Международный юридический институт
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «20» января 2006 года Методические рекомендации Пособие Для студентов и преподавателей Кафедра Гражданского права
Москва 2010
ББК 67.408 М54
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство Международного юридического института, 2010 – 40 с.
Составители: Гарненко С.А., профессор кафедры гражданского права МЮИ, к.ю.н., доцент; Карташов С.В., декан факультета юриспруденции (регионального обучения) МЮИ, к.ф.н., доцент Лыкова Е.Ю., заместитель начальника учебно-методического управления МЮИ, к.и.н., доцент; Проскурякова Л.Б., директор Звенигородского научно-образовательного комплекса Одинцовского филиала МЮИ, д.п.н., доцент; Ходусов А.А., заместитель декана факультета юриспруденции (регионального обучения) МЮИ, к.ю.н., доцент.
Методические рекомендации призваны оказать помощь студентам Международного юридического института, завершающим обучение по специальности «Юриспруденция», в подготовке и защите, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. В методических рекомендациях особое внимание уделено выбору темы и организации выполнения дипломной работы, ее плану и структуре; подготовке дипломной работы к защите и порядку защиты; содержится ряд рекомендаций, направленных на исключение возможных ошибок при написании курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Ó Международный юридический институт, 2010 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
СОДЕРЖАНИЕ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ........ 4 1.1. Общие положения............................................................................................................... 4 1.2. Этапы подготовки................................................................................................................ 5 1.3. Требования к оформлению.................................................................................................. 6 1.4. Структура курсовой работы……………………………………………………………………….7 1.5. Порядок аттестации по курсовым работам………………………………………………………..8 II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (дипломной работы)……………………………………..10 2.1. Общие положения................................................................................................................ 10 2.2. Выбор темы и руководство................................................................................................. 8 2.3. Составление плана исследования и подбор необходимой литературы........................... 9 2.4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление.................................................. 10 2.5. Подготовка презентации ВКР и текста устного выступления………………………………….. III. ПРЕДЗАЩИТА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ..................................................... 14 3.1. Подготовка и допуск дипломной работы к защите........................................................... 14 3.2. Процедура защиты дипломной работы.............................................................................. 15 3.3. Критерии оценки дипломной работы................................................................................. 15 ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 21 Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы.................................................. 22 Приложение 2. Заявление о закреплении темы дипломной работы........................................ 23
Приложение 3. Задание по выпускной квалификационной (дипломной) работе.................... 24 Приложение 4. Календарный план............................................................................................ 25 Приложение 5. Примерный перечень мероприятий календарного плана выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы..................................... 26 Приложение 6. Образец титульного листа................................................................................ 27 Приложение 7. Образец содержания и структуры дипломной работы................................... 28 Приложение 8. Отзыв на дипломную работу............................................................................ 29 Приложение 9. Рецензия на дипломную работу....................................................................... 30 Приложение 10. Оформление списка литературы.................................................................... 31 Приложение 11. Структура доклада на защите дипломной работы........................................ 35
Типичные ошибки при написании курсовых и дипломных работ................................................. 36 Электронные ресурсы по проблемам права……………………………………………………………….37 Рекомендациик подготовке устного выступления (доклада) и презентации выпускной квалификационной работы........…………………………………………...39 Глоссарий.......................................................................................................................................... 40
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Общие положения Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом. Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов самостоятельной работы студента, позволяющий приобрести навыки исследования, осмысления и истолкования нормативно-правовых актов, критического отношения к научной литературе. В соответствии с учебным планом Международного юридического института студент обязан подготовить и защитить курсовые работы по теории государства и права, гражданскому, уголовному и международному праву[1]. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области юриспруденции и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.
Тема курсовой работы должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры института и/или филиала в соответствии с профилем кафедры и утверждаются на ее заседании. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. В случае если студент в установленные сроки не избрал тему курсовой работы, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению. Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы. Курсовая работа не может быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов произведений других авторов, подвергнутых в какой-то степени литературной обработке. Необходимо произвести самостоятельное обобщение фактов, накопленных другими исследователями, раскрыть взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями. Курсовая работа должна содержать нечто новое. В ней могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, локальные нормативные акты какой-либо организации) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы). В работе может быть представлено оригинальное обобщение материалов актуальных публикаций СМИ, новейшей научной литературы по изучаемой теме, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение, и т.п. Курсовая работа должна быть не только оригинальным, но и завершенным исследованием. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.
