Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся

ИСТОРИЯ

Для специальностей: 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, 08.01.06 Мастер сухого строительства, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

 

 

Составитель: А.Ф. Князева, преподаватель истории и обществознания

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании цикловой методической комиссии

 

Протокол № ___ от «___»__________ 2016 г. Председатель ____________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка……………………………………………………...….3

1. Практический раздел

1.1. Тематика и планы самостоятельных работ………………………….......5

2. Раздел контроля знаний

2.1. Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся………………………………………………………….……….15

2.2. Вопросы для подготовки к зачёту…………………………………...…..17

3. Вспомогательный раздел

Заключение………………………………………………….…………………19

 

Глоссарий….…………………………………………………………………..20

 

Библиографический список……………………………………………..……28

 

Пояснительная записка

История России как одна из основополагающих дисциплин составляет фундамент для усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она позволяет изучить возникновение, развитие, функционирование российского государства.

Анализируя содержание исторических процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, и исследуя присущие им причинно- следственные связи, Отечественная история позволяет выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности становления и эволюции российской государственности.

Целью практических (самостоятельных) занятий по дисциплине «История» является формирование у студентов целостного представления об историческом пути России с древнейших времен до современного этапа развития как составной части мировой истории и культуры, о методах исторического исследования и историческом подходе к изучению научной проблемы, рассмотрение истории России в связи со становлением и развитием институтов российской цивилизации.

Задачи практических (самостоятельных) занятий по дисциплине «История»:

• понимание студентами преемственности исторических явлений и динамики в российской истории.

• привитие студентам способности системно и исторически анализировать экономические, социальные, политические и духовные явления и процессы, происходившие на разных этапах развития российской государственности.

• история России имеет значительный мировоззренческий аспект, что предполагает выработку у студентов навыка самостоятельных оценок и собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам.

• ориентироваться в общественно-политической жизни страны, знать историю своей страны.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• предмет и задачи курса;

• понятие исторического источника и его отличие от исторического исследования;

• основной массив исторических фактов и основные черты развития общественно-политической, социально-экономической истории, военной, истории культуры, духовной жизни, международных отношений России;

• объективные закономерности развития общества и государства;

• основные причинно-следственные связи, определяющие развитие российской государственности.

уметь:

• работать с научной литературой по истории, использовать источники;

• владеть научной терминологией исторической науки, вести научную дискуссию;

• анализировать и оценивать конкретные исторические факты и явления;

• выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным историческим событиям;

• ориентироваться в перспективах государственного развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.

Практические занятия хронологически охватывают период с древнейших времен до начала XXI в. и посвящены важнейшим проблемам истории России.

Основная задача практических занятий заключается в том, чтобы расширить и углубить знания студентов, полученные или на лекциях, или в результате самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой.

Практические занятия дают возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов, глубиной, прочностью их знаний. Форма практического (самостоятельного) занятия определяется его темой. Наиболее оправдавшей себя формой является смешанная: опросно- реферативная. До занятия студенты обязаны изучить минимум рекомендованной литературы и источников.

Тематика практических (самостоятельных) занятий разработана в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «История».

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тематика и планы самостоятельных работ

1.1. Рекомендации для подготовки ответов

 

Важной формой обучения являются практические (самостоятельные) занятия. Каждый студент должен учитывать, что практические (самостоятельные) занятия по дисциплине «История» – это его своеобразный отчёт о самостоятельной работе и усвоенном лекционном материале. Ответы студентов должны основываться на обстоятельном знании указанной литературы к той или другой теме, а также тех новых публикаций, которые появились позднее и не были включены в список литературы. Это даст возможность глубоко раскрыть содержание темы.

Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Очень важно теоретические проблемы рассматривать в связи с конкретными событиями и фактами изучаемого исторического периода, а также в связи с современностью, с сегодняшними задачами Российского государства.

Для облегчения выполнения работы можно рекомендовать составление развернутого плана или тезисов. Это облегчит сбор материала и его систематизацию.

При подготовке к ответу необходимо в первую очередь обратить внимание на изучение материала содержащегося в учебных пособиях, монографиях, рекомендованных студентам в списке литературы по той или иной теме. В случае необходимости студент может составить развернутый план ответа и (или) подготовить тезисы устного выступления.

На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради.

Внимательное прослушивание выступающих дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.

