Общий тематический перечень контрольных работ по педагогической антропологии
ПРОГРАММА Семинарских занятий по педагогической антропологии для студентов ООЗ и ЗО группы 301ЛН(2014), 302(а) ЛФ (2014), 302(б) ЛФ(2014) На 2016-2017 учебный год. Доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Наталья Александровна Гвоздева
Семинар 1 Тема: Становление европейских традиций воспитания и образования (2 часа) План: 1.Возрастная периодизация и классно-урочная система обучения по Я.А.Коменскому. 2.Д.Локк о разностороннем воспитании «джентельмена». 3.Реализация идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо в его возрастной периодизации. Литература: 1.Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое врем/ Под ред. А.И.Пискунова- М.: ТЦ Сфера, 2006, С.10. 2.Локк Д. Мысли о воспитании. Там же. С.47. 3.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о Воспитании. Там же. С.153. 6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. 7.Гвоздева Н.А. Педагогика гуманизма (Исторический аспект): Учебное пособие. Часть 1. – Н.Новгород, НГЛУ им.Н.А.Добролюбова, 2015. Примечание: Для всех пунктов плана можно использовать любую хрестоматию по истории зарубежной педагогики или отдельно изданные труды зарубежных педагогов, а также любой учебник по истории педагогики и интернет-ресурсы.
Семинар 2 Становление европейских педагогических традиций воспитания и образования (2 часа) План: 1.Система воспитания и обучения И.Ф.Гербарта. 2.Принципы воспитания и дидактика развивающего обучения А.Дистервега. 3.Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX-первой половины XX века (экспериментальная педагогика, педагогика «трудовой школы», прагматическая педагогика, педагогика «свободного воспитания», функциональная педагогика).
Литература: 1.Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2 Новое время/ Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,2006, С.304. 2.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Там же. С.304. 3.Лай А. Школа действия. Там же. Т.3. С.283. 4.Килпатрик У. Метод проектов. Там же. Т.3. С.353. 5.Жуковская С.П. Инновационные и идеи и опыт зарубежных педагогов п.п. XX в.: Учебное пособие, - Н.Новгород, НГЛУ,2012. 6.Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999 (любой последующий год издания).
Семинар 3 Тема: Отечественная педагогическая мысль о воспитании и образовании человека (2 часа) План: 1.Воспитание человека в Славянском мире, памятники литературы о воспитании и образовании (X-XVII в.в.). 2.Реформаторская деятельность Петра I и его последователей в области просвещения. 3.К.Д.Ушинский – основоположник отечественной педагогической антропологии. К.Д.Ушинский о воспитании и обучении. 4.Идея народности К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский об изучении родного и иностранного языков. Литература: 1.Джуринский А.Н. История педагогики. М., Владос,1999 (любой более поздний год издания). 2.Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., Академия, 2001. 3.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время/ Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, С.378. 4.Ушинский К.Д. Родное слово. Там же. С.208.
Семинар 4 Тема: Методы и средства обучения (2 часа) План: 1.Понятие «метод обучения», «прием обучения», «средства обучения». 2.Многомерные классификации методов обучения: а) классификация методов по источнику знания; б) классификация методов по характеру познавательной деятельности; в) характеристика методов обучения по дидактическим целям.
3.Проблема выбора учителем методов обучения. 4.Средства обучения: функции, характеристика и классификация. Литература: 1.Ахматов А.Ф. Основы теории обучения Курс лекций: Учебное пособие для студентов – Коломна: КГПИ,2002. С.32-44. 2.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.1. – М. Владос, 2002. С.469-510. 3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М. Гардарики, 1999. С.184-220.
Семинар 5. Тема: Воспитание личности в коллективе (2 часа) План: 1.Понятие о коллективе. Ученический коллектив. 2.Учение А.С.Макаренко о коллективе. 3.Уровни развития коллектива по А.Н Лутошкину. 4.Качества руководителя коллектива и стили его общения. Литература: 1.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. К.2. – М.: Владос,2002. С.59-92. 2.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики,1999. С.323-339. 3.Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход.- М.: Академия,2008. С.158-160.
