Исследование газового состава
Жалобы и анамнестические данные
Боль в костях и суставах часто сопутствует поражениям опорнодвигательного аппарата ребенка. Учитывается локализация боли (в костях, суставах, в близлежащих тканях), ее характер и интенсивность ((и грая, тупая, ноющая, приступообразная, постоянная и т. д.), а так- жг факторы, способствующие ее усилению или появлению (ходьба, бег, другие физические нагрузки, положение тела, изменение погоды и т. д.). Важно выяснить, в какое время суток боль особенно интен- ппша (днем, ночью). Следует уточнить также, какие факторы ослабляют или снимают боль (тепло, покой, лекарственные средства и пр.). При оценке жалоб на боль в суставах необходимо учитывать следующее: а) артральгии, возникающие при воспалении суставов, характеризуются спонтанностью, наибольшей выраженностью по утрам и во второй половине ночи, ослаблением к вечеру; б) боль при дегенеративно-дистрофических поражениях суставов — тупая, ноющая, усиливается при статических и механических нагрузках; в) артральгии, возникающие при ходьбе по неровной поверхности, по лестнице, а также при длительном стоянии, типичны для поражения субхондральной пластинки и хряща; г) боль при определенных движениях характерна для бурситов, тендовагинитов, периартритов; д) сифилитический артрит сопровождается «ночной» болью; е) ревматические и другие аллергические боли в суставах исчезают после приема препаратов пиразолонового ряда и салицилатов; ж) у детей-невропатов артральгии отличаются кратковременностью, но значительной выраженностью (боль жгучая, режущая, мигрирующая); з) при ущемлении «суставной мышцы» возникает острая, рецидивирующая боль (каждый приступ соответствует блокаде сустава); и) боль в суставах, обусловленная хроническими очагами инфекции, после устранения последних обычно проходит.
Во время расспроса необходимо уточнить, связано ли ограничение движений в суставах с болевыми ощущениями. Имеет значение интенсивность боли в различных суставах, связь артральгии с припуханием суставов или стойкими деформациями последних. Боль в костях является следствием поражения самой костной ткани и надкостницы (при переломах, оститах, периоститах, остеопорозе и т. д.) либо выраженных сосудистых нарушений в костях. Переломи сопровождаются очень интенсивной болью, усиливающейся при активных и пассивных движениях. У больных остеопорозом и остеонекрозом истончаются и повреждаются костные трабекулы, поэтому при длительной ходьбе или продолжительном стоянии возникает боль в костях. При нарушении (истощении) функции костного мозга и кровообращения кости (например, при лейкозах) возникает ноющая, тупа;] боль, которая может усиливаться при резких толчках, кашле, чихании. Анализируя жалобы больного и анамнез его болезни, врач выясняет время начала заболевания, связь его возникновения с наследственными влияниями, очагами инфекции, общими соматическими, эндокринными, нервными и инфекционными заболеваниями, с травмами и другими воздействиями.
Осмотр и пальпация
При осмотре обращают внимание на соответствие роста ребенка его возрасту, пропорции тела, в частности на соотношение размеров головы и всего тела, головы и. длины конечностей, туловища и конечностей, лицевой и мозговой частей черепа. Если у взрослого голова составляет 1/8 длины тела, то у 12-летнего ребенка —1/7, у 6-летнего — 1/6, у 2-летнего — 1/6, у новорожденного — 1/4). При обследовании головы определяют окружность ее, а при необходимости линейные размеры черепа (продольный и поперечный диаметры, высоту черепа и лица, скуловую ширину). В норме различают три формы черепа (в зависимости от соотношения поперечного и продольного диаметров): узкий (долихоцефалия), средний (мезокрания) и широкий (брахикрания). Окружность головы при рождении в норме равна 34—35 см, к концу года достигает 45—46 см, к 6 годам — 50— 51 см (у девочек окружность головы несколько больше, чем у мальчиков).
