Билет 3 Положение человека в природе
К ЛЕКЦИИ 13 ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ И ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА Билет 2 История анатомии 1. Зарождение познавательной деятельности человека связано с расчленением убитых животных и сопоставлением полученных сведений о форме и строении органов у животных и раненого человека. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400—2600 лет до н. э.). На фоне контуров изображаемых животных правильно показаны местоположение и форма некоторых внутренних органов (сердца, органов дыхания, желудка, почек и т.д.). 2. В 4 —2-м тысячелетии до н.э. центр науки и культуры формируется в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и Древней Палестине. В это время выделилась своеобразная каста врачей — жрецы, которые для лечения болезней начали широко применять воду, масла, настои трав и т.д. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масла». Врачевание предполагало изучение основ строения тела человека. В Древнем Египте получило распространение бальзамирование трупов: производились небольшие разрезы тела, извлекались внутренние органы и мозг, тело умершего пропитывали солевыми растворами и смолистыми составами. 3. Основоположником древнегреческой анатомии и физиологии считается Алкмеон Кротонский, который в конце VI —начале V в. до н.э. написал трактат о строении тела животного. Он впервые указал на то, что головной мозг является основным органом мироощущения и мышления, описал отдельные нервы и их значение для функции органов чувств. 4. Гиппократ считается «отцом» медицины. Его многочисленные научные труды были объединены в виде «Гиппократова сборника» через 100 лет после смерти автора. Большой интерес для анатомов представляют его сочинения «О железах», «О кишечнике», «О природе ребенка», «О прорезывании зубов» и т.д. Он описал некоторые кости черепа, строение сердца. Но его представления о движении крови были ошибочными, например, считалось, что вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца.
5. Герофил (род. в 304 г. до н.э.) в поисках «души» произвел анатомирование более 600 трупов и впервые обобщил данные о строении тела человека в своей работе «Anatomica». В связи с этим Герофила считают создателем анатомии как науки. Он описал внешнее строение головного мозга, его оболочки, синусы твердой мозговой оболочки и желудочки мозга, отличал артерии и вены, дал название легочным венам, описал предстательную железу, семенные пузырьки, двенадцатиперстную кишку. Работы древнегреческих ученых стояли у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении. 6. Клавдий Гален (130 — 200 гг. н.э.) был врачом богатых римлян и гладиаторов. Его главная заслуга как анатома заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, полученные в античный период. Его основные труды носят общее название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связано многое: классификация костей, описание мышц спины, выделение трех оболочек артерий, описание блуждающего и лицевого нервов и т.д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем. В связи с тем что в Древнем Риме нельзя было анатомировать труп человека, многие данные были получены Галеном на основе строения животных и перенесены на строение тела человека механически. В этом источник ошибок и неточностей его сочинений. Исправили их нескоро, только через 1400 лет, так как труды Галена были признаны средневековой церковью непогрешимыми и на протяжении 14 столетий служили пособиями для подготовки врачей в ведущих медицинских школах мира.
Анатомия Средневековья. Анатомия во времена Средневековья находилась под гнетом инквизиции. В этот период не было сделано никаких существенных открытий. Много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена, но даже из сочинений Галена использовалось только то, что церковь считала непогрешимым. Выступать против Галена означало не соглашаться с религией и при этом несогласие жестоко каралось. Вскрытие трупов человека было категорически запрещено. Вот почему учение Галена, превращенное в догму, задержало развитие медицинской науки в Европе на многие столетия, вплоть до эпохи Возрождения. 7. В то же время на мусульманском Востоке наука развивалась более свободно. Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Авиценна (980—1037) — великий таджикский ученый, философ и врач. Он автор более 100 произведений по астрономии, литературе и медицине. Основным для медицины трудом Авиценны считают «Канон врачебной науки». Первый его том посвящен анатомии и физиологии. В этом каноне обобщены и проанализированы сведения о строении человеческого организма, открытые древнегреческими учеными, а также приведены собственные наблюдения. Анатомия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса) знаменуется великими научными открытиями, пробуждением интереса к искусству и литературе. Выдающимися анатомами этого периода были Леонардо да Винчи, Андрей Везалий и др. 8. Леонардо да Винчи (1452—1519) — гениальный художник и ученый. Как художник он интересовался пластической анатомией и сделал много точных анатомических рисунков с пояснительными заметками. Использовав законы механики, он Описал изгибы позвоночного столба, создал классификацию мышц и впервые описал щитовидную железу. К сожалению, его анатомические труды стали известны только через 300 лет. В результате гонений инквизиции они были спрятаны в тайнике и поэтому не оказали существенного влияния на современников и последующие поколения. 9. Андрей Везалий — профессор анатомии Падуанского университета, считается реформатором и «отцом научной описательной анатомии». Он вскрывал и препарировал трупы людей, делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов и нервов. В 1538 г. А. Везалий издал небольшой анатомический атлас — «Анатомические таблицы», в котором представил собственные данные, точно установленные при вскрытии и препарировании трупов. Результатом многих лет напряженной работы явился его знаменитый труд «О строении тела человека», опубликованный в Базеле в 1543 г. Этим сочинением был нанесен сокрушительный удар по схоластической анатомии и определено направление развития анатомии на последующее столетие.
После А. Везалия многие ученые проводили исследования в области анатомии, углубляя знания о строении человеческого организма. Г. Фаллопий (1523—1562) — ученик Везалия, впервые описал маточные трубы, канал лицевого нерва, развитие и строение костей. Б. Ев- стахий (1510—1574) первым обнаружил и описал слуховую трубу, заслонку нижней полой вены, изучил развитие зубов, строение почек, описал непарную вену. 10. В середине XVII в. центром анатомических исследований стала Голландия. Под руководством Фредерика Рюйша (1638—1731) был организован анатомический музей, который современники называли «восьмым чудом света». Ф. Рюйш владел уникальной техникой бальзамирования трупов и инъекции сосудов органов различными красящими веществами. Петр I купил коллекцию препаратов Ф. Рюйша. Большая часть коллекции этих препаратов хранится в Санкт-Петербурге в Кунсткамере, а меньшая часть — в фундаментальном музее кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До XVII столетия медицины как науки в России не существовало. Знатных больных лечили врачи-иностранцы, но их приглашение обходилось государству дорого. Кроме того, они плохо знали русский язык, не всегда имели достаточную подготовку. В связи с этим возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. Для этого в 1620 г. в Москве учреждается Аптекарский приказ, регламентировавший медицинское обслуживание и изготовление лекарств для армии. В 1654 г. создается первая в России «Школа русских лекарей». В этой школе анатомия преподавалась по руководству А. Везалия, которое в этом же году было переведено на русский язык Епифанием Славе- нецким.
11. Особая заслуга в организации подготовки отечественных лекарей принадлежит Петру I. По его указу в 1707 г. в Москве при госпитале была учреждена лекарская школа, которой руководил Николай Лам- бертович Бидлоо. Обучение по анатомии и хирургии проводилось согласно рукописному руководству «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», составленному в 1710 г. Для того времени книга содержала весьма важные и обширные сведения по хирургии и подробную характеристику различных анатомических структур. Позже лекарские школы были открыты в Петербурге (1717) и в Кронштадте (1719). Их называли госпитальными школами. К концу XVIII в. в России функционировало 20 госпитальных школ. Главным предметом считалась анатомия, которая называлась «материя медика». 12. Заслуга в создании первого отечественного анатомического атласа принадлежит Мартыну Ильичу Шеину. Он подготовил анатомический атлас под названием «Силабус, или Указатель всех частей человеческого тела». Атлас включал 26 таблиц, иллюстрированных 13. В дальнейшем анатомы начали более целенаправленно изучать строение человеческого организма и сделали ряд важных научных открытий. А. М. Шумлянский в 1782 г. защитил диссертацию «О строении почек», в которой впервые правильно описал их внутреннее строение. 14. Первым русским академиком-анатомом стал А. П. Протасов (1724—1796). Он занимался изучением сердца и сосудов. 15. В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медикохирургические училища и медицинские факультеты университетов, где была впервые учреждена кафедра «анатомии, физиологии и хирургии». Преобразование Санкт-Петербургского Главного врачебного училища в Медико-хирургическую академию (МХА) в 1798 г. стало событием ординарным, так как к тому времени это было уже самостоятельное подразделение с научно обоснованной программой обучения. У истоков кафедры физиологической анатомии стоял Петр Андреевич Загорский (1764— 1846), много сделавший для становления учебного процесса и подготовивший первый учебник по анатомии на русском языке.
