Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итальянское Возрождение




Билет №4

Вопрос 1

Виды изобразительного искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения (искусство печника, врача, пекаря).

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Средства выражения в искусстве: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, тон, для скульптуры — объем, пластика

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности, как наука. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: наука использует для этого строгие и однозначные понятия, а искусство — художественные образы.

Искусство выполняет ряд общественных функций:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус, формирует в нас способность давать эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.В переводе с греческого — удовольствие.
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов.Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция - способность произведений искусства формировать личность человека, оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, самосовершенствование или падение.

Виды искусства

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. Литература, Музыка, Танец, Театр, Цирк, Кино, Радиоискусство..

Изобразительное искусство

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический, исторический, батальный, религиозный, мифологический жанры, марина. Виды живописи - монументальная (фреска, энкаустика, мозаика); станковая (масляная, акварельная, темперная, в технике гуашь, пастель, акрил на холсте, бумаге, дереве, другой плоской поверхности). Монументальная живопись привязана к архитектуре. Станковая живопись выполняется на мольберте и является самостоятельным произведением.

Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Основное средство выражения в - тон. Цвет также может применяться. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи. Бумага - основа для графических работ. Сочетанием линий, штрихов, пятен могут создаваться тональные нюансы. К графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе. Виды графики -станковая графика (станковый рисунок, эстамп),книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, прикладная графика (плакат),компьютерная графика, промышленная графика.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, мелкую пластику и монументальную. Так же как и в живописи, может быть выполнена в разных жанрах.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя ее, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Вопрос 2

Возрождение, Ренессанс - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторый стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его. Религиозный спиритуализм, аскетичные идеалы средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Наиболее полно отличительные особенности культуры эпохи проявились в искусстве Италии. Крупнейшие мастера итальянского Возрождения: Ф. Брунеллески, Л. Гиберти, Донателло, А. Верроккьо, Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьерро делла Франческа, А. Мантенья, Леонадро да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Якопо Тинторетто и др.

Итальянское Возрождение

По оценкам экспертов в Италии сосредоточены две трети всех произведений изобразительного искусства. Вдумайтесь: в небольшой Италии - две трети, а во всем огромном мире – оставшаяся треть.

Тоскана для нас навсегда останется родиной Возрождения, подарившей миру десятки блестящих имен. Здесь родились такие титаны как Джотто ди Бондоне, Микеланджело Буанаротти, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, в тосканской Флоренции сформировались как художники Рафаэль Санти, Перуджино, Вероккьо, Гирландайо. Во всем мире вслед за итальянцами тосканских гениев зовут не по фамилиям, а просто по именам: Джотто, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело… Как, скажем, мы - Александра Сергеевича

Возрождение было не только одним из этапов развития искусства. Ренессанс XV-XVI веков означал революционный поворот в укладе всей жизни: он был выходом человечества из Средневековья с его феодальными отношениями, поворот от диктата системы к осознанию ценности личности, ее свободы и красоты. В противовес церковным, начали создаваться светские культурные центры. Именно тогда в Европе возникло книгопечатание. В философии и общественном сознании сформировались и стали преобладать идеи гуманизма.

Периоды Возрождения

Как правило, началом Возрождение считают первую половину XV века, но иногда исследователи выделяют так называемый Проторенессанс XIII-XIV веков, связанный с деятельностью Джотто, ди Комбио, Чимабуэ, семейства Пизано, предвосхитивший и заложивший основы последующего Возрождения.

Раннее Возрождение датируют 1420-1500 гг. (XIV век) В этот период новые подходы, приемы, взгляд на искусство еще только прорастает через многовековой канон. Это время расцвета Герландайо, Верроккьо, Фра Филиппо Липпи.

Высокое Возрождение относят к 1500-1527 год. Этот период искусства связан с появлением в Ватикане нового папы Юлия II. По его инициативе в Риме в те года строится много новых дворцов и храмов, в том числе главный храм католиков собор Св.Петра, создаются прекрасные фрески и скульптуры. Архитектура, скульптура и живопись существуют в гармонии и дополняют друг друга. Грандиозные заказы Юлия II выполняли Рафаэль, Микеланджело, Перуджино, Леонардо. В это же время Боттичелли во Флоренции создает свои лучшие работы.

Многие исследователи завершают Возрождение 1527 годом – годом разграбления Рима армиями отбившихся от рук наемников и изгнания Медичи из Флоренции. Но чаще принято выделять еще и Позднее Возрождение с 1527 до 1620-х годов. Большинство выдающихся художников Ренессанса ушло из жизни, в искусстве набирал силу маньеризм, но продолжавшие творить Микеланджело, Корреджо, Тициан и Палладио продлили Возрождение еще на несколько десятилетий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...