического воспитания.

22.Задачи, методы и содержание трудового воспитания.

23.Задачи, методы и содержание физического воспитания.

 

Литература:

1.Джуринский А.Н. История педагогики. -М.:1999.

2.Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.:2002.

3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: 1999.

Можно использовать учебники других авторов и интернет-ресурсы.

 

Общий тематический перечень контрольных работ по педагогической антропологии

 

1.Человек глазами философов (античных, средневековых, эпохи Возрождения, немецкой классической философии). Любой период по выбору студентов.

2.Проблема человека в истории педагогической мысли. Идеи зарубежных педагогов о человеке (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, М.Монтессори, С.Френе).

3.Идеи русских педагогов о человеке и его природе (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Каптерев).

4.Современные проблемы педагогической антропологии.

5.Особенности традиционного воспитания детей в семье России и Европы (по выбору).

6.Женщина как воспитатель и как воспитанница.

7.Индивидуальность человека и проблема его развития.

8.Соотношение индивидуального и общественного в социальном становлении личности (в том числе в детских и молодежных движениях).

9.Семья в системе становления человека (как социальный институт воспитания, как фактор разностороннего развития, как среда полоролевой социализации).

10.Система современного образования в России. Основные тенденции и принципы ее развития.

11.Система современного образования в странах изучаемого языка (США, Великобритания, Германия, Франция и др.) По выбору студента.

12.Социокультурная миссия университетов. Знаменитые университеты мира.

13.Духовные ценности русской народной педагогической культуры.

14.Проблема методов воспитания в современной науке.

15.Теоретические и методические основы нравственного воспитания.

16.Содержание и методические основы трудового воспитания.

17.Основные формы эстетического воспитания школьников.

18.Теоретические и методические основы проблемного обучения.

19.Концепции развивающего обучения В.В.Давыдова и Дж.Брунера.

20.Методы и формы оценки уровня усвоения учебной информации (М.Н.Скаткин, Б.Блум.).

21.Современные педагогические технологии воспитания.

22.Технологии воспитания и обучения детей с проблемами.

23.Проблема полового воспитания и просвещения школьников.

24.Одаренный ребенок: специфика педагогической деятельности.

25.Воспитательная система школы как педагогическое понятие.

26.Активизация познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

27.Государственный образовательный стандарт: проблемы и решения.

28.Педагогическое новаторство: идеи и представители.

29.Проблема педагогического мастерства.

30.Общение и его роль в развитии личности. Стили педагогического общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...