Семинар 6 Тема: Теоретические и методические основы воспитания (2 часа) План: 1.Нравственное воспитание. 2.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация. 3.Эстетическое воспитание. 4. Физическое воспитание. 5.Решение задачи разностороннего воспитания в семье. Литература: 1.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики. С.340-412. 2.Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М.: Академия. С.212-234.
Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогическая антропология» (педагогика) для студентов III курса ООЗ и ЗО
1.Возрастная периодизация и классно-урочная система по Я.А.Коменскому. 2.Д.Локк о разностороннем воспитании «джентельмена». 3.Реализация идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо в его возрастной периодизации. 4. Система обучения и воспитания И.Гербарта. 5.Принципы воспитания и дидактика развивающего обучения А.Дистервега. 6.Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX-начала XX века. 7.Воспитание человека в Славянском мире, памятники литературы о воспитании и образовании (X-XVII в.в.). 8.Реформаторская деятельность Петра I и его последователей в области просвещения. 9.К.Д.Ушинский о воспитании и обучении человека. 10.Идея народности К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский об изучении родного и иностранного языков (статья «Родное слово»).
11.Общие и специфические закономерности обучения. 12.Основные принципы и правила обучения. 13.Понятия «методы обучения», «приемы обучения» и «средства обучения». 14.Различные классификации методов обучения. 15.Содержание и сущность методов обучения. 16.Воспитание личности в коллективе. Понятие коллектива. 17.Учение А.С.Макаренко о коллективе. 18.Уровни развития коллектива по А.Н.Лутошкину. 19. Качества руководителя коллектива и стили его общения. 20.Проблема нравственного воспитания, задачи, методы, содержание. 21.Задачи, методы и содержание эстетического воспитания. 22.Задачи, методы и содержание трудового воспитания. 23.Задачи, методы и содержание физического воспитания.
Литература: 1.Джуринский А.Н. История педагогики. -М.:1999. 2.Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.:2002. 3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: 1999. Можно использовать учебники других авторов и интернет-ресурсы.
Общий тематический перечень контрольных работ по педагогической антропологии
1.Человек глазами философов (античных, средневековых, эпохи Возрождения, немецкой классической философии). Любой период по выбору студентов. 2.Проблема человека в истории педагогической мысли. Идеи зарубежных педагогов о человеке (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, М.Монтессори, С.Френе). 3.Идеи русских педагогов о человеке и его природе (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Каптерев). 4.Современные проблемы педагогической антропологии. 5.Особенности традиционного воспитания детей в семье России и Европы (по выбору). 6.Женщина как воспитатель и как воспитанница. 7.Индивидуальность человека и проблема его развития. 8.Соотношение индивидуального и общественного в социальном становлении личности (в том числе в детских и молодежных движениях). 9.Семья в системе становления человека (как социальный институт воспитания, как фактор разностороннего развития, как среда полоролевой социализации). 10.Система современного образования в России. Основные тенденции и принципы ее развития.
11.Система современного образования в странах изучаемого языка (США, Великобритания, Германия, Франция и др.) По выбору студента. 12.Социокультурная миссия университетов. Знаменитые университеты мира. 13.Духовные ценности русской народной педагогической культуры. 14.Проблема методов воспитания в современной науке. 15.Теоретические и методические основы нравственного воспитания. 16.Содержание и методические основы трудового воспитания. 17.Основные формы эстетического воспитания школьников. 18.Теоретические и методические основы проблемного обучения. 19.Концепции развивающего обучения В.В.Давыдова и Дж.Брунера. 20.Методы и формы оценки уровня усвоения учебной информации (М.Н.Скаткин, Б.Блум.). 21.Современные педагогические технологии воспитания. 22.Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. 23.Проблема полового воспитания и просвещения школьников. 24.Одаренный ребенок: специфика педагогической деятельности. 25.Воспитательная система школы как педагогическое понятие. 26.Активизация познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе. 27.Государственный образовательный стандарт: проблемы и решения. 28.Педагогическое новаторство: идеи и представители. 29.Проблема педагогического мастерства. 30.Общение и его роль в развитии личности. Стили педагогического общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|