Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с режущим инструментом

Авторы выражают благодарность ГОУ СПО

Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова г. Санкт Петербурга

И лично методистуН. В. Добромысловой

 

 

Роговцева Н. И.


Р59


Уроки технологии: человек, природа, техника:

1 кл.: пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Бог-

данова, И. П. Фрейтаг; Рос. акад. наук, Рос. акад. обра-

зования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение,

2008. — 48 с. — (Академический школьный учебник). —

ISBN 978-5-09-018287-4.

В пособии рассматривается методика преподавания предмета «Тех-

нология» в 1 классе в соответствии с программой и образовательными

стандартами в данной области. В нем представлены разработки уроков

по каждой теме учебника.

УДК 372.8:62

ББК 74.263


 

ISBN 978 5 09 018287 4


 

© Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008

Все права защищены


 

Введение

 

Пособие, которое вы держите в руках, содержит

методические рекомендации и является компонен-

том учебно-методического комплекта «Технология:

человек, природа, техника», предназначенного для

обучения в начальной школе общеобразовательных

учреждений. Комплект состоит из учебника, рабочей

тетради и методического пособия. Особенность дан-

ной линии состоит в ориентации на понимание

детьми постепенного освоения человеком природы,

частью которой он является. Ребенок должен осо-

знать, что все вокруг создано природой и человеком,

и через это понимание осваивать трудовые навыки.

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздуш-

ным и информационным пространствами во всех че-

тырех классах, но в каждом присутствует своя спе-

цифика:

1-й класс — основные базовые сведения о мате-

риалах и инструментах, используемых людьми в раз-

личных областях деятельности, усвоение правил ра-

боты с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже из-

вестными учащимся материалами и инструментами,

расширение знаний в области трудовой деятельно-

сти людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навы-

ков, углубление знаний в области трудовой деятель-

ности людей, ориентированной на современность и

будущее.

 

В учебнике для 1 класса предлагаются задания с

использованием бумаги, тонкого и гофрированного

 


 

 

картона, упаковочного материала, пластилина, гли-

ны, природного материала, ткани и ниток.

В работе с данным учебно-методическим ком-

плектом учитель должен постоянно помнить о сле-

дующем:

 у ребенка должно быть как можно больше кон-

структорской деятельности и как можно мень-

ше изобразительной;

 необходимо расширять представления детей об

окружающем мире посредством знакомства с

природой и о том, как используют ее богатства

люди;

 необходимо проводить первичное ознакомле-

ние с законами природы, на которые при рабо-

те опирается человек;

 пополнение знаний детей осуществляется за

счет ознакомления со свойствами материалов,

инструментами и машинами, помогающими

человеку в обработке сырья и создании пред-

метного мира;

 все предлагаемые для изготовления изделия —

это объекты предметного мира; учащиеся долж-

ны понимать, что природа дает людям сырье и

диктует законы, в соответствии с которыми мы

должны осуществлять свою деятельность;

 изделия предлагаются преимущественно объ-

емные, и их изготовление способствует разви-

тию пространственного мышления ребенка, но

некоторые ученики могут, в связи с их индиви-

дуальным развитием, испытывать сложности с

такими работами;

 творческие задания базируются на вариативно-

сти общей конструкции изделия, выполненно-

го под руководством учителя;

 


 

 на одну тему иногда предлагаются два-три ва-

рианта изделия, которые включены в учебник

или рабочую тетрадь (на выбор учителя);

 в процессе анализа изделий дети знакомятся с

рабочими технологическими операциями, по-

рядком их выполнения, подбором необходи-

мых материалов и инструментов;

 в практической работе ученики начинают осва-

ивать чертежную разметку.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения

практических работ ученики узнают о том, как жили

и работали люди в разные времена, как они строили

дома и различные хозяйственные постройки, как

и из каких материалов изготавливали одежду, посуду

и орудия труда, как организовывали жизнь детей,

какие игрушки, куклы мастерили для них. Изуче-

ние изделий домашнего и сельского ремесла помо-

жет детям понять, как много мудрости в устройстве

простых бытовых вещей, как точно найдены и отра-

ботаны способы обработки разных природных мате-

риалов (древесины, льна, металла и др.), как совер-

шенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и

макетов позволит учащимся узнать, что в основе со-

временных технологий лежат старые, проверенные

временем способы создания предметного мира.

Технологические операции, которые осваивают

учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шабло-

ну, по линейке, с помощью копировальной бума-

ги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножница-

ми по прямой линии разметки, бумага — разрывание

пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструк-

тор); украшение (аппликация из ткани и бумаж-

ных деталей, роспись красками, использование при-

 


 

 

родного материала); лепка (пальцами, рельефные

работы).

Учебник разделен на пять основных частей, каж-

дая из которых для удобства ориентирования имеет

свой цвет:

«Давай познакомимся!» — желтый;

«Человек и земля» — зеленый;

«Человек и вода» — синий;

«Человек и воздух» — голубой;

«Человек и информация» — розовый.

В каждой части материал рассматривается с трех

сторон: материя, энергия, движение. Все темы уро-

ков разбиты на рубрики:

 название темы урока;

 краткая вводная беседа;

 основной материал, который включает упраж-

нения, технологические задания, практические

работы, обобщения и выводы, сопровождается

значками «Читаем вместе со взрослыми»,

«Учимся новому, делаем сами»; «Проводим

опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с

тетрадью»;

 информация к размышлению, сопровождается

значком «Ищем информацию» (ссылки на до-

полнительные информационные ресурсы);

 итоговый контроль, сопровождается значком

«Проверяем себя» (вопросы на закрепление ма-

териала, тестовые задания).

В начале каждого урока учитель проводит беседу

с детьми по теме урока, читает вместе с ними ввод-

ный текст и предлагает практическую работу по из-

готовлению того или иного изделия. Перед каждой

технологической картой изготовления изделия или

 


 

 

самостоятельным практическим заданием следует

обратить внимание на необходимые для работы ма-

териалы и инструменты. Подробные инструкции по

изготовлению того или иного изделия представлены

в учебнике и рабочей тетради. Памятки по работе с

различными материалами и инструментами даны в

соответствующих темах учебника. Дети четко долж-

ны знать их и уметь применять на практике.

Необходимо помнить, что обучение ребенка на

уроках технологии происходит в ходе практической

работы, в этой связи нужно предоставлять ему мак-

симум самостоятельности, лишь помогая при изго-

товлении некоторых изделий. Нельзя полностью вы-

полнять вместо ученика ту часть работы, которая

ему на данный момент по силам. В 1 классе особен-

но важно, чтобы ребенку понравился процесс изго-

товления изделия и конечный результат. И здесь

важна позиция учителя, его устная корректная поло-

жительная оценка работы ребенка. Это не значит, что

не следует говорить ребенку о недостатках его изде-

лия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребе-

нок знал, на что ему необходимо обратить внимание

в следующий раз. Для этого следует подобрать такие

слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него

не пропало желание создавать изделия своими рука-

ми. Трудовая деятельность на уроках технологии

должна вызывать положительные эмоции у детей.

В рабочей тетради для удобства даны развертки

деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов

и проектов, картинки, с которыми ребенок должен

работать, и задания, дополняющие тему учебника.

В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», кото-

рый показывает, в какой момент урока необходимо

обратиться к рабочей тетради.

 


 

 

При переходе к практической работе с учениками

следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21

даны «Вопросы юного технолога», на которые дети

должны отвечать каждый раз перед началом работы.

После завершения работы надо оценить выполнен-

ное ребенком изделие. К каждому практическому за-

данию в учебнике имеется сопроводительная симво-

лика, которая поможет ребенку при подготовке и

анализе работы.

