Неполадки в работе ДВС – на прогретом двигателе загорается контрольная лампа давления масла.
Объект исследования Масло моторное ХАДО 5W30 свежее и работавшее 1000км. Неполадки в работе ДВС – на прогретом двигателе загорается контрольная лампа давления масла.
1. Анализ элементного состава, выявление элементов-маркеров функциональных присадок и маркеров износа сопряжённых пар трения. В качестве образца сравнения взято ХАДО 5w50 (два свежих образца и два образца работавшего) и образец работавшего Motul.
Жёлтым цветом обозначены элементы-маркеры функциональных присадок. Содержание в исследуемых пробах ниже, чем ХАДО 5w50, что указывает на низкую зольность. Это положительный фактор в смысле увеличения ресурса свеч и предохранения их от излишнего нагарообразования. В целом этот показатель вполне адекватный и подозрений не вызывает.
Тёмно-оранжевым цветом выделен комплекс элементов (хлор, бром, молибден), отсутствующие в свежих образцах ХАДО 5w50 и ХАДО 5w30, и присутствующих в исследуемой пробе работавшего масла. Данные элементы для указанных типов масел ХАДО не характерны и указывают на применение добавок-модификаторов трения на основе молибдена. Их применение (добавление к моторному маслу) могло быть как при предыдущей заправке масла, так и при нынешней.
Светло-оранжевым цветом выделены элементы-маркеры износа основных пар трения. Содержание элементов комплекса железо-хром-марганец, характерного для пары – поршневые кольца/стенка цилиндра не превышает таковых для исправного двигателя. Немного завышено содержание меди, особенно если учесть, что масло прошло только 1т.к., хотя это м/б обусловлено особенностями конструкции двигателя, содержащего медь-содержащие пары трения (например, подшипники скольжения турбины, если таковая есть). Но в целом по этому маркеру повода для беспокойства нет. Обращает на себя внимание высокое содержание алюминия в сочетании с высоким содержанием кремния - есть подозрение на усиленный износ деталей из силуминового сплава. Таковыми являются стенки поршней и постели распредвалов. В исправном двигателе (см.колонки ВАЗ 21214 в таблице) содержание алюминия в масле невелико и практически постоянно, а растёт только содержание кремния. Это обусловлено попаданием в двигатель пыли и микрочастиц песка (состоит из окиси кремния) из-за несовершенства системы фильтрации воздуха на впускном коллекторе.
В целом по элементному анализу можно говорить о том, что имело место применение дополнительных добавок к моторному маслу на основе молибдена. Так же имеет место повышенный износ постелей распредвалов и стенок поршней. Такое может быть в двух противоположных случаях: либо двигатель новый и происходит приработка наиболее мягких деталей, составляющих пару трения (в данном случае силумин/сталь) либо наоборот, двигатель сильно изношен и появившиеся люфты в парах трения способствуют их усиленному износу. Добавка молибденового модификатора в масло - попытка облегчить работу наиболее нагруженных пар трения. Загорание индикатора недостаточного давления масла свидетельствует о высокой вероятности второго варианта – двигатель изношен. Хотя не исключены и другие причины, например некорректная работа перепускного клапана в маслонасосе.
2. Анализ базовой основы масла, выявление признаков и степени окисленности масла
Красный - Хадо 5-w30 свежее; Чёрный – Хадо 5w-30 работавшее 1т.к. Синий – Хадо 5w50 работавшее 1724км; Зелёный – Хадо – 5w50 работавшее 9200км.
Показателем степени окисленности масла служит увеличение пика на отметке 1630см-1. В свежем масле хадо5w30 продуктов окисления нет, и базовый уровень на этой отметке составил 0,2ед. В исследуемом отработанном масле этот показатель вырос незначительно – до 0,33ед. В масле хадо5w50 с пробегом, близком к исчерпанию его ресурса этот показатель составил 0,9ед.
Так же в исследуемом отработавшем масле имеет место снижение содержания сложно-эфирного регулятора вязкости – см. высоту пика на отметке 1740см-1. У свежего хадо5w30 этот показатель 0,45ед., а у хадо5w30 он снизился до 0,39-0,4ед. Это нормальное явление, обусловленное естественным износом масла. В масле хадо5w50 содержание регулятора вязкости в целом выше (около 0,75ед), чем в хадо5w30 по причине необходимости поддерживать стабильность температурно-вязкостной характеристики в большем температурном диапазоне.
В целом спектральные характеристики исследуемых масел (свежего и отработавшего 1т.к.) соответствуют таковым для работоспособных, нормально функционирующих моторных масел. Степень окисленности масла и деградации регулятора вязкости незначительна и соответствует заявленной наработке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|