15. Выдающимся анатомом XIX в. был Илья Васильевич Буяльский (1789—1866). Он совершенствовал методы препарирования, бальзамирования, инъекции сосудистого русла застывающими массами (коррозионные препараты) и гравирования костных анатомических препаратов. 16. Н.И.Пирогов — член-корреспондент Российской академии наук, гениальный русский хирург, анатом и педагог, организатор и руководитель института практической анатомии МХА с 1846 по 1856 г., основоположник и создатель прикладного направления анатомии — топографической анатомии и оперативной хирургии. Он является автором книги «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1838). Этот выдающийся труд не потерял своего значения и в настоящее время. Для создания атласа «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело» (1852—1859) Н. И. Пирогов использовал метод распилов замороженных трупов и метод скульптурной анатомии, при котором соответствующий орган высекался из замороженного объекта. История анатомии в России в советский период и в настоящее время. В советский период практически во всех союзных республиках были организованы высшие медицинские учебные заведения, открыты специализированные морфологические кафедры и лаборатории. Все это способствовало расцвету анатомии. Успешно разрабатывались новые перспективные научные направления, внедрялись новые морфологические методы исследования. Анатомия как наука прочно закрепила за собой понятие функциональной анатомии. В экспериментальных работах ученых начали широко использовать микроскопические, рентгеновские, биометрические, биохимические и функциональные методики исследования. 17. Выдающимися представителями анатомии советского периода следует считать В.Н.Тонкова, Г. М. Иосифова, В. П. Воробьева, Г. Ф. Иванова, Д. А. Жданова, М. Ф. Иваницкого, Р.Д. Синельникова, М. Г. Привеса, Е.А.Дыскина, В. В. Куприянова, М.Р.Сапина и многих других. В.Н.Тонков — академик Академии медицинских наук (АМН) СССР, начальник кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии (1915 — 1950), основоположник и руководитель анатомической школы по изучению коллатерального кровообращения, основатель учебных музеев кафедры нормальной анатомии, начальник (президент) Военно-медицинской академии (1917—1925). В 1896 г. В.Н. Тонков одним из первых русских исследователей в анатомии применил лучи Рентгена для изучения роста и развития скелета; впервые изучил развитие селезенки, артерий верхней конечности и костей черепа у птиц, первым точно описал ангиоархитектонику лимфатических узлов, поджелудочной железы, разработал учение о коллатеральном кровообращении, в эксперименте на животных изучил потенциальные свойства артериального русла многих областей тела и отдельных органов. Его «Учебник нормальной анатомии человека» (1946—1962) и «Пособие к практическому изучению сосудов и нервов человека» выдержали по шесть изданий. Из научно-педагогической школы В.Н.Тонкова вышло 30 профессоров, многие из которых стали руководителями кафедр анатомии в ведущих вузах бывшего СССР. В.Н. Тонков был организатором и первым председателем Всесоюзного общества анатомов, гистологов и эмбриологов. 18. Владимир Петрович Воробьев (1876 — 1937) — выдающийся представитель Харьковской школы анатомов. Он предложил оригинальный метод макро-микроскопического исследования анатомических объектов, внес большой вклад в изучение периферической и, особенно, вегетативной нервной системы, разработал метод трехмерного измерения — стереотопометрию, внедрил новые способы бальзамирования органов и трупов. Он первым создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938 — 1946). 19. Гордей Максимович Иосифов (1870—1933) — руководитель школы советских лимфологов, основоположник сравнительной анатомии лимфатической системы. Он первым всесторонне описал пути оттока лимфы от различных органов, установил закономерности архитектоники лимфатических сосудов. 20. Георгий Федорович Иванов (1893—1955) — профессор 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Он разрабатывал проблему коллатерального кровообращения, изучал строение нервной системы. Значительная часть его работ посвящена иннервации сердечно-сосудистой системы, изучению рецепторов. 21. Борис Алексеевич Долго-Сабуров (1900—1960) — член-корреспондент АМН СССР, начальник кафедры нормальной анатомии Военномедицинской академии (1950—1960). Он продолжил и развил учение В.Н. Тонкова о коллатеральном кровообращении. В его школе впервые были изучены особенности развития коллатералей в венозной системе, применены функциональные методики в исследовании окольного кровообращения, выяснено влияние нервной системы на процесс формирования коллатерального кровообращения. 22. Михаил Федорович Иваницкий (1895—1969) — профессор вначале 3-го, а затем 4-го Московских медицинских институтов, основоположник научной спортивной анатомии. Он впервые создал курс динамической анатомии и выпустил несколько монографий по данной тематике. 23. Рафаил Давидович Синельников (1896—1981) — продолжатель идей В. П. Воробьева. Он внес значительный вклад в дальнейшее развитие макро-микроскопической анатомии опорно-двигательного аппарата, эндокринной, сосудистой и вегетативной систем. Подготовил и издал оригинальный «Атлас анатомии человека» в трех томах, который выдержал шесть изданий и является настольной книгой анатомов и в настоящее время. 24. Дмитрий Аркадьевич Жданов (1908—1971) — академик АМН СССР, руководитель крупнейшей школы советских морфологов, основоположник ультрамикроскопической анатомии лимфатической системы. 24. Михаил Григорьевич Привес (1904—1999) — руководитель большой школы Ленинградских анатомов. Он внес значительный вклад в развитие рентгеноанатомии, разработал методику прижизненной рентгенолимфографии, одним из первых использовал в анатомии электрорентгенографию и ультразвуковую эхолокацию, разработал метод консервирования анатомических препаратов с сохранением их естественного цвета. 25. Василий Васильевич Куприянов (1912 — 2006) — академик Российской академии медицинских наук (РАМН), основоположник учения о структурных основах микроциркуляции, руководитель большой школы анатомов России и стран ближнего зарубежья. Основные его труды посвящены изучению микроциркуляторного русла органов в норме, патологии и эксперименте. 26. Ефим Анатольевич Дыскин (род. в 1923 г.) — Герой Советского Союза, начальник кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии (1968—1988). Научные исследования школы Е.А. Дыскина посвящены теоретическим и прикладным вопросам военной медицины. 26. Михаил Романович Сапин (род. в 1925 г.) — академик РАМН, заведующий кафедрой анатомии человека Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Круг его научных интересов связан с изучением лимфатической и иммунной систем, исследованием ана- томо-функционального состояния кровеносной системы. М. Р. Са- пин много сил и внимания уделяет вопросам организации и оптимизации учебного процесса на кафедрах анатомии человека. 27. Львович Колесников (род. в 1940 г.) академик РАМН, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Московского медико-стоматологического университета. Президент Всероссийского научномедицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов, председатель комиссии по анатомической терминологии. Его научные труды посвящены вопросам стоматологической анатомии, морфологии пищеварительного тракта и медицинской антропологии. В целом история анатомии от момента ее зарождения до настоящего времени (по В. В. Куприянову) может быть разделена на два периода. I период — период древней анатомии, или предыстория научной анатомии, характеризующийся накоплением эмпирических знаний; II период — период научной анатомии, начинающийся с XVI в., со времен А. Везалия и продолжающийся до настоящего времени. Перечисленные периоды связаны с появлением в анатомии новых методов исследования и общим уровнем развития медицины.
