Цель: изучить функции различных отделов ЦНС в их взаимоотношениях в естественных условиях жизнедеятельности.
Задачи:
изучить механизмы кодирования и проведения информации в ЦНС;
изучить основные функции мозговых структур;
изучить строение и функции анализаторных систем, а также роль анализаторов в формировании высших психических функций.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Нейрофизиология» является дисциплиной ОПД, курс обязательный. Дисциплина читается в 1-ом семестре.
Базовой дисциплиной для этого курса является «Анатомия ЦНС», читаемая в 1-ом семестре. Физиология ЦНС предваряет изучение следующих курсов «Физиология ВНД», «Психофизиология», «Основы нейропсихологии» и «Клиническая психология». Это те дисциплины, при изучении которых необходимы знания строения и функции, как отдельных мозговых структур, так и всей нервной системы в целом. Знание строения и функционирования головного мозга также важно при изучении курсов: «Общая психология», «Возрастная психология и психология развития», «Психофармакология».
Объем дисциплины 4 (ЗЕТ), 144 часа
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Нейрофизиология»
Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· владению навыкамианализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнетивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6)
овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
Бакалавр должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
выявлением специфики психического функционирования чесловека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-5)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· принципы рефлекторной деятельности;
· основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);
· строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов;
· свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
· функции различных отделов ЦНС
· основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
· роль нейроэндокринной регуляции в физиологии человека и животных;
механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения
Уметь:
· индивидуализировать особенности анатомии центральной нервной системы человека;
· ориентироваться в схемах и рисунках, изображающих отдельные структуры центральной нервной системы;
· рисовать схемы рефлекторных дуг (кольца), проводящих путей
Владеть:
· способами нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии и физиологии нервной системы.
Дисциплина читается на 1 курсе.
4. Структура и содержание дисциплины «Нейрофизиология»
4.1. Структура дисциплины
№
п\п
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы и трудоёмкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
всего
ауд.
лк.
пр(сем)
лб.
СРС
Модуль 1 Общая физиология возбудимых структур
Физиология как предмет и физиологические понятия Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны
Устный опрос.
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Биоэлектрические явления в живых тканях
2,3
Устный опрос. Проверка домашнего задания
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Физиология нейрона. Физиология синапса
4,5
Устный опрос. Тестирование
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Модуль 2 Общая физиология ЦНС
Общая физиология ЦНС. Рефлекс. Рефлекторное кольцо
6.7
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Торможение в ЦНС. Процессы интеграции и координации в ЦНС
8,9
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Модуль 3 Частная физиология ЦНС
Физиология спинного мозга
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Физиология структур ствола мозга
11,12
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Физиология мозжечка
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Промежуточный мозг
Устный опрос
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Передний мозг. Кора больших полушарий мозга
Устный опрос. Тестирование
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Модуль 4 Физиология автономной нервной системы
Нервная регуляция вегетативных функций
Устный опрос. Тестирование
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
Модуль 5 Физиология анализаторов
Анализаторы
17,18
Устный опрос. Тестирование
Работа с литерату-
рой. Подготовка дом.зад-я
ИТОГО по дисциплине
Экзамен – 27 ч.
Содержание дисциплины
Теоретическая часть дисциплины
Неделя семестра
Количество часов
Модуль 1
Раздел 1
Общая физиология возбудимых структур
Тема 1.1
Физиология как предмет и физиологические понятия Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны
Понятия о функциях и биологической системе.
Механизмы регуляции живых систем. Уровни регуляции живых систем.
Рефлекторное кольцо (строение, локализация и функция составных частей).
Время рефлекса (определение, факторы, влияющие на продолжительность, роль центральной задержки).
Значение обратной связи.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 1.5
Торможение в ЦНС. Процессы интеграции и координации в ЦНС
1. Торможение (определение, история открытия, функции).
2. Виды центрального торможения (пресинаптическое, постсинаптическое).
3. Торможение в нейронных цепях (реципрокное, возвратное, прямое).
4. Интегративная деятельность ЦНС, ее уровни.
5. Координация (определение, факторы, ее определяющие). 6Принципы координации (конвергенция, дивергенция, обратные связи).
7. Эффекты ритмической стимуляции в нейронных цепях (суммация допороговых стимулов, окклюзия сверхпороговых стимулов).
8. Взаимодействие рефлексов (общий конечный путь, иррадиация, доминанта).
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
5,6
Модуль 2 Частная физиология ЦНС
Раздел 2
Физиология спинного и головного мозга
Тема 2.1
Физиология спинного мозга
Строение спинного мозга.
Функции спинного мозга (проводниковая, рефлекторная, сегментарная).
Рефлексы спинного мозга
Спинальный шок (определение, теории, тяжесть).
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 2.2
Физиология структур ствола мозга
Строение продолговатого мозга.
Функции продолговатого мозга (проводниковая, рефлекторная деятельность).
Участие продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса и рефлексов позы.
Строение среднего мозга (границы, ядра).
Функции среднего мозга (проводниковая, рефлекторная, роль ядер).
Роль среднего мозга в регуляции тонуса мышц (выпрямительные и статокинетические рефлексы).
Строение и функции ретикулярной формации.
Роль РФ в регуляции психических функций.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 2.3.
Физиология мозжечка
Строение мозжечка.
Функции мозжечка.
Симптомы нарушения функций мозжечка.
Тема 2.4.
Промежуточный мозг
Промежуточный мозг (структуры, входящие в состав, границы).
Таламус (нейронная организация).
Функция таламуса.
Регуляция важных физиологических состояний.
Гипоталамус (нейронная организация).
Функции гипоталамуса.
Эпиталамус, функции.
Метаталамус, функции.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 2.5
Передний мозг. Кора больших полушарий мозга
Передний мозг, большие полушария (доли, области).
Организация коры больших полушарий.
«Древняя» и «старая» кора (структуры, входящие в состав – обонятельный мозг, лимбическая область).
Функции «древней» и «старой» коры.
«Новая» кора, функции.
Электрические явления в коре больших полушарий – ЭЭГ.
Структуры, входящие в состав базальных ядер и их связи.
Функции базальных ядер.
Патофизиология базальных ядер.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Модуль 3 Физиология автономной нервной системы
Раздел 3
Нервная регуляция вегетативных функций
Тема 3.1
Нервная регуляция вегетативных функций
Общий план строения и морфофункциональные отличия ВНС от соматической нервной системы.
Центральная и периферическая части ВНС.
Вегетативная иннервация тканей и органов (влияние симпатического и парасимпатического отделов на функции органов).
Влияние симпато- и ваготонии на формирование психологического типа.
Вегетативные рефлексы (виды, значение).
Центры регуляции вегетативных функций.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Модуль 4 Физиология анализаторов
Раздел 4
Анализаторы
Тема 4.1
Анализаторы
Учение И.П.Павлова об анализаторах.
Общий план строения анализатора (рецепторный, проводниковый, центральный отделы).
Физиология зрительного анализатора.
Физиология слухового анализатора.
Физиология чувства равновесия.
Соматовисцеральный анализатор и его особенности.
Нейрофизиология боли. Физиология вкуса и обоняния.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
ИТОГО по дисциплине
Практическая часть дисциплины
Неделя семестра
Количество часов
Модуль 1
Раздел 1
Общая физиология возбудимых структур
Тема 1.1
Физиология как предмет и физиологические понятия Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны
Понятия о функциях и биологической системе.
Механизмы регуляции живых систем. Уровни регуляции живых систем.
Биомембраны (определение, строение, функции)
Свойства клеточных мембран (асимметричность, селективная проницаемость, изменчивость, электрогенез.
Транспорт веществ через мембраны (виды транспорта, их характеристика).
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 1.2
Биоэлектрические явления в живых тканях
1. Понятие о раздражимости, возбудимости и возбуждении.
2. Меры измерения возбудимости.
3. Понятие о биоэлектрических потенциалах (история открытия, методы регистрации, основные положения мембранной теории).
4. Виды биопотенциалов (мембранный потенциал покоя (МПП), потенциал действия (ПД)).
5. Изменение возбудимости при возбуждении.
6. Местное возбуждение и волна возбуждения.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 1.3
Физиология нейрона. Физиология синапса
1. Нейрон (особенности строения, функции его составных частей).
2. Нервные волокна (строение, функции, классификация).
3. Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам.
4. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
5. Синапс (понятие, строение, классификация, основные свойства).
6. Механизм передачи возбуждения через синапс.
7. Постсинаптические потенциалы (особенности, виды).
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
Тема 1.4
Общая физиология ЦНС. Рефлекс. Рефлекторное кольцо
Общий план строения анализатора (рецепторный, проводниковый, центральный отделы).
Физиология зрительного анализатора.
Физиология слухового анализатора.
Физиология чувства равновесия.
Соматовисцеральный анализатор и его особенности.
Нейрофизиология боли. Физиология вкуса и обоняния.
Литература:
Основная: 1-5
Дополнительная: 6-9
ИТОГО по дисциплине
Самостоятельная работа студентов
Содержание материала, вынесенного на СРС
Неделя семестра
Кол-во часов
Форма
контроля
Модуль 1
Раздел 1
Тема 1.1
Физиология как предмет и физиологические понятия Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны.
Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны.
Проанализировать: особенность строения клеточной мембраны. Описать функции и свойства клеточных мембран. Дать классификацию видам транспорта веществ через мембранные каналы.Провести сравнительный анализ пассивного и активного транспорта веществ. Нарисовать схему строения клеточной мембраны и обозначить все структурные компоненты, знать их функции и свойства.
Устный опрос.
Проверка домашнего задания
Тема 1.2
Биоэлектрические явления в живых тканях
Дать определения понятиям «раздражимость» и «возбудимость», «рефрактерность». Написать меры измерения возбудимости, классификацию биопотенциалов и механизм их образования. Нарисовать схемы потенциала действия (ПД) и изменения возбудимости во время возбуждения.
Устный опрос. Проверка домашнего задания
Тема 1.3
Физиология нейрона. Физиология синапса
Нарисовать: основные морфологические формы нейронов, схему мультиполярного нейрона и обозначить все его компоненты, строение мякотного и безмякотного нервного волокна, строение химического синапса.
Описать: особенности механизма передачи возбуждения по волокнам разного типа; все этапы передачи возбуждения через химический синапс.
Перечислить законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
Устный опрос. Тестирование
Тема 1.4
Общая физиология ЦНС. Рефлекс. Рефлекторное кольцо
Дать определение понятиям «рефлекс», «рефлекторное кольцо», «время рефлекса», «истинное время рефлекса».
Нарисовать схему рефлекторного кольца, перечислить составные части и их функции
Время рефлекса (определение, факторы, влияющие на продолжительность, роль центральной задержки). Значение обратной связи.
Опрос. Домашнее задание.
Тема 1.5
Торможение в ЦНС. Процессы интеграции и координации в ЦНС
Написать классификацию видов торможения.
Проанализировать, в чем принципиальное различие в механизмах пре- и постсинаптического видов торможения.
Нарисовать схемы пресинаптического, постсинаптического, прямого, возвратного видов торможения.
Дать определение понятиям: «интеграция», «координация», «конвергенция», «дивергенция», «обратная связь», «окклюзия», «иррадиация», «доминанта».
Перечислить и дать характеристику: уровням интегративной деятельности ЦНС; принципам координации; свойствам доминантного очага, а также условия возникновения и исчезновения доминирующего возбуждения. Нарисовать схемы: конвергенции, дивергенции, видов обратной связи, окклюзии.
Опрос. Домашнее задание
Модуль 2
Раздел 2
Физиология спинного и головного мозга
Тема 2.1
Физиология спинного мозга
Изучить тему по предлагаемым литературным источникам.
Знать анатомию спинного мозга. Дать определение понятия «сегмент», «спинальный шок». Перечислить: функции каждого структурного элемента сегмента и особенности сегментарной иннервации организма человека, функции спинного мозга. Уметь ориентироваться в схемах изображения спинного мозга. Спинальный шок (определение, теории, тяжесть).
Устный опрос.
Тема 2.2
Физиология структур ствола мозга
Изучить по предлагаемым источникам функции каждого отдела ствола (продолговатого, среднего мозга и моста, ретикулярной формации ствола).
Проанализировать, какую роль играет каждая структура в формировании и регуляции мышечного тонуса, а также целостных рефлекторных реакциях организма; какой вклад вносит каждая структура в организацию психических процессов.
Перечислить функции ретикулярной формации.
Устный опрос.
Тема 2.3.
Физиология мозжечка
Перечислить: функции мозжечка; симптомы нарушений функций мозжечка, триаду Лючиани..
Устный опрос.
Тема 2.4.
Промежуточный мозг
Знать строение промежуточного мозга.
Перечислить: основные функции таламуса, гипоталамуса, эпифиза; гормоны, выделяемые передней и задней долями гипофиза.
Проанализировать какой вклад вносит каждый отдел в формирование психических функций.
13,14
Устный опрос. Проверка дом.задания.
Тема 2.5
Передний мозг. Кора больших полушарий мозга
Знать анатомическую организацию больших полушарий мозга, коры.
Написать: функции древней, старой, новой коры; функции лимбической системы (перечислить структуры, входящие в состав); функции базальных ядер (перечислить структуры, входящие в состав)..
Проанализировать: какую роль играет каждое полушарие в формировании и регуляции различных функций
Устный опрос. Проверка дом.задания. Тестирование по разделу.
Модуль 3
Раздел 3
Автономная нервная система
Тема 3.1
Изучить материал, используя предложенную в списке литературу.
Перечислить: основные отличия в строении соматической и автономной нервной системы (нервные центры, эфферентные волокна); функции симпатического и парасимпатического отделов АНС.
Нарисовать схему расположения центров симпатического и парасимпатического отделов АНС в спинном мозге и стволовых структурах головного мозга.
Нарисовать схемы рефлекторных дуг: соматической, симпатической и парасимпатической; провести анализ, обозначить отличия в их строении.
Устный опрос.
Тестирование по разделу.
Домашнее задание.
Модуль 4
Раздел 4
Анализаторы
Тема 4.1
Для изучения материала использовать предложенную в списке литературу.
Написать определения понятий «анализатор», «рецептор». Перечислить структуры, входящие в состав периферического, проводникового и центрального отделов анализатора. Написать классификацию рецепторов, их свойства и функции.
Нарисовать схемы зрительного, слухового, обонятельного анализаторов.
Перечислить особенности строения кожно-кинестетического и висцерального анализаторов.