Информационное общество и право
В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, произошло несколько информационных революций, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, вторая вызвана изобретением книгопечатания, третья обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию. Четвертая информационная революция связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для распространения новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Информационные и телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности – экономику, бизнес, образование. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики – информационного, следующего за тремя известными секторами: сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.
22 июля 2000 г. на Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество, и провозглашаются основные положения, которые страны восьмерки будут согласованно применять и могут применять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества. В Российской Федерации накоплен известный опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы. Можно выделить следующие этапы формирования государственной политики: 1) научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы; 2) определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление (к таким документам следует отнести Концепцию национальной безопасности РФ (1997, 2000 гг.) и Доктрину информационной безопасности РФ (2000 г.), Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» (1995 г.), утвержденные Указами Президента РФ, Окинавскую Хартию глобального информационного общества (2000 г.); 3) конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики 4) разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях:
Комитетом Государственной Думы по информационной политике и постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрена Концепция государственной информационной политики (1998 г.); Комитетом Государственной Думы по безопасности – Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (1998 г.); в Совете безопасности РФ подготовлена Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ (2001 г.); Министерством связи и информатизации РФ подготовлен проект Концепции развития законодательства РФ в сфере информации и информатизации); 5) разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере. В 1990 гг. в РФ сформирован большой массив законодательства в области регулирования информационных отношений – более 120 законов федерального уровня и более 100 законов субъектов РФ. Конституция РФ, все 18 кодексов РФ в большей или меньшей степени касаются реализации информационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсов в экономический оборот и систему государственного и муниципального управления. Среди них: федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене, «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О средствах массовой информации», «Об электронной цифровой подписи», проекты федеральных законов 6) Подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых 7) Подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией (примером здесь может служить программа «Электронная Россия» (2001 г.).
Концепции правовой информатизации разработана в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем, и утверждена Указом Президента от 28 июня 1993 г. № 966. Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 в реализации этой концепции была утверждена Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». Правотворчество – это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд и несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов: а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку; б) оперативность получения требуемой информации и т.д. Основные направления информатизации судебной системы определены в Концепции информатизации судов общей юрисдикции, разработанной в 1999 г. и получившей одобрение у судейского сообщества (Постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.). В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура). Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
Информатизация органов внутренних дел призвана оптимизировать деятельность этих органов на основе научной организации сведений о состоянии преступности и общественного порядка, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в Главном информационном центре МВД России и региональных информационных центрах МВД, УВД, УВ ДТ и локальные учеты горрайлинорганов. Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1723 от 23 августа 1994 г. в целях улучшения информационного обеспечения избирательной системы России, сокращения сроков подведения итогов голосования, снижения затрат на проведение избирательных кампаний разработана и создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Во исполнение Указа Президента № 227 от 28 февраля 1995 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1242 от В юридической деятельности широкое распространение получили и негосударственные справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», АРМ «Юрист», Референт и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|