Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №9. Система трудового воспитания школьников с нарушением интеллекта и его социально-бытовая направленность (2 часа).

Вопросы.

1. Психологические основы трудового воспитания детей с нарушением интеллекта.

2. Задачи и содержание трудового воспитания у/о и детей с ЗПР.

3. Методы трудового воспитания.

4. Виды труда и их коррекционно-развивающее значение: хозяйственно-бытовой труд и труд по самообслуживанию; общественно-полезный труд; профессиональное обучение.

5. Профориентация в системе трудового воспитания у/о и ЗПР детей.

6. Трудоустройство и социально-трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «трудовое воспитание».

2. Назовите цель и основные задачи трудового воспитания в специальной коррекционной школе.

3. Раскройте значение трудового воспитания.

4. Перечислите средства трудового воспитания в специальной коррекционной школе.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.А. Оптимизация процесса обучения. М., Педагогика, 1977.

2. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта /Под ред Кузьмицкой. М.,1974

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.

4. Воспитание учащихся вспомогательной школы /под ред. Л.В.Неймана. М., Просвещение, 1968

5. Долгобородова Н.П., Лялин Н.А., Пик И.Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М., Просвещение, 1968.

6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.,2000.

7. Малер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., Педагогика, 1988

8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

9. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Г.М.Дульнева, М., 1961.

10. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Мачихиной В.Ф., М., 1980.

11. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М., 1984

12. Проблемы образования детей с тяжелой умственной отсталостью. – Архангельск,2001.

 

Практическое занятие № 10. Организация взаимодействия школы и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта (2 часа).

Вопросы.

1. Особенности отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии

2. Параметры изучения семьи.

3. Актуальные проблемы семейного воспитания лиц с проблемами в интеллектуальном развитии. Варианты решения проблем.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите стили семейного воспитания

2. Перечислите и охарактеризуйте формы работы учителя с семьей.

3. Дайте характеристику семьи, имеющей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Список литературы:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.

2. Воспитание учащихся вспомогательной школы /под ред. Л.В.Неймана. М., Просвещение, 1968

3. Раку А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы//Дефектология №3, 1985

4. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов//Дефектология№6, 2003. – с.28-31

5. Иванова Т. Терпеливо, настойчиво, с любовью: о воспитании умственно отсталого ребенка//Семья и школа№5, 1976 (опрятность, самообслуживание)

6. Лиханов А. Дети без родителей. М.,1989

7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.:Владос, 2003. – 408с.

8. Синев В.Н., Сорокина Н.К. Работа вспомогательной школы с семьями учащихся. // Воспи­тательная работа во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1980.

9. Усынина А.И., Мельникова Г.С. Если в семье особый ребенок. – СПб,1992.

10. Шершаков В. Когда ребенку трудно//Семья и школа№11, 1973

11. Семья и здоровье ребенка: Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб.: Изд-во Полит. Ун-та, 2005. – 632с.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Бабанский Ю.А. Оптимизация процесса обучения. М., Педагогика, 1977.

2. Бабенкова Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М., 1977

3. Бгажнокова И.М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушением интеллекта//Дефектология №3, 1996

4. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1977

5. Бочарова Е.А., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Семейная среда как фактор, формирующий психическое и речевое развитие ребенка//Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов и пути их решения» Архангельск, 2002 с.38-40

6. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта /Под ред Кузьмицкой. М.,1974

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.

8. Воспитание учащихся вспомогательной школы /под ред. Л.В.Неймана. М., Просвещение, 1968

9. Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. – М., 1972

10. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребенка Минск: Лучи Софии, 2005. –336с.

11. Гонеев А.П., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.,1999.

12. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, М., 1982.

13. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания Красноярск,1987

14. Долгобородова Н.П., Лялин Н.А., Пик И.Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М., Просвещение, 1968.

15. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., Просве­щение, 1988.

16. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.,2000.

17. Малер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., Педагогика, 1988

18. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.,1959

19. Певзнер М.С. Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними. М.,1959

20. Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982

21. Раку А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы//Дефектология №3, 1985

22. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

23. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.

24. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умсвенной отсталостью. СПб.,2004

25. Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. – М., 1980

 

Дополнительная литература

 

1. Адаптация детей с проблемами через творчество. – Архангельск, 1999

М.,2000

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Под ред. Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссаровой, Т.А.Добровольской. – М, 2001

3. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология №5, 1995 – с.30

4. Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) //Дефектология №1, 1996

5. Болотина Л.Р. Латышина Д.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1978.

6. Будиш В. Сущность коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. //Дефектология, № 3, 1978.

7. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития//Дефектология №1, 1999. – с.18-24

8. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей. М.,1989

9. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Г.М.Дульнева, М., 1961.

10. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Мачихиной В.Ф., М., 1980.

11. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства М.,2000

12. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе//Дефектология №3, 1998. – с.3-14

13. Граборов Н.А. Очерки по олигофренопедагогике. М., Просвещение, 1961.

14. Грегушова Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта №5, 2003

15. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной школе VIII вида. М., 2002

16. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов//Дефектология№6, 2003. – с.28-31

17. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. – М., 2001.

18. Другие дети (олигофренопедагогика)- 2001

19. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.,1981

20. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой, М., 1982.

21. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.

22. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972

23. Иванова Т. Терпеливо, настойчиво, с любовью: о воспитании умственно отсталого ребенка//Семья и школа№5, 1976 (опрятность, самообслуживание)

24. Карпунина О.И. Специальная педагогика в опорных схемах.- 2002

25. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., М., Просвещение, 1994.

26. Книга для учителя вспомогательной школы. Под ред. Г.М.Дульнева. М., Учпедгиз, 1959.

27. Коломинский Н.М. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978

28. Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М., 2001.

29. Лиханов А. Дети без родителей. М.,1989

30. Ломакина И.А. Развитие положительных качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология №4, 2001 с41-43

31. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972.

32. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. – М.,1983

33. Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя, 1996

34. Обучение во вспомогательной школе / Под ред. Н.П.Долгобородова, В.А.Синяк и др. М., Просвещение, 1973

35. Обучение во вспомогательной школе /лекции по олигофренопедагогики/. М., Просвеще­ние, 1973.

36. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.

37. Обучение и воспитание умственно отсталых детей /под ред. Г.М.Дульнева, М.И.Кузьмицкой. М, 1960

38. Обучение учащихся I- IV классов вспомогательной школы. – М., 1976

39. Патологические формы девиантного поведения у подростков. – М., 1989

40. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии./Под ред С.А.Смирнова. – М.,2000.

41. Перова М.Н.Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М., 1976

42. Петрова В.Г. Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием//Дефектология №2, 1995

43. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии/ Под ред. Шапковой Л.В. – СПб.,2002

44. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И.Селиверстова.

45. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М., 1984

46. Проблемы образования детей с тяжелой умственной отсталостью. – Архангельск,2001.

47. Пузанов Б.П. Некоторые особенности усвоения элементов правовых знаний учащимся старших классов вспомогательной школы.//Дефектология, 1978, №3.

48. Самыличев А.С.Физическое развитие учащихся вспомогательной школы//Дефектология №1, 1994. – с26

49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 1998

50. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей//Дефектология №6, 1973

51. Синев В.Н., Сорокина Н.К. Работа вспомогательной школы с семьями учащихся. // Воспи­тательная работа во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1980.

52. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: учебное пособие. – М., 1998.

53. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1982.

54. Сорокин Н.А. Дидактика. - М.: Просвещение, 1974.

55. Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.,2000.

56. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология №3, 1999. – с.30-36

57. Усынина А.И., Мельникова Г.С. Если в семье особый ребенок. – СПб,1992.

58. Учусь жить среди людей. – Архангельск, 2001

59. Филпс Каролина. Мама, почему у меня синдром Дауна? Пер. с английского Н.Л.Холмогоровой

60. Шаповалова О.Е. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллета//Дефектология №5, 1995

61. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната//Дефектология №2, 1995

62. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы//Дефектология №5, 1996

63. Шершаков В. Когда ребенку трудно//Семья и школа№11, 1973

64. Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре//Дефектология №1, 1985

65. Как защитить вашего ребенка? – М.: Даниловский благовестник, 2004. – 320 с.

66. Семья и здоровье ребенка: Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб.: Изд-во Полит. Ун-та, 2005. – 632с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...