Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся
ИСТОРИЯ Для специальностей: 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, 08.01.06 Мастер сухого строительства, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Составитель: А.Ф. Князева, преподаватель истории и обществознания
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № ___ от «___»__________ 2016 г. Председатель ____________
СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка……………………………………………………...….3 1. Практический раздел 1.1. Тематика и планы самостоятельных работ………………………….......5 2. Раздел контроля знаний 2.1. Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся………………………………………………………….……….15 2.2. Вопросы для подготовки к зачёту…………………………………...…..17 3. Вспомогательный раздел Заключение………………………………………………….…………………19
Глоссарий….…………………………………………………………………..20
Библиографический список……………………………………………..……28
Пояснительная записка История России как одна из основополагающих дисциплин составляет фундамент для усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она позволяет изучить возникновение, развитие, функционирование российского государства. Анализируя содержание исторических процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, и исследуя присущие им причинно- следственные связи, Отечественная история позволяет выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности становления и эволюции российской государственности.
Целью практических (самостоятельных) занятий по дисциплине «История» является формирование у студентов целостного представления об историческом пути России с древнейших времен до современного этапа развития как составной части мировой истории и культуры, о методах исторического исследования и историческом подходе к изучению научной проблемы, рассмотрение истории России в связи со становлением и развитием институтов российской цивилизации. Задачи практических (самостоятельных) занятий по дисциплине «История»: • понимание студентами преемственности исторических явлений и динамики в российской истории. • привитие студентам способности системно и исторически анализировать экономические, социальные, политические и духовные явления и процессы, происходившие на разных этапах развития российской государственности. • история России имеет значительный мировоззренческий аспект, что предполагает выработку у студентов навыка самостоятельных оценок и собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам. • ориентироваться в общественно-политической жизни страны, знать историю своей страны. В результате изучения дисциплины студент должен знать: • предмет и задачи курса; • понятие исторического источника и его отличие от исторического исследования; • основной массив исторических фактов и основные черты развития общественно-политической, социально-экономической истории, военной, истории культуры, духовной жизни, международных отношений России; • объективные закономерности развития общества и государства; • основные причинно-следственные связи, определяющие развитие российской государственности. уметь: • работать с научной литературой по истории, использовать источники; • владеть научной терминологией исторической науки, вести научную дискуссию;
• анализировать и оценивать конкретные исторические факты и явления; • выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным историческим событиям; • ориентироваться в перспективах государственного развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране. Практические занятия хронологически охватывают период с древнейших времен до начала XXI в. и посвящены важнейшим проблемам истории России. Основная задача практических занятий заключается в том, чтобы расширить и углубить знания студентов, полученные или на лекциях, или в результате самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой. Практические занятия дают возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов, глубиной, прочностью их знаний. Форма практического (самостоятельного) занятия определяется его темой. Наиболее оправдавшей себя формой является смешанная: опросно- реферативная. До занятия студенты обязаны изучить минимум рекомендованной литературы и источников. Тематика практических (самостоятельных) занятий разработана в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «История».
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Тематика и планы самостоятельных работ 1.1. Рекомендации для подготовки ответов
Важной формой обучения являются практические (самостоятельные) занятия. Каждый студент должен учитывать, что практические (самостоятельные) занятия по дисциплине «История» – это его своеобразный отчёт о самостоятельной работе и усвоенном лекционном материале. Ответы студентов должны основываться на обстоятельном знании указанной литературы к той или другой теме, а также тех новых публикаций, которые появились позднее и не были включены в список литературы. Это даст возможность глубоко раскрыть содержание темы. Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Очень важно теоретические проблемы рассматривать в связи с конкретными событиями и фактами изучаемого исторического периода, а также в связи с современностью, с сегодняшними задачами Российского государства.
Для облегчения выполнения работы можно рекомендовать составление развернутого плана или тезисов. Это облегчит сбор материала и его систематизацию. При подготовке к ответу необходимо в первую очередь обратить внимание на изучение материала содержащегося в учебных пособиях, монографиях, рекомендованных студентам в списке литературы по той или иной теме. В случае необходимости студент может составить развернутый план ответа и (или) подготовить тезисы устного выступления. На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.
1.2. Краткая характеристика учебной литературы
Современная учебная литература по дисциплине «История» достаточно многообразна и довольно часто содержит различные подходы к изложению исторического материала, альтернативные оценки событий, фактов и явлений. В большей степени это характерно для литературы, изданной в конце 90-х гг. ХХ – начале XXI вв. Студент должен учитывать многообразие оценок исторических событий, а также иметь представление о различных исторических теориях и подходах к изучению истории. Для современной исторической литературы характерен, прежде всего, отказ от формационного подхода к изучению истории, при сохранении её терминов и понятий. Понятие общественно-экономической формации является основным в марксизме. Марксистская концепция истории, базировавшаяся на формационном подходе, была господствующей в исторической науке нашей страны на протяжении всех лет Советской власти. По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени развития, общество, со своими отличительными характеристиками». Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения – это отношения собственности. С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий, формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм – первая фаза коммунистической формации). Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль отводилась классовой борьбе и революциям.
Со временем выявились недостатки этой концепции: 1) представления об однолинейном характере исторического развития (хотя некоторые страны не укладывались в схему чередования пяти формаций); 2) принижение человеческого, личностного содержания исторического процесса в пользу объективных, неличностных факторов (человеку, основному субъекту истории, отводилась второстепенная роль, а вместе с ним и духовным факторам исторического процесса); 3) абсолютизация роли конфликтных отношений, в том числе насилия, и другие. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же начали формироваться различные теории цивилизаций. Среди них ученые выделяют две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизаций и теории локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда начало распадаться первобытное общество. Он продолжается и в наши дни. Учеными выделяются три стадии развития человечества: аграрная цивилизация (доиндустриальное, традиционное общество), промышленная цивилизация (индустриальное общество) и информационная цивилизация (постиндустриальное общество). Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода единицы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств.
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. В совокупности они определяют неповторимость каждой отдельно взятой локальной цивилизации, характеризуют ее культурно-исторический тип. По своему содержанию понятие «локальная цивилизация» близко понятию «национальная культура». Не случайно, в большинстве словарей «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия «культура». Культурно-исторический тип не может быть заимствован другим народом, а вырабатывается самостоятельно при большим или меньшим влиянии других культур. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. Но до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Характеризуя современную историческую литературу, ученые отмечают и такую ее черту, как политизация. Для работ 1990-1993 гг. издания была характерна оценочная агрессивность и политическая тенденциозность, вступавшие в противоречие с принципами научной объективности и историзма. Началось «переписывание» советской истории в чисто политических конъюнктурных целях, что повлияло даже на работу историков с архивами и документами. В ход пошли некритически воспринятые аргументы западной советологии так называемого тоталитарного подхода к советской истории. Если в конце 80-х годов историки бились над проблемой «правильного определения», что же мы построили (государственный, казарменный, азиатский, феодальный или какой-либо иной социализм), то в 90-х годах речи о социализме уже не было, в ход были пущены «тоталитаристские» интерпретации российской истории. В 1994-1995 гг. литература и учебные пособия по истории стали иными. Завершение наиболее острого периода борьбы за власть в российском обществе (октябрь 1993 г.) обнаружило усталость масс от «черных» интерпретаций российской и советской историй и потребность в новых ценностных ориентирах, в объективной истории. Историческая литература с середины 90-х гг. пытается реализовать эти новые ориентиры. Но учебники и учебные пособия по отечественной истории остаются перегружены фактами, в изложении дореволюционной истории сохраняются прежние оценки и выводы, а послеоктябрьского периода – негативные оценки фактически всех 70 лет советской власти, в том числе и периода Великой Отечественной войны. Анализ и оценки истории периода перестройки и современного курса реформ большинством исследователей подменяется описательностью и фактологией. Что же касается реализации в учебной литературе цивилизационного подхода, то за редким исключением, он пока остается невостребованным. Литература 2000-2008 гг. пытается преодолеть прежние недостатки. Однако большинство современных учебных пособий являются исправленными и дополненными редакциями изданий 90-х гг. ХХ в.
2. Темы самостоятельных работ
Занятие №1: «Древнерусское государство в IX-XI вв.» План занятия: 1. Объединение восточнославянских земель в Древнерусское государство. Роль варягов в создании русской государственности. 2. Политический и экономический строй Древней Руси. Деятельность первых князей. 3. Принятие христианства на Руси. Православная церковь в системе Древнерусского государства.
