Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Какая она - Осень?»
Пояснительная записка
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе.
Тема занятия: «Какая она - осень?»
Проблема: "Своеобразие осени как времени года".
Игровая проблема: помочь Незнайке понять, что такое осень.
Цель: Развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
- совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
- развивать творческое воображение в работе над созданием образа осени посредством художественного слова и изобразительной деятельности;
- упражнять в умении согласовывать движения со словами;
- активизировать речь;
- развивать партнерские отношения.
Оборудование: мольберт, "Волшебная" палочка, листья по количеству детей, картинки грибов, листочки с геометрическими фигурками: круг, овал, треугольник (по количеству детей), "Птицы" (зимующие, перелетные), картинки с приметами разных времен года (эти изображения будут представлены в электронном варианте через ноутбук), работы (рисунки) детей на тему "Осень" на мольбертах, ноутбук, колонки, музыкальная композиция «Звуки осени».
Описание этапов занятия. Данное занятие осуществляется в пять этапов.
Первый этап. Введение, через озвучивание воспитателем темы и создание проблемы.
Второй этап. Появление Незнайки. Демонстрация картины с ошибочными изображениями осенних примет. Исправление детьми ошибок. Игра "Ассоциации"- слова "Осень".
Третий этап
Беседа об изменениях происходящих с деревьями, листьях. Игра "Узнай по силуэту" (детям показываются изображения деревьев). Игра "Закончи предложение". Игра - физминутка «Осенние листочки».
Четвертый этап
Беседа об осенних месяцах. По каждому месяцу отдельная дискуссия.
Игра "Сбор грибов"; игра "Что за овощ" (превращение геометрических фигур в овощи); игра "Птицы" (изображения птиц показываются на экране компьютера, дети должны выбрать какие перелетные, а какие зимующие); игра "Приметы осени" (детям показываются изображения осенних примет).
Пятый этап
Заключение. Обобщение материала, подбор рисунков соответствующих каждому осеннему месяцу, решение вопроса: каким образом еще можно передать образ осени? Прощание с героем.
В данной работе используются методики развития речи и ознакомления с окружающим миром. К основным применяемым методам относятся: игры, рассказ, чтение стихов (физминутка), беседы, проводимые с демонстрацией изображений, музыкальные композиции.
Формой организации деятельности детей является занятие.
На протяжении всего занятия дети были активны, легко вступали в беседу, с большим интересом пытались помочь герою. Немало важную роль сыграло использование театрализованных сцен с Незнайкой.
Для развития воображения, внимания, мышления использовались игры различной направленности, беседы, проводимые с демонстрацией изображений, музыкальное сопровождение.
Заучивание стихов, выразительное их исполнение, рассказ по картинкам позволяют развивать речь детей.
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Какая она - Осень?»
в подготовительной группе на тему "Осенние фантазии"
Проблема: "Своеобразие осени как времени года".
Игровая проблема: помочь Незнайке понять, что такое осень.
Цель: Развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
- совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
- развивать творческое воображение в работе над созданием образа осени посредством художественного слова и изобразительной деятельности;
- упражнять в умении согласовывать движения со словами;
- активизировать речь;
- развивать партнерские отношения.
Оборудование: мольберт, "Волшебная" палочка, листья по количеству детей, картинки грибов, листочки с геометрическими фигурками: круг, овал, треугольник (по количеству детей), "Птицы" (зимующие, перелетные), картинки с приметами разных времен года (эти изображения будут представлены в электронном варианте через ноутбук), работы (рисунки) детей на тему "Осень" на мольбертах, ноутбук, колонки.
Действующие лица:
Воспитатель
Незнайка (помощник воспитателя)
Дети
Предварительно кабинет украшается изготовленными листьями деревьев, осенними картинками. Дети готовят стихи об осени.
Ход занятия
Воспитатель: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А занятие нам предстоит провести не простое, мы сегодня будем помогать одному сказочному герою разбираться в том, что такое осень? Что же это за сказочный герой, отгадайте сами.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка)
Входит незнайка
Незнайка: Здравствуйте дети! Я хочу, чтобы вы мне помогли понять, что же такое осень?
Воспитатель: ну что поможем Незнайке? Посмотрите на этот рисунок, ребята. Я просила Незнайку нарисовать картинку про осень для нашей выставки и вот, что он нарисовал!
Незнайка: А что? Очень даже красиво! Все вокруг говорят: "Осенняя пора очей очарованье…" Я все так очаровательно и нарисовал. Сам не налюбуюсь.
Воспитатель: Да, конечно Незнайка, ты очень постарался, молодец! Но где, же здесь осень?
Незнайка: Да вы же на нее смотрите!
Воспитатель: Но я не вижу тут Осени. А вы ребята? (дети рассматривают рисунок, высказывая свои замечания). Ох, Незнайка, видно ты совсем не знаешь, что такое осень и какие у нее приметы. Сейчас ребята с помощью "волшебной" палочки назовут тебе все приметы осени.
игра «Ассоциации»- слова "Осень".
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый букет я собрала из осенних листьев (воспитатель показывает наличие в руках бумажных листьев). Они все такие разные. Вы знаете, с каких деревьев листья очутились в моем букете? (дети перечисляют: дуб, клен, береза, осина, рябина).
Воспитатель: Интересно, а помните ли вы, как выглядят эти деревья и чем они отличаются друг от друга и от других деревьев?
Игра "Узнай по силуэту" (детям показываются изображения деревьев).
Игра "Закончи предложение":
- у дуба желуди, а у сосны…
- у сосны иголки, а у березы…
- береза осенью золотая, а ель…
- рябина кудрявая, а сосна…
- дуб похож на богатыря, а березка на …
- рябина зимой без листьев, а ель… Молодцы!
Дарю вам эти листья. (каждый ребенок получает по листочку)
Игра - физминутка «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
Воспитатель: Молодцы, дети, теперь порошу вас занять свои места. А давайте прямо сейчас расскажем Незнайке о том, какие осенние месяцы бывают. Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).
А сейчас какой месяц? А был? А будет? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Про осень говорят "Золотая", а какими еще словами можно охарактеризовать ее? (чудесная, печальная, хмурая, запасливая, богатая…)
Воспитатель: Ну что, Незнайка, запомнил, что такое осень?
Незнайка: Да! Осень - это много разноцветных листьев!
Воспитатель: А ещё что?
Незнайка: Не помню.
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей).
Может нам взять Незнайку в воображаемое путешествие по осенним месяцам, чтобы он запомнил, что же такое осень? Помогут нам путешествовать осенние листья. (звучит музыка)
Закружились листья, закружились…
В сентябре мы с ними очутились.
Представьте, что мы в сентябре. Чем характерен этот месяц? Назовите его особые приметы.
Сентябрь: солнечно, тепло, урожай яблок, овощей, орехов, грибов, рябины, уборка хлеба, осенние цветы…
Игра "Сбор грибов" (изображения грибов показываются на экране компьютера дети должны выбрать какие грибы съедобные, а какие нет), игра "Что за овощ" (превращение геометрических фигур в овощи).
А теперь отправляемся на встречу с октябрем. (музыка)
Закружились листья, закружились…
В октябре мы с ними очутились.
Какие приметы характерны для октября месяца?
Октябрь: деревья полностью меняют свой наряд, звери заканчивают подготовку к зиме, дождь, грязь, холод, птицы собираются в стаи, завяла трава и цветы. У меня есть любимое стихотворение про осень, я его могу не только прочитать, но и показать.
"Только ветер ветку тронет, желтый лист она уронит,
С ветки, как парашютист полетит на землю лист.
А на землю упадет, как кораблик поплывет".
Попробуйте и вы рассказать ваше любимое стихотворение об осени и показать его (импровизация детей).
Воспитатель: Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц. Какой? (ноябрь). Музыка.
Закружились листья, закружились…
В ноябре мы с ними очутились.
Попробуйте представить, как изменится природа в ноябре, какие признаки будут характерны для этого месяца?
Ноябрь: птицы улетели на юг, заяц поменял шубку, холодно, заморозки, дождь, выпадение снега, деревья голые, день короче - ночи длиннее. Игра "Птицы" (изображения птиц показываются на экране компьютера дети должны выбрать какие перелетные, а какие зимующие.
Игра "Приметы осени" (дети рассматривают изображения).
Теперь, ты Незнайка запомнил, что такое осень?
Незнайка: Запомнил. Но боюсь, опять забуду.
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей). А что, если нам подарить Незнайке картинки про осень? Он на них посмотрит и все вспомнит. Тогда-то он точно не забудет, что такое осень.
Подумайте и выберите из своих работ по одной для каждого осеннего месяца. Обратите внимание, как на них переданы особенности сентября, октября и ноября их образ и настроение. (Передача работ Незнайке).
Как вы думаете, ребята, как еще кроме рисунка, можно передать образ осени? (стихи, рассказы, загадки, гербарии, коллажи). Ну что Незнайка, ты все запомнил?
Незнайка: да ребята, спасибо, вы очень постарались.
Давайте попрощаемся с Незнайкой! До свиданья, наш милый друг, если у тебя возникнут вопросы приходи, мы с ребятами тебе обязательно поможем!
Незнайка: До встречи, дети, спасибо вам за помощь!
Воспользуйтесь поиском по сайту: