Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Предмет и задачи курса




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

Кафедра социальной работы

 

 

Григорьева Милана Игоревна

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Специальность: 350500 – «Социальная работа»



 

Согласовано:

Учебно-метод. управление

«»_____________2010 г.

________________________

 

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №__________

«______»_____________2010 г.

 

Зав. кафедрой социальной работы,

д.с.н., проф. ____________З.П. Замараева

 

 


 

Пермь 2011


Автор-составитель: Григорьева Милана Игоревна, старший преподаватель кафедры социальной работы.

 

Учебно-методический комплекс по технологии социальной работы составлен в соответствии оставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 «Социальная работа».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.10) и является обязательной для изучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины  
1. Цели и задачи изучения дисциплины  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы  
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание дисциплины  
5. Темы практических и семинарских занятий  
6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов  
7. Учебно-методическое обеспечение  
7.1. Литература  
7.2. Информационное обеспечение дисциплины  
7.3. Методические указания студентам  
7.4. Методические рекомендации для преподавателя  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций  

 

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели курса:

— углубление системы знаний о способах и методах выявления и решения социальных проблем общества, групп, индивида;

— наполнение содержанием представления о технологических моделях социальной работы на различных уровнях социальной деятельности;

— уяснение сущности практики социальной работы, ее методологических основ и технологических моделей;

— выработка у будущих специалистов профессиональных умений и навыков определения путей и способов организации помощи различным категориям клиентов.

Задачи курса:

— изучить особенности технологий социальной работы как особого вида социальных технологий;

— овладеть основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

— овладеть методикой непосредственно контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

— овладеть основными профессиональными технологиями деятельности специалиста по социальной работе в органах и учреждениях социальной сферы;

— приобрести навыки определения и создания морально-психологического климата в коллективах и группах;

— изучить опыт практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения в России и за рубежом.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

Учебная дисциплина «Технологии социальной работы» в соответствии с ГОС ВПО занимает центральное место в системе дисциплин профессиональной подготовки по специальности 350500 – «Социальная работа». В соответствии с целями и задачами курса, его преподавание необходимо начинать после изучения теории, истории, философии и этики социальной работы. Изучение дисциплины предусматривает овладение знаниями теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.

Профессиональная направленность курса объективно обусловливает необходимость взаимосвязи программ курса «Технологии социальной работы» и производственной практики.

В соответствии с требованиями студент (будущий специалист) должен иметь представления о:

— социальной работе как специфической деятельности;

— социальной сфере как объекте технологизации;

— технологических процессах в социальной работе;

— особенностях технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.

Студент должен знать:

— основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;

— сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;

— основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

Студент должен владеть:

— основными методами социальной работы с индивидом, группой, общностью;

— технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;

— методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем индивида и группы;

— основными технологиями работы в социальных органах и учреждениях;

— основными процедурами технологического процесса социальной работы различного уровня и различного вида;

— культурой внедрения инновационных технологий социальной работы.

Студент должен уметь:

— найти технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной сферы;

— моделировать и реализовывать на практике групповые и индивидуальные методы решения социальных проблем клиентов;

— спроектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;

— создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач.

Студент должен приобрести навыки:

— технологического решения проблем клиентов - представителей различных социальных групп;

— диагностики состояния социального объекта;

— составления программ социальной адаптации, реабилитации, профилактики, коррекции в отношении клиента – представителя определенной социальной группы;

— применения технологий социальной работы для решения проблем клиентов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная заочная
Номера семестров 5,6 4,6,7
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Текущий контроль зачет зачет
Виды промежуточного контроля экзамен экзамен

 

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная

Номера учебных планов: 2516, 2959, 3190.

Наименование темы Всего (час.) в том числе
аудиторные занятия Самос-тоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.        
2. Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.     -  
3. Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.        
4. Целеполагание и его место в технологии социальной работы.        
5. Социальная диагностика: цели, этапы, методы.        
6. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.        
7. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.        
8. Технология социальной реабилитации.   -    
9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.        
10. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.        
11. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.        
12. Социальная фасилитация в деятельности социального работника.     -  
13. Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.        
14. Технологии супервизии в деятельности социономов.     -  
15. Творчество и новаторство в социальных технологиях.     -  
16. Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.     -  
17. Социальный тренинг и технология его организации.        
18. Деловые игры как технологии социальной работы.        
19. Социальная экспертиза и методика её организации.     -  
20. Методы оценки эффективности в социальной работе.        
21. Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры в свете технологического решения проблем общества.     -  
22. Технологии социальной работы с семьей.        
23. Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.        
24. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.     -  
25. Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.        
26. Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.   -    
27. Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.   -    
28. Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.   -    
29. Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.        
30. Технологии социальной работы с безработными.   -    
31. Технологии социальной работы в сфере производства.     -  
32. Технологии социальной работы в сфере образования.   -    
33. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.     -  
34. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.     -  
35. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.     -  
36. Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.     -  
37. Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.   -    
38. Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.        
Итого        

 

Форма обучения заочная

Номер учебного плана 3003.

Наименование темы Всего (час.) в том числе
аудиторные занятия Самос-тоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.        
2. Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.     -  
3. Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.     -  
4. Целеполагание и его место в технологии социальной работы.        
5. Социальная диагностика: цели, этапы, методы.     -  
6. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.     -  
7. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.     -  
8. Технология социальной реабилитации.     -  
9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.     -  
10. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.     -  
11. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.     -  
12. Социальная фасилитация в деятельности социального работника.   - -  
13. Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.   -    
14. Технологии супервизии в деятельности социономов.   - -  
15. Творчество и новаторство в социальных технологиях.   - -  
16. Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.   - -  
17. Социальный тренинг и технология его организации.   -    
18. Деловые игры как технологии социальной работы.   - -  
19. Социальная экспертиза и методика её организации.     -  
20. Методы оценки эффективности в социальной работе.     -  
21. Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры с свете технологического решения проблем общества.   - -  
22. Технологии социальной работы с семьей.   - -  
23. Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.     -  
24. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.   - -  
25. Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.     -  
26. Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.     -  
27. Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.     -  
28. Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.   - -  
29. Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.   -    
30. Технологии социальной работы с безработными.   - -  
31. Технологии социальной работы в сфере производства.     -  
32. Технологии социальной работы в сфере образования.   - -  
33. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.   - -  
34. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.     -  
35. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.   - -  
36. Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.   -    
37. Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.     -  
38. Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.   - -  
Итого        

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Основные понятия технологий социальной работы.

Введение. Предмет и задачи курса

Социальная работа как вид профессиональной деятельности. Функции специалиста по социальной работе. Требования к специалисту по социальной работе. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе. Учебно-воспитательные задачи курса. Требования к студентам при изучении курса. Содержание и задачи курса. Значение социально-технологической подготовки для повышения профессионального мастерства специалиста по социальной работе.

Категориальный аппарат курса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...