1. Сложность:

 очень легко;

 легко;

 трудно.

2. Затраты по времени:

 менее одного урока;

 один урок;

 поделку необходимо доделать дома.

3. Оценка своего изделия:

 над поделкой надо еще потрудиться;

 поделка сделана хорошо;

 поделка сделана отлично.

Анализ готового изделия коллективно проводит-

ся по следующим критериям:

 название изделия;

 использование, назначение изделия;

 материалы, используемые для изготовления из-

делия;

 форма деталей изделия;

 количество и название деталей;

 способы соединения деталей в изделии.

Такой многоаспектный анализ поможет ребенку

осознать важность своего труда, включиться в игру

с изготовленным им самим изделием, а главное, бу-

дет способствовать развитию его трудовых навыков,

 


 

 

мелкой моторики руки, речи и познавательных про-

цессов. Необходимо ребенка приучить к тому, чтобы

он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи

(брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие,

что для него было особенно трудно, по каким при-

чинам, что получилось хорошо, а над чем надо еще

поработать.

Отдельно следует отметить, что детей нужно

учить подготавливать, организовывать свое рабочее

место, настраиваться на продолжительную работу,

выполнять в соответствии с инструкцией необходи-

мые действия и доводить начатое до логического за-

вершения. Все это поможет в решении главной зада-

чи начального обучения — научить ребенка учиться,

что позволит ему в дальнейшем использовать полу-

ченные знания и умения в реальной повседневной

жизни и дальнейшем обучении.

Методические указания к планированию уроков

рассчитаны на максимальное количество часов. Учи-

тель по своему усмотрению может сокращать и уве-

личивать количество часов, отводимых на изготовле-

ние определенных изделий.


 

Поурочные методические

Указания

 

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

 

У р о к и 1—2

Т е м ы: Как работать с учебником. Я и мои дру-

зья. Материалы и инструменты (с. 5—10)*.

Ц е л и: познакомить детей с новым учебником

и его специфическими особенностями, рабочей тет-

радью, героями; раскрыть содержание понятий «тех-

нология», «материалы», «инструменты», «приспо-

собления», «графические обозначения», «свойства»;

создать творческую атмосферу урока.

Х о д у р о к о в

 Вводная беседа

На уроках мы будем знакомиться с материала

ми и инструментами, узнаем их свойства, будем

осваиватьпростейшие технологические приемы

вместе с героями учебника Аней и Ваней — юными

дизайнерами и экспериментаторами.

Знакомство детей с условными обозначениями и

структурными компонентами учебника.

 «Работа с тетрадью» — «Куклы Аня и Ваня»

Работа с текстом в учебнике на с. 7.

 «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Моя

анкета»

Создание рисунка.

 

* Здесь и далее: указаны страницы тем в учебнике.

 


 

 

Заполнение анкеты по аналогии с Аниной.

 Вводная беседа

На уроках технологии вы узнаете:

— из каких материалов делает человек необходи-

мые вещи, дома, машины;

— какими свойствами обладают эти материалы;

— почему для изготовления разных предметов

используются разные материалы;

— какие существуют способы обработки материа-

лов;

— какими инструментами их обрабатывают;

— как устроены, сконструированы некоторые ве-

щи, предметы, строения, машины;

— откуда люди узнают о материалах и их свойст-

вах, об инструментах, о том, как надо сделать ту или

иную вещь, предмет, строение, машину.

 

Труд человека преобразует природу. Человек

создает предметы, продукты, необходимые для его

существования. Все окружающие нас вещи сдела

ны из материалов и с помощью инструментов.

 

 «Проверяем себя»

Из какого материала сделан стол, парта? (Из дре-

весины.)

Из какого материала сделана одежда? (Из ткани,

кожи, меха.)

Из какого материала сделана линейка? (Из пласт-

массы.)

Из какого материала сделан стакан? (Из стекла.)

