Социальная опасность безналичных расчётов (денег)
По данным сбербанка на сентябрь 2009 года на 100 человек в РФ приходится 87 владельцев пластиковых карточек.[9] В книге рекордов Гиннеса упомянут американец, который владеет 1262 кредитных карточек – сомнительная честь. Для пластиковых карточек характерно создание у владельца чувства бесконечности, эфемерности денег, деньги становятся безналичными и человек начинает легче к ним относится. Отсюда опасность кредитов. К примеру, некто тратит 60 тыс. рублей, используя обыкновенную кредитку (под 18 %), возвращая кредит самыми маленькими частями, выплата может затянуться лет на 11, в конце же окажется, что вернул этот некто вдвое большую сумму. Данная ситуация становится возможной из–за законодательно неконтролируемой рекламы банков, несмотря на то, что деятельность федеральной антимонопольной службы в последнее время стала заметнее, но проблема с рекламой банков лежит не только в юридической плоскости, но и в психологической. Считаю необходимым проверять не только законность деятельности банков, но и психологические эффекты, применяемые в банковской рекламе. Благодаря доступности безналичных расчётов, каждый год более полумиллиона людей (а в 1990 таких было только 157000), а это значит один из 140 россиян – заявляют о личном банкротстве[10]. В среднем, долг таких банкротов равняется 22 кратному размеру их месячного дохода. В данный момент долг средней российской семьи равняется 55 % её дохода. Активное использование безналичных денег, увеличение объёма производства, если это не будет контролироваться государством на социально–юридическом уровне может привести к краху, ведь ещё Маркс писал: «Увеличение объёма производства и количества потребностей превращается в изощрённый, всегда расчётливый способ возбуждать нечеловеческие, низменные, неестественные, мнимые аппетиты».
На законодательном уровне необходимо отрегулировать порядок размещения и содержания рекламы, а на социальном необходимо ввести познавательные программы, брошюры, рассказывающие об опасности безналичных денег, кредитов, непосредственно в банки, чтобы люди могли с ними знакомиться рядом с «источником опасности», как это было сделано в некоторых штатах США в середине 90х годов, когда и у них была на пике данная проблема. Говоря о безналичных расчётах (деньгах), думаю, нельзя не сказать о кредитах – потребительских и т.д. Многие банки рассылают свои пластиковые карты сразу по почтовым ящикам, рисуя радужные перспективы и предлагая взять кредит именно у них из–за лёгкости в обращении, низких процентов и т.п. (например банк «русский стандарт»). Именно благодаря призрачности безналичных денег кредита я вижу часть проблемы с кредитами. В совокупности это формирует привычку. Тут необходимо контролиремое государсвом и этикой поведение банков, они должны сообщать не только о лёгкости получения кредита, но и напоминать, что это деньги взаймы. Интересно высказывание Дмитрия Орлова, председателя правления банка "Инбанкпродукт": «Есть опасность, что в ближайшее время банки слишком преуспеют в рекламе быстрых и доступных кредитов, население в общей массе преодолеет тот самый психологический барьер, начнет активнее брать ссуды, несмотря на порой невысокий и нестабильный доход. В результате наступит кризис потребительского кредитования. К сожалению, исподволь к такому поведению потребителей подталкиваем мы, банкиры: везде говорится о том, как элементарно взять кредит, но умалчивается, что это заемные деньги, которые придется возвращать».[11] Дмитрий Ищенко, старший вице-президент Альфа-банка: «Важно вовремя и понятно им об этом говорить: напоминать о необходимости платежа, предоставлять графики и периодические выписки, возможность рассчитаться с кредитной организацией без очередей и в удобных местах. Если банк не может грамотно обслужить своего заемщика, тогда, конечно, начинаются проблемы просрочки».
Андрей Крансов, вице-президент Банка Москвы: «Основная особенность российского заемщика – не совсем адекватная оценка своих финансовых возможностей. Доступность розничных кредитов и обилие товарных предложений зачастую приводят к тому, что граждане теряют чувство объективности по отношению к себе. Другая особенность заключается в том, что в подавляющем большинстве россияне невнимательно читают договоры в момент их заключения и узнают подробности штрафных санкций, к примеру, только тогда, когда они начинают действовать».
Заключение В заключение хочу вновь повторить факт того, что безналичные расчёты (деньги) по своей правовой природе носят обязательственный характер; основной опасностью безналичных расчётов и «безналичного кредитования» вижу в большой степени свободы банков при рекламе своих продуктов и отсутствии адекватных социальных образований для объяснения опасности безналичных расчётов и безналичного кредитования. Считаю необходимым ужесточение контроля за деятельностью банка со стороны законодателя и уполномоченных органов, выражающейся в попытке достижения баланса между частотой использования безналичных денег, а также правовой и социальной грамотностью.
Источники
1) Гражданский кодекс Российской федерации от 26.01.1996 с изменениями и дополнениями; 2) Положение Центрального банка РФ о безналичных расчётах в РФ от 03.10.2002 №2-п; 3) Новосёлова Л.А. «О понятии и правовой природе безналичных расчётов» 1999 г. № 1; 4) Ефимова Л. Г. «Правовые проблемы безналичных денег» 2000 г.; 5) Лунц Л.А. «Деньги и денежные обязательства в гражданском праве» М., 2002 г.; 6) Олейник О.М. «Основы банковского права» М., 2001 г.; 7) Нерсесов Н. О. «Представительство и ценные бумаги в гражданском праве» М., 2005 г. 8) Маковская А.А. «Залог денег и ценных бумаг» М. 2006 г.; 9) Новости канала РБК-тв;
10) «Потреблятство – болезнь, угрожающая миру» Екб. 2005 г.; 11) Интернет – сайт «kredit.ru»; 12) ФЗ от 26.10.2002 № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) с изменениями и дополнениями».
[1] Часть вторая Гражданского кодекса Российской федерации от 26.01.1996 года [2] Положение центрального банка РФ о безналичных расчётах в РФ от 03.10.2002 № 2-п [3] Новосёлова Л. А. «О понятии и правовой природе безналичных расчётов» [4] Ефимова Л. Г. «Правовые проблемы безналичных денег» [5] Лунц Л. А. «Деньги и денежные обязательства в гражданском праве» М., 1999, стр. 152 [6] Олейник О. М. «Основы банковского права» [7] Нерсесов Н. О. «Представительство и ценные бумаги в гражданском праве» М. 2005 стр. 79 [8] Маковская А. А. «Залог денег и ценных бумаг» М. 2006 стр. 19 [9] Новостная лента канала РБК ТВ за 22 сентября 2009 года [10] Потреблятство – болезнь, угрожающая миру – издательство Ультра культура 2006 [11] Что думают банкиры о российских потребителях, сайт kredit.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|