У новорожденных (особенно недоношенных) лицевая часть черепа по отношению к мозговой развита значительно меньше, чем у взрослых. Малый родничок (между затылочной и теменными костями) к рождению детей у большинства детей уже закрыт (у 20 % детей он закрывается в 3—4 мес). Боковые роднички (между затылочной, теменными и височной костями) к моменту рождения обычно закрыты, лишь у некоторых детей они закрываются в первые 1—2 мес после рождения. Большой родничок (в месте соединения теменных и лобной костей) у новорожденного ребенка ромбовидной формы. Размеры его при рождении 2,5X3 см (измерять его надо не из угла в угол, а от стороны к стороне ромба). Закрывается он у некоторых детей к 10—11 мес, чаще —к 15—16 мес жизни. При гипервитаминозе И, микроцефалии и краниостенозе большой родничок закрывается преждевременно. При гидроцефалии, хондродистрофии, микседеме, рахите закрытие большого и других родничков, а также швов черепа (стреловидного и ламбдо- видных) значительно запаздывает. Одновременно обнаруживается увеличение размеров большого и малого родничков, размягчение костных краев их. Лобная часть черепа ребенка состоит из 2 костей, которые полностью срастаются между собой на втором году жизни; затылочная часть головы состоит из 5 костей, которые срастаются в одну кость к 3—4-му году жизни. У новорожденного ребенка зубов обычно нет. Они прорезываются попарно с 6 мес: на 6—7-м месяце появляются 2 нижних средних резца, на 8—9-м — 2 верхних средних резца, на 9—10-м — еще 2 верхних боковых резца, на 11—12-м — 2 нижних боковых резца. К концу первого года жизни у ребенка должно быть 8 молочных зубов. В дальнейшем молочные зубы появляются в такой последовательности: в 12— 14 мес — первые нижние премоляры (малые коренные зубы), а затем верхние премоляры, в 14—20 мес — вначале нижние, а затем верхние клыки.
К двум годам у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Чтобы определить число молочных зубов, которое должен иметь ребенок в возрасте 6—24 мес, можно воспользоваться простым расчетом: из числа месяцев жизни вычесть 4 (например, в 14 мес ребенок должен иметь 14 — 4 = 10 зубов). С 5—6 лет начинают прорезываться постоянные зубы в такой последовательности: в 5—6 лет — первые постоянные большие коренные зубы (моляры); в 6—7 лет — средние резцы; в 7 лет — боковые резцы, в 9 лет - первые малые коренные зубы (премоляры); в 9—10 лет —клыки; в 10 лет вторые малые коренные зубы; в 11—12 лет — вторые постоянные большые «мудрости»), Существуют различные врожденные аномалии развития костного остова головы: резкая ассиметрия лица, микрогнатия (недоразвитие нижней челюсти), макрогнатия (чрезмерное развитие нижней челюсти), высокое «готическое» небо, расщепление верхней челюсти, диспластический рост зубов, нарушение прикуса, расширенная и уплощенная переносица, гипертелоризм (увеличение размеров между глазницами), брахиоцефалия (уплощение черепа в преднезаднем направлении), скафоцефалия (уплощение черепа в латеральном направлении), микроцефалия, макроцефалия отсутствие учас тков костной ткани и образование мозговых грыж и др. К приобретенной патологии черепа относятся: переломы свода и основания черепа, периостит, остеомиелит, сифилис костей, опухоли и др. В случае родовой травмы возможно смещение костей черепа с деформацией головы. Подострое течение рахита сопровждается разрастанием остеоидной ткани костей черепа образованием выраженных лобных и теменных бугров. Для острого течения рахита характерно размягчение (остеомаляция) затылочной кости и краев большого родничка. Возможно размягчение и других костей черепа. У норожденных и детей грудного возраста верхнечелюстная пазуха представляет собой узкую щель, т.е. в зачаточном состоянии, я лобная пазуха отсутствует и начинает развиваться лишь на тором году жизни. Усиленный рост околоносных пазух происходит е 5 -6-летнего возраста, полного развития пазухи достигают к 15— 20 годам жизни. Это нужно учитывать при рентгенологическом исследовании черепа у маленьких детей.
Грудная клетка новорожденного по форме своеобразна: ее передне-задний размер больше бокового, вертикальный размер мал, а основание широкое. У детей различают три формы грудной клетки: плоскую, цилиндрическую и коническую. Форма грудной клетки определяется во время ее осмотра в профиль и анфас с учетом направления ребер, величины надчревного угла и передней условной линии грудной клетки. Так, при плоской грудной клетке передняя линия почти прямая, надчревный угол острый, ребра с выраженным наклоном. Для цилиндрической грудной клетки характерны: передняя линия овальная, надчревный угол прямой или близок к таковому, наклон ребер средний. Признаки конической грудной клетки: передняя линия имеет выпуклость в нижней части, надчревный угол тупой, ребра со слабым наклоном. Ребра, грудина, ключицы у детей раннего возраста из-за незаконченного процесса окостенения мягкие, податливые, особенно при рахйтё. Именно поэтому форма грудной клетки в этом возрасте под влиянием механических воздействий легко нарушается. Так, при врожденном пороке сердца из-за усиленной работы последнего возникает сердечный горб, т. е. видимое выпячивание части грудной клетки в области сердца. При остром течении рахита возможны различные деформации грудной клетки. При тугом пеленании ребенка наблюдается сдавление ее с боков, выступание грудины вперед (килеобразная, или «куриная», грудь). Вследствие гипотонии мышц живота в сочетании с метеоризмом возникает поперечная борозда Филатова—Гаррисона, т. е. западение грудной клетки в местах прикрепления диафрагмы (по окружности). Воронкообразная деформация грудной клетки («грудь сапожника») возможна при тяжелом течении острого рахита, врожденном стридоре. Чаще она является следствием аномалии развития грудины. Асимметрия грудной клетки наблюдается при рахите (если ребенок больше лежит на одном боку), хронической пневмонии, аномалиях развития дыхательной системы, плеврите, пневмотораксе, ателектазах легкого и других заболеваниях. При этом можно заметить выбухание или западение одной стороны грудной клетки, различные одностороннне деформации. Бочкообразная форма грудной клетки наблюдается при эмфиземе легких, бронхиальной астме. Длительное течение рахита нередко ведет к возникновению «реберных четок» — своеобразных утолщений на ребрах вблизи грудины вследствие разрастания остеоидной ткани. Четки легко обнаружить при ощупывании. Если они резко выражены, их можно заметить и при обычном осмотре (особенно у истощенных больных).
Позвоночник на первом месяце жизни не имеет физиологических изгибов. Они появляются по мере возрастания статических нагрузок на организм развивающегося ребенка: а) на 2—3-м месяце жизни, когда ребенок начинает держать голову, образуется первый шейный изгиб кпереди (шейный лордоз); б) на 6—7-м месяце, когда малыш начинает сидеть, формируется выпуклость кзади (грудной кифоз); в) на 8— 12-м месяце, с появлением возможности стоять и ходить, у ребенка возникает физиологический изгиб поясничного отдела позвоночника кпереди (поясничный лордоз). В зависимости от изгибов позвоночника различают несколько форм спины: а) нормальную (при умеренно выраженных физиологических изгибах позвоночника); б) плоскую (функционально неполноценную из- за резкого снижения ее рессорной функции) — естественные изгибы отсутствуют или выражены очень слабо; в) плосковогнутую — грудной кифоз отсутствует, поясничный лордоз хорошо (иногда чрезмерно) выражен; г) круглую—грудной кифоз выражен избыточно и частично распространяется на поясничный отдел позвоночника, шейный и поясничный лордозы сглажены; д) кругловогнутую (седлообразную) — грудной кифоз и поясничный лордоз увеличены. У ребенка с круглой и кругловогнутой спиной грудная клетка впалая, живот выпячен, голова наклонена вперед, плечи опущены, лопатки крылообразно отстают. Такая поза отрицательно сказывается на функции внутренних органов, затрудняет нормальное дыхание и кровообращение. В норме боковых искривлений позвоночника нет, они появляются при врожденных аномалиях его, а также при различных заболеваниях после рождения (рахит, малая хорея, туберкулез, травма), в результате длительного пребывания ребенка в неправильной позе во время чтения, письма, рисования, физической работы, отдыха в кровати, при неправильном ношении портфеля и одежды. Боковые искривления позвоночника называются сколиозами, сочетание сколиоза с кифозом — кифосколиозом.
Сколиозы могут быть правосторонними, левосторонними, 5-образными. Боковые искривления возможны в верхней, средней и нижней части позвоночника. При сколиозах наблюдается асимметрия грудной клетки, неравномерное расположение плеч и лопаток, различный уровень стояния сосков. Чтобы определить сколиоз пальпаторно, необходимо указательным и средним пальцами провести от остистого отростка VII шейного позвонка до крестца. Исследуется также «треугольник талии», образующийся между туловищем (на уровне талий) и опущенной рукой в положении стоя. Этот треугольник на вогнутой стороне увеличивается, а на выпуклой уменьшается. Для исследования сколиотического искривления позвоночника применяется сколиозометр в различных модификациях (приборы Микулича, Шультесса, Хельста и др.). Боковые отклонения позвоночника могут быть изображены в виде кривой на разлинованной в клетку бумаге. Различают четыре степени сколиоза: I степень — небольшое нефиксированное искривление, видное на рентгенограмме, исчезающее при разгрузке позвоночника; II степень — постоянное, значительное искривление, частично выравнивающееся при разгрузке (есть также легкие признаки реберного горба); III степень — резкое фиксированное искривление позвоночника в обе (противоположные) стороны в сочетании с выраженным реберным горбом; IV степень — максимально тяжелая форма искривления позвоночника с грубой деформацией. Конечности ребенка необходимо исследовать в положении лежа и стоя: оценивают их форму, соотношение длины конечностей между собой, а также к общей длине тела, пальпаторно обследуют кости, доступные для ощупывания. При многих врожденных и наследственных заболеваниях (синдромах Баквина—Айгера, Бартенверфера, Мартена — Олбрайта, Моркио, Пайла, Парро, Фанкони—Альбертини и др.) наблюдается укорочение в сочетании с искривлением конечностей. Врожденная ломкость костей конечностей (и других частей скелета) отмечается при синдромах Вролика, Олбрайта, Сальвиоли, Хуве, Экма- на—Лобштейна и др. К аномалиям развития конечностей относятся: многопалость, брахидактилия, чрезмерно длинные пальцы, синдактилия, полное отсутствие конечностей, кистей, пальцев рук и ног. При рахите могут наблюдаться искривления ног в форме буквы «О» или «X», «браслеты» (локальное увеличение дистальных отделов конечностей), «нити жемчуга» (утолщения на фалангах паЛьцев). Рахит способствует возникновению плоскостопия. При синдроме Паннера (в связи с асептическим эпифизарным некрозом головки плечевой кости) возможно укорочение одной руки, а при синдроме Пертеса (асептическом субхондральном некрозе головки бедра) — укорочение одной ноги. В некоторых случаях измеряют длину конечностей, а также их окружность (на симметричных уровнях). На почве рахитачИ врожденных остеопатий может быть искривление голеней во фронтальной или сагиттальной плоскостях. При параличе мышц возможны различные деформации стопы: а) плоская стопа (рез р1апиз); б) деформация стопы, при которой стопа и голень образуют угол, открытый кнаружи, а стопа находится в положении пронации (рез уа!диз); в) деформация стопы с углом, открытым кнутри, при которой стопа находится в положении супинации (рев уагив); г) деформация стопы, при которой последняя находится в положении постоянного подошвенного сгибания при невозможности тыльного сгибания (рез е^и!пи5); д) деформация стопы, при которой последняя находится все время в положении тыльного сгибания при невозможности подошвенного сгибания (рез еакапепз). В процессе осмотра стопы обращают внимание на состояние продольного и поперечного сводов (нормальный, плоский, повышенный), форму пальцев, положение пятки (нормальное, варусное или вальгусное отклонение), ширину перешейка, соединяющего область пяточной кости с передней частью стопы (в норме он составляет примерно '/2—'/з поперечной оси стопы). Для определения формы стопы ребенок становится коленями на стул лицом к спинке стула, со свободно свисающн- мися стопами. Для выявления плоскостопия применяется плантография: на поверхности темного линолеума делаются отпечатки подошв стоп, смазанных мелом (для получения стойких отпечатков применяется специальная методика). Различают три степени плоскостопия: I — вальгусная установка пяток без уплощения свода стопы (исследуемый может напряжением мышц голени корригировать порочное положение пятки, сохраняя на короткое время ее правильное положение); II — стойкое вальгусное положение стопы и ее уплощение (при этом корригировать порочное положение пятки ребенок уже не может); III — вальгусное положение пятки, уплощение внутреннего свода стопы, выпуклость внутреннего края стопы и некоторая вогнутость наружного. Плоскостопие нарушает рессорную функцию стопы и затрудняет возможность длительной ходьбы, ограничивает быстроту движений. Суставы исследуют в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя), при переходе из одного состояния в другое, во время ходьбы. Оценивается положение больного (вынужденное, пассивное или активное). В положении лежа на спине суставы начинают осматривать при разогнутых ногах (если это позволяет состояние больного). Определяют изменения контуров, формы и объема суставов, отклонения нормальной оси (девиация), ненормальное положение конечностей, оценивают окраску кожи, покрывающей суставы, наличие атрофических, рубцовых, узелковых, свищевых, отечных и других изменений в области сустава. Больной сустав тщательно сопоставляется со здоровым. Если поражены оба симметричных сустава, сравнивается степень поражения одного по отношению к другому, оценивается также тяжесть болезни каждого сустава в отдельности. Осмотр в вертикальном положении позволяет оценить позу в положении стоя, возможные патологические изгибы в коленных суставах при статической нагрузке. Во время ходьбы оценивают опороспособ- ность коленных и голеностопных суставов, походку, объем и координацию движений в суставах ног, патологическую подвижность в них, деформации и другие изменения. Нормальная конфигурация суставов может изменяться из-за припухлости их при остром воспалении или обусловливаться деформацией при длительном, хроническом заболевании суставов. Изменяется и кожа над суставами: при остром артрите или обострении его она гиперемирована, лоснится, напряжена, при хронических артритах и артрозах — сухая, атрофичная, иногда шелушится. Суставы, пораженные туберкулезным или сифилитическим процессом, похожи на «белую опухоль», так как кожа над ними бледная, растянутая. Для хронических артритов характерна атрофия близлежащих мышц. Признаком воспаления пернартикулярных тканей является утолщение кожной складки в области пораженного сустава (симптом Алексадрова). При поражении коленного сустава отмечается атрофия трехглавой мышцы бедра, определяемая визуально, а также путем п шерения окружности бедра сантиметровой лентой. Пальпировать суставы необходимо осторожно в связи с возможностью болевой реакции, при максимальном расслаблении мышц. Поверх- шкгним ощупыванием определяют температуру кожи над суставом (по сравнению с парным здоровым суставом), болезненность, ревматоидные узелки, отечность подкожной основы, различные костные изменении, шипы и пр. С помощью более глубокой пальпации выявляют «болезненные точки», болевые ощущения, не определяемые при поверхностном ощупывании, наличие выпота в полости сустава и в заворотах сумки. Если имеется выпот, определяют возможную флюктуацию его, а также признак плавающего надколенннка. Для определения флюктуации коленный сустав (при слегка согнутой ноге) сдавливают с наружной и внутренней сторон двумя ладонями по нижнему краю надколенника. При наличии выпота толчкообразное давление с одной стороны ощущается на противоположной стороне (передается волна перемещающейся жидкости). Признак плавающего надколенника выявляется при накоплении значительного количества выпота в суставе. Определяют его так: выпрямленный коленный сустав сжимают ладонями с обеих сторон, смещая при этом периартикулярпые мягкие ткани вверх. После этого большими пальцами производят толчок в сторону надколенника. Если имеется выпот, надколенник свободно перемещается в нем, что обнаруживается визуально и пальпаторно. Важное значение имеет исследование суставов во всех возможных активных и пассивных движениях (сгибания, разгибания, отведения, приведения, ротации). Подвижность больного сустава изучается в сопоставлении со здоровым. Ценные сведения о подвижности сустава дает изучение его пассивных движений во всех направлениях с измерением угла сгибания и разгибания конечности (гониометрии) при помощи угломера. В норме у детей в возрасте 7—14 лет угол сгибания в локтевом суставе достигает 143° (у взрослого — 135°), в коленном—150°, в тазобедренном — 146° (В. К.Барашнева, 1972). При контрактурах, анкилозах, а также спастических парезах и параличах, болевых ощущениях подвижность суставов ограничивается. Чрезмерная подвижность в суставах наблюдается у детей при гипотонии мышц, повреждении капсульно-связочного аппарата, табетическом артрите. При врожденном вывихе бедра исследуется степень разведения ног, согнутых в коленных суставах, в положении ребенка на спине. Признаки врожденного вывиха бедра: ограничение угла отведения до 60°, асимметрия кожных складок на бедре, симптом соскальзывания, напряжение приводящих мышц бедра, болезненность в момент отведения ноги, укорочение одной из конечностей. При исследовании суставов и костей можно обнаружить признаки врожденной дисплазии их. Большинство дисплазий носят семейный и наследственный характер. В одних случаях дисплазии напоминают опухоль и связаны с нару-. шением нормального процесса окостенения хрящевой и костной ткани, в других нарушение роста кости в длину приводит к изменению формы и размеров костей, суставов и скелета в целом. Системные дисплазии характеризуются множественным поражением костей и суставов, проявляющимся генерализованными симптомами, обнаруживаемыми при осмотре и рентгенологическом исследовании. Если в пораженном суставе накапливается жидкость, его пунктируют, а выпот подвергают лабораторному исследованию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рентгенологическое исследование костей и суставов — важный метод исследования, особенно информативный при исследовании объектов в нескольких плоскостях (обзорную рентгенографию выполняют в прямой и боковой проекциях). В настоящее время применяют рентгенографию в косых, аксиальных и других проекциях, рентгенографию с увеличенным изображением, прицельные снимки пневмоартрографию. Результаты рентгенологических исследований костно-суставной системы у детей оценивают с учетом нормальных возрастных, определяемых рентгенологически особенностей структурных элементов этой системы. Артрография — метод исследования суставной сумки, внутрисуставных образований (диски, мениски, связки, хрящ), а также периарти- кулярных тканей. Для контрастирования полости сустава в нее уводят стерильный газ (воздух, кислород) или контрастные йодсодержащие препараты. В педиатрии чаще применяют артропневмографию, так как этот метод вызывает меньше побочных реакций. Электрорентгенография — метод изображения кости, надкостницы, мышц, фасций, кожи и подкожной основы на обычной писчей бумаге. Для получения изображения используют рентгеновские лучи, с помощью которых происходит формирование скрытого электрического изображения на поверхности фотополупроводникового слоя (процесс получения готового снимка на бумаге длится 2—3 мин). Изображение получается более отчетливым, чем на рентгенограммах, поэтому метод обладает высокой информативностью и диагностической ценностью. Томография костей и суставов позволяет получать послойные снимки этих органов, которые лучше, чем обычные рентгенограммы, отражают слабо выраженные очаги деструкции в исследуемых объектах (склероз, остеопороз, узуры и другие патологические признаки). Более того, на послойных снимках хорошо видиы поражения суставов на том этапе болезни, когда с помощью обычной рентгенографии их еще обнаруживать не удается. Томография дает цепную информацию и в далеко зашедных случаях поражения костей и суставов, позволяет следить за динамикой патологического процесса в этих органах. Радионуклидное исследование костей и суставов. Сканирование (сцинтиграфия) основано на определении скорости выведения нуклидов из этих органов. Исследуется выведение из костей радиоактивного кальция или стронция, из суставов — меченого технеция, индия и др. нуклидов. Сцинтиграмма дает информацию о локализации, распространенности и динамике патологического процесса в костно-суставной системе ребенка имеет важное дифференциально-диагностическое значение. Артроскопия -метод визуального исследования полости крупных и средних суставов а также внутрисуставных структур при помощи артроскопа. Иследование проводится в стерильных условиях под местной анестезией или общим наркозом. При помощи артроскопа можно сделать фотоснимок, а также произвести биопсию специальными щипцами с гибким проводником. Пункции сустава позволяет получить синовиальную жидкость, исследование которой имеет большую диагностическую ценность. Нормальная синовиальная жидкость прозрачная, светло-желтого цвета. Число клеток в ней колеблется в пределах 13—180 в 1 мкл. Клеточный состав синовиальной жидкости в норме: лимфоциты, моноциты, сегментоядерные лейкоциты, тканевые клетки (покровные синовиальные и гистиоциты), некласснфицируемые элементы. Эритроцитов нет. Количество нейтрофильных граиулоцитов не превышает 8—10%. Биохимические показатели синовиальной жидкости у детей в норме: общий протеин—1—2 г/100 мл (альбумины 70%, агглобулины — 5%, |»1 глобулины — 4%, Р-глобулины — 11%, у-глобулин ы — 10%, муцин -0,8 0,9%), глюкоза — 60—95 мг/100 мл, лактатдегидрогеназа — менее 200 ПН, гиалуронат — 300 мг/100 мл. Бактерии в нормальной жидкости отсутствуют. При поражениях суставов синовиальная жидкость приобретает патологические признаки: изменяются ее количество и физические свойства, клеточный и биохимический состав. С помощью бактериоскопии и посева можно обнаружить патогенную микрофлору. Воспаление сустава сопровождается увеличением в жидкости содержания белка и клеток, особенно нейтрофильных граиулоцитов, повышением активности ферментов анаэробного гликолиза (лактатдегидрогеназа) и других ферментов. Подобные изменения не наблюдаются (или выражены слабо) при травматических и обменно-дистрофических поражениях суставов.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ЖАЛОБЫ И АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Жалобы. При заболеваниях органов дыхания жалобы больного ребенка и его близких можно условно разделить на два вида: а) жалобы, непосредственно связанные с поражением дыхательной системы и верхних дыхательных путей (насморк, кашель, одышка, затруднение дыхания, боль в груди, выделение мокроты, кровохарканье и др.); б) жалобы общего характера (повышение температуры, слабость, головная боль и др.). В процессе расспроса нужно получить сведения о характере кашля: является ли он редким или частым, слабым или сильным, болезненным или безболезненным, периодическим или постоянным, сухим или с выделением мокроты. Необходимо выяснить, когда больше беспокоит кашель ребенка — днем или ночью, не отмечаются ли приступы кашля, каков характер его—грубый или лающий. ^ Уже при первом общении с больным ребенком врач может получить представление об особенностях кашля не только на основании расспроса, но и личных наблюдений, если кашель проявляется в процессе первоначального обследования. Следует при этом учесть, что грубый, лающий кашель возникает у детей при остром ларингите, истинном и ложном крупе вследствие резкого набухания слизистой оболочки гортани и голосовых связок, часто сочетается с афонией и охриплостью голоса (лающий кашель). Так называемый битональный кашель типичен для туморозного бронх- аденита: к грубому основному тону присоединяется во время каждого кашлевого толчка высокий «музыкальный» звук (обертон). Коклюшный кашель усиливается обычно в ночное время и характеризуется приступами кашлевых толчков, которые следуют один за другим, прерываясь репризом, т. е. глубоким свистящим вдохом. При затянувшемся приступе кашля репризы могут повторяться. Во время приступа лицо ребенка становится гиперемированным, одутловатым, а в конце приступа может быть обильное выделение прозрачной тягучей мокроты или рвота. Частый и резкий кашель отмечается при пневмонии, трахеобронхите, плеврите. Слабый, короткий кашель (покашливание) бывает при общей слабости ребенка, хроническом фарингите, туберкулезе легких, эмфиземе. Сухой и мучительный кашель чаще является следствием раздражения рецепторов дыхательных путей и плевры, поэтому его называют кашлем «раздражения», «бесполезным» кашлем, ибо он не при- иосит облегчения пациенту, истощает его. Такой кашель отмечается при инородных телах в дыхательных путях, бронхиальной астме, сдавлении дыхательных путей и чувствительных нервов увеличенными лимфоузлами, опухолью, аневризмой аорты, при плеврите и пневмотораксе, кол- лагенозах, диссеминированных формах туберкулеза легких и других заболеваниях. Сухой кашель со скудной мокротой беспокоит ребенка нередко в начальной фазе острого ларингита, бронхита, пневмонии, иногда сопутствует приступу бронхиальной астмы или предшествует ему. Влажный кашель с выделением мокроты наблюдается при заболеваниях дыхательных путей, протекающих с гиперсекрецией бронхиальной слизи. Он характерен для аллергических бронхитов, хронических бронхолегочных процессов, бронхиальной астмы, абсцессов легких и других заболеваний, при которых в бронхах накапливаются продукты экссудации, секреции, распада тканей. При бронхоэктазах, абсцессах легких, бронхиальной астме, аллергическом бронхите, туморозном бронхадените, туберкулезе легких и других заболеваниях отмечается кашель по утрам с обильным отделением мокроты. Это объясняется тем, что у больного мокрота трудно отхаркивается и поэтому накапливается в бронхах ночью при горизонтальном положении ребенка. В случае врожданного сообщения между пищеводом и трахеей у детей первых месяцев жизни приступы сильного кашля могут возникать во время или сразу после кормления. При подозрении на этот порок обязательно проводятся рентгенологические исследования с контрастированием пищевода. Мокрота может быть: а) слизистой, стекловидной, бесцветной (поле приступа бронхиальной астмы, в начале острого трахеита или