Из чего сделаны предметы, которые изображены

на рисунках?

Какие инструменты используют в работе с тка-

нью? (Ножницы, иглу.) Чем обрабатывают древеси-

ну? (Топором, пилой, рубанком.)

 


 

 

А что умеешь делать ты? С какими материалами

и инструментами ты уже работал?

 «Работа с тетрадью» — «Материалы и инстру-

менты»

 «Ищем информацию»

Давайте посмотрим в словарике юного техно

лога, что означает слово технология. (Работа над

понятием.)

Все необходимое для своей жизни люди произ

водят, изменяя и преобразовывая то, что дает им

природа, с помощью определенного способа дей

ствий — технологии. Технологии постоянно разви

ваются и совершенствуются. Современный чело

век может сделатьсамые разнообразные вещи!

 Подводим итоги

Как вы поняли, что такое технология?

Чему можно научиться на уроках технологии?

 Делаем вывод

На уроках технологии мы будем учиться кон-

струировать и изготавливать различные поделки. Это

будет первым шагом на пути к настоящему мастер-

ству.

 

У р о к и 3—4

Т е м ы: Человек, природа, техника. Профессии.

Организация рабочего места (с. 11—14).

Ц е л и: дать представление о мире природы и о

предметном мире, созданном человеком; показать

красоту окружающего мира; формировать представ-

ления о взаимодействии человека и окружающего

мира, о роли трудовой деятельности людей в разви-

тии общества; раскрыть содержание понятий «про-

фессия», «орудия труда»; воспитывать культуру орга-

низации деятельности.

 


 

 

Х о д у р о к о в

 Вводная беседа

Наш дом во Вселенной — планета Земля. Из

всех планет Солнечной системы только Земля ока

заласьпригодной для жизни.

Люди приспосабливались, чтобы выжить в

трудных условиях. Они осваивали земное, водное

и воздушное пространства, брали у природы все,

что она предлагала, — еду, материалы для одежды

и строительства жилища.

Посмотрите вокруг себя. Что у нас в классе сде-

лано человеком?

Что создано природой?

Работа с текстом в учебнике на с. 12.

 «Работа с тетрадью» — «Инструменты и ма-

шины»

Заполнение схемы.

Для каждой профессии необходимы свои инст

рументы и материалы. Назовите профессии лю

дей, которые создают различные предметы. Назо

вите профессии людей, которые используют

различные инструменты.

Работа с заданием в учебнике на с. 13.

Чтобы удобно было работать, надо организо

ватьсвое рабочее место. Посмотрите, как Аня

приготовиласьк уроку труда. Опишите ее рабочее

место.

Расскажите, какие школьные принадлежности

необходимы для работы.

 «Работа с тетрадью» — «Рабочее место»

 Подводим итоги

Назовите виды деятельности, которыми дети за-

нимаются в школе.

 


 

 

Назовите профессии людей, которые работают в

школе.

 Делаем вывод

Труд человека преобразует природу. Человек соз-

дает предметы, продукты, необходимые для его жиз-

недеятельности.

Расскажите о профессиях своих родителей.

Кем вы ходите быть, когда вырастите?

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

 

У р о к 5

Т е м а: Природный материал (с. 16—18).

Ц е л и: способствовать новым открытиям детьми

красоты родной природы, воспитывать бережное

отношение к ней; дать общие сведения о различных

видах природного материала; закрепить знания уча-

щихся о правилах сбора, сортировки и хранения

природного материала; раскрыть содержание поня-

тий «природный материал», «пресс», «аппликация».

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Мы с вами пойдем на экскурсию в лес, давайте

к ней подготовимся. Подумайте, что окружает нас

за городом. (Природа.) Это трава, цветы, деревья,

озеро, река и многое другое. Человек и приро

да — единое целое.

Условно природу можно разделитьна земное,

водное и воздушное пространства.

Природа богата и разнообразна. Она щедро де

лится с человеком своими дарами. Человек по

лучает от природы разные растения, рыбу, птиц,

зверей, сырье для изготовления материалов, из

которых он делает различные предметы.

 


 

 Экскурсия

Цель экскурсии: формировать понятия о жиз-

ненных формах растений (деревья, кустарники,

травы, мхи и т. д.) и о том, как их использует

человек.

В зависимости от местных условий и того, куда

будет организована экскурсия (в парк, лес, во двор

школы и т. д.), содержание и объем информации бу-

дут разными. Основной объем следующий: деревья

(древесина) используются для строительства дома,

изготовления мебели, игрушек, в качестве топлива,

шпал на железной дороге, столбов для проведения

электричества, а также для изготовления бумаги;

кустарники — для плетения корзин, коробов, мебели

и т. д.; травы — для корма животных; ягоды, гри-

бы — для употребления в пищу; семена растений —

для питания, выращивания новых растений; опав-

шая листва идет на перегной и очень полезна для

роста растений.

Учитель предлагает детям собрать красивые опав-

шие листья, травинки, веточки, шишки, желуди

и т. д., чтобы использовать их для создания в даль-

нейшем красивых аппликаций.

Вернувшись в класс, дети под руководством учи-

теля перекладывают собранные листья листами бу-

маги и кладут под пресс для просушки (см. схему в

учебнике на с. 17). Шишки, желуди хранят в поли-

этиленовых мешках.

 «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Фигур-

ки из листьев»

 «Работа с тетрадью» — «Загадочные листочки»

Анализ изделия (проводится на каждом уроке):

— Что изображено на рисунке? (Рыбы, птицы

и лесные звери.)

 


 

 

— Как и из чего выполнены эти аппликации?

(Они составлены из сухих листьев, которые приклее-

ны на бумагу.)

— Из какого природного материала составлено

изображение рыбки?

— Рассмотрите имеющиеся у вас листья, найди-

те листик, похожий на тело рыбки, и положите его

на лист бумаги, который будет служить фоном, под-

берите листики для плавников и составьте изображе-

ние рыбки.

Учитель помогает детям подобрать нужные дета-

ли и составить изображение. Затем объясняет и по-

казывает, как наклеить детали на фон (см. Памят-

ку № 6).

Учитель предлагает детям рассмотреть имеющий-

ся у них материал и составить изображение любого

животного или птицы.

 «Работа с тетрадью» — «Чудо-коробочка»

 Подводим итоги

Какие вы знаете природные материалы?

Почему нельзя срывать природный материал, а

нужно собирать его?

 

У р о к 6

Т е м а: Пластилин (с. 19—25).

Ц е л и: познакомить детей со свойствами пла-

стилина; раскрыть содержание понятий «пласти-

лин», «приемы работы», «эскиз», «сборка», «отдел-

ка», «разметка»; учить работать по плану.

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Пластилин создан человеком из белой глины,

глицерина, вазелина (чтобы глина не высыхала) и

воска (чтобы глина была всегда пластичной). Что

 


 

 

бы придатьпластилину цвет используют специаль

ные красители.

 «Проводим опыт, наблюдаем»

Дети проводят опыт. (Текст в учебнике на с. 19.)

Знакомство с приемами работы с пластилином.

Правила организации рабочего места при работе

с пластилином и глиной: на парту постелить клеенку

или бумагу, работать в специальной одежде (нару-

кавники, передник (или халат), или просто засучить

рукава, справа или перед собой положить нитку для

разрезания, салфетку. Знакомство с новым инстру-

ментом — стекой.

 «Делаем сами» — «Мудрая сова»

План работы в учебнике на с. 22—23.

Каких еще зверушек можно сделать из шишек?

 «Работа с тетрадью» — «Фигурки из природно-

го материала»

 Подводим итоги

Какими свойствами обладает пластилин?

