Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среда и условия психического развития ребенка с




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология детей с нарушениями слуха
полное наименование дисциплины

 

050700.68 специальное (дефектологическое) образование
 

БАКАЛАВРИАТ

 

Разработчик(и):Доцент кафедры дефектологического образования В.В.Заболтина
должность, кафедра И.О. Фамилия

 

Череповец, 2014


Содержание

 

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА  
2 МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ  
3 ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  
4 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5 КИМ 6 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ  
7 ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ  
8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ  
9 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 10 БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11 НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ  
     
   
   
   
   

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ЦЕЛЬ учебной дисциплины – сформировать представления об особенностях познавательных процессов дошкольников с нарушениями слуха (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), их взаимосвязи с состоянием речи; о влиянии разных видов детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой) на психическое развитие дошкольника с недостатками слуха; об особенностях эмоционально-личностного развития и поведения детей с нарушениями слуха, и методах его формирования.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данная дисциплина является психологической основой обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и тесно связан с блоком сурдодисциплин: «Дошкольная сурдопедагогика», «Развитие слухового восприятия», «Методика развития речи», «Обучение произношению» и др.

Принципиально важной и необходимой для образования представлений и понятий по Психологии детей с нарушениями слуха является опора на основообразующие знания общей, возрастной и др. отраслей психологии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

знания об общих и специфических закономерностях психического развития детей с нарушениями слуха;

- особенности психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;

 

умения - проводить психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом и на его основе разрабатывать содержание и методы коррекционной работы;

 

навыки применения методов выявления особенностей познавательного, социального, речевого, эмоционального, личностного развития детей с нарушениями слуха младенческого, раннего, дошкольного возраста.

 

МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ

 

Раздел I

Общие вопросы психологии

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Тема 1. Предмет, задачи и методы сурдопсихологии

Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Сурдопсихология как наука, изучающая закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.

Основные этапы развития отечественной сурдопсихологии.

Детская сурдопсихология как раздел возрастной сурдопсихологии. Предмет детской сурдопсихологии - процесс психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи детской сурдопсихологии. Связь детской сурдопсихологии с другими научными дисциплинами.

Принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.

Характеристика основных методов детской сурдопсихологии.

Изучение данных о развитии ребенка. Наблюдение, его виды, особенности проведения наблюдений в раннем и дошкольном возрасте. Психологический эксперимент, его виды. Особенности использования беседы как метода психологического изучения детей. Анализ продуктов деятельности детей. Использование тестирования как метода психологической диагностики детей с нарушениями слуха. Особенности использования невербальных и вербальных методик при изучении детей с нарушениями слуха. Качественная характеристика и количественный анализ экспериментальных данных.

Использование в сурдопсихологии данных аудиологического исследования слуха (субъективные и объективные методы исследования слуха).

 

Тема 2. Среда и условия психического развития ребенка с нарушенным слухом. Роль слуха в жизни человека

Роль слуха в жизни человека. Познавательная, регулятивная, коммуникативная роль слухового восприятия. Роль слуха в овладении речью.

Л.С. Выготский о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики. Зависимость речевого развития ребенка от состояния слуха. Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка.

Л.С. Выготский о соотношении обучения и развития детей с нарушениями в развитии. Зависимость развития психики от условий воспитания и обучения в ранний и дошкольный периоды детства.

Сурдопсихология как теоретическая основа сурдопедагогики. Значение психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для выбора коррекционно-педагогических средств, форм и условий его воспитания и обучения.

Тема 3. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха

Основные причины нарушений слуха. Патофизиология глухоты и тугоухости.

Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис). Учет возможностей использования слуха для речевого развития ребенка. Зависимость состояния речи от степени снижения слуха. Время потери слуха и состояние речи. Влияние педагогических условий на развитие речи. Группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие.

 

 

Раздел II

Особенности психического развития детей

С нарушениями слуха

Тема 1. Развитие детей младенческого возраста с нарушениями слуха

Особенности развития движений младенца. Задержка в развитии локомоторных и статических функций у глухих детей на первом году жизни. Особенности формирования акта хватания. Развитие манипуляций и возникновение предметных действий. Особенности эмоционального общения младенцев с нарушениями слуха со взрослыми. Ограниченность вербальных и невербальных средств общения на первом году жизни.

Значимость раннего начала коррекционно-педагогической работы для психического развития детей с нарушениями слуха.

Тема 2. Особенности развития детей раннего возраста с нарушениями слуха

Особенности формирования основных движений и моторики. Познавательное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха.

Особенности формирования предметных действий и предметной деятельности. Развитие восприятия и наглядных форм мышления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста. Подражание как основной путь усвоения сенсорного опыта. Практическая ориентировка на свойства предметов. Бедность и ограниченность общения со взрослыми.

Состояние речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста.

Поведение детей раннего возраста с нарушениями слуха.

Тема 3. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха

Развитие ощущений и восприятия. Значение ощущений и восприятия в познании ребенком окружающего мира.

Роль зрительного восприятия в познании окружающего. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха. Зрительное восприятие свойств предметов, изображений. Возможности зрительного восприятия устной речи.

Тактильно-вибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Возможности использования тактильно-вибрационных ощущений в процессе обучения произношению. Использование вибрационной чувствительности в процессе восприятия музыки.

Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной).

Осязательные ощущения. Роль осязания в познании свойств и качеств предметов на ранних этапах развития ребенка. Необходимость формирования осязания в процессе воспитания и обучения.