История физиологии Развитие физиологии неразрывно связано с появлением новых анатомических сведений. Открытия в этих двух науках во многом происходили параллельно. 1. Еще врачи Древней Греции описывали функции различных органов. В частности, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) утверждал, что сердце отвечает за движение крови. Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) описал четыре основных типа темперамента. Однако он связывал различия в поведении людей с преобладанием в их организме той или иной «жидкости» (крови, слизи, желчи и черной желчи). Герофил (род. в 304 гг. до н.э.) установил дыхательную функцию диафрагмы. Вскрывая трупы и проводя «живосечение» преступников, Эразистрат (350—300 гг. до н. э.) пришел к выводу, что движениями человека руководит головной мозг. Также он описал некоторые функции органов пищеварения. 2. Врач Древнего Рима Клавдий Гален ставил многочисленные опыты на свиньях по перерезке спинного мозга на разных уровнях, изучал строение головного мозга и пришел к убеждению, что именно головной мозг является центром мышления, произвольных движений и ощущений. Тем самым было опровергнуто существовавшее представление о том, что человек мыслит, движется, чувствует благодаря сердцу. 3. Таджикский врач, ученый и философ Абу Али Ибн Сина (Авиценна) обобщил практически все имевшиеся на тот момент сведения о медицине в своем труде «Канон врачебной науки». В первом томе этого труда приведены разрозненные сведения о строении и функции некоторых органов и систем человеческого организма. 4. Основоположник экспериментальной физиологии — английский врач Вильям Гарвей (1578— 1657). Ему принадлежит открытие кругов кровообращения: в 1628 г. он опубликовал труд «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», в котором были описаны большой и малый круги кровообращения, а также законы движения крови. 5. Предположение о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы высказал выдающийся французский философ, физик и математик Рене Декарт (1596—1650). 6. Один из важнейших разделов физиологии — исследование биоэлектрических явлений. Родоначальником данного направления (электрофизиологии) заслуженно считается итальянский физик и анатом Луиджи Гальвани (1737—1798). Он открыл в мышцах электрические токи, которые назвал «животным электричеством». Дальнейшие исследования в области электрофизиологии привели к изобретению одного из наиболее широко использующихся аппаратов в современной клинической практике — электрокардиографа. Автором данного прибора является голландский физиолог В. Эйнтховен (1860 — 1927). 7. Из российских ученых, внесших существенный вклад в развитие физиологии, следует особо отметить И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, Л.А. Орбели, П. К. Анохина, А. М. Уголева. 8. Иван Михайлович Сеченов является «отцом» русской научной физиологии. Он уделял много внимания разработке учения о рефлекторной дуге, основные положения которого изложил в работе «Рефлексы головного мозга». Он обосновал связь сознания и мышления. И. М. Сеченову также принадлежит открытие явлений торможения в центральной нервной системе. 9. Великий русский ученый, академик И. П. Павлов основные научные труды создал в стенах Военно-медицинской академии. За работы в области физиологии пищеварения он удостоен Нобелевской премии. Основные положения, сформулированные И. М. Сеченовым, были подтверждены в работах И. П. Павлова. Открытие им условных рефлексов, разработка представлений о физиологии, патологии и типах высшей нервной деятельности заложили основу для дальнейших исследований в этой области; именно он разделил все рефлекторные реакции организма на безусловные и условные. 10. Николай Евгеньевич Введенский занимался проблемами физиологии нервной и мышечной систем. Он обосновал теорию неутомляемости нерва, создал учение о парабиозе (состояние органов и тканей на грани между жизнью и смертью). 11. Леон Абгарович Орбели — один из создателей эволюционной физиологии, занимался изучением функций вегетативной нервной системы, в первую очередь, — ее симпатического отдела. Он также занимался проблемами физиологии труда и отдыха. 12. Петр Кузьмич Анохин — автор теории функциональных систем. Он предложил теорию компенсации нарушенных функций одних органов за счет других, выделил новое направление физиологии — функциональную нейрохимию. 13. Александр Михайлович Уголев занимался проблемами физиологии пищеварительной системы. Ему принадлежит открытие пристеночного (мембранного) пищеварения; он сформулировал теорию общего эволюционного происхождения желез внешней и внутренней секреции, занимался вопросами ферментативной адаптации пищеварительных желез.
Билет 3 Положение человека в природе Объектом изучения в анатомии является живой человек. Однако, чтобы познать сложное строение отдельных его органов и систем, необходимо производить вскрытия и препарировать. Естественно, такие исследования на живом человеке проводить нельзя, поэтому анатомы вынуждены проводить обучение на трупах и анатомических препаратах. Поэтому в данном случае совершенно справедливым является латинское выражение: «mortui vivos dociunt»», т.е. «мертвые учат живых». Необходимо помнить, что все знания, полученные на неживых объектах, нужно интерпретировать по отношению к живому человеку и в первую очередь перенести их на себя. Например, прощупать все костные образования, мышцы, определить места прохождения сосудов и нервов, найти проекцию внутренних органов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|