Тема. Преступления против мира и безопасности человечества-2ч. 6 глава
Нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах и другие (ст. 215-220 УК РФ) являются бланкетными. Для уяснения содержания объективной стороны этих составов преступлений необходимо обращение к соответствующим нормативным правовым актам (например, Федеральному закону «О пожарной безопасности» (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649); Федеральному закону «О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141),Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552). В изучении также поможет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (Сборник постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2003.). Изучая вопрос о хищении либо вымогательстве радиоактивных материалов, а также о хищении либо вымогательстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств необходимо вновь обратиться к понятию хищения. Следует отметить, что понятие хищения, приведенное в примечании 1 к ст. 158 УК РФ, в полной мере применимо и к хищению, предусмотренному ст. 221, 226 УК РФ. Единственное, что необходимо учесть - это то, что понятие хищения применительно к вышеназванным уголовно-правовым нормам предполагает не только корыстную, но и иные цели. Иными словами понятие хищения здесь используется в более широком аспекте, чем понятие хищения чужого имущества. Например, хищение оружия может быть совершено с целью приготовления к убийству, террористическому акту и т.д. Рассматриваемые составы преступлений выделены в специальные составы по признаку объекта посягательства, так как хищение радиоактивных материалов, оружия посягает, прежде всего, не на собственность, а на общественную безопасность.
При изучении этих составов целесообразно обратиться к Закону РФ «Об оружии», а также к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (Российская газета от 19 марта 2002 г.) и обзору судебной практики по делам этой категории. Пиратство (ст.227 УК РФ), как и некоторые другие составы преступлений рассматриваемого раздела, имеет международный характер. В УК РФ пиратство определено как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Более широкое определение понятия пиратства приведено в Женевской конвенции об открытом море, заключенной 29 апреля 1958 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХ11. М., 1967.). В соответствии с ней к п иратству относится любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа. Этот акт может быть совершен не только в отношении морского или речного, но и воздушного судна. При этом цель завладения чужим имуществом не является обязательной. Аналогичные вопросы рассмотрены и в Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493). Пиратство следует отличать от грабежа (ст.161 УК РФ) и разбоя (ст.162 УК РФ). В литературе высказывается мнение, что критерием разграничения должно служить место совершения преступления. Это означает, что пиратство совершается только за пределами юрисдикции государства, в открытом море, нейтральных водах. Если же нападение было осуществлено в пределах государственных границ, то содеянное следует квалифицировать как грабеж или разбой.
Исходя из содержания Женевской конвенции, представляется, что данная позиция правомерна. Однако действующая ст. 227 УК РФ подобных ограничений не содержит. Поэтому на основе анализа буквы закона следует признать, что пиратством является любое нападение на морское или речное судно вне зависимости от его места нахождения. Вместе с тем, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о внесении в ст. 227 УК РФ изменений и дополнений с целью приведения ее в соответствие с международно-правовыми Конвенциями, дающими определение понятия пиратства. К теме 30. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности Глава 25 УК РФ открывается нормами, предусматривающими ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами. Наркомания и борьба с деятельностью представителей наркобизнеса - одна из самых важных и сложных задач, стоящих перед всем мировым сообществом. Недаром этим проблемам посвящены три международные Конвенции: Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Негативные проявления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, за последние годы стали весьма актуальными и для России. Федеральным законом от 19.05.2010 г. были внесены изменения в ст. 228, ст. 228¹, ст. 228² и 229 УК РФ. Для определения понятий «наркотические средства» и «психотропные вещества», студентам следует обратиться к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» (СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219), а также к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3198). Необходимо ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 07.02.2006г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2007г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.).
При изучении составов преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, перечисленные нормативные правовые материалами помогут глубже усвоить их содержание. Анализируя состав такого преступления как хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, следует обратиться к понятию хищения. Здесь это понятие также используется в более широком аспекте, чем в преступлениях против собственности и не ограничивается наличием только корыстной цели. Под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ понимаются действия, направленные на приобщение к потреблению указанных веществ и средств, возбуждение желания их потребления (уговоры, советы, обман и др.). Статья 232 УК РФ предусматривает ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Под притоном понимается любое помещение, специально предназначенное или приспособленное для этих целей. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) относится к бланкетным нормам. Эти Правила установлены Законом РФ от 12.03.1999г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650, Российская газета, N 64-65, 06.04.1999). В главу 25 УК РФ включены и нормы, предусматривающие ответственность за преступные посягательства, основным объектом которых является общественная нравственность. К преступлениям против общественной нравственности относятся: вовлечение в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, которые являются преступлениями международного характера (см. Конвенцию “О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими” от 12 декабря 1923 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 1Х. М., 1954.), а также уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, жестокое обращение с животными.
При их изучении следует обратить внимание на то обстоятельство, что ряд из них могут конкурировать с иными нормами УК РФ, например, с вандализмом, хулиганством. В этой ситуации следует помнить правило о том, что если имеется общая и специальная нормы, а деяние содержит признаки специального состава, содеянное в этих случаях квалифицируется по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ).
К теме 31. Экологические преступления Преступления, включенные в главу 26 УК РФ об экологических преступлениях, являются “конвенционными” и посягают на окружающую среду. При изучении составов экологических преступлений следует обратиться к ряду законодательных и нормативных правовых актов, в том числе: Федеральному закону РФ “Об охране окружающей” (Российская газета от 12 января 2002 г.); Федеральному закону “О континентальном шельфе Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 4694), Федеральному закону “О животном мире” (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462), Федеральному закону “Об экологической экспертизе” (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556), Федеральному закону “О радиационной безопасности населения” (Российская газета. 1996. 17 января), Федеральному закону “О мелиорации земель” (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142), Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” (СЗ РФ, 1995, № 12. Ст. 1024), Федеральному закону “Об использовании атомной энергии” (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552), Закону РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650, Российская газета, N 64-65, 06.04.1999); Федеральному закону “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648); Водному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях, другим законодательным и нормативным правовым актам. Данная рекомендация обусловлена тем, что особенностью большинства норм, включенных в 26 главу УК РФ, является их бланкетность, в связи с чем для изучения потребуется обращение не только к УК РФ, но и к иным нормативным правовым актам. Целесообразно также изучить материалы постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 5 ноября 1998 г. “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения” (Сборник постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2003.).
При анализе составов преступлений следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В материальных составах экологических преступлений не указано, что общественно опасные последствия причиняются по неосторожности. Это дает основание сделать вывод о том, что ответственность за такие преступления наступает только при умышленной форме вины. Однако практика показывает, что отношение к последствиям в большинстве случаев имеет у виновных именно неосторожный характер. Таким образом, большинство деяний, причиняющих огромный вред окружающей среде, оказывается вне сферы действия уголовного закона, что существенно снижает защиту окружающей среды. Представляется, что в этой связи было бы целесообразно внести в УК РФ соответствующие изменения и дополнения, предусмотрев уголовную ответственность и за неосторожное отношение виновного к последствиям своего деяния.
К теме 32. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта впервые выделены в самостоятельную 27 главу УК РФ. Включенные в нее преступления можно разделить на преступления, связанные с использованием транспорта, и иные преступления, связанные с транспортом. Как и нормы предыдущей главы УК РФ, нормы, включенные в эту главу, имеют бланкетный характер. Это означает, что для их изучения студенты должны помимо УК РФ обратиться к другим законодательным и нормативным правовым актам. К их числу относятся: Закон РФ “О безопасности дорожного движения” (СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873); Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.; Кодекс РФ об административных правонарушениях (Российская газета от 31 декабря 2001 г.). Необходимо использовать также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»//Российская газета от 26 декабря 2008. При изучении состава преступления о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), следует обратить внимание на наличие специального субъекта. Им может быть только лицо, выполняющее работу или занимающее должность, в силу которых он обязан соблюдать правила безопасности. Сами правила безопасности разрабатываются и утверждаются соответствующим ведомством, что свидетельствует о бланкетной диспозиции и необходимости обратиться к их изучению. Как и все иные составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, состав нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеет материальный характер. Это означает, что деяние влечет за собой уголовную ответственность лишь в случае наступления последствий. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ может быть только специальный субъект, т.е. лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. А вот субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ может являться общий субъект, кроме лиц, управляющих транспортными средствами или в силу работы или должности обязанных соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений, посягающих на иные объекты, но совершенные с помощью транспортных средств. Так, убийство путем наезда автомобилем на потерпевшего следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ, а не по ст. 264 УК РФ в зависимости от объекта посягательства и т. д.
