Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское учение о движении




Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса:

1. Какова связь материи и движения? (или более конкретно: может ли существовать материя без движения и движение без материи?)

2. В чем сущность движения?

3. В каких формах проявляется (или может про­яв­ляться) сущность движения?

Вопрос о связи материи и движения является исходным и основным вопросом философского учения о движении с позиций современного материализма. Можно предположить, что последовательный материализм в трактовке связи материи и движения будет состоять в выяснении того, что является первичным: материя или движение. Так ли это? Здесь следует обратить внимание на то, что в данной своей постановке сам вопрос уже выражает вполне определенное утверждение, именно: либо материя, либо движение – первичны. Рассмотрим последовательно каждую содержащуюся в данном вопросе альтернативу.

1. Допустим, что материя первична. Тогда сначала существует материя, но, разумеется, без движения. Затем откуда-то «приходит» движение. Откуда оно «приходит» и что является причиной движения материи? В данном случае необходимо предположить некий внешний по отношению к материи источник движения, например, Бог. Но тогда это уже не материализм.

2. Допустим, что первично движение. Тогда сначала существует только движение. Материи пока нет. В таком случае возникает вопрос: что движется? Поскольку материи еще нет, ответ на этот вопрос оказывается однозначным и безальтернативным: движутся наши мысли, или, во всяком случае, нечто нематериальное. Затем каким-то образом из нематериального движения должна возникнуть материя. Но и это то же не материализм.

Таким образом, все выводы, вытекающие из первого и второго допущений, не согласуются с материализмом. Остается предположить, что сама постановка вопроса «Что первично материя или движение?» не состоятельна, так как в такой постановке вопроса уже предполагается, что материя и движение могут существовать сами по себе: материя без движения и движение без материи.

Логика рассуждения подводит нас к необходимости сделать следующий вывод: материя и движение неразрывно связаны. Это значит – не существует материи без движения и движения, не связанного с какой-либо материей. Следовательно, последовательный материализм в философском учении о движении будет состоять в обосновании необходимой и неразрывной связи материи и движения, неотделимости их друг от друга.

Тогда каким определением движения можно правильно выразить эту связь?

В истории философской мысли существовали две принципиально различные позиции в понимании движения.

Первая состояла в отрицании необходимого характера связи материи и движения, т.е., так или иначе, допускалась возможность существования материи без движения (например, в учении Аристотеля). Вторая состояла в признании необходимого характера этой связи, т.е. утверждалась неразрывная связь материи и движения. Так, например, сложились определения понятия движения как свойства или существенного свойства материи (материализм XVII–XVIII вв.). В дальнейшем развитие второй точки зрения приводит к современному, диалектико-материалистическому определению понятия движения: движение есть способ существования материи.

Вопрос о сущности движения представляет известную сложность. Как это не парадоксально, но понять сущность движения легче, чем дать ее верное теоретическое описание. Известная апория Зенона «Стрела» прекрасная иллюстрация этому. Ее можно выразить в следующем умозаключении:

Движущаяся стрела в каждый данный момент времени t1 находится в точке m1, в момент времени t2, она находится в точке m2 и т.д. в момент времени tn в точке mn. Но находиться здесь, в этой определенной точке, быть именно здесь – значит покоиться здесь. Следовательно, в каждый данный момент времени в каждой данной точке пространственного «здесь» стрела покоится. Сумма состояний покоя – вот что такое движение стрелы. Это и значит, что «летящая стрела – покоится».

В чем реальный смысл этой апории и как она разрешается? Ошибка Зенона заключается в том, что он пытается мыслить непротиворечиво то, что по своей природе представляет противоречие: 1) если стрела находится «здесь» (например, в точке m1), то она уже неподвижна, а 2) если она находится «не-здесь» (например, в точке m2), то она, следовательно, находится в другом «здесь» (в точке m2, m3 и т.д.), но и в этом «здесь» она (стрела) – покоится, согласно 1-ому. Поскольку и в 1-ом и во 2-ом случаях описание движения как движения не получается, необходимо изменить предпосылку рассуждения. Необходимо допустить, что в каждый данный момент времени движущаяся стрела находится «здесь» и «не-здесь». Именно в этом состоит сущность движения, которое по самой своей природе есть противоречие.

Итак, отвечая на второй вопрос («В чем сущность движения?»), современные философы-диалектики отвечают: сущность всякого движения в противоречии. Это, например, противоречие моментов изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, беспокойства и покоя, неуравновешенности и равновесия. Абсолютные покой, равновесие, устойчивость – невозможны. Покой есть временное состояние равновесия противоположных сил, вызывающих движение, определяющих ту или иную его конкретную форму. Поэтому всякий покой относителен, а движение абсолютно. Вместе с тем покой не следует понимать как нечто второстепенное, несущественное в движении. Покой (устойчивость, равновесие) как моменты реального движения – существенные условия дифференциации материи. «Покой есть главное в движении» (Лао Цзы), столь же главное, как и другой его момент – изменчивость.

Всякое движение проявляется в различных изменениях. В этом смысле третье основное положение философского учения о движении заключается в утверждении, что движение есть изменение вообще, или всякое изменение.

Положение о движении как всяком изменении (качественном, количественном, физическом, химическом, биологическом, социальном, духовном и т.д.) направлено против метафизического сведения движения лишь к какой-либо одной его конкретной форме (например, к механическому движению в философском материализме XVII–XVIII вв.). Движению материи присущи самые разнообразные формы, самые различные виды изменений и взаимодействий материальных объектов, в которых проявляется их сущность.

Пространство и время

С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно ли их рассматривать как нечто обладающее субстанциональным бытием, т.е. существующим независимо от вещей? Наконец, объективны они или они субъективны, т.е. существуют только в чувственном представлении воспринимающего субъекта (как, например, форма чувственного созерцания у И. Канта)? Вот основные вопросы, рассмотрение которых составляет суть философского подхода к осмыслению проблемы пространства и времени.

С точки зрения современных представлений пространство и время – всеобщи и объективны, но они лишены самостоятельного существования, т.е. не могут рассматриваться как субстанциальные формы (подобно абсолютному пространству и времени в механике Ньютона). Напротив, и пространство и время зависят от материи, будучи всеобщими свойствами (атрибутами) материальных вещей. Как показала теория относительности А. Эйнштейна, свойства пространства и времени зависят от движения и взаимодействия материальных объектов и их систем, т.е. не являются чем-то абсолютным.

 

25. Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего. Современная наука о строении и свойствах материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их взаимосвязь и качественная специфика.

 

Монизм (от греч. monas – единственность) – учение о всеединстве, согласно кот-ому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма, из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), напр. монизм неразличимости в основе мира (философия тождества); монизм божественной субстанции (пантеизм, панентеизм), монизм (все-) жизни (гилозоизм, панвитализм); монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно – панпсихизм, б) субъективно – психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления, или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм).

— рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин «М.» впервые использован X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию. М. противопоставляются дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. В антич. философии М. первоначально имел форму представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, напр. вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Классическими противниками крайнего М. были Парменид из Элеи и Б. Спиноза. На подчеркнуто монистическом представлении о реальности основывается христианская религия. Крайней формой М. являлся диалектический материализм, доказывавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Различают материалистический и идеалистический М. Материалистический М. постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, напр. атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический М. исходит из духовного первоначала — идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), кот-ые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций. В эпистемологическом плане М. означает, что реальный объект и идея о нем (восприятие или понятие) совпадают в познавательном отношении, как это утверждает, напр., крайняя мистика.

Дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно кот сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всего суще­ствующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеа­листический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом. всех явле­ний считают дух, идею и т. д. Наибо­лее последовательным направлением идеалистического монизма - является филосо­фия Гегеля. Научный и последова­тельный материалистический монизм. ха­рактерен для диалектического мате­риализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют со­бой различные виды движущейся ма­терии. В философии марксизма мате­риализм распространен и на общест­венные явления. Противоположность монизма.— дуализм.

ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — фило­софское учение, считающее в противо­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма ча­сто является попытка примирения ма­териализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Дуализм слу­жит философской основой теории психофизического параллелизма.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма. лежала в основе монадологии Лейб­ница. Склонность к плюрализм выражает стрем­ление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалисти­ческим и идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу плюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. В социологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющей основы общества, для взгляда на историю как на поток слу­чайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных зако­нов развития общества (точка зрения марксистско-ленинской идеологии).

 

На всём протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. ([2.2). Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности. Проблема единства мира по-своёму решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом.Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.Глубже, чём другие материалисты ([1.4), подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические «комбинации элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся её материальными носителями.Марксизм ([2.7) при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своёобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во «включении» менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым. Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определённой длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всём многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своём составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX–XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещёственную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей «праматерии». Такой первоматерией всёх вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.Кроме субстратно-вещёственной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Всёленной связана с другой, сколь угодно удалённой от неё. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определённое место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всёх видов материи и форм движения. Здесь имеётся в виду единство атрибутов материи, её законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.Единство мира находит своё отражение, например, в математике, которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Так, например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего развития физики и астрофизики.Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая общеё в различных явлениях и процессах. И вообще, интеграция наук – свидетельство материального единства мира. Вместе с тем выход естествознания на новый уровень, где здравый смысл уже не может регулировать отношения истинности и ложности, потребовал и изменения философских трактовок бытия. В структуру бытия была введена категория «наблюдатель». От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание теории относительности и квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания. Всё большее распространение получает в философском знании замена вопроса: «что такое мир», на вопрос «каким мы этот мир представляем». Так, в социальной философии ([8.1) всё более популярной становится идея «социального конструирования реальности». Категории бытия, по мнению сторонников этой концепции, зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям. Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер. По его мнению, существуют три разновидности бытия. Первая форма или собственно бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между бытием и небытием. Второй разновидностью бытия выступает, по Хайдеггеру, здесь – бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания ([7.1). Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.). Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создаёт аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести – масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое бытие). В последнеё время неклассические трактовки бытия начинают приобретать всё больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних «объективных», независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот. Проблема бытия по-прежнему остаётся одной из основных проблем философского знания. Меняются подходы к его анализу, меняются определения, но постоянным остаётся философский вопрос: что есть мир? ***

Таким образом, всё философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живём и частью которого являемся, – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...