По решению кафедры на основании представления ведущего преподавателя за курсовую работу может быть зачтен: доклад на научной студенческой конференции или на заседании научного студенческого кружка; перевод студентом зарубежного научного источника или нормативного акта, необходимого в учебных или научных целях. 2. Этапы подготовки В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы: Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой. Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем. Подготовка первого варианта курсовой работы. Сдача первого варианта курсовой работы руководителю. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы. Защита курсовой работы. На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть, использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана следует, прежде всего, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа. План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Не следует перегружать план работы. В курсовой работе реально рассмотреть две, максимум – три главы.
При составлении плана не должно быть шаблона. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок. Полезно использовать юридические базы информационных справочных систем типа «КонсультантПлюс», «Гарант», «Юсис» и т.п. Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий. Следует учитывать, что в библиотеках института имеются комплекты ряда периодических изданий (Российская газета; Российские вести; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Вестник Конституционного Суда РФ; Бюллетень Минюста России и другие ведущие федеральные и региональные юридические издания). После составления примерного перечня намеченных для анализа нормативно-правовых актов и списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем. Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами. Текст работы должен демонстрировать: - знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам; - умение выделить проблему и определить методы ее решения; - умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов; - владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; - приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения. Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата. 3. Требования к оформлению Курсовая работа должна включать в себя: титульный лист (см. Приложение 1); содержание (план работы); введение – обоснование темы и ее актуальности, цель работы; основное содержание с разбивкой на главы, со сносками на используемую литературу, оформленными в соответствии с существующими стандартами; заключение; список нормативных правовых актов и используемой литературы. Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста, что составляет примерно 1,0 п.л. (1 п.л. соответствует 40 тыс. символов с пробелами). Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований: работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; шрифт Times New Roman; кегль 14; интервал – полуторный; нумерация страниц – сквозная; страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются; каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см; постраничные сноски оформляются через один интервал; в случае использования таблиц, иллюстраций, схем, графиков следует учитывать, что: единственная иллюстрация и таблица не нумеруются; нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.); каждая таблица, иллюстрация, схема, график должна иметь заголовок, который размещается непосредственно под таблицей, иллюстрацией и т.д. в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком «–» либо писать «нет», «нет данных». в случае использования приложений следует учитывать, что: каждый структурный элемент приложений необходимо пронумеровать и снабдить подписью; нумерация листов приложения продолжает общую нумерацию страниц текста курсовой работы; в основном тексте делаются пометки, указывающие, к какому фрагменту относится то или иное приложение (например: См. Приложения, таблица 1). При оформлении библиографических описаний (сноски, списки литературы) принято использовать определенные правила (см. Приложение 9). В тексте работы (в отличие от сносок) при упоминании каких-либо персоналий инициалы принято ставить перед фамилией (например, А.С. Иванов). Необходимо придерживаться требований, касающихся оформления списка литературы. Нормативные акты следует располагать в следующей последовательности: международные акты, действующие на территории РФ – по хронологии; Конституция Российской Федерации; кодексы – по алфавиту; Законы Российской Федерации – по юридической силе (сначала федеральные конституционные законы, далее федеральные законы), а затем – по хронологии; Указы Президента Российской Федерации – по хронологии; акты Правительства Российской Федерации – по хронологии; акты министерств и ведомств – по хронологии; решения иных государственных органов – по алфавиту, а затем – по хронологии; нормативные акты иностранных государств, не действующие на территории Российской Федерации. В библиографии необходимо указать: полное название акта, дату его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку. Структура курсовой работы Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартом. На нем указываются министерство, название института (филиала института), название кафедры, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, факультет (филиал), фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы; сведения о заведующем кафедрой – ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы. На следующей странице размещается содержание курсовой работы. Специалисту достаточно ознакомиться со страницей «Содержание», чтобы представить общую схему рассуждений автора. Заголовки глав и подразделов должны быть краткими, четкими, синтаксически разнообразными, точно отражающими внутреннюю логику работы. Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты – внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки. Во введении отражаются следующие основные моменты: общая формулировка темы; теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой; объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы; использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поставил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой. Основная часть курсовой работы (обычно – 20–25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф – часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать. В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, организаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки. В курсовой работе необходимо придерживаться принятой в науке терминологии, избегая штампов, часто характерных для современных средств массовой информации. Нужно использовать стандартные условные сокращения и символы. Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений. В заключении (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом. Список используемой литературы оформляется по установленному порядку (см. Приложение 10). Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, варианты юридических актов, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. 5. Порядок аттестации по курсовым работам Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное предоставление курсовой работы на кафедру приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине. После написания курсовая работа передается для ознакомления руководителю, который определяет ее научный уровень, контролирует соблюдение требований по оформлению курсовой работы, дает развернутый письменный отзыв-рецензию и допускает работу к защите. Студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют руководителю для проверки и предварительной оценки законченные и полностью оформленные работы, а также их электронные копии (на диске/дискете) не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Студенты заочной формы обучения (кроме обучающихся в группах выходного дня) представляют руководителю курсовую работу не позднее первого дня начала очередной сессии. При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает курсовую работу для доработки и устранения недостатков. На курсовые работы руководителем составляется отзыв-рецензия. Форма и содержание отзыва-рецензии руководителя аналогичны тем, которые составляются на дипломную работу. Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии, где обязательно выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Работа, которую руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве-рецензии замечаний. При подготовке к защите автор может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр накануне защиты должен находиться на кафедре, на которой была выполнена курсовая работа. К защите студент готовит устное выступление не более чем на 5 минут. Выступление должно: быть четким и лаконичным; демонстрировать знания по освещаемой проблеме; содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы; освещать выводы и результаты проведенного исследования. При устном выступлении может использоваться наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр. Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку. Основные критерии оценки курсовой работы: Глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах. Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме. Использование новейшего фактического и статистического материала. Полнота решения задач, определенных в работе. Грамотность, логичность в изложении материала. Качество оформления. Формой аттестации студента по курсовой работе является дифференцированный зачет («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка за курсовую работу по результатам защиты выставляется в ведомость и зачетную книжку студента (неудовлетворительная оценка – только в ведомость). Полные названия курсовых работ вносятся в приложения к дипломам. Защищенные курсовые работы студентов хранятся на кафедре в течение двух лет. Для представления на конкурсы или использования в интересах выпускающих кафедр решением заведующего кафедрой срок хранения курсовых работ может быть продлен. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ 2.1. Общие положения Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) определяет уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. В работе должны сочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и материалов юридической практики. ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования. Итоговая аттестация выпускников, завершивших освоение образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция, помимо прочих аттестационных испытаний, предполагает защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области. Дипломная работа выпускника отражает уровень освоения им методов научного анализа сложных социальных явлений, свидетельствует, об усвоение им навыка делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области. При написании ВКР преследуются следующие цели: систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности и их применение для постановки и решения конкретных научных и прикладных (практических) задач; углубление навыков ведения самостоятельной работы, овладение современной методикой проведения исследований при решении правовых вопросов; развитие умения проводить критический анализ литературы, творчески обсуждать результаты работы, вести научную полемику. Сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются соответствующими учебными планами. Требования к выпускной квалификационной работе и ее оформлению, порядок разработки и защиты устанавливаются Положением о ВКР МЮИ. Сотрудниками деканатов факультетов, центра экстерната и учебных отделов филиалов Института требования к выполнению выпускных квалификационных работ доводятся до студентов не позднее, чем за восемь месяцев до начала итоговой аттестации. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель, а при необходимости, консультант. Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензентами могут быть сотрудники научных учреждений, практические работники предприятий, организаций. В исключительных случаях рецензентами могут быть преподаватели Института или других вузов, которые утверждаются соответствующим приказом. Выпускная квалификационная работа юриста должна: носить творческий характер с использованием новых статистических данных и действующих нормативных правовых актов; отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами; содержать примеры судебной, арбитражной, нотариальной практики по реализации конкретных правовых норм; соответствовать правилам оформления работы, установленным соответствующими стандартами (четкая структура, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, библиографического описания, списка используемых источников, аккуратность выполненной работы). К защите выпускной квалификационной работы допускаются выпускники, успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний. Результаты защиты ВКР как одного из аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления протоколов заседаний экзаменационных комиссий. Экзаменационные комиссии принимают решения на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, при обязательном присутствии председателя или заместителя председателя экзаменационной комиссии. При равном числе голосов председатель (заместитель председателя) обладает правом решающего голоса. По завершении работы аттестационной (государственной аттестационной) комиссии выпускные квалификационные работы выпускников сдаются на архивное хранение. 2.2. Выбор темы и руководство Тема дипломной работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития юридической науки, отражать потребности правоприменительной практики. Общий перечень тем дипломных работ обновляется по мере необходимости с учетом новейших правовых, социально-экономических, политических потребностей общества. Тематика дипломных работ определяется выпускающими кафедрами института, рассматривается и утверждается на их заседании. По предложению выпускающих кафедр филиалов тематика дипломных работ может быть расширена с учетом региональных условий. Рецензирование предложений кафедр филиалов по расширению тематики ВКР проводят кафедры головного вуза. Выписка из протокола заседания кафедры филиала, с указанием тем, учитывающих региональную специфику, должна быть передана на кафедры головного вуза не позднее, чем за семь месяцев до начала защит выпускных квалификационных работ по намеченной тематике. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить свою тему дипломной работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Студент выбирает тему ВКР, основываясь, как правило, на материалах своих курсовых работ, информации, полученной в ходе производственной практики или результатах и опыте собственной трудовой деятельности. По согласованию с руководителем студент может избрать в качестве темы дипломной работы теоретический анализ обзоров судебной, следственной, административной или иной практики по тем или иным категориям дел, законопроектных работы, экспертных заключений по проблемам применения норм права. Выбор темы выпускной квалификационной (дипломной) работы должен быть связан с проблемами преддипломной практики, в ходе которой целесообразно собрать материал для будущей работы. По одной проблеме могут выполняться дипломные работы несколькими студентами-выпускниками (но не более 2-х человек в одной группе), если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие должно быть отражено в плане дипломной работы. Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению (см.Приложение 2) на имя заведующего кафедрой. Руководителю совместно со студентом перед началом преддипломной практики необходимо продумать, какой фактический материал требуется для подготовки ВКР по избранной теме исследования. Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки диплома. От того, насколько правильно и полно он собран, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Темы дипломных работ и руководители утверждаются кафедрами и объявляются приказом ректора института. Утверждение тематики и руководителей дипломных работ производится не менее чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. Студентам-выпускникам, выполняющим выпускную квалификационную работу на стыке смежных специальностей, разрешается иметь, в порядке исключения, руководителя и консультанта. Избранные и утвержденные приказом ректора темы дипломных работ, руководители изменяются в крайних уважительных случаях по решению кафедр, но не позже чем за 3 месяца до защиты. Изменения оформляются приказом по Институту. Руководитель выпускной квалификационной (дипломной) работы осуществляет контроль над процессом исследования: выдает студенту-выпускнику задание по дипломной работе (см. Приложение 3); оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения дипломной работы (см. Приложение 4 и Приложение 5); рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу, справочные материалы, учебные пособия и другие источники по теме работы; проводит предусмотренные расписанием консультации; проверяет выполнение работы (по частям и в целом). Задание по дипломной работе составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр задания подписывается руководителем и студентом-дипломником. Один экземпляр задания выдается студенту перед началом преддипломной практики, в ходе которой осуществляется сбор материалов для дипломной работы и обобщение информации по избранной теме. Другой экземпляр хранится на кафедре, откуда передается в аттестационную комиссию, вместе с представляемой к защите дипломной работой. После завершения студентом-выпускником исследования руководитель обязательно дае
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|