 

1.2. Краткая характеристика учебной литературы

 

Современная учебная литература по дисциплине «История» достаточно многообразна и довольно часто содержит различные подходы к изложению исторического материала, альтернативные оценки событий, фактов и явлений. В большей степени это характерно для литературы, изданной в конце 90-х гг. ХХ – начале XXI вв. Студент должен учитывать многообразие оценок исторических событий, а также иметь представление о различных исторических теориях и подходах к изучению истории.

Для современной исторической литературы характерен, прежде всего, отказ от формационного подхода к изучению истории, при сохранении её терминов и понятий. Понятие общественно-экономической формации является основным в марксизме. Марксистская концепция истории, базировавшаяся на формационном подходе, была господствующей в исторической науке нашей страны на протяжении всех лет Советской власти. По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени развития, общество, со своими отличительными характеристиками». Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения – это отношения собственности. С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий, формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм – первая фаза коммунистической формации). Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль отводилась классовой борьбе и революциям.

Со временем выявились недостатки этой концепции:

1) представления об однолинейном характере исторического развития (хотя некоторые страны не укладывались в схему чередования пяти формаций);

2) принижение человеческого, личностного содержания исторического процесса в пользу объективных, неличностных факторов (человеку, основному субъекту истории, отводилась второстепенная роль, а вместе с ним и духовным факторам исторического процесса);

3) абсолютизация роли конфликтных отношений, в том числе насилия, и другие.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же начали формироваться различные теории цивилизаций. Среди них ученые выделяют две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизаций и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда начало распадаться первобытное общество. Он продолжается и в наши дни. Учеными выделяются три стадии развития человечества: аграрная цивилизация (доиндустриальное, традиционное общество), промышленная цивилизация (индустриальное общество) и информационная цивилизация (постиндустриальное общество).

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода единицы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. В совокупности они определяют неповторимость каждой отдельно взятой локальной цивилизации, характеризуют ее культурно-исторический тип. По своему содержанию понятие «локальная цивилизация» близко понятию «национальная культура». Не случайно, в большинстве словарей «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия «культура». Культурно-исторический тип не может быть заимствован другим народом, а вырабатывается самостоятельно при большим или меньшим влиянии других культур.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. Но до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы.

Характеризуя современную историческую литературу, ученые отмечают и

такую ее черту, как политизация.

Для работ 1990-1993 гг. издания была характерна оценочная агрессивность и политическая тенденциозность, вступавшие в противоречие с принципами научной объективности и историзма. Началось «переписывание» советской истории в чисто политических конъюнктурных целях, что повлияло даже на работу историков с архивами и документами. В ход пошли некритически воспринятые аргументы западной советологии так называемого тоталитарного подхода к советской истории. Если в конце 80-х годов историки бились над проблемой «правильного определения», что же мы построили (государственный, казарменный, азиатский, феодальный или какой-либо иной социализм), то в 90-х годах речи о социализме уже не было, в ход были пущены «тоталитаристские» интерпретации российской истории.

В 1994-1995 гг. литература и учебные пособия по истории стали иными. Завершение наиболее острого периода борьбы за власть в российском обществе (октябрь 1993 г.) обнаружило усталость масс от «черных» интерпретаций российской и советской историй и потребность в новых ценностных ориентирах, в объективной истории. Историческая литература с

середины 90-х гг. пытается реализовать эти новые ориентиры. Но учебники и

учебные пособия по отечественной истории остаются перегружены фактами, в изложении дореволюционной истории сохраняются прежние оценки и выводы, а послеоктябрьского периода – негативные оценки фактически всех 70 лет советской власти, в том числе и периода Великой Отечественной войны.

Анализ и оценки истории периода перестройки и современного курса реформ

большинством исследователей подменяется описательностью и фактологией. Что же касается реализации в учебной литературе цивилизационного подхода, то за редким исключением, он пока остается невостребованным.

Литература 2000-2008 гг. пытается преодолеть прежние недостатки.

Однако большинство современных учебных пособий являются исправленными и дополненными редакциями изданий 90-х гг. ХХ в.

 

2. Темы самостоятельных работ

 

 

Занятие №1:

«Древнерусское государство в IX-XI вв.»

План занятия:

1. Объединение восточнославянских земель в Древнерусское государство. Роль варягов в создании русской государственности.

2. Политический и экономический строй Древней Руси. Деятельность первых князей.

3. Принятие христианства на Руси. Православная церковь в системе Древнерусского государства.

 

Основные даты:

862 – Новгородцы изгнали варягов, призвали 8и Рюрика (первая дата традиционной русской летописи).

882 – Объединение Киева и Новгорода под властью Олега.

882-912 – Княжение Олега в Киеве. Подчинение Киевскому политическому центру славянских племен: древлян, северян, радимичей.

907 – Поход Руси на Византию.

911 – Договор князя Олега с Византией.

912-945 – Княжение Игоря.

941 и 944 – Походы Игоря на Византию.

944 – Договор Игоря с Византией.

945 – Восстание на земле древлян. Убийство Игоря.

955 (957) – Путешествие княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства.

965-972 – Княжение Святослава.

964-972 – Походы Святослава на Восток и на Балканы.

980-1015 – Княжение Владимира Святого. Окончательное разрушение и исчезновение племенного деления, складывание территории Древнерусского государства.

988 (989, 990) – Крещение Руси.

 

 

Занятие №2:

«Русские земли в период раздробленности»

План занятия:

1. Раздробленность: понятие, причины и последствия.

2. Основные земли Руси в период раздробленности, особенности их развития и политического устройства.

3. Русь и Золотая Орда. Влияние монголо-татар на развитие русских земель.

 

Основные даты:

1223 – Битва на р. Калке.

1237-1240 – Нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь.

15 июля 1240 – Победа Новгородского князя Александра над шведами на р. Неве.

XIII в. – Возникновение Великого княжества Литовского, включение в его состав значительной части западнорусских и южнорусских земель.

5 апреля 1242 – Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

1242-1243 Образование Золотой Орды.

1300 – Переселение митрополита «всея Руси» из Киева во Владимир.

1316-1341 – Великий князь Гедимин в Литве. Основание Великого княжества Литовского и Русского.

 

 

Занятие №3:

«Русское централизованное государство в XV-XVI вв.»

План занятия:

1. Предпосылки объединения русских земель. Характеристика этапов объединения русских земель в XIV-XV вв.

2. Социально-экономический и политический строй единого Российского государства во второй половине XV в.

3. Иван IV – первый русский царь. Альтернативы развития в годы царствования Ивана Грозного.

 

Основные даты:

1359-1389 – Княжение Дмитрия Ивановича Донского.

8 сентября 1380 – Куликовская битва.

1382 – Поход хана Тохтамыша на Москву.

1448 – Русская церковь стала автокефальной (независимой).

1453 – Взятие Константинополя турками, конец Византии.

1462-1505 – Княжение Ивана III.

1478 – Присоединение Новгорода к Московскому государству.

1480 – Стояние на реке Угре. Конец ордынского ига

1485 – Присоединение Твери к Москве.

1497 – Общерусский Судебник.

1533 – 1584 Княжение (с 1547 царствование) Ивана IV Грозного.

1539-1541 – Губная реформа.

1547 – Принятие царского титула и брак Ивана Грозного.

1549 – Созыв первого земского Собора.

1550 – Судебник Ивана IV.

1551 – Стоглавый Собор.

1552 – Взятие Казани и присоединение Казанского ханства к России.

1556 – Покорение Астрахани.

1558-1583 – Ливонская война.

1565-1572 – Опричнина.

1581 – Установление «заповедных лет».

 

 

Занятие №4:

«Формирование абсолютной монархии в России»

План занятия:

1. Новые явления в социально-экономическом развитии России во второй

половине XVII в.

2. Государственное устройство России во второй половине XVII века.

3. Зарождение абсолютизма.

 

Основные даты:

1613 – Избрание на царство Михаила Романова Земским собором.

1613-1645 – Царствование Михаила Федоровича.

1632-1634 – Война с Польшей за Смоленск и Поляновский мир.

1645-1676 – Царствование Алексея Михайловича.

1648 – Соляной бунт. Восстания в Москве, Великом Устюге, Соль-Вычегодске, Чердыне, Козлове, Воронеже, Курске и др. городах.

1649 – Соборное уложение. Окончательное оформление крепостного права.

1652-1658 – Патриаршество Никона.

1654 – Церковные реформы Никона. Начало раскола.

XVII в. – Присоединение Сибири до р. Лены.

1654 – Переяславская Рада. Воссоединение Украины с Россией.

1654-1667 – Война России с Речью Посполитой.

1656-1659 – Русско-шведская война.

1662 – Медный бунт в Москве.

1666-1667 – Церковные соборы и низложение Никона.

 

Занятие №5:

«Россия в XVIII – первой половине XIX века»

План занятия:

1. Преобразования и социальная политика Петра I.

2. Сословный строй XVIII в. – первой половины XIX в.

3. Эволюция Российского государства в первой половине XIX в.

 

Основные даты:

1682-1725 – Царствование Петра I Великого.

1695-1696 – Азовские походы Петра I.

1700-1721 – Северная война.

27 июня 1709 – Полтавская битва.

1711 – Учреждение Сената.

1718-1721 – Учреждение коллегий.

1722 – Табель о рангах.

1725-1761 – Эпоха дворцовых переворотов

1730-1740 – Правление Анны Иоановны

1741-1761 – Царствование Елизаветы Петровны.

1757-1761 – Участие России в Семилетней войне (1756-1763)

1761-1762 – Царствование Петра III.

1762 – Манифест Петра III о вольности дворянства.

1762-1796 – Царствование Екатерины II.

1768-1774 – Первая русско-турецкая война.

1772, 1793,1795 – Разделы Речи Посполитой.

1773-1775 – Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

1775 – Губернская реформа.

1783 – Присоединение Крыма к России. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам.

1787-1791 – Русско-турецкая война

1788-1790 – Шведская война.

1796-1801 – Царствование Павла I.

1801 – Вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи.

1801-1825 – Правление Александра I

14 декабря 1825 г. – Восстание декабристов

1825-1856 – Правление Николая I

 

Занятие №6:

«Российская империя в период неоабсолютизма»

План занятия:

1. Реформы Александра II.

2. Конституционная монархия в России.

 

Основные даты:

1855-1881 – правление Александра II.

19 февраля 1861 – отмена крепостного права

1864 – Земская реформа, судебная реформа.

1874 – введение всеобщей воинской повинности.

1870 – Городская реформа.

1881-1894 – правление Александра III.

1889 – Положение о земских начальниках.

1890 – Земская контрреформа.

1891-1893 – Заключение франко-русского союза.

1894-1917 – правление Николая II.

1897 – Введение золотого обращения (денежная реформа С. Ю. Витте).

1897 – Первая всеобщая перепись населения России.

1904-1905 – Русско-японская война.

1905-1907 гг. – Первая русская революция

17 октября 1905 – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

З июнь 1907 – Третьеиюньский государственный переворот; разгон второй Государственной думы, новый избирательный закон.

 

Занятие №7:

«СССР в 20-х – 30-х гг.»

План занятия:

1. Новая экономическая политика (НЭП)

2. Коллективизация сельского хозяйства

3. Индустриализация

4. Общественно-политическая жизнь СССР в условиях тоталитарного режима.

 

Основные даты:

Декабрь 1922 – Образование СССР.

1924 – Принятие первой Конституции СССР.

Декабрь 1925 – Начало нового этапа индустриализации страны.

1929 – Принятие и утверждение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР

Осень 1929 – Начало массовой коллективизации крестьянских хозяйств.

Декабрь 1936 – Принятие второй Конституции СССР.

1937-1938 – Пик сталинских репрессий.

1938 – Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

1939 – Участие Красной Армии в боевых действиях против японских войск в

районе реки Халхин-Гол.

23 августа 1939 – Подписание советско-германского пакта о ненападении.

1 сентября 1939 – Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой

войны.

 

Занятие №8:

«Кризис социалистического строя.

Современная Россия»

План занятия:

1. Советское государство во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

2. СССР в период перестройки. Распад СССР.

3. Современная Россия.

 

Основные даты:

октябрь 1964 – Пленум ЦК КПСС: смещение Н. С. Хрущева с постов главы

партии и правительства; избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежнева (с апреля 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС).

1965 – Начало экономической реформы.

23 августа 1968 – Ввод войск стран-участниц Организации Варшавского Договора в Чехословакию.

1972 – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ-1).

1975 – Подписание Заключительного акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1977 – Принятие третьей Конституции СССР.

декабрь 1979 – Ввод советских войск в Афганистан.

ноябрь 1982 – Смерть Л. И. Брежнева. Избрание Генеральным секретарем ЦК

КПСС Ю. В. Андропова.

февраль 1984 – Смерть Ю. В. Андропова. Избрание Генеральным секретарем

ЦК КПСС К. У. Черненко.

март 1985 – Смерть К. У. Черненко. Избрание Генеральным секретарем ЦК

КПСС М. С. Горбачева.

26 апреля 1986 – Авария на Чернобыльской АЭС.

декабрь 1987 – Подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

15 февраль 1989 – Завершение вывода советских войск из Афганистана.

март 1989 – Выборы народных депутатов СССР.

март 1990 – III съезд народных депутатов СССР. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР. Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР. Выборы народных депутатов РСФСР.

12 июня 1991 – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом России.

19-21 августа 1991 г. – Попытка государственного переворота. Падение коммунистического режима.

декабрь 1991 – Прекращение существования СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Отставка М. С. Горбачева с поста Президента СССР.

январь 1992 – Либерализация цен. Начало экономической реформы в России.

1 февраля 1992 – Декларация России и США о прекращении холодной войны.

25 апреля 1993 – Референдум о доверии Президенту Ельцину Б. Н.

21 сентября 1993 – роспуск съезда народных депутатов РФ. Указ Ельцина о поэтапной конституционной реформе.

3-4 октября 1993 – вооруженные столкновения в Москве между оппозицией и

правительственными войсками.

12 декабря 1993 – Референдум по Конституции РФ и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.

11 октября 1994 – «Черный вторник» – резкое падение курса рубля на валютной бирже.

 

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2 (неудовлетворительно): Отказ от ответа, полное отсутствие профессиональных компетенций. Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание отдельных фактов из литературных источников, которые рекомендованы программой дисциплины; неспособность использовать научную терминологию; пассивность на семинарских занятиях

 

3 (удовлетворительно): Отсутствие полного объема знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, которая рекомендована учебной программой; значительные лингвистические и логические ошибки в использовании научной терминологии; неспособность ориентироваться в основных теориях и концепциях дисциплины; пассивность на семинарских занятиях. Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, которая рекомендована учебной программой; умение использовать научную терминологию и делать выводы без существенных ошибок; способность ориентироваться в основных теориях и концепциях предмета и давать им оценку; работа под руководством преподавателя.

 

4 (хорошо): Достаточный уровень знаний в рамках учебной программы; умение пользоваться научной терминологией, способность делать выводы; владение основными теориями дисциплины; усвоение основной литературы, которая рекомендована учебной программой, несущественные ошибки при выполнении учебных и профессиональных задач. Систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии; логично выдержанные ответы; умение ориентироваться в базовых терминах и концепциях дисциплины, давать их сравнительную оценку; самостоятельная работа, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры выполнения заданий.

 

5 (отлично): Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии; логично выдержанные ответы, способность делать обоснованные выводы; усвоение основной и дополнительной литературы программы дисциплины; способность ориентироваться в основных теориях и давать их критичную оценку; самостоятельная и активная работа на занятиях. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии; способность делать обоснованные выводы; владение методами комплексного анализа и способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, которая рекомендована программой; способность ориентироваться в основных теориях и концепциях и давать их критичную оценку; активная самостоятельная работа на занятиях, участие в групповых обсуждениях. Выполнение требований учебной программы на высоком уровне; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по предмету; безупречное владение теоретическими знаниями и практическими навыками; стилистически грамотное, логично правильное преподавание материала; точное использование научной терминологии, умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины, давать им критичную оценку, использовать ученые достижения других дисциплин; умение самостоятельно творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; знание и умелое использование современных информационных и образовательных технологий. Безусловное выполнение требований учебной программы на высоком уровне; умение самостоятельно выявлять и использовать внутрипредметные и межпредметные связи учебной дисциплины; свободное владение информацией из основных и дополнительных источников в решении профессиональных задач; поисковая творческая деятельность по решению актуальных проблем изучаемой дисциплины.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Введение в учебную дисциплину: предмет, объект, методология, периодизация.

2. Возникновение государственности у восточных славян

3. Общественный строй Киевской Руси

4. Социальный состав населения Киевской Руси

5. Государственный строй Киевской Руси

6. Причины распада Древнерусского государства

7. Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности 8. Новгородская феодальная республика

9. Галицко-Волынское княжество в период феодальной раздробленности

10. Образование Речи Посполитой

11. Киевское княжество в период феодальной раздробленности

12. Черниговское княжество в период феодальной раздробленности 20. Галицкое княжество в период феодальной раздробленности

13. Галицко-Волынское княжество в период феодальной раздробленности

14. Возвышение Московского княжества

15. Объединение русских земель вокруг Московского княжества

16. Государственный строй Российского государства в XVI-XVII вв.

17. Реформы Ивана IV (Грозного)

18. Центральное и местное управление по Судебникам 1497 и 1550 гг.

19. Соборное Уложение 1649 г.

20. Причины возникновения абсолютной монархии

21. Реформа государственного аппарата при Петре 1-ом

22. Изменения в государственном аппарате Российской империии во второй пловине XVIII-начале XIX вв.

23. Губернская реформа 1775 г.

24. Кризис феодально-крепостнической системы

25. Эволюция абсолютной монархии на прротяжении XIX в.

26. Буржуазные реформы второй половины XIX в.

27. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в.

28. Развитие капитализма в России и его особенности

29. Первая русская революция 1905-1907 гг.

30. Изменения в государственном строе Российской империи в начале XX в. 31. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

32. Причины и характер февральской революции 1917 г.

33. Свержение самодержавия

34. Двоевластие

35. Провозглашение Российской республики

36. Октябрьское вооруженное восстание

37. 2-ой Всероссийский съезд Советов

38. Декларации советской власти

39. Конституция РСФСР 1918 г.

40. Причины введения НЭПа

41. Изменения в государственном аппарате

42. Провозглашение СССР

43. Конституция СССР 1924 г.

44. Усиление командно-административных методов управления

45. Конституция СССР 1936 г.

46. Функционирование государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны

47. Изменения в государственном аппарате в послевоенный период

48. Государственное строительство в период «хрущевской оттепели»

49. Мероприятия по преодолению культа личности И.В. Сталина

50. Расширение прав союзных республик в период «хрущевской оттепели» 51. Создание Советов народного хозяйства в период «хрущевской оттепели» 52. Курс на построение развитого социализма (1965-1985 гг.)

53. Конституция СССР 1977 г.

54. Монополия КПСС на политическую власть

55. Курс на ―гласность и перестройку

56. Августовский путч 1991 г. ГКЧП

57. Образование СНГ

58. Преобразование России в независимое суверенное государство

59. Конституционный кризис 1993 года.

60. Принятие новой Конституции Российской Федерации

 

 

Заключение

Итак, в методические указания включены материалы, отражающие научные позиции авторов, разрабатывающих тот или иной аспект исторической проблематики. Поэтому, как вы увидели, существуют разнообразные подходы и оценки различных исторических фактов и явлений у разных исследователей.

Методические указания дали возможность познакомиться с многообразием

этих подходов, показали их широту, если вы достаточно при этом поработали самостоятельно, особенно – над глоссарием, то, мы надеемся, получили более глубокое представление о дисциплине «История».

Если у вас сформировалось определенное мнение о них, это может стать основой для дальнейшего продвижения – и самостоятельного, и под руководством преподавателя.

 

Глоссарий

- АССР – Автономная Советская Социалистическая республика

- ВКП(б) – Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)

- ВПК – военно-промышленный комплекс

- ВРК – Военно-революционный комитет

- ВСНХ – Всероссийский совет народного хозяйства, Высший совет народного хозяйства

- ВЦИК – Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов

- ВЦСПС – Всероссийский (позже Всесоюзный) центральный совет профсоюзов

- ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем

- ГКО – Государственный Комитет Обороны

- ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР

- Главки – Главные управления

- ГОЭЛРО – Государственная комиссия по электрификации России

- ГПУ – Главное политическое управление при НКВД

- ГУЛАГ – Главное управление лагерей

- ДВР – Дальневосточная республика

- ЗСФСР – Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика

- Кадеты – конституционные демократы

- КГБ – Комитет государственной безопасности

- Колхоз – коллективное хозяйство

- Комбеды – комитеты бедноты

- КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза

- МВД – Министерство внутренних дел

- МТС – машино-тракторная станция

- Наркомат – Народный комиссариат

- НКВД – Наркомат внутренних дел

- ОВК – общество взимаемого кредита

- ОГПУ – Объединенное Государственное Политическое Управление при

СНК СССР

- ООН – Организация Объединенных наций

- РКИ (Рабкрин) – Рабоче-крестьянская инспекция

- РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

- РВС – Революционный военный совет

- РКП (б) – Российская Коммунистическая партия (большевиков)

- РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия

- СНГ – Сотрудничество Независимых Государств

- СНК (Совнарком) – Совет Народных Комиссаров

- Совхоз – советское хозяйство

- СРКО – Совет рабоче-крестьянской обороны

- СССР – Союз Советских Социалистических Республик

- СТО – Совет труда и обороны

- ЦК – Центральный комитет

- Экосо – Экономическое совещание

- Эсеры – социалисты-революционеры

- Ближняя канцелярия – в начале XVIII в. орган административно- финансового контроля над всеми государственными учреждениями.

- Боярская дума - высший совещательный орган при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. Состояла из представителей феодальной аристократии. В Киевской Руси была совещанием князей с дружинниками Постоянного состава не имела, созывалась по мере надобности. В посто<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...