Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейролингвистическое программирование.

План

1. Введение

2. Нейролингвистическое программирование

3. Подстройка. Простейшие методы НЛП

4. Шесть речевых стратегий

5. Дискредитация как речевая стратегия

6. НЛП в сфере Public Pelations

7. Заключение

Введение

Есть два пути для того, чтобы собеседник принял вашу точку зрения. Первый – обычный и широко распространенный: убеждение, аргументация, логически выстроенная речь. А второй, менее популярный, но не менее эффективный - внушение. Тема данного реферата – речевые стратегии, способствующие воздействию на собеседника за счет подсознательных импульсов доверия. Даже не догадываясь об истинном положении дел, такими приемами ежедневно пользуется почти каждый из нас.

Социальные отношения, политическая ситуация, групповые и общественные интересы находят отражение в языке, в частности в конструировании модели мира, желательной говорящему. Язык обладает такими возможностями, которые позволяют планировать речевое воздействие. Сущность речевого воздействия заключается в таком использовании языка, при котором в модель мира слушателя или читателя вводятся новые знания и модифицируются уже имеющиеся. Наиболее эффективным средством речевого воздействия является нейролингвистическое программирование, или НЛП.

 

Нейролингвистическое программирование

Основателями НЛП считаются американцы Д. Гриндер и Р. Бэндлер, в 1973 году открывшие "код эффективного общения". Ученые обнаружили жесткую взаимосвязь между жестами, мимикой человека и структурой его речи. Пользуясь этим кодом, можно неявным образом управлять поведением человека и даже толпы. Первыми использовали НЛП спецслужбы США. В России первыми, кто стали применять американские психотехнологии, были КГБ и органы ЦК КПСС, занимавшиеся агитацией и пропагандой. Конечно, делалось это в обстановке строжайшей секретности. И только недавно о НЛП заговорила печать в связи с различными выборными кампаниями.

Бэндлер и Гриндер были идеалистами. Они поставили перед собой святую цель - найти тот философский камень, который помирит разобщенное, погрязшее в междоусобицах население мира.

Для этого ученые, один из которых был программистом, другой лингвистом, нашли двух психотерапевтов (мужчину и женщину), славящихся тем, что не знали поражений в установлении контактов с пациентами. Третий участник эксперимента, всемирно известный этнограф, безошибочно находил общий язык с пигмеями, папуасами и прочими экзотическими племенами. В чем же секрет их успеха, задумались создатели НЛП?

Три года Бэндлер и Гриндер следили за их работой, записывая на видеокамеру. Затем они выделили основные моменты, общие и для мужчин, и для женщин, весь материал обработали на компьютере и обнаружили код эффективного общения.

НЛП стало настоящей сенсацией в научных кругах, поскольку оказалось весьма эффективным средством воздействия на психику. Журналисты же окрестили его «колдовством на научной основе». И для этого были основания, так как Гриндер и Бэндлер, помимо кода эффективного общения, использовали некоторые приемы колдунов, шаманов и гипнотизеров. Результаты применения их методик на практике превзошли самые смелые ожидания: с помощью приемов НЛП можно «заколдовать» человека, причем сам он об этом не узнает.

Итак, попробуем разобраться, что же такое нейролингвистическое программирование.

Прежде всего почему «программирование»? Потому, что речь идет о методах определенной настройки личности, а точнее, работы мозга и всей нервной системы (отсюда «нейро») для получения желаемого результата. А «лингвистическое» потому, что при этом активно используется воздействие слова. Гриндер и Бэндлер особо подчеркивают его универсальность: оно строится на вовлечении внутренних «душевных сил», то есть собственных ресурсов личности. Их запас вполне достаточен у любого человека.

Главным в НЛП является методика внушения. Причем внушения неявного, скрытого, но именно поэтому особенно эффективного. Ее можно назвать и «заколдовыванием», и «зомбированием», и «гипнозом». Впрочем, сами Бэндлер и Гриндер считают, что никакого гипноза не существует. Точнее, наоборот: всё есть гипноз, поскольку цель любого общения или разговора в том, чтобы повлиять на другого человека или группу людей. При этом не имеет значения, сознательно это делается или нет.

В качестве иллюстрации Бэндлер приводит простой пример: «Скажем, я сижу с вами за столом и рассказываю о каком-то эпизоде из моего недавнего отпуска. Хочу я того или нет, но моя цель - добиться от вас определенных переживаний по поводу этого эпизода. Когда бы и кто бы ни общался друг с другом, они занимаются одним и тем же: пытаются вызвать у партнеров различные состояния, используя последовательность звуков, которую называют «словами». А это, по сути дела, и есть не что иное, как внушение».

В НЛП разработан целый комплекс приемов, которые позволяют, поддерживая, казалось бы, обычный бессодержательный разговор, ввести человека в состояние гипнотического транса. Причем так, что у него не возникнет и мысли, будто ему что-то внушают. В принципе освоить их может каждый желающий.

Главное средство - это речевое воздействие. С помощью слов нужно прежде всего ослабить самоконтроль собеседника и «отсечь» его от окружающего, завладев вниманием, а затем повести человека «внутрь себя», все больше отдаляя от внешней реальности и все больше погружая в воображаемую обстановку, то есть в виртуальный мир, где его поступки будут диктоваться подсказанными гипнотизером эмоциями. Здесь важно, чтобы он не использовал команд, поскольку приказы могут повлечь за собой неосознанное сопротивление. У объекта воздействия должно «само собой» возникнуть желание сделать то, что нужно его партнеру.

Никаких готовых словесных формул, заклинаний или тем, автоматически вводящих собеседника в транс, авторы НЛП не предлагают. Ведь все люди очень разные. То, что подействует на одного, не тронет других. «Попасть в струю» помогает постепенно накапливаемый опыт. Однако есть несколько общих правил, которые помогают добиться желаемого результата:

- Внушайте нужные вам впечатления в естественной последовательности в виде непрерывного сюжета.

- Не запрашивайте у собеседника сразу слишком многого, избегайте противоречивых и невыполнимых пожеланий.

- Используйте зрительные, слуховые и осязательные образы и ощущения, но не чередуйте их слишком резко.

- Соблюдайте баланс между однообразием и разнообразием.

- Избегайте абстракций: говорите о цвете и формах, звуках и запахах, но не подсказывайте моральных оценок.

- Люди, как правило, мыслят образами. Поэтому ваши слова должны рождать у собеседника тоже образы, которые будут создавать его реальность в данный момент и управлять ответными действиями.

Чтобы защититься от возможного постороннего внушения, нужно, слушая собеседника, постараться внимательно следить за возникающими у вас образами и переживаниями. Тогда вы сможете вовремя заметить, если вас попытаются увести не в ту сторону.

 

Простейшие методы НЛП

Для начала представим ситуацию, когда потенциальные партнеры впервые встречаются за столом переговоров. В этом случае степень доверия к собеседнику у каждого из них, если оценить ее по пятибальной шкале, окажется не более двух. Таким образом, между участниками диалога изначально присутствует некий барьер, препятствующий усвоению логических доводов противной стороны.

Совершенно по иному выглядит ситуация, когда стороны имеют богатый опыт совместной работы, когда за плечами у партнеров несколько общих проектов. В этом случае, опираясь на прежний опыт, партнеры легко достигают взаимопонимания. Речь идет о так называемом «сознательном доверии». Сознательное доверие – это статистический подход, когда кто-то делает прогноз на будущее на основании прошлых событий.

Но вернемся к ситуации с «первым свиданием». О сознательном доверии здесь не может быть и речи, однако в какой-то момент стороны в определенной степени проникаются симпатией друг к другу. И здесь играют роль не только убедительные доводы. Как утверждают специалисты, в момент первой встречи сознательное доверие подменяется иной контактной схемой – подсознательным доверием. С логикой это не имеет ничего общего. Профессиональные гипнотизеры называют такой эффект раппортом, то есть интуитивной связью между двумя людьми. Изначально этим термином обозначалась взаимосвязь между гипнотизером и гипнотизируемым, но позже раппортом стали называть и установившуюся связь между собеседниками.

Итак, мы пришли к выводу, что для достижения взаимопонимания, прежде всего, необходимо создать раппорт. Эта цель достигается с помощью приемов, получивших название «подстройки».

Подстройка к позе.

Подстройка к позе – это первый прием. Для того чтобы создать раппорт, рекомендуется сначала принять ту же позу, в которой находится собеседник.

Вот как пишет об этом Сергей Горин – один из авторитетнейших специалистов по эриксоновскому гипнозу и нейролингвистическому программированию, автор 18 печатных работ, практикующий врач-психотерапевт: «Вы садитесь или становитесь точно так же, как ваш собеседник. Если он находится в так называемой замкнутой позе, то гипнотизер принимает такую же и начинает разговор. Чеpез некотоpое вpемя, 1-2 минуты, гипнотизер меняет свою позу на какyю-либо другую, например, более открытую, и если собеседник изменит свою - это неопровержимое подтверждение, что гипнотизер установил раппорт и «ведет» собеседника».

Для того чтобы освоить этот вид подстройки, необходимо потренироваться. Вот простое упражнение, которое рекомендуется в данном случае. Участвуют три человека. Первый («партнер А»), принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй участник («партнер Б») встает или садится напротив и полностью «отражает», воспроизводит позу партнера А. Третий участник («партнер В») будет «режиссером»: после того как партнер Б решит, что он уже в точности воспроизвел позу партнера А, «режиссер» подойдет и исправит ошибки. Через какое-то количество «сеансов» участники меняются «ролями».

Подстройка к позе может являться как искусственным способом достижения взаимопонимания, так и следствием естественных отношений собеседников. Часто люди вне зависимости от своих желаний принимают одинаковые позы. Это происходит тогда, когда они нашли точку соприкосновения. Такого рода наблюдение позволяет эксперту со стороны оценить отношения незнакомых ему ранее людей. Если во время разговора они начинают взаимно подстраиваться к позам друг друга, значит по обсуждаемому вопросу мнения у них совпадают. Если же такой подстройки нет, то может не быть и реального согласия, даже когда оно существует на словах.

Подстройка к дыханию.

Установление раппорта при помощи дыхания - это более сложный прием, но такая методика гораздо действеннее. Заметить ее и принять защитные меры в этом случае намного сложнее.

Подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая.

При прямой подстройке человек начинает дышать так же, как дышит его собеседник, в том же темпе, в том же ритме, с той же глубиной

При непрямой подстройке человек согласует с ритмом дыхания собеседника какую-то другую часть своего поведения; например, качает рукой в такт дыханию партнера, или говорит в такт его дыханию (на его выдохе собеседника). При этом движения гипнотизера должны находиться в поле зрения собеседника, но не отвлекать его.

Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта. Освоить ее также поможет специальная тренировка. Следует иметь в виду, что у мужчин, как правило, брюшной тип дыхания, а у женщин — грудной.

Если партнер взволнован и часто дышит, то его необходимо успокоить, иначе вам будет сложно «срисовывать» его вдохи и выдохи. Для этого надо присоединиться к дыханию собеседника и через некоторое время начать дышать ровно и глубоко. Если раппорт был установлен, то дыхание гипнотизируемого также изменится, а уж затем изменится и его состояние.

Последний факт будет свидетельствовать о том, что «контакт» установлен и можно начинать внушение.

Метод "разрыва шаблонов"

Есть еще одна серия методов, применяемых для наведения контакта посредством воздействия на подсознание, которая объединена в группу под названием "разрыв шаблонов". Эта техника построена на использовании шаблонных моделей мышления и речевых реакций.

Все мы постоянно находимся во власти шаблонов. Например, на вопрос "Как дела?" обычно следует ответ: "Нормально". Это шаблон. А, если ответить на этот же вопрос так: "Просто ужасно, наверное, скоро умру"? Или еще более изобретательно и развернуто: "Вчера вечером собака из угла в угол бегала, мы подумали, может, заболела, повезли с утра к ветеринару. Поэтому я на работу опоздал, еще трамваи совсем плохо ходили, погода-то с самого утра хуже некуда"? Собеседник наверняка окажется в замешательстве, ведь Ваше поведение вышло за рамки некой "программы". Этим состоянием и можно воспользоваться. В такие моменты старая программа поведения, старый шаблон сломаны, и Ваша задача "навязать" собеседнику новую программу.

Известный психиатр, А.М. Свядощ так описывал свои наблюдения по технике "разрыва шаблонов": "Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возникает состояние резко повышенной внушаемости при подготовке к проведению сеансов психотерапии. Так, например, при исследовании реакции зрачков на свет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут же можно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это состояние можно назвать сверхвнушаемостью. Однако оно может возникать и у здоровых людей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воздействия. Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще молодым человеком) 4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожиданно останавливал проходящего незнакомого мужчину и обращался к нему со словами: "У меня к вам большая просьба (говорилось напряженным тоном) - возьмите эту записку, войдите в институт, пройдите мимо проходной совершенно спокойно, подымитесь по лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись "Лаборатория акустики". Войдите, спросите Марию Михайловну и передайте ей эту записку. После этого сразу вернитесь. Идите!" Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, выполнили задание, и лишь один отказался, с недоумением сказав, что он не может этого сделать, так как торопится. По словам получавшей записки и присутствовавших при этом, лица, передававшие ее, производили впечатление автоматически действовавших".

Шаблонных ситуаций очень много. Например, рукопожатие (шаблон поведения), телефонный звонок, звонок в дверь. С одинаковым успехом можно "навязать" нужную Вам программу действий и малознакомым людям, и старым друзьям. Вспомните, как Вы ведете себя обычно с этим человеком и резко измените тактику. Партнер окажется в замешательстве, поскольку перед разговором с Вами он настроился на совершенно определенную реакцию с Вашей стороны.

Метод "полярной реакции".

Этот метод рассчитан на людей, чье поведение вполне вписывается в формулу "с точностью до наоборот". В своем стремлении делать все наперекор, они весьма уязвимы. Если в общении с такими людьми действовать по принципу "от противного", можно легко добиться желаемого.

К примеру, если вам нужно, чтобы человек промолчал, скажите о нем, глядя на другого или в сторону: «Сейчас скажет что-нибудь». Практически со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что, по крайней мере, в ближайшие минуты "клиент" будет нем, как рыба. Таким образом, Вы освободитесь от его "присутствия" во время разговора.

 

Шесть речевых стратегий.

При речевом воздействии после установления раппорта в ход пускаются так называются. речевые стратегии. Необходимо отметить, что без наличия раппорта все эти методы, скорее всего, окажутся неэффективными.

 

1. Трюизмы.
Трюизм – это некое выражение или утверждение, как бы совершенно истинное:
1. Каждый человек хоть когда-нибудь спит.
2. Все мы можем что-нибудь забыть.
3. Москва – столица России.
4. Вы можете сесть на этот стул.
Не смотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьма эффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы:
– Все люди могут меняться.
Против такой конструкции никто возразить совершенно не в состоянии. Потому что, действительно, люди могут меняться. Но «клиент» тоже человек, следовательно и он на это способен. Часто встречающаяся ситуация при попытке решить какую-то проблему – это неверие человека в то, что он способен ее решить. А при помощи такой достаточно простой манипуляции вы можете обойти это его ограничивающее убеждение.
Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать некое направление движения его мысли.
– Бизнесмены часто подписывают контракты.
– Люди покупают стиральные машины.
Еще один способ использования трюизма – вызвать определенное доверие к последующим утверждениям.
– Париж – столица красоты... Институт Волос "Элида" находится в Париже.
Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, которые мы просто по привычке воспринимаем как некую истину:
– Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы сможете купить товар дешевле.

2. Предположения.
– Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.
Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (вы сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете себя лучше). Здесь под термином "предположения" будет пониматься именно такие конструкции.
Ваша задача – связать между собой при помощи слов две обычно совершенно несовместимые вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию), с результатом, который вам нужен.
- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы забудете все то, о чем мы с вами говорили.
- Если вы хотите, чтобы ваша фирма работала лучше, то вам совершенно необходимо взять меня на работу.

- После того, как вы выйдете за дверь, вы вспомните, что вам к следующему разу нужно принести выполненное домашнее задание.
В последнем примере действие, которое обязательно произойдет – "выход за дверь" (при чем не говорится, за какую конкретно – дверей много), а то, что вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание".
Можно то же самое получить несколько иным способом:
- Если вы хотите закрепить материал еще лучше, то в следующий раз принесете выполненное домашнее задание.
Здесь уже связывается мотивация "закрепить материал еще лучше" и то, что вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание".
Существуют различные виды мотивации. Можно мотивировать К (как в предыдущем примере), а можно ОТ:
- Если вы не хотите получить взбучку, то в следующий раз принесете выполненное домашнее задание.
Можно попробовать "кнут и пряник" объединить в одно утверждение:
- Если вы хотите закрепить материал еще лучше и не хотите получить взбучку, то к следующему разу принесете выполненное домашнее задание.
Учтите, что оба варианта связывания (с событием и с мотивацией) работают по разному. Связь с событием более безусловна и бессознательна: вышел за дверь – вспомнил о домашнем задании.
У этого способа есть большой плюс – можно привязывать то, что человек сознательно делать пока не в состоянии – избавление от головной боли, создание нового поведения:
– Как только ты сядешь на стул, твоя головная боль пройдет.
Связь с мотивацией более осознанна, но в то же время может быть (если подобрана корректная мотивация) и более мощной. В данном случае она работает не только на то, чтобы человек "вспомнил", но и на то, чтобы он это сделал.
Итак, если от собеседника вам нужно просто конкретное действие (впадение в транс, исчезновение головной боли) – лучше связь с ситуацией, если вам нужно, чтобы человек что-то делал (готовил домашнее задание, мыл полы) – то лучше связь с мотивацией.

Наиболее часто употребляемые конструкции в предположениях:
1) как только,
2) после того, как;
3) сразу, как;
4) если, то;
5) когда;
6) прежде, чем.

– В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.
– Если вы все сядете, то мы быстрее начнем занятие.
– Если вы внимательно рассмотрите эту вещь, вы сразу захотите ее купить.
(Если человек будет рассматривать эту вещь, автоматически следует, что он должен ее купить).
Против предположений очень трудно сопротивляться, даже если вы их осознаете:
– Если пойдешь в комнату, закрой окно.
И возразить нечего. Этого как бы стало единым целым – комната и закрытое окно. Вы связали это при помощи языка, хотя реально эти вещи совершенно не связаны. И вы не можете сказать "нет", если не хотите закрывать окно, потому что это будет означать, что и в комнату вы больше не пойдете. Это стало целым и разделить это достаточно трудно.

3. Противоположности.

Этот метод основан на использовании следующих конструкций:

1) чем... тем
2) настолько... насколько
- Чем быстрее вы замолчите, тем больше мы успеем.
Как всегда, связи никакой, но работает. То, на чем регулярно ловят детей:
- Чем быстрее ты заснешь, тем лучше выспишься.
- Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько больше ты будешь знать этот предмет.
Если в предположениях связываются между собой два события, то есть две статичные вещи, то здесь уже связываются два процесса (может быть, даже ведущие в разные стороны – отсюда и “противоположности”):
- Чем больше ты смеёшься, тем глубже погружаешься в транс.
Хотя смех погружению в транс не должен способствовать, здесь эти вещи связаны, и усиление одного приводит к усилению другого.

4. Вопросы.
– Осознаете ли вы, что уже начали понимать, что такое гипноз?
Еще одна ловушка. Здесь предполагается, что вы уже понимаете, что такое гипноз, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного "понимание гипноза" становится истиной. Глаголы, которые наиболее часто используются в вопросах:
1) осознаете
2) понимаете
3) знаете
4) замечаете
5) обратили внимание
6) вспоминаете
– Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?
(Лично я не знаю, что конкретно вы делаете, но вне зависимости от ответа, вы делаете это лучше, не знаю по сравнению с чем).
– Замечаете ли вы наступающие изменения?
(Все уже заметили, что с вами что-то не так – как-то вы изменились, что-то наверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами. Изменений может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он их обязательно найдет – а это означает, что они появятся).

5. Ложные выборы.
– Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?
– Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?
– Вам арбуз вырезать или возьмете так?
И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке:
– Что вам взвесить?
Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен... Важно то, что стоит за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был вырезан, или нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: вырезать или нет. А вопрос "покупать или нет" отпал сам собой.

6. Все выборы.
– Вы можете войти в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него очень быстро.
Вы перечисляете все возможные выборы. НО! Здесь вы просто выделяете то, что хотите получить не с помощью слов, а голосом, интонаций, движением руки. И это остается в подсознании.
При этом, естественно, нужно нежелательный результат выразить в достаточно мягкой форме и показать, что уж это вам точно не нужно. А наиболее желательный результат выразить наиболее сильно и максимально положительно. Надо помнить о том, что запоминается начало и конец фразы, а середина как бы "пропадает".

 

Все вышеперечисленные методы могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, причем надо отметить, что в последнем случае достигается наибольший эффект речевого воздействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...