Какие правила необходимо соблюдать при сборе

природного материала?

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

 «Делаем сами» — «Ромашковая поляна»

При выполнении этой работы ученики делают

рельефный рисунок из пластилина, осваивают новые

приемы лепки: размазывание, сплющивание и при-

лепливание.

 Подводим итоги

В чем сходство и различия пластилина и глины?

 

У р о к и 7—8

Т е м ы: Растения (с. 26—33).

Ц е л и: показать значение растений для человека

(земледелие, садовый инвентарь, профессии); позна-

 


 

 

комить с терминами «проект», «композиция», с час-

тями растений; формировать навык ухода за рас-

тениями, интерес и уважение к труду человека;

знакомить с первоначальными умениями проектной

деятельности.

Х о д у р о к о в

 Вводная беседа

Жизньбез растений на Земле была бы не

возможна. Растения — источник пищи и кисло

рода для всех живых организмов на планете.

Каша, которую мы едим на завтрак, апель

синовый сок, который мы пьем, даже джинсы,

которые мы носим, — все это сделано из расте

ний.

Рассмотрите схемы в учебнике на с. 26.

 «Путешествуем во времени»

Текст в учебнике на с. 27.

 

Зимой мы планируем, какие овощи (ягоды) мы

посадим. Давайте рассмотрим семена различных

овощей. Весной мы сажаем морковь, картофель,

высаживаем рассаду помидоров, огурцов, перца.

Летом пропалываем грядки, прореживаем овощи,

поливаем посадки. В конце лета, осенью собираем

урожай. Осенью готовим землю к посадкам на сле

дующий год.

 «Работа с тетрадью» — «Сад, огород», «Мой

завтрак»

 «Делаем сами» — «Получение и сушка се-

мян»

Дети учатся извлечению и сушке семян из плодов

овощных растений.

План работы в учебнике на с. 29.

 «Работа с тетрадью» (с. 16—17)

 


 

 

Подумайте, как капуста попадает в щи. Расска-

жите по рисункам из рабочей тетради.

 «Делаем сами» — «Овощи из пластилина»

План работы в учебнике на с. 30—31.

Применение приемов лепки: вытягивания, раска-

тывания и прищипывания; лепка из жгутиков.

 Проект «Выставка овощей из пластилина»

План работы в учебнике на с. 32.

Учитель должен правильно организовать проект-

ную деятельность. С учениками необходимо обсу-

дить тему проекта, обратить внимание на проблем-

ные вопросы (связанные как со взаимодействием

между учениками, так и с определенными конструк-

торскими вопросами), распределить, кто какое дей-

ствие будет осуществлять. Учитель должен постоян-

но наблюдать за действиями детей, поскольку между

ними может возникать непонимание, связанное с

несформированностью навыка коллективной дея-

тельности.

 Подводим итоги

Назовите месяцы и времена года.

Расскажите, что мы делаем в саду и огороде в

разное время года.

Какие овощи вы знаете?

 

У р о к 9

Т е м а: Бумага (с. 34—41).

Ц е л и: научить работать с шаблонами, картоном

и цветной бумагой; закрепить навыки разреза-

ния ножницами бумаги и картона; развивать навы-

ки работы с инструментами (карандаш, ножницы,

кисть), аккуратность, усидчивость; раскрыть содер-

жание понятий «берёста», «волокно», «шаблон»,

«симметрия».

 


 

 

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

 

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с но

вым материалом, с которым человек сталкивается

каждый день. Из этого материала изготавливают

поделки, на нем пишут и рисуют, он бывает цвет

ным, белым и прозрачным. Догадайтесь, что это за

материал. (Бумага.)

 

 «Проводим опыт, наблюдаем»

А знаете ли вы, из чего сделана бумага?

(См. в учебнике на с. 34.)

Знакомство с правилами работы с ножницами и

со свойствами бумаги.

Найдите информацию о том, когда и где впервые

изготовили бумагу.

Знакомство с правилами работы с шаблоном из

рабочей тетради, разметки бумаги приемом сгиба-

ния, с новым инструментом — гладилкой.

 «Работа с тетрадью» — «Волшебные фигуры»

На основе шаблонов дети делают симметрич-

ные фигурки из цветной бумаги, составляют компо-

зицию.

 «Делаем сами» — «Закладка для книги»

Ученики работают с шаблонами, размечают узо-

ры по линейке, составляют симметричную компози-

цию, делают сборку изделия при помощи клея.

Практическая работа проходит с постоянным

обращением к правилам работы с инструментами,

шаблонами и т. д.

План работы в учебнике на с. 40.

 Подводим итоги

Из чего делают бумагу?

Расскажите о применении бумаги.

 


 

 

У р о к 10

Т е м а: Пчелы (с. 42—43).

Ц е л и: закреплять умение работать с пласти-

лином как способом соединения деталей; воспиты-

вать любовь к природе и бережное отношение к ней;

осваивать первоначальные представления о разнооб-

разии профессий.

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

 

Знаешьли ты, что половину видов животного

мира составляют насекомые? Они оченьразлича

ются по внешнему виду и образу жизни. Например:

саранча может достигатьдлины 33 см; в одном му

равейнике живут до 8000 красных лесных муравьев;

овод может летатьсо скоростью 50 км/ч.

 

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы в

учебнике на с. 42.

Опишите, какой формы насекомые, их отдель-

ные части тела.

 «Путешествуем во времени»

Текст в учебнике на с. 42.

 «Делаем сами» — «Пчела и соты»

Дети соединяют детали при помощи пластилина,

работая с природным материалом.

 «Работа с тетрадью» — «Пчела на одуванчике»

 Подводим итоги

Где живут пчелы?

Кто за ними ухаживает?

На каких цветах пчелы собирают нектар?

Какие продукты, кроме меда, производит пчела?

(Воск, прополис, пыльца.)

Какие виды меда вы можете назвать? (Цветоч-

ный, липовый, гречишный и др.)

 


 

 

У р о к 11

 

Т е м а: Дикие звери (с. 44—47).

Ц е л и: формировать умение работы в груп-

пе (проектной деятельности); развивать умение

и навыки при работе с пластилином, сенсорику,

мелкую моторику рук; продолжать обучать прие-

мам лепки; воспитывать усидчивость, аккуратность,

сосредоточенность; раскрыть содержание понятия

«коллаж».

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Каких животных вы знаете?

Какие животные изображены на рисунке в учеб-

нике?

Почему эти звери называются дикими?

Где они живут, чем питаются?

Кого из этих зверей можно увидеть в зоопарке?

 Проект «Дикие звери»

План работы в учебнике на с. 45.

 «Ищем информацию»

Расскажите о своем любимом животном: как оно

выглядит, где живет, какие у него повадки.

 «Делаем сами» — «Лисята»

Дети разрезают пластилин при помощи нитки

или стеки, лепят мелкие детали приемом вытягива-

ния и соединяют детали из пластилина.

План работы в учебнике на с. 44—45.

 Подводим итоги

Какие новые приемы лепки из пластилина мы

изучили?

Кого из диких зверей можно вылепить, исполь-

зуя те же приемы лепки, которые использовали при

лепке лисят?

 


 

 

У р о к 12

 

Т е м а: Домашние животные (с. 48—49).

Ц е л и: познакомить учащихся со значением для

человека домашних животных, с уходом за домаш-

ними животными; развивать навыки в овладении

приемами лепки из пластилина; обучать навыкам са-

мостоятельного планирования и организации дея-

тельности.

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

С домашними животными в дом приходят уют и

любовь. Человек кормит своих любимцев, заботит

ся о них. Важно правильно выбрать животное для

своего дома. Многим домашним животным надо

совсем мало места, а другим необходима большