Основные этапы американского образования
Начальная школа С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игры к чтению, письму. Американские дети начинают ходить в школу в 5 лет. Первый год в школе называется kindergarten (детский сад) или pre-school. Это обязательно для всех детей. Второй год в школе является первым годом обучения в начальной школе и называется first grade (первый класс). В Америке слово "grade" имеет два значения: первое - это оценка полученная на экзамене или по окончании курса, а второе - год обучения в начальной и средней школе) [4, с.217]. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 процентов всех пятилетних детей. Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких — так называемые школы-ясли, идея необходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы для детей от трех до шести лет открывали и открывают многие организации, в том числе “дошкольные лаборатории” при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения [11, с.95]. Начальная школа в основном составляет 5 лет обучения, т.е. с 1-го по 5-ый классы. Начальное образование может еще называться elementary school или grade school [9, с.113]. Характерным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов. Тесты представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. После определения “ ай-кью ” появляются группы А, В и С — “одаренных”, “нормальных” и “неспособных” и обучение дифференцируется. Со способными ведутся серьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся. Эти дети “ориентированы на колледж” уже с первых лет обучения в школе.
Обучение детей в 45 штатах США начинается с 6 —7 лет. Во многих школах ряда штатов созданы подготовительные классы для 5-летних детей. Обязательное обучение продолжается, как правило, до 16 лет. В большинстве школьных округов общая продолжительность обучения в школе составляет 12 лет. При многообразии вариантов построения 12-летней полной школы во многих сельских округах она сохраняет традиционную структуру 8+4 (восьмилетняя начальная школа плюс четырехлетняя средняя школа). Для крупных городов характерной является структура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение на начальной ступени составляет 6 лет. В настоящее время школа с шестилетним сроком обучения стала доминирующим типом начального обучения [8, с.219]. В последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания. Так, появились структуры 4+4+4, 5+3+4 и 6+3+4, где промежуточная ступень между начальной и средней школой (младшая средняя школа) предусматривает четырех-, трех- и двухлетний срок обучения. Цель ее — оптимизировать переход учащихся от начальной к старшей ступени школы. Наряду с государственными школами имеется ограниченное число частных платных школ. Они поставляют определенную долю абитуриентов в престижные университеты. В этих школах воспитываются будущие дипломаты, правительственные чиновники, руководители фирм и т. д. В 1987/88 учебном году в 29 000 частных школ насчитывалось 5,24 млн. учащихся, около 9,2% всех детей обучались в начальных и средних школах, 57% общего числа частных школ являются католическими.
В заключение хотелось бы отметить, что начальная школа — это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, в который включаются: чтение, литература, письмо, орфография, родной язык (устная речь), музыка, изобразительное искусство, арифметика, история, география, естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Родной язык и чтение занимают почти половину учебного времени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобразительное искусство и ручной труд. Примерно шестую часть времени занимают физкультура и гигиена. Средняя школа После окончания 5-го класса дети переходят в среднюю школу. Обучение в средней школе составляет 7 лет. Учащиеся 9-12 классов посещают high school, а более младшие - middle school. По окончании 12-го класса школьники получают сертификат, который называется the high school diploma. Желающие поступить в высшие учебные заведения обязаны получить этот сертификат. (Средняя школа в США обычно делится на две ступени — младшую и старшую, каждая по три года). В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округразрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах. Учебный годпродолжается в американской школе 170–186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день — 5–6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как правило, делится на семестры. В 8-м классе появляется система выбора предметов, а обязательными предметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек). Старшая средняя школаявляется общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17–18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ учебная программа обычно включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).
Средние школыбывают разных типов: “академические”, “профессиональные” и “многопрофильные”. В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее распространенные из них: “академический”, “общий”, “коммерческий”, “индустриальный”, “сельскохозяйственный”. Академический профильдает образование, достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение “коэффициента умственной одаренности”. Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же в гараже. Объем общего образования на этих профилях значительно сокращен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбора определенной профессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике. Таким образом, закончив среднюю школу, учащиеся фактически имеют совершенно различную подготовку. Кроме государственных школ, система обучения включает в себя сеть церковных и частныхучебных заведений, в которых обучается около 14 процентов всех школьников. Церковные школы содержатся религиозными организациями, и вся учебно-воспитательная работа в них пронизана религиозным духом. В последнее время число церковных школ заметно возросло. Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах: 1. Один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), “Тест Хенмон—Нельсон” по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране.
2. Раз в неделю или чаще, а иногда 2–3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля. Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом: А - 15 % учащихся — постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В - 25 % учащихся — уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С - 35 % учащихся — средний уровень выполнения заданий (средне). D - 15 % учащихся — минимальный уровень знаний (ниже среднего). F - 10 % учащихся — неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала. Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило, необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником. Для получения диплома по окончании средней школы выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5–6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9–12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20–30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскому языку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но при этом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели, журналистика, литература “черной” Америки и т. п. В области общественных дисциплин среди коротких курсов выделяются “социальные проблемы”, “история меньшинств в Соединенных Штатах” и т.д. (Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995) Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, равно времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка. Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года обязательное изучение пяти “базовых дисциплин”, составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года).
В США имеется три тысячи привилегированных частных школ, которые содержатся за счет взносов от частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000 долларов в год) деньги за обучение в течение 8–10 лет могут позволить себе только состоятельные люди. Не удивительно, что частные школы, которые посещают около 3 процентов школьников, являются питомниками будущих руководителей, дипломатов, крупных правительственных чиновников и т.п. Один только диплом об окончании частной аристократической школы открывает перед ее выпускниками двери в высшие круги американского общества. Практически 99 процентов детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу (с 6 до 13 лет), 94 процента из них продолжают обучение до 17 лет. 29 процентов юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей и университетов.
Высшее образование В США не существует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые « послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом».Высшее образование — одна из самых дорогостоящих вещей в США. Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении. Ряд американских университетов и колледжей осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений. Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны не существует. Каждый ВУЗ формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут «самораспределиться». Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен. В последние годы наметилась тенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частные колледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-за повышения платы за обучение. В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов. Из этого числа частных — 65 %. Каждая дисциплина в колледже или университете имеет свою ценность, которая определяется количеством "кредитов" (credit) или "юнитов". Количество кредитов за каждый курс определяется количеством часов, которые должен посетить студент. К примеру, курс рассчитан на 3 занятия (class session) в неделю, каждое занятие длится 50 минут. Такой курс оценивается в 3 кредита. Обычно, колледжи для получения диплома требуют, чтобы студенты набрали определенное количество кредитов, а не число дисциплин. Это дает студентам больше свободы в получении желаемого образования. В большинстве ВУЗов обучение происходит или по четвертям, или по семестрам. Каждая четверть составляет 12 недель. Обязательными являются три четверти. Еще одна четверть - летняя - является факультативной. Иностранные студенты, проходящие обучение в США, не обязаны учиться во время летней четверти с целью сохранения своей студенческой визы. Если обучение ведется по семестрам, то каждый из двух семестров длится по 16 недель. В таком варианте обучения тоже есть возможность продолжать обучение летом. Перед началом семестра или четверти студенты выбирают определенное количество дисциплин, которые они должны посещать в этом семестре или четверти. Если за посещение данных дисциплин студент получит не меньше 12 кредитов, то говорят, что это " full-time " студент. Студенты, зарегистрировавшиеся на курсы, дающие в общей сложности меньше 12 кредитов, называются " part-time " студентами. Иностранные студенты, желающие сохранить свой статус пребывания в США по студенческой визе, обязаны иметь "full-time" нагрузку, т.е. не меньше 12 кредитов Колледжи США предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете. В них можно получить степень по результатам четырехгодичного обучения. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор предметов при сравнительно низкой стоимости обучения. В последние годы в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшая школа постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Так, большинство студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе <неполного дня>, но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень. Понятия «академическая группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов. Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра. Таким образом, после рассмотрения особенностей построения системы образования в общем плане, считаю необходимым особое внимание уделить начальному обучению в США с целью выявления тенденций развития и особенностей построения данной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|