бронхита), б) слизисто-гнойной (при затянувшихся бронхитах, пневмонии, инфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы); в) гнойной (при хронической пневмонии, абсцессах и гангрене легкого, при наличии сообщении плевральной полости с бронхом); г) кровянистой, содержащей прожилки или сгустки крови (при легочном кровотечении, гриппе, застойных явлениях в легких, раке бронхов); д) ржавой (при крупозной пневмонии). Следует определить количество мокроты, выделяемой одномоментно и в течение суток, время ее отхождения (преимущественно утром, ночью или в течение дня), условия лучшего отхождения ее (в положении стоя, сидя, лежа па спине или на боку), характер, цвет, запах. Нужно выяснить, какой консистенции мокрота (жидкая, густая, вяз кая), не отходит ли она во время кашля в виде слепков бронхов, в форме монет. Особенно густой и вязкой мокрота бывает при муковицидозе, нарушениях дренажной функции бронхов у детей с затяжнымн и хроническими процессами в дыхательной системе. Имеет значение и цвет мокроты: она может быть как бесцветной, так и окрашенной. Примесь гноя придает мокроте желтоватый оттопок, застойная гнойная мокрота приобретает зеленоватый цвет. При большом количестве эозинофильных гранулоцитов мокрота канарееч ного цвета, примесь гематина придает ей ржавый оттенок, рифампицин и некоторые другие лекарственные средства окрашивают мокроту в красноватый цвет. В норме мокрота не имеет запаха, а при гнойных поражениях дыхательной системы (бронхоэктазах, абсцессе, гангрене легкого) она приобретает неприятный (гнилостный, зловонный) запах. Пациент и его близкие могут жаловаться на кровохарканье, на примесь крови к мокроте. У детей этот признак чаще наблюдается при развитии бронхолегочного патологического процесса на фоне геморрагического диатеза, а также при поражении легочной ткани у больных гриппозной или крупозной пневмонией, со стафилококковой и иной деструкцией легких (каверна, инфаркт, опухоль легкого). Следует учитывать возможность примеси крови к мокроте из носа, десен, слизистой оболочки рта, желудка. Таким образом, в процессе расспроса нужно получить сведения о частоте, интенсивности кровохарканья, об условиях его возникновения, о возможных сочетаниях этого симптома с признаками поражения других систем организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной, кроветворной). Признаки кровохарканья: а) кровь, поступающая из легких, приобретает пенистый вид; б) при стафилококковой деструкции легочной ткани содержащая кровь мокрота имеет гнилостный запах и примесь гноя.
При заболеваниях органов дыхания возможны жалобы на боль в груди. Она возникает обычно как следствие поражения плевры в связи с изолированным первичным сухим плевритом или плевритом, осложняющим течение крупозной или другой массивной пневмонии, а также как проявление межреберного неврита или миозита. Не исключается иррадиирующая боль в грудную клетку из пораженных органов брюшной полости, а также боль, вызванная диафрагмальной грыжей. В случае жалоб на боль в груди необходимо выяснить локализацию боли, связь ее с актом дыхания, интенсивность боли (слабая или сильная), ее постоянство или периодичность. Плевральная боль появляется обычно на вдохе, особенно интенсивна при диафрагмальном плеврите, отдает в плечо. У больных с пневмотораксом резкая боль в груди возникает в области грудной клетки, соответствующей локализации прорыва плевры. Сильная боль в грудной клетке является характерным признаком переломов ребер, возможна при лейкозах и других поражениях кроветворной и костной ткани. При заболеваниях дыхательного аппарата дети часто жалуются на одышку (см. «Осмотр»), Так, старшие дети указывают на ощущения нехватки воздуха, затруднения дыхания, на чувство стеснения в груди, переживают при этом отрицательные эмоции (страха, глубокой тревоги, боязни смерти и т. п.). При бронхиальной астме, а также неврозах, протекающих с вегето- дистоннями, подобные ощущения в сочетании с объективными признаками одышки (нарушениями глубины, частоты, ритма дыхания) возникают приступообразно, внезапно, носят преходящий характер. У больных с врожденными пневмопатиями (легочная форма муко- висцидоза, синдром Хаммена—Рича и др.), а также с тяжелыми формами хронической пневмонии, эмфиземой, пневмосклерозом, при наличии инородных тел в дыхательных путях, сдавлении их опухолью, увеличенными лимфоузлами, описанные выше субъективные и объективные признаки одышки носят постоянный характер, временами усиливаясь или ослабляясь. При жалобах на насморк необходимо выяснить: а) я<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|