Основные даты: 862 – Новгородцы изгнали варягов, призвали 8и Рюрика (первая дата традиционной русской летописи). 882 – Объединение Киева и Новгорода под властью Олега. 882-912 – Княжение Олега в Киеве. Подчинение Киевскому политическому центру славянских племен: древлян, северян, радимичей. 907 – Поход Руси на Византию. 911 – Договор князя Олега с Византией. 912-945 – Княжение Игоря. 941 и 944 – Походы Игоря на Византию. 944 – Договор Игоря с Византией. 945 – Восстание на земле древлян. Убийство Игоря. 955 (957) – Путешествие княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства. 965-972 – Княжение Святослава. 964-972 – Походы Святослава на Восток и на Балканы. 980-1015 – Княжение Владимира Святого. Окончательное разрушение и исчезновение племенного деления, складывание территории Древнерусского государства. 988 (989, 990) – Крещение Руси.
Занятие №2: «Русские земли в период раздробленности» План занятия: 1. Раздробленность: понятие, причины и последствия. 2. Основные земли Руси в период раздробленности, особенности их развития и политического устройства. 3. Русь и Золотая Орда. Влияние монголо-татар на развитие русских земель.
Основные даты: 1223 – Битва на р. Калке. 1237-1240 – Нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь. 15 июля 1240 – Победа Новгородского князя Александра над шведами на р. Неве. XIII в. – Возникновение Великого княжества Литовского, включение в его состав значительной части западнорусских и южнорусских земель. 5 апреля 1242 – Битва на Чудском озере (Ледовое побоище). 1242-1243 Образование Золотой Орды. 1300 – Переселение митрополита «всея Руси» из Киева во Владимир. 1316-1341 – Великий князь Гедимин в Литве. Основание Великого княжества Литовского и Русского.
Занятие №3: «Русское централизованное государство в XV-XVI вв.» План занятия: 1. Предпосылки объединения русских земель. Характеристика этапов объединения русских земель в XIV-XV вв. 2. Социально-экономический и политический строй единого Российского государства во второй половине XV в. 3. Иван IV – первый русский царь. Альтернативы развития в годы царствования Ивана Грозного.
Основные даты: 1359-1389 – Княжение Дмитрия Ивановича Донского. 8 сентября 1380 – Куликовская битва. 1382 – Поход хана Тохтамыша на Москву. 1448 – Русская церковь стала автокефальной (независимой). 1453 – Взятие Константинополя турками, конец Византии. 1462-1505 – Княжение Ивана III. 1478 – Присоединение Новгорода к Московскому государству. 1480 – Стояние на реке Угре. Конец ордынского ига 1485 – Присоединение Твери к Москве. 1497 – Общерусский Судебник. 1533 – 1584 Княжение (с 1547 царствование) Ивана IV Грозного. 1539-1541 – Губная реформа. 1547 – Принятие царского титула и брак Ивана Грозного. 1549 – Созыв первого земского Собора. 1550 – Судебник Ивана IV. 1551 – Стоглавый Собор. 1552 – Взятие Казани и присоединение Казанского ханства к России. 1556 – Покорение Астрахани. 1558-1583 – Ливонская война. 1565-1572 – Опричнина. 1581 – Установление «заповедных лет».
Занятие №4: «Формирование абсолютной монархии в России» План занятия: 1. Новые явления в социально-экономическом развитии России во второй половине XVII в. 2. Государственное устройство России во второй половине XVII века. 3. Зарождение абсолютизма.
Основные даты: 1613 – Избрание на царство Михаила Романова Земским собором. 1613-1645 – Царствование Михаила Федоровича. 1632-1634 – Война с Польшей за Смоленск и Поляновский мир. 1645-1676 – Царствование Алексея Михайловича. 1648 – Соляной бунт. Восстания в Москве, Великом Устюге, Соль-Вычегодске, Чердыне, Козлове, Воронеже, Курске и др. городах. 1649 – Соборное уложение. Окончательное оформление крепостного права. 1652-1658 – Патриаршество Никона. 1654 – Церковные реформы Никона. Начало раскола. XVII в. – Присоединение Сибири до р. Лены. 1654 – Переяславская Рада. Воссоединение Украины с Россией. 1654-1667 – Война России с Речью Посполитой. 1656-1659 – Русско-шведская война. 1662 – Медный бунт в Москве. 1666-1667 – Церковные соборы и низложение Никона.
Занятие №5: «Россия в XVIII – первой половине XIX века» План занятия: 1. Преобразования и социальная политика Петра I. 2. Сословный строй XVIII в. – первой половины XIX в. 3. Эволюция Российского государства в первой половине XIX в.
