Среда и условия психического развития ребенка с
Стр 1 из 3Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БАКАЛАВРИАТ
Череповец, 2014 Содержание
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ЦЕЛЬ учебной дисциплины – сформировать представления об особенностях познавательных процессов дошкольников с нарушениями слуха (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), их взаимосвязи с состоянием речи; о влиянии разных видов детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой) на психическое развитие дошкольника с недостатками слуха; об особенностях эмоционально-личностного развития и поведения детей с нарушениями слуха, и методах его формирования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА Данная дисциплина является психологической основой обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и тесно связан с блоком сурдодисциплин: «Дошкольная сурдопедагогика», «Развитие слухового восприятия», «Методика развития речи», «Обучение произношению» и др.
Принципиально важной и необходимой для образования представлений и понятий по Психологии детей с нарушениями слуха является опора на основообразующие знания общей, возрастной и др. отраслей психологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ знания об общих и специфических закономерностях психического развития детей с нарушениями слуха; - особенности психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;
умения - проводить психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом и на его основе разрабатывать содержание и методы коррекционной работы;
навыки применения методов выявления особенностей познавательного, социального, речевого, эмоционального, личностного развития детей с нарушениями слуха младенческого, раннего, дошкольного возраста.
МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ
Раздел I Общие вопросы психологии ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Тема 1. Предмет, задачи и методы сурдопсихологии Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Сурдопсихология как наука, изучающая закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Основные этапы развития отечественной сурдопсихологии. Детская сурдопсихология как раздел возрастной сурдопсихологии. Предмет детской сурдопсихологии - процесс психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи детской сурдопсихологии. Связь детской сурдопсихологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха. Характеристика основных методов детской сурдопсихологии. Изучение данных о развитии ребенка. Наблюдение, его виды, особенности проведения наблюдений в раннем и дошкольном возрасте. Психологический эксперимент, его виды. Особенности использования беседы как метода психологического изучения детей. Анализ продуктов деятельности детей. Использование тестирования как метода психологической диагностики детей с нарушениями слуха. Особенности использования невербальных и вербальных методик при изучении детей с нарушениями слуха. Качественная характеристика и количественный анализ экспериментальных данных.
Использование в сурдопсихологии данных аудиологического исследования слуха (субъективные и объективные методы исследования слуха).
Тема 2. Среда и условия психического развития ребенка с нарушенным слухом. Роль слуха в жизни человека Роль слуха в жизни человека. Познавательная, регулятивная, коммуникативная роль слухового восприятия. Роль слуха в овладении речью. Л.С. Выготский о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики. Зависимость речевого развития ребенка от состояния слуха. Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка. Л.С. Выготский о соотношении обучения и развития детей с нарушениями в развитии. Зависимость развития психики от условий воспитания и обучения в ранний и дошкольный периоды детства. Сурдопсихология как теоретическая основа сурдопедагогики. Значение психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для выбора коррекционно-педагогических средств, форм и условий его воспитания и обучения. Тема 3. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Основные причины нарушений слуха. Патофизиология глухоты и тугоухости. Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис). Учет возможностей использования слуха для речевого развития ребенка. Зависимость состояния речи от степени снижения слуха. Время потери слуха и состояние речи. Влияние педагогических условий на развитие речи. Группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие.
Раздел II Особенности психического развития детей С нарушениями слуха Тема 1. Развитие детей младенческого возраста с нарушениями слуха
Особенности развития движений младенца. Задержка в развитии локомоторных и статических функций у глухих детей на первом году жизни. Особенности формирования акта хватания. Развитие манипуляций и возникновение предметных действий. Особенности эмоционального общения младенцев с нарушениями слуха со взрослыми. Ограниченность вербальных и невербальных средств общения на первом году жизни. Значимость раннего начала коррекционно-педагогической работы для психического развития детей с нарушениями слуха. Тема 2. Особенности развития детей раннего возраста с нарушениями слуха Особенности формирования основных движений и моторики. Познавательное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха. Особенности формирования предметных действий и предметной деятельности. Развитие восприятия и наглядных форм мышления. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Подражание как основной путь усвоения сенсорного опыта. Практическая ориентировка на свойства предметов. Бедность и ограниченность общения со взрослыми. Состояние речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста. Поведение детей раннего возраста с нарушениями слуха. Тема 3. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха Развитие ощущений и восприятия. Значение ощущений и восприятия в познании ребенком окружающего мира. Роль зрительного восприятия в познании окружающего. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха. Зрительное восприятие свойств предметов, изображений. Возможности зрительного восприятия устной речи. Тактильно-вибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Возможности использования тактильно-вибрационных ощущений в процессе обучения произношению. Использование вибрационной чувствительности в процессе восприятия музыки. Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной).
Осязательные ощущения. Роль осязания в познании свойств и качеств предметов на ранних этапах развития ребенка. Необходимость формирования осязания в процессе воспитания и обучения. Особенности слуховых ощущений у детей с нарушениями слуха, их роль в познании окружающего мира. Значение остаточного слуха в процессе формирования речи. Важность развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей. Сенсорное развитие как основной путь усвоения общественного опыта, формирования восприятия и представлений о свойствах предметов. Формирование предметных действий, овладение способами ориентировки на свойства предметов, ориентировка на сенсорные эталоны, овладение системой сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития. Формирование восприятия в связи с разными формами детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Роль речи в процессе сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Роль предметной деятельности на данном этапе. Действия с предметами по образцу. Формирование перцептивной ориентировки. Формирование предпосылок игровой деятельности. Взаимосвязь недоразвития речи и сенсорного развития. Особенности развития внимания и памяти дошкольников с нарушениями слуха. Непроизвольное и произвольное внимание у дошкольников. Роль речи в регуляции внимания. Основные свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключаемость. Особенности внимания глухих и слабослышащих детей. Развитие внимания в процессе воспитания и обучения. Методы и приемы развития внимания. Роль памяти в жизни человека. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Основные процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Представления памяти. Изменение и уподобление представлений. Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха. Влияние речевого недоразвития на формирование образной памяти. Развитие образной памяти в процессе обучения. Методы и приемы развития образной памяти. Словесная память. Развитие словесной памяти у дошкольников. Запоминание слов, предложений и текстов глухими детьми. Задачи развития словесной памяти. Методы и приемы развития словесно-логической памяти. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха. Мышление как один из основных познавательных процессов. Свойства мышления. Мыслительные задачи репродуктивного и продуктивного характера. Виды мышления. Условия развития мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Влияние недоразвития речи на формирование различных видов мышления. Развитие наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей. Роль речи в развитии словесно-логического мышления. Возможности развития словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей. Взаимосвязь формирования понятия и значения слова. Овладение глухими и слабослышащими детьми основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением). Своеобразие мыслительной деятельности детей с недостатками слуха.
Развитие различных видов мышления в процессе воспитания и обучения. Игры и упражнения, направленные на развитие всех видов мышления, формирование мыслительной деятельности детей.
Тема 4. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей Роль речи в жизни человека. Характеристика путей овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми. Возможности восприятия устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизмы чтения с губ и слухо-зрительного восприятия. Особенности понимания устной речи. Своеобразие усвоения значения слова у слабослышащих детей. Овладение словарным составом речи. Формирование грамматического строя речи. Аграмматизмы в речи. Овладение детьми с нарушениями слуха письменной речью. Особенности понимания значений слов, грамматических отношений. Понимание прочитанного текста. Дактилология как форма словесной речи. Характеристика дактильной речи. Ее роль в формировании устной и письменной речи. Использование дактилологии в обучении глухих детей. Жестовая речь. Две основные системы жестового языка: разговорный жестовый язык (РЖЯ) и калькирующая жестовая речь (КЖР). Роль и место жестовой речи в развитии и обучении глухих детей.
Тема 5. Развитие деятельности дошкольников с нарушениями слуха Значение формирования разных видов детской деятельности для психического развития ребенка. Предметная деятельность, ее роль в познавательном развитии ребенка. Роль речи и общения в развитии предметной деятельности. Особенности предметной деятельности глухих детей. Условия развития предметной деятельности. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развивающая роль игры. Игра и речь ребенка. Особенности игр глухих и слабослышащих детей. Условия формирования игровой деятельности дошкольников с недостатками слуха. Особенности развития продуктивной деятельности детей с нарушениями слуха. Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха. Особенности предметного и сюжетного рисования. Руководство изобразительной и конструктивной деятельностью. Особенности формирования предпосылок трудовой деятельности. Тема 6. Особенности развития личности дошкольников с нарушениями слуха Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха. Специфика эмоционального развития детей с недостатками слуха. Влияние сенсорной депривации на эмоциональное развитие детей. Возможности узнавания и понимания эмоций людей глухими детьми. Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей. Формирование некоторых черт личности. Особенности формирования общения со взрослыми и сверстниками. Развитие личности в процессе коррекционно-педагогической работы. Формирование познавательных интересов у детей в процессе обучения. Развитие познавательной активности. Условия формирования интересов в процессе специального воспитания. Тема 7. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе Понятие психологической готовности к школьному обучению. Формирование мотивов учебной деятельности. Произвольность как один из показателей школьной готовности. Овладение элементами учебной деятельности. Формирование интеллектуальных умений у дошкольников с нарушениями слуха. Уровень знаний, умений, навыков к началу школьного обучения. Речевая готовность к школьному обучению. Формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школьному обучению. Раздел III ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Тема 1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха Цели и задачи психолого-педагогического изучения детей с нарушенным слухом. Роль психолога в психолого-педагогическом изучении детей. Условия проведения обследования детей. Особенности обследования детей раннего и дошкольного возраста. Содержание психолого-педагогического обследования. Выявление особенностей игровой и изобразительной деятельности. Методы и приемы обследования моторики, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Изучение состояния общения и речи. Выявление знаний и представлений об окружающем. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы. Подготовка психолого-педагогической характеристики. Учет данных психолого-педагогического обследования для подготовки рекомендаций о содержании и методах коррекционной работы. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1-2 Предмет, задачи и методы сурдопсихологии
Вопросы и задания
1. Психологические параметры нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому). 2. Взгляды Л.С. Выготского на дефект и компенсацию. 3. Дефект слуха, структура дефекта слуха, причины нарушения слуха. 4. Сурдопсихология как отрасль специальной психологии. 5. Взаимосвязь сурдопсихологии с другими науками. 6. Исторические взгляды на глухонемоту. 7. Сурдопсихология в России. 8. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха. 9. Возможности развития глухих детей. 10. Методы психологического изучения детей с недостатками слуха. Семинар 3 Среда и условия психического развития ребенка с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|