Особенности слуховых ощущений у детей с нарушениями слуха, их роль в познании окружающего мира. Значение остаточного слуха в процессе формирования речи. Важность развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Сенсорное развитие как основной путь усвоения общественного опыта, формирования восприятия и представлений о свойствах предметов. Формирование предметных действий, овладение способами ориентировки на свойства предметов, ориентировка на сенсорные эталоны, овладение системой сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития. Формирование восприятия в связи с разными формами детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Роль речи в процессе сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Роль предметной деятельности на данном этапе. Действия с предметами по образцу. Формирование перцептивной ориентировки. Формирование предпосылок игровой деятельности. Взаимосвязь недоразвития речи и сенсорного развития.

Особенности развития внимания и памяти дошкольников с нарушениями слуха.

Непроизвольное и произвольное внимание у дошкольников. Роль речи в регуляции внимания. Основные свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключаемость. Особенности внимания глухих и слабослышащих детей. Развитие внимания в процессе воспитания и обучения. Методы и приемы развития внимания.

Роль памяти в жизни человека. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Основные процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Представления памяти. Изменение и уподобление представлений.

Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха. Влияние речевого недоразвития на формирование образной памяти. Развитие образной памяти в процессе обучения. Методы и приемы развития образной памяти.

Словесная память. Развитие словесной памяти у дошкольников. Запоминание слов, предложений и текстов глухими детьми. Задачи развития словесной памяти. Методы и приемы развития словесно-логической памяти.

Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха.

Мышление как один из основных познавательных процессов. Свойства мышления. Мыслительные задачи репродуктивного и продуктивного характера. Виды мышления. Условия развития мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Влияние недоразвития речи на формирование различных видов мышления. Развитие наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей. Роль речи в развитии словесно-логического мышления. Возможности развития словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей. Взаимосвязь формирования понятия и значения слова. Овладение глухими и слабослышащими детьми основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением). Своеобразие мыслительной деятельности детей с недостатками слуха.

Развитие различных видов мышления в процессе воспитания и обучения. Игры и упражнения, направленные на развитие всех видов мышления, формирование мыслительной деятельности детей.

 

Тема 4. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей

Роль речи в жизни человека. Характеристика путей овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми. Возможности восприятия устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизмы чтения с губ и слухо-зрительного восприятия. Особенности понимания устной речи. Своеобразие усвоения значения слова у слабослышащих детей. Овладение словарным составом речи. Формирование грамматического строя речи. Аграмматизмы в речи.

Овладение детьми с нарушениями слуха письменной речью. Особенности понимания значений слов, грамматических отношений. Понимание прочитанного текста.

Дактилология как форма словесной речи. Характеристика дактильной речи. Ее роль в формировании устной и письменной речи. Использование дактилологии в обучении глухих детей.

Жестовая речь. Две основные системы жестового языка: разговорный жестовый язык (РЖЯ) и калькирующая жестовая речь (КЖР). Роль и место жестовой речи в развитии и обучении глухих детей.

 

Тема 5. Развитие деятельности дошкольников с нарушениями слуха

Значение формирования разных видов детской деятельности для психического развития ребенка.

Предметная деятельность, ее роль в познавательном развитии ребенка. Роль речи и общения в развитии предметной деятельности. Особенности предметной деятельности глухих детей. Условия развития предметной деятельности.

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развивающая роль игры. Игра и речь ребенка. Особенности игр глухих и слабослышащих детей. Условия формирования игровой деятельности дошкольников с недостатками слуха.

Особенности развития продуктивной деятельности детей с нарушениями слуха. Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха. Особенности предметного и сюжетного рисования. Руководство изобразительной и конструктивной деятельностью.

Особенности формирования предпосылок трудовой деятельности.

Тема 6. Особенности развития личности дошкольников с нарушениями слуха

Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха. Специфика эмоционального развития детей с недостатками слуха. Влияние сенсорной депривации на эмоциональное развитие детей. Возможности узнавания и понимания эмоций людей глухими детьми.

Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей. Формирование некоторых черт личности. Особенности формирования общения со взрослыми и сверстниками. Развитие личности в процессе коррекционно-педагогической работы.

Формирование познавательных интересов у детей в процессе обучения. Развитие познавательной активности. Условия формирования интересов в процессе специального воспитания.

Тема 7. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе

Понятие психологической готовности к школьному обучению. Формирование мотивов учебной деятельности. Произвольность как один из показателей школьной готовности. Овладение элементами учебной деятельности. Формирование интеллектуальных умений у дошкольников с нарушениями слуха. Уровень знаний, умений, навыков к началу школьного обучения. Речевая готовность к школьному обучению.

Формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школьному обучению.

Раздел III

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Тема 1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха

Цели и задачи психолого-педагогического изучения детей с нарушенным слухом. Роль психолога в психолого-педагогическом изучении детей.

Условия проведения обследования детей. Особенности обследования детей раннего и дошкольного возраста. Содержание психолого-педагогического обследования. Выявление особенностей игровой и изобразительной деятельности. Методы и приемы обследования моторики, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Изучение состояния общения и речи. Выявление знаний и представлений об окружающем. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы. Подготовка психолого-педагогической характеристики. Учет данных психолого-педагогического обследования для подготовки рекомендаций о содержании и методах коррекционной работы.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1-2

Предмет, задачи и методы сурдопсихологии

 

 

Вопросы и задания

 

1. Психологические параметры нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому).

2. Взгляды Л.С. Выготского на дефект и компенсацию.

3. Дефект слуха, структура дефекта слуха, причины нарушения слуха.

4. Сурдопсихология как отрасль специальной психологии.

5. Взаимосвязь сурдопсихологии с другими науками.

6. Исторические взгляды на глухонемоту.

7. Сурдопсихология в России.

8. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.

9. Возможности развития глухих детей.

10. Методы психологического изучения детей с недостатками слуха.

Семинар 3

Среда и условия психического развития ребенка с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...