Основные даты: 1682-1725 – Царствование Петра I Великого. 1695-1696 – Азовские походы Петра I. 1700-1721 – Северная война. 27 июня 1709 – Полтавская битва. 1711 – Учреждение Сената. 1718-1721 – Учреждение коллегий. 1722 – Табель о рангах. 1725-1761 – Эпоха дворцовых переворотов 1730-1740 – Правление Анны Иоановны 1741-1761 – Царствование Елизаветы Петровны. 1757-1761 – Участие России в Семилетней войне (1756-1763) 1761-1762 – Царствование Петра III. 1762 – Манифест Петра III о вольности дворянства. 1762-1796 – Царствование Екатерины II. 1768-1774 – Первая русско-турецкая война. 1772, 1793,1795 – Разделы Речи Посполитой. 1773-1775 – Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. 1775 – Губернская реформа. 1783 – Присоединение Крыма к России. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России. 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам. 1787-1791 – Русско-турецкая война 1788-1790 – Шведская война. 1796-1801 – Царствование Павла I. 1801 – Вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи. 1801-1825 – Правление Александра I 14 декабря 1825 г. – Восстание декабристов 1825-1856 – Правление Николая I
Занятие №6: «Российская империя в период неоабсолютизма» План занятия: 1. Реформы Александра II. 2. Конституционная монархия в России.
Основные даты: 1855-1881 – правление Александра II. 19 февраля 1861 – отмена крепостного права 1864 – Земская реформа, судебная реформа. 1874 – введение всеобщей воинской повинности. 1870 – Городская реформа. 1881-1894 – правление Александра III. 1889 – Положение о земских начальниках. 1890 – Земская контрреформа. 1891-1893 – Заключение франко-русского союза. 1894-1917 – правление Николая II. 1897 – Введение золотого обращения (денежная реформа С. Ю. Витте). 1897 – Первая всеобщая перепись населения России. 1904-1905 – Русско-японская война. 1905-1907 гг. – Первая русская революция 17 октября 1905 – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». З июнь 1907 – Третьеиюньский государственный переворот; разгон второй Государственной думы, новый избирательный закон.
Занятие №7: «СССР в 20-х – 30-х гг.» План занятия: 1. Новая экономическая политика (НЭП) 2. Коллективизация сельского хозяйства 3. Индустриализация 4. Общественно-политическая жизнь СССР в условиях тоталитарного режима.
Основные даты: Декабрь 1922 – Образование СССР. 1924 – Принятие первой Конституции СССР. Декабрь 1925 – Начало нового этапа индустриализации страны. 1929 – Принятие и утверждение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР Осень 1929 – Начало массовой коллективизации крестьянских хозяйств. Декабрь 1936 – Принятие второй Конституции СССР. 1937-1938 – Пик сталинских репрессий. 1938 – Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан. 1939 – Участие Красной Армии в боевых действиях против японских войск в районе реки Халхин-Гол. 23 августа 1939 – Подписание советско-германского пакта о ненападении. 1 сентября 1939 – Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны.
Занятие №8: «Кризис социалистического строя. Современная Россия» План занятия: 1. Советское государство во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. 2. СССР в период перестройки. Распад СССР. 3. Современная Россия.
Основные даты: октябрь 1964 – Пленум ЦК КПСС: смещение Н. С. Хрущева с постов главы партии и правительства; избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежнева (с апреля 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС). 1965 – Начало экономической реформы. 23 августа 1968 – Ввод войск стран-участниц Организации Варшавского Договора в Чехословакию. 1972 – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ-1). 1975 – Подписание Заключительного акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1977 – Принятие третьей Конституции СССР. декабрь 1979 – Ввод советских войск в Афганистан. ноябрь 1982 – Смерть Л. И. Брежнева. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропова. февраль 1984 – Смерть Ю. В. Андропова. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К. У. Черненко. март 1985 – Смерть К. У. Черненко. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева. 26 апреля 1986 – Авария на Чернобыльской АЭС. декабрь 1987 – Подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 15 февраль 1989 – Завершение вывода советских войск из Афганистана. март 1989 – Выборы народных депутатов СССР. март 1990 – III съезд народных депутатов СССР. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР. Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР. Выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом России. 19-21 августа 1991 г. – Попытка государственного переворота. Падение коммунистического режима. декабрь 1991 – Прекращение существования СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Отставка М. С. Горбачева с поста Президента СССР. январь 1992 – Либерализация цен. Начало экономической реформы в России. 1 февраля 1992 – Декларация России и США о прекращении холодной войны. 25 апреля 1993 – Референдум о доверии Президенту Ельцину Б. Н. 21 сентября 1993 – роспуск съезда народных депутатов РФ. Указ Ельцина о поэтапной конституционной реформе. 3-4 октября 1993 – вооруженные столкновения в Москве между оппозицией и правительственными войсками. 12 декабря 1993 – Референдум по Конституции РФ и выборы в Государственную думу и Совет Федерации. 11 октября 1994 – «Черный вторник» – резкое падение курса рубля на валютной бирже.
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 (неудовлетворительно): Отказ от ответа, полное отсутствие профессиональных компетенций. Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание отдельных фактов из литературных источников, которые рекомендованы программой дисциплины; неспособность использовать научную терминологию; пассивность на семинарских занятиях
3 (удовлетворительно): Отсутствие полного объема знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, которая рекомендована учебной программой; значительные лингвистические и логические ошибки в использовании научной терминологии; неспособность ориентироваться в основных теориях и концепциях дисциплины; пассивность на семинарских занятиях. Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, которая рекомендована учебной программой; умение использовать научную терминологию и делать выводы без существенных ошибок; способность ориентироваться в основных теориях и концепциях предмета и давать им оценку; работа под руководством преподавателя.
4 (хорошо): Достаточный уровень знаний в рамках учебной программы; умение пользоваться научной терминологией, способность делать выводы; владение основными теориями дисциплины; усвоение основной литературы, которая рекомендована учебной программой, несущественные ошибки при выполнении учебных и профессиональных задач. Систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии; логично выдержанные ответы; умение ориентироваться в базовых терминах и концепциях дисциплины, давать их сравнительную оценку; самостоятельная работа, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры выполнения заданий.
5 (отлично): Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии; логично выдержанные ответы, способность делать обоснованные выводы; усвоение основной и дополнительной литературы программы дисциплины; способность ориентироваться в основных теориях и давать их критичную оценку; самостоятельная и активная работа на занятиях. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии; способность делать обоснованные выводы; владение методами комплексного анализа и способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, которая рекомендована программой; способность ориентироваться в основных теориях и концепциях и давать их критичную оценку; активная самостоятельная работа на занятиях, участие в групповых обсуждениях. Выполнение требований учебной программы на высоком уровне; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по предмету; безупречное владение теоретическими знаниями и практическими навыками; стилистически грамотное, логично правильное преподавание материала; точное использование научной терминологии, умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины, давать им критичную оценку, использовать ученые достижения других дисциплин; умение самостоятельно творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; знание и умелое использование современных информационных и образовательных технологий. Безусловное выполнение требований учебной программы на высоком уровне; умение самостоятельно выявлять и использовать внутрипредметные и межпредметные связи учебной дисциплины; свободное владение информацией из основных и дополнительных источников в решении профессиональных задач; поисковая творческая деятельность по решению актуальных проблем изучаемой дисциплины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ 1. Введение в учебную дисциплину: предмет, объект, методология, периодизация. 2. Возникновение государственности у восточных славян 3. Общественный строй Киевской Руси 4. Социальный состав населения Киевской Руси 5. Государственный строй Киевской Руси 6. Причины распада Древнерусского государства 7. Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности 8. Новгородская феодальная республика 9. Галицко-Волынское княжество в период феодальной раздробленности 10. Образование Речи Посполитой 11. Киевское княжество в период феодальной раздробленности 12. Черниговское княжество в период феодальной раздробленности 20. Галицкое княжество в период феодальной раздробленности 13. Галицко-Волынское княжество в период феодальной раздробленности 14. Возвышение Московского княжества 15. Объединение русских земель вокруг Московского княжества 16. Государственный строй Российского государства в XVI-XVII вв. 17. Реформы Ивана IV (Грозного) 18. Центральное и местное управление по Судебникам 1497 и 1550 гг. 19. Соборное Уложение 1649 г. 20. Причины возникновения абсолютной монархии 21. Реформа государственного аппарата при Петре 1-ом 22. Изменения в государственном аппарате Российской империии во второй пловине XVIII-начале XIX вв. 23. Губернская реформа 1775 г. 24. Кризис феодально-крепостнической системы 25. Эволюция абсолютной монархии на прротяжении XIX в. 26. Буржуазные реформы второй половины XIX в. 27. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. 28. Развитие капитализма в России и его особенности 29. Первая русская революция 1905-1907 гг. 30. Изменения в государственном строе Российской империи в начале XX в. 31. Государственный переворот 3 июня 1907 г. 32. Причины и характер февральской революции 1917 г. 33. Свержение самодержавия 34. Двоевластие 35. Провозглашение Российской республики 36. Октябрьское вооруженное восстание 37. 2-ой Всероссийский съезд Советов 38. Декларации советской власти 39. Конституция РСФСР 1918 г. 40. Причины введения НЭПа 41. Изменения в государственном аппарате 42. Провозглашение СССР 43. Конституция СССР 1924 г. 44. Усиление командно-административных методов управления 45. Конституция СССР 1936 г. 46. Функционирование государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны 47. Изменения в государственном аппарате в послевоенный период 48. Государственное строительство в период «хрущевской оттепели» 49. Мероприятия по преодолению культа личности И.В. Сталина 50. Расширение прав союзных республик в период «хрущевской оттепели» 51. Создание Советов народного хозяйства в период «хрущевской оттепели» 52. Курс на построение развитого социализма (1965-1985 гг.) 53. Конституция СССР 1977 г. 54. Монополия КПСС на политическую власть 55. Курс на ―гласность и перестройку 56. Августовский путч 1991 г. ГКЧП 57. Образование СНГ 58. Преобразование России в независимое суверенное государство 59. Конституционный кризис 1993 года. 60. Принятие новой Конституции Российской Федерации
Заключение Итак, в методические указания включены материалы, отражающие научные позиции авторов, разрабатывающих тот или иной аспект исторической проблематики. Поэтому, как вы увидели, существуют разнообразные подходы и оценки различных исторических фактов и явлений у разных исследователей. Методические указания дали возможность познакомиться с многообразием этих подходов, показали их широту, если вы достаточно при этом поработали самостоятельно, особенно – над глоссарием, то, мы надеемся, получили более глубокое представление о дисциплине «История». Если у вас сформировалось определенное мнение о них, это может стать основой для дальнейшего продвижения – и самостоятельного, и под руководством преподавателя.
Глоссарий - АССР – Автономная Советская Социалистическая республика - ВКП(б) – Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) - ВПК – военно-промышленный комплекс - ВРК – Военно-революционный комитет - ВСНХ – Всероссийский совет народного хозяйства, Высший совет народного хозяйства - ВЦИК – Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов - ВЦСПС – Всероссийский (позже Всесоюзный) центральный совет профсоюзов - ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем - ГКО – Государственный Комитет Обороны - ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР - Главки – Главные управления - ГОЭЛРО – Государственная комиссия по электрификации России - ГПУ – Главное политическое управление при НКВД - ГУЛАГ – Главное управление лагерей - ДВР – Дальневосточная республика - ЗСФСР – Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика - Кадеты – конституционные демократы - КГБ – Комитет государственной безопасности - Колхоз – коллективное хозяйство - Комбеды – комитеты бедноты - КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза - МВД – Министерство внутренних дел - МТС – машино-тракторная станция - Наркомат – Народный комиссариат - НКВД – Наркомат внутренних дел - ОВК – общество взимаемого кредита - ОГПУ – Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР - ООН – Организация Объединенных наций - РКИ (Рабкрин) – Рабоче-крестьянская инспекция - РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РВС – Революционный военный совет - РКП (б) – Российская Коммунистическая партия (большевиков) - РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия - СНГ – Сотрудничество Независимых Государств - СНК (Совнарком) – Совет Народных Комиссаров - Совхоз – советское хозяйство - СРКО – Совет рабоче-крестьянской обороны - СССР – Союз Советских Социалистических Республик - СТО – Совет труда и обороны - ЦК – Центральный комитет - Экосо – Экономическое совещание - Эсеры – социалисты-революционеры - Ближняя канцелярия – в начале XVIII в. орган административно- финансового контроля над всеми государственными учреждениями. - Боярская дума - высший совещательный орган при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. Состояла из представителей феодальной аристократии. В Киевской Руси была совещанием князей с дружинниками Постоянного состава не имела, созывалась по мере надобности. В посто<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|