К теме 33. Преступления в сфере компьютерной информации Глава о преступлениях в сфере компьютерной информации впервые введена в уголовное законодательство. Необходимость главы 28 УК РФ обусловлена тем, что за последние годы в России наблюдается бурный рост использования компьютерной техники во всех сферах жизни общества. Во многом компьютерная техника обеспечивает нормальное функционирование работы предприятий, учреждений, организаций. Неправомерное использование компьютерной информации, ее уничтожение или повреждение, невозможность правомерного использования могут привести к серьезным негативным последствиям. В этой связи уголовный закон обеспечивает защиту значимых общественных отношений в компьютерной сфере. Введение в УК РФ специальных составов было необходимо в связи с тем, что уголовная ответственность за совершение иных видов преступлений не могла обеспечить защиту в сфере компьютерной информации. Так, уничтожение какой-либо компьютерной информации нельзя квалифицировать как уничтожение имущества. Вместе с тем, в настоящее время компьютерная техника все более широко используется для совершения иных преступлений, например, преступлений против собственности. В этих случаях действия виновного должны квалифицироваться по соответствующим нормам главы о преступлениях против собственности. Компьютерная техника может служить и предметом посягательства (например, уничтожения, хищения). В подобных ситуациях действия виновного также должны оцениваться по нормам главы УК РФ о преступлениях против собственности. Преступления в сфере компьютерной информации довольно специфичны. К ним относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. При изучении названных составов преступлений целесообразно ознакомиться с содержанием: Федерального закона от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Российская газета, N 165, 29.07.2006, Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448), Федеральным законом “О связи” (Российскаягазета от 10 июля 2003 г.); Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325); часть четвертая Гражданского кодекса РФ (Российская газета, N 289, 22.12.2006, Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.), Положения о сертификации средств защиты информации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 “О сертификации средств защиты информации” (СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2579).
К теме 34. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
Преступления, включенные в главу 29 УК РФ, в ранее действовавшем УК РСФСР назывались государственными преступлениями. За их совершение предусматривались наиболее строгие меры наказания вплоть до смертной казни. УК РФ, естественно, также охраняет основы конституционного строя и безопасности государства, но глава как ранее, не открывает Особенную часть и за преступления, в нее входящие не предусмотрены наказания в виде смертной казни. В настоящей главе используется много понятий, для раскрытия которых необходимо обращение к другим законодательным актам. В этом плане студенту рекомендуется ознакомиться с Конституцией РФ (ст. 1-19); с Законом РФ «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15, Ст. 769); Законом РФ “О государственной тайне” (Российская газета от 21 сентября 1993 г.); Законом РФ “О государственной границе Российской Федерации “ (Российская газета от 10 декабря 1996 г.); Федеральным законом “Об обороне” (СЗ РФ. 1996, № 23. Ст. 2750); Законом РФ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711); Законом РФ “О государственной охране” (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594); Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269); Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775); Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, утвердившим Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619), Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909). К преступлениям, посягающим на основы конституционного строя, следует отнести деяния, предусмотренные ст. 277 – 279УК РФ, а к преступлениям, посягающим на безопасность государства - деяния, предусмотренные ст. 275, 276, 281, 283, 284 УК РФ. Также необходимо выделить преступления, являющиеся проявлением экстремизма, предусмотренные ст.280, 282, 282 ¹, 282 ² УК РФ, объектом которых является как основы конституционного строя, так и безопасность государства. Государственная измена (ст. 275 УК РФ) является наиболее опасным преступлением среди преступлений, включенных в главу ХVI УК. Субъектом ее может быть только гражданин России. В примечании к указанной статье говорится об освобождении от уголовной ответственности в случае, если лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Субъектом шпионажа (ст. 276 УК РФ), напротив, может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) предполагает как убийство, так и покушение на убийство. В обоих случаях данный состав преступления будет являться оконченным Из ст. 105 УК РФ рассматриваемый состав выделен в самостоятельный в связи с тем, что при его совершении посягательство происходит, в первую очередь, на основы конституционного строя. Жизнь человека является в данном составе преступления дополнительным объектом посягательства. Для уяснения понятия «государственный деятель» необходимо обратиться к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Российская газета от 31 июля 2004 г.) Необходимо помнить также и то обстоятельство, что ответственность за убийство наступает с 14 лет, а за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – с 16 лет. При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, следует обратить внимание на то, что призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны иметь публичный характер, т.е. осуществляться на собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, по телевидению, радио, в средствах массовой информации и т.д. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дается в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (Российская газета от 30 июля 2002 г.) Состав диверсии (ст. 281 УК РФ) следует отличать от взрывов, поджогов и т.д., в частности, от терроризма (ст. 205 УК РФ). Основное отличие - объект посягательства. В первом случае - это безопасность государства, а во втором - общественная безопасность. При диверсии виновный преследует цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, а при терроризме - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание давления на власть. Если при совершении диверсии умыслом виновного охватывается и возможность гибели людей, причинения вреда их здоровью, то такие действия образуют совокупность преступлений и должны квалифицироваться по ст. 281 УК РФ и другим статьям УК РФ, например, по ст. 105 УК РФ.
К теме 35. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Преступления данной группы относятся к категории должностных преступлений. Данное положение означает необходимость специального субъекта для наличия составов должностных преступлений. Исключение составляют преступления, предусмотренные ст. 288, 291 УК РФ. Понятие должностного лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится лишь к нормам, включенным в главу 30. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определенным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ. Студентам следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями. Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это относится к лицам, выполняющим управленческие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1-3 к ст. 201 УК РФ). Понятие должностного лица употребляется и в нормах других глав УК РФ (например, ст. 140, 149, 304). Поэтому следует учесть, что понятие, приведенное в примечании 1 ст. 285 УК РФ распространяется и на эти случаи. Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4) и постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Российская газета от 30 октября 2009 г. При изучении ст. 285 УК РФ следует учитывать, что корыстная заинтересованность (мотив) предполагает наличие какой-либо имущественной выгоды для себя или для других лиц (например, родственников). Иная личная заинтересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание угодить начальству и т.п. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций является оценочным понятием. При его определении следствие и суд обычно учитывают число потерпевших, тяжесть причиненного им морального, имущественного или физического вреда, его характер, последствия для нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и другие обстоятельства. Злоупотребление должностными полномочиями следует отграничивать от хищений, (мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества. Норма, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) впервые включена в УК РФ. Изучая этот состав преступления, следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие последствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны установить наличие или отсутствие тяжких последствий. К ним, например, могут быть отнесены такие последствия, как: создание напряженности между различными ветвями власти, принятие неправильного законодательного или политического решения и т.п. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ установлена в законодательных актах (См.: Федеральный закон “О счетной палате РФ” (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 167). Анализируя состав преступления о незаконном участии в предпринимательской деятельности, предусмотренный ст. 289 УК РФ, целесообразно уяснить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы” служащим государственного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Аналогичные запреты предусмотрены и другими законодательными актами, например, Законом “О милиции” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1991. № 16. Ст. 503), Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472), Законом РФ “О статусе судей Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1992. № 30. Ст. 1792). Студенту следует обратиться также к содержанию Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Российская газета от 31 июля 2004 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета от 8 октября 2003 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42) В случае, если незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности не было связано с предоставлением какой-либо организации льгот, преимуществ или покровительством в иной форме, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 289 УК РФ. При анализе составов получения и дачи взятки целесообразно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4). Ст. 575 ГК РФ предусматривает возможность для государственных служащих получать в связи со своей деятельностью подарки, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. В этой связи необходимо различать подарок и взятку. Отличие должно проводиться по признакам, указанным в ст. 290 УК РФ. Так, если “подарок” был обусловлен необходимостью выполнения каких-либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя, независимо от их характера (законные или незаконные) или имело место вымогательство взятки, то налицо совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, а не получение подарка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|