2. Выделение: 12 часов
3. Нейроэндокринная система: 8 часов
4. Центральная нервная система: 16 часов
5. Сенсорные системы:12 часов
6. Высшая нервная деятельность: 8 часов
Дата
| Тема и содержание
| Количество часов
|
9.02 – 11.02.17
| Тема №1 Обмен веществ и терморегуляция - 8 часов
1 занятие: Понятие об обмене веществ. Прямая и непрямая калориметрия. Основной, рабочий и суточный обмены веществ. Обмен веществ при различных нагрузках. Возрастные изменения обмена веществ. Нервная и гуморальная регуляция обмена веществ.
Лабораторная работа №1: Определение должного основного обмена (ДОО) по методу Дюбуа.
Лабораторная работа №2: Расчет основного обмена по таблицам Гарриса – Бенедикта.
2 занятие: Обмен белков, жиров и углеводов. Основные источники белков, жиров и углеводов, их превращения в организме и суточная потребность. Энергетическая и пластическая функции белков, жиров и углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Значение различных неорганических веществ для организма человека. Витамины, их классификация и значение.
Лабораторная работа №3: Определение основного обмена по гемодинамическим показателям
Лабораторная работа №4: Определение рабочего обмена
Лабораторная работа №5: Составление суточного пищевого рациона для взрослого человека
|
|
13.02 – 18.02.17
| 3 3анятие: Тепловой баланс организма. Теплопродукция и ее виды. Теплоотдача и основные способы теплоотдачи. Температурная схема тела человека; Суточные колебания температуры. Функциональная система, обеспечивающая постоянство температуры внутренней среды.
Лабораторная работа №6: Исследование кожной температурной чувствительности.
Лабораторная работа №7 – Электротермическое изучение кровообращения.
Лабораторная работа №8: - Адаптация температурных рецепторов кожи к действию высоких и низких температур.
4 занятие: Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Обмен веществ и терморегуляция».
По окончании изучения темы студентдолжен уметь:
1. Определять основной обмен по таблицам и номограммам
|
|
20.02 – 25.02.17
| Тема №2- Физиология выделения - 12 часов
1 занятие: Выделительная функция кожи, легких и ЖКТ. Значение почек в поддержании постоянства внутренней среды.
Лабораторная работа №9 - Исследование потоотделения у человека.
2 занятие:Физиология нефронов, их классификация. Механизмы мочеобразования. Клубочковая фильтрация. Фильтрационное давление, факторы его определяющие. Определение величины фильтрации.
Лабораторная работа №10 - -Выделительная функция почек
|
|
27.02 – 04.03.17
|
3 занятие: Канальцевая реабсорбция. Механизмы реабсорбции. Активная и пассивная реабсорбция. Функция петли Генле. Поворотно-противоточная система.
Лабораторная работа №11 - Решение расчетных задач
4 занятие: Канальцевая секреция. Пороговые и беспороговые вещества. Методы оценки реабсорбции и секреции в почках.
|
|
06.03 – 11.03.17
| 5 занятие: Осморегулирующий рефлекс. Мочевыведение. Состав конечной мочи. Гемодиализ. Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек. Методы исследования почек.
Лабораторная работа №12 - Анализ учебных урограмм
6 занятие: IРубежная аттестация (по темам: Обмен веществ, терморегуляция и выделение);Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Физиология выделения».
По окончании изучения темы студент должен уметь:
1.оценивать общий и клинический анализ мочи.
|
|
13.03 –18.03.17
| Тема №3 - Нейроэндокринная система -8 часов
1 занятие: Внутренняя секреция, основные понятия. История нейроэндокринологии. Методы исследования. Классификация желез внутренней секреции. Механизмы и типы действия гормонов и гормоноподобных веществ. Понятие о гипо – и гиперфункции желез внутренней секреции.
2 занятие: Внутренняя секреция гипофиза: гормоны аденогипофиза, нейрогипофиза и промежуточной доли гипофиза. Эндокринная функция эпифиза. Физиология щитовидной и паращитовидной желез.
|
|
20.03 – 25.03.17
| 3 занятие: Эндокринная функция поджелудочной железы. Физиология надпочечников: корковые и мозговые гормоны. Значение глюкокортикоидов, минералокортикоидов и половых гормонов. Катехоламины. Физиология половых желез, тимуса и плаценты. Роль эндокринной системы в регуляции стрессовых реакций организма.
Лабораторная работа №13 - Гормональная регуляция
4 занятие: Тестовый контроль – Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Физиология нейроэндокринной системы».
|
|
27.03 – 01.04.17
| Тема №4: Физиология Центральной Нервной системы - 16 часов
1 занятие: Функции ЦНС. Нейроны и их классификация. Свойства нервных и глиальных клеток. Общие принципы деятельности ЦНС (конвергенция, дивергенция, окклюзия, «общий конечный путь», доминанта Ухтомского и др.). Функциональные особенности вегетативной и соматической нервной системы.
2 занятие: Строение спинного мозга. Нейронная организация спинного мозга. Закон Бэлла-Мажанди. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Основные клинические рефлексы.
|
|
03.04 – 08.04.17
| 3 занятие: Проводниковая функция спинного мозга. Восходящие и нисходящие пути спинного мозга. Спинальный шок: механизмы возникновения и его последствия для организма.
4 занятие: Общий план строения головного мозга. Продолговатый мозг, основные центры и рефлексы. Проводниковая функция продолговатого мозга. Ретикулярная формация ствола, нисходящие и восходящие влияния. Функции ядер среднего мозга.
|
|
10.04 –15.04.16
| 5 занятие: Физиология мозжечка. Симптомы повреждения у человека.
Таламус, его нейронная организация и функции. Участие в формировании ощущений.
Лабораторная работа №14 - Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка.
6 занятие: Нейронная организация и основные функции гипоталамуса.
Физиология лимбической системы и базальных ганглиев.
Лабораторная работа №15 - Оценка вегетативного тонуса человека
|
|
17.04 – 22.04.17
| 7 занятие: Кора больших полушарий. Функциональная мозаика и межполушарная асимметрия. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры больших полушарий. Клиническое значение ЭЭГ.
Лабораторная работа №16 - Электроэнцефалография
8 занятие: Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Физиология ЦНС».
По окончании изучения темы студентдолжен уметь:
1. Исследовать проприорецептивные рефлексы человека
2. Проводить пробы на выявление статической и динамической атаксии (пробы Ромберга, пальценосовая, указательная, пяточно – коленная проба)
|
|
24.04 – 29.04.17
|
Тема №5 - Физиология анализаторов - 12 часов
1 занятие: Общая физиология анализаторов. Методы исследования. Общие принципы строения анализаторов, основные функции. Особенности кодирования. Адаптация анализаторов. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный (генераторный) потенциал. Закон Вебера-Фехнера.
2 занятие: Зрительная сенсорная система. Оптическая система глаза. Зрачковый рефлекс. Острота зрения. Аккомодация глаза. Близорукость и дальнозоркость.
Лабораторная работа №17- Определение остроты зрения
|
|
01.05 – 06.05.17
| 3 занятие: Физиология и значение слухового анализатора. Аудиография и ее роль в оценке слуха. Возрастные изменения слуха. Значение вестибулярного аппарата.
Лабораторная работа №18 - - Определение слухового порога.
Лабораторная работа №19 - Исследование вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб.
4 занятие: Обонятельный анализатор: особенности, адаптация и значение в жизни человека. Вкусовой анализатор: строение, механизм работы и физиологическое значение.
|
|
08.05 -13.05.17
| 5 занятие: Мышечная и суставная рецепция. Восприятие соматосенсорной информации. Висцеральный анализатор.
??????
Лабораторная работа № 20 - Определение кожной чувствительности
6 занятие: Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Физиология анализаторов».
По окончании изучения темы студентдолжен уметь:
1. Проводить аудиометрию
2. Исследовать костную и воздушную проводимость (опыт Ринне)
3. Исследовать остроту зрения
4. Определять границы поля зрения
|
|
15.05 -
20.05.17
| Тема№6 - Высшая нервная деятельность (ВНД) -8 часов
1 занятие: Определение понятия «Высшая нервная деятельность». Условные и безусловные рефлексы, их классификация и биологическая роль. Общие признаки и различия. Методы выработки условных рефлексов, механизм их образования. Временная связь. Рефлекторная дуга условного рефлекса, ее составные части. Примеры рефлекторных дуг.
2 занятие: Процессы торможения в коре больших полушарий (ВНД). Две формы коркового торможения: условное (дифференцировочное, запаздывающее, угасательное, условный тормоз) и безусловное (внешнее и запредельное).Тестовый рубежный контроль за семестр
(По темам: Гормоны, ЦНС и органы чувств).
|
|
22.05 -
27.05.17
| 3 занятие: Специфические особенности ВНД человека, две сигнальные системы. Типы ВНД, их классификация и характеристика. Роль воспитания в формировании типологических качеств ВНД. Закон силовых соотношений в ВНД и его нарушения при различных физиологических состояниях организма. Патологические изменения ВНД. Типы неврозов.
Лабораторная работа №21 - Тестовый анализ типов ВНД
4 занятие: Биологическое значение сна. Типы и виды сна. Физиологические механизмы сновидений. Взаимодействие различных отделов головного мозга в механизмах сна и бодрствования. Биологическая роль эмоций. Физиологические механизмы внимания, памяти и мышления. Физиологическая и адаптивная роль психических функций человека
Лабораторная работа №22 - Исследование кратковременной памяти.
Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Высшая нервная деятельность».
|
|
29.05 -03.06.17
| Итоговое занятие – выставление допуска к экзамену
|
|