Введение. Предмет и задачи курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра социальной работы
Григорьева Милана Игоревна
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Специальность: 350500 – «Социальная работа»
Согласовано:
Учебно-метод. управление
«»_____________2010 г.
________________________
Рекомендовано кафедрой:
Протокол №__________
«______»_____________2010 г.
Зав. кафедрой социальной работы,
д.с.н., проф. ____________З.П. Замараева
Пермь 2011
Автор-составитель: Григорьева Милана Игоревна, старший преподаватель кафедры социальной работы.
Учебно-методический комплекс по технологии социальной работы составлен в соответствии оставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 «Социальная работа».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.10) и является обязательной для изучения.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины
|
|
1. Цели и задачи изучения дисциплины
|
|
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
|
|
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
|
|
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
|
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
|
|
4. Содержание дисциплины
|
|
5. Темы практических и семинарских занятий
|
|
6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
|
|
7. Учебно-методическое обеспечение
|
|
7.1. Литература
|
|
7.2. Информационное обеспечение дисциплины
|
|
7.3. Методические указания студентам
|
|
7.4. Методические рекомендации для преподавателя
|
|
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
|
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели курса:
— углубление системы знаний о способах и методах выявления и решения социальных проблем общества, групп, индивида;
— наполнение содержанием представления о технологических моделях социальной работы на различных уровнях социальной деятельности;
— уяснение сущности практики социальной работы, ее методологических основ и технологических моделей;
— выработка у будущих специалистов профессиональных умений и навыков определения путей и способов организации помощи различным категориям клиентов.
Задачи курса:
— изучить особенности технологий социальной работы как особого вида социальных технологий;
— овладеть основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
— овладеть методикой непосредственно контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
— овладеть основными профессиональными технологиями деятельности специалиста по социальной работе в органах и учреждениях социальной сферы;
— приобрести навыки определения и создания морально-психологического климата в коллективах и группах;
— изучить опыт практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения в России и за рубежом.
Требования к уровню освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Технологии социальной работы» в соответствии с ГОС ВПО занимает центральное место в системе дисциплин профессиональной подготовки по специальности 350500 – «Социальная работа». В соответствии с целями и задачами курса, его преподавание необходимо начинать после изучения теории, истории, философии и этики социальной работы. Изучение дисциплины предусматривает овладение знаниями теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.
Профессиональная направленность курса объективно обусловливает необходимость взаимосвязи программ курса «Технологии социальной работы» и производственной практики.
В соответствии с требованиями студент (будущий специалист) должен иметь представления о:
— социальной работе как специфической деятельности;
— социальной сфере как объекте технологизации;
— технологических процессах в социальной работе;
— особенностях технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.
Студент должен знать:
— основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
— сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
— основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.
Студент должен владеть:
— основными методами социальной работы с индивидом, группой, общностью;
— технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
— методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем индивида и группы;
— основными технологиями работы в социальных органах и учреждениях;
— основными процедурами технологического процесса социальной работы различного уровня и различного вида;
— культурой внедрения инновационных технологий социальной работы.
Студент должен уметь:
— найти технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной сферы;
— моделировать и реализовывать на практике групповые и индивидуальные методы решения социальных проблем клиентов;
— спроектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
— создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач.
Студент должен приобрести навыки:
— технологического решения проблем клиентов - представителей различных социальных групп;
— диагностики состояния социального объекта;
— составления программ социальной адаптации, реабилитации, профилактики, коррекции в отношении клиента – представителя определенной социальной группы;
— применения технологий социальной работы для решения проблем клиентов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
|
очная
| заочная
|
Номера семестров
| 5,6
| 4,6,7
|
Аудиторные занятия
|
|
|
Лекции
|
|
|
Семинарские занятия
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
Текущий контроль
| зачет
| зачет
|
Виды промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
|
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная
Номера учебных планов: 2516, 2959, 3190.
№
| Наименование темы
| Всего (час.)
| в том числе
|
аудиторные занятия
| Самос-тоя-тельная работа
|
Лекции
| Семинары
|
1.
| Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.
|
|
|
|
|
2.
| Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.
|
|
| -
|
|
3.
| Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.
|
|
|
|
|
4.
| Целеполагание и его место в технологии социальной работы.
|
|
|
|
|
5.
| Социальная диагностика: цели, этапы, методы.
|
|
|
|
|
6.
| Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.
|
|
|
|
|
7.
| Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.
|
|
|
|
|
8.
| Технология социальной реабилитации.
|
| -
|
|
|
9.
| Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.
|
|
|
|
|
10.
| Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.
|
|
|
|
|
11.
| Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.
|
|
|
|
|
12.
| Социальная фасилитация в деятельности социального работника.
|
|
| -
|
|
13.
| Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.
|
|
|
|
|
14.
| Технологии супервизии в деятельности социономов.
|
|
| -
|
|
15.
| Творчество и новаторство в социальных технологиях.
|
|
| -
|
|
16.
| Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.
|
|
| -
|
|
17.
| Социальный тренинг и технология его организации.
|
|
|
|
|
18.
| Деловые игры как технологии социальной работы.
|
|
|
|
|
19.
| Социальная экспертиза и методика её организации.
|
|
| -
|
|
20.
| Методы оценки эффективности в социальной работе.
|
|
|
|
|
21.
| Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры в свете технологического решения проблем общества.
|
|
| -
|
|
22.
| Технологии социальной работы с семьей.
|
|
|
|
|
23.
| Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.
|
|
|
|
|
24.
| Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.
|
|
| -
|
|
25.
| Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.
|
|
|
|
|
26.
| Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.
|
| -
|
|
|
27.
| Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.
|
| -
|
|
|
28.
| Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.
|
| -
|
|
|
29.
| Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.
|
|
|
|
|
30.
| Технологии социальной работы с безработными.
|
| -
|
|
|
31.
| Технологии социальной работы в сфере производства.
|
|
| -
|
|
32.
| Технологии социальной работы в сфере образования.
|
| -
|
|
|
33.
| Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.
|
|
| -
|
|
34.
| Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.
|
|
| -
|
|
35.
| Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.
|
|
| -
|
|
36.
| Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.
|
|
| -
|
|
37.
| Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.
|
| -
|
|
|
38.
| Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Форма обучения заочная
Номер учебного плана 3003.
№
| Наименование темы
| Всего (час.)
| в том числе
|
аудиторные занятия
| Самос-тоя-тельная работа
|
Лекции
| Семинары
|
1.
| Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.
|
|
|
|
|
2.
| Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.
|
|
| -
|
|
3.
| Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.
|
|
| -
|
|
4.
| Целеполагание и его место в технологии социальной работы.
|
|
|
|
|
5.
| Социальная диагностика: цели, этапы, методы.
|
|
| -
|
|
6.
| Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.
|
|
| -
|
|
7.
| Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.
|
|
| -
|
|
8.
| Технология социальной реабилитации.
|
|
| -
|
|
9.
| Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.
|
|
| -
|
|
10.
| Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.
|
|
| -
|
|
11.
| Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.
|
|
| -
|
|
12.
| Социальная фасилитация в деятельности социального работника.
|
| -
| -
|
|
13.
| Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.
|
| -
|
|
|
14.
| Технологии супервизии в деятельности социономов.
|
| -
| -
|
|
15.
| Творчество и новаторство в социальных технологиях.
|
| -
| -
|
|
16.
| Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.
|
| -
| -
|
|
17.
| Социальный тренинг и технология его организации.
|
| -
|
|
|
18.
| Деловые игры как технологии социальной работы.
|
| -
| -
|
|
19.
| Социальная экспертиза и методика её организации.
|
|
| -
|
|
20.
| Методы оценки эффективности в социальной работе.
|
|
| -
|
|
21.
| Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры с свете технологического решения проблем общества.
|
| -
| -
|
|
22.
| Технологии социальной работы с семьей.
|
| -
| -
|
|
23.
| Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.
|
|
| -
|
|
24.
| Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.
|
| -
| -
|
|
25.
| Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.
|
|
| -
|
|
26.
| Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.
|
|
| -
|
|
27.
| Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.
|
|
| -
|
|
28.
| Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.
|
| -
| -
|
|
29.
| Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.
|
| -
|
|
|
30.
| Технологии социальной работы с безработными.
|
| -
| -
|
|
31.
| Технологии социальной работы в сфере производства.
|
|
| -
|
|
32.
| Технологии социальной работы в сфере образования.
|
| -
| -
|
|
33.
| Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.
|
| -
| -
|
|
34.
| Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.
|
|
| -
|
|
35.
| Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.
|
| -
| -
|
|
36.
| Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.
|
| -
|
|
|
37.
| Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.
|
|
| -
|
|
38.
| Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.
|
| -
| -
|
|
Итого
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Основные понятия технологий социальной работы.
Введение. Предмет и задачи курса
Социальная работа как вид профессиональной деятельности. Функции специалиста по социальной работе. Требования к специалисту по социальной работе. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе. Учебно-воспитательные задачи курса. Требования к студентам при изучении курса. Содержание и задачи курса. Значение социально-технологической подготовки для повышения профессионального мастерства специалиста по социальной работе.
Категориальный аппарат курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: