Возрастные особенности мышц
Мышечная система
Мышцы представляют собой анатомические образования,состоящие в основном из мышечной ткани и образуют систему,которая оеспечивает двигательную активность организма.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЦЫ, органы тела животных и человека, за счет сокращения и расслабления которых происходят все движения тела и внутренних органов. Мышцы образуются мышечной тканью в сочетании с другими тканевыми структурами – соединительнотканными компонентами, нервами и кровеносными сосудами. Мышечная ткань состоит из мышечных клеток, которым в наибольшей степени присуще свойство сократимости. Издавна эти клетки называют мышечными волокнами; данный термин указывает лишь на то, что мышечные клетки имеют вытянутую форму. Сократимость мышечных волокон обеспечивается аппаратом, образованным сократительными белками (актином и миозином), взаимодействие которых, протекающее с использованием энергии (АТФ), приводит к сокращению клеток (укорочению). Вслед за сокращением наступает расслабление, и тогда они возвращаются к своей исходной длине. Благодаря такому свойству клеток мышечной ткани достигается все многообразие двигательных функций организма и протекающих в нем механических процессов.
Названия присваивались мышцам на протяжении веков. Большей частью это описательные термины, отражающие размеры, положение, форму, строение, место прикрепления или функцию мышцы. Они до сих пор остаются в употреблении, например большая ромбовидная мышца (форма и размеры), квадратный пронатор (форма и функция), мышца, поднимающая лопатку (функция и прикрепление). Размеры мышц варьируют от большой ягодичной мышцы, которая разгибает бедро, например при ходьбе по лестнице, до очень маленькой (длиной 3 мм) стремянной мышцы, регулирующей чувствительность уха к звуковым колебаниям. Функции: Двигательная. Это одна из основных функций скелетных мышц. Мышцы способны развивать силу только при укорочении (т.е. могут только тянуть, а не толкать); следовательно, для того чтобы сместить кость, а затем вернуть ее в прежнее положение, необходимы по меньшей мере две мышцы или две группы мышц. Пары мышц, действующих таким образом, называются антагонистами. Классификация мышц по типам движений, производимых парами мышц-антагонистов, обширна; остановимся на одной из главных пар. Сгибатели сгибают конечность, притягивая два скелетных элемента друг к другу; разгибатели распрямляют конечность. Рассмотрим простейшее движение – сгибание руки в локте. В нем участвуют две группы мышц плеча: передняя (сгибатели) и задняя (разгибатели). Переднюю группу мышц составляют двуглавая мышца плеча (бицепс) и плечевая мышца, а заднюю – трехглавая мышца (трицепс) и малая локтевая мышца. Передняя, проходящая над локтевым суставом, группа при сгибании руки сокращается, а задняя, проходящая позади сустава, расслабляется. При выпрямлении руки укорачивается трицепс, а бицепс постепенно расслабляется, обеспечивая этим плавность движения. Очень редко в движении участвует лишь одна пара мышц-антагонистов. Обычно каждое отдельное движение обеспечивается группами мышц; мышцы, действующие совместно и однонаправленно (например, группа сгибателей), называются синергистами. Связующая. В отношении некоторых мышц не так важны движения, которые они производят, как те, которым они препятствуют. Так, группа из четырех мышц – малой круглой, подостной, надостной и подлопаточной – окружает плечевой сустав, удерживая верхний шаровидный конец (головку) плечевой кости в неглубокой суставной впадине. Мышцы стопы поддерживают свод стопы и являются еще одним примером мышц, сохраняющих взаиморасположение костей.
Функция поддержки. Брюшная полость образована преимущественно широкими плоскими мышцами, которые поддерживают внутренние органы. Передняя и боковая стенки полости покрыты тремя слоями мышц, а ее дно образовано у человека двумя мышцами: поднимающей задний проход и копчиковой (у четвероногих эти две мышцы обеспечивают движение хвоста). Физиология. Физиология и биохимия мышечной деятельности – важная составляющая обмена веществ в организме.
ЛИТЕРАТУРА Анатомия человека, под ред. Михайлова С.С. М., 1973
Содержание: 1.Определение. Размеры.Функции.Физиология……………………3 2.Мышечная система………………………………………………………5
3. Возрастные особенности мышц………………………….…………7 4.Литература…………………………………….…………………………10
Возрастные особенности мышц
Чем меньше ребенок, 1. Тем меньше число костей” 2.Тем в костной ткани больше содержится оссеоидной ткани, которая содержит большое количество органических веществ и жидкости, что придает кости мягкость, пластичность, приводя зачастую к её деформации. С возрастом оссеоидная ткань заменяется на оссеиновую, обедненную водой и обогащенную неорганическими веществами и солями, придающих прочность и плотность кости. Легче сломать, чем вывихнуть.
3. Тем больше точек роста и зон окостенения. 4. Тем больше хрящевой ткани и хрящевых прослоек. 5.Тем более слабые соединения между костями, что приводит к наличию так называемых родничков (теменной, 2 височных и 2 затылочных) 6.Тем мышечная ткань имеет менее выраженное свойство раздражимости, возбудимости, сократимости и расслабления. 7. Тем больше физиологических изгибов позвоночника, а с возрастом преобладают патологические: кифоз - изгиб позвоночника назад в шейно-грудном отделе, лордоз - изгиб позвоночника вперед в пояснично-крестцовой области, сколиоз – изгиб позвоночника в поясничной области вправо или влево, плоскостопие - это уплощение стопы за счет уменьшения и уплощения свода стопы. 8. Тем более выражены особенности развития двигательных качеств ребенка, в частности в дошкольном возрасте из-за выраженной растяжимости и возбудимости мышечной ткани. Рекомендуется развивать скоростные, силовые качества, а также гибкость; в младшем школьном возрасте – скоростно-силовые качества, прыгучесть в длину, ловкость; в среднем школьном возрасте – метание и элементы выносливости; в старшем – скоростная и силовая выносливость. 9.Тем меньше способность к тоническому сокращению мышц. 10.Тем важнее регламентировать (четко выделять) физические нагрузки. 11.Избегать статических нагрузок в младшем возрасте и повышать динамические в старшем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|