Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты Конституции РФ




В принятой Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепле­ние все три основных компонента современной правовой государственности — гуманитарно-правовой (закрепление основных прав и свобод человека), нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция источников действу­ющего права) и институционально-правовой (система раз­деления и взаимодействия властей).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, по Конституции, является ее многонациональный народ. Суверенитет Рос­сийской федерации распространяется на всю ее террито­рию, а сама российская Конституция и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации[14].

В качестве основ конституционного строя Конститу­ция закрепляет и целый ряд других принципи­альных положений, определяющих новизну общественно­го и государственно-правового устройства постсоветской России.

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют, прежде всего, поло­жения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, о прямом действии Конституции и конституционно-правовых харак­теристиках источников действующего права.

Основы формирования в стране гражданского обще­ства закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности (в том числе — на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддер­жке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д.

Основные федеративные черты и свойства российс­кой правовой государственности выражены в конституци­онных положениях о равноправии субъектов Российской.

Идеологические и политические характеристики кон­ституционного строя включают в себя признание идеологи­ческого и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перёд законом.

Новая Конституция Российской Федерации в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирожденных и неотчуждаемых правах и свободах человека. В утверж­дение такого подхода Конституция провозглашает:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью[15]». При этом Конституция исходит из того, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[16]».   

Присущий Конституции естественно правовой подход по существу означает, что прирожденные и неотчуждае­мые права и свободы человека представляют собой исходное правовое начало.

Используемая в Конституции новая для нас естественно правовая конструкция прирожденных прав и свобод че­ловека по существу направлена против ранее господство­вавших в советской теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху официальными влас­тями) характере прав людей.

Сис­тема разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер — с яв­ным перекосом в пользу полномочий Президента и его до­минирующей роли в решении государственных дел, с оче­видными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью. Хотя в соответствии с зафиксированным в Кон­ституции принципом разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную ясно, что президентс­кая власть — это власть именно исполнительная, одна­ко по смыслу ряда других статей Конституции президен­тская власть как бы выносится за рамки данной классичес­кой триады и конструируется в виде некой особой власти, возвышающейся над этой привычной триадой.

В Конституции закреплен широкий круг лич­ных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина, соответствующий в целом современным международным стандартам и высокому уров­ню конституционных требований в современных либераль­но-демократических развитых странах. При этом подчерки­вается, что перечень конституционно закрепленных в них прав и свобод не является исчерпывающим и не должен толковаться в ущерб другим правам и свободам человека и гражданина.

Конституционные положения о правах и свободах че­ловека, по логике и смыслу естественноправового  правопонимания имеют двоякое значение: эти положе­ния значимы не только в плане закрепления индивиду­альной правоспособности личнос­ти, ее субъективных прав и т.д., но (в качестве исходных правовых начал) они имеют одновременно и общеправо­вое значение и выступают как общеобязательный право­вой стандарт и конституционное требование правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и дол­жностных лиц.

В этом своем общеправовом и общерегулятивном зна­чении конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодатель­ства, правового типа организации и деятельности различ­ных государственных властей и правового характера государства в целом.

В этой связи показательно, что наряду с характерис­тикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием неотчуждаемого и прирожденного характе­ра основных прав и свобод человека в Конституции одно­временно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего государства в целом: «При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства[17]». Обязательные для исполнения на всей территории Российской Феде­рации указы и распоряжения Президента Российской Феде­рации «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в законодательстве, явно нарушен прин­цип иерархии источников действующего права (Конститу­ция — закон — указ и т.д.) в рамках правового государства. Данный принцип требовал иной формулировки, а именно:

«Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Рос­сийской Федерации и федеральных законов».

Очевидно, что указное законотворчество нарушает прерогативы законодательной власти и девальвирует прин­цип верховенства закона.

Существенное значение для всей концепции правово­го государства в целом и его основных компонентов имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры не только общесудебной защиты правопорядка, прав и сво­бод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частноправовых и публично-правовых отношениях. Но и специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов и правовым характером действий (или без­действия) органов государственной власти и должност­ных лиц.

Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие, социально значимые потребности личности.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё не сложилась.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком, и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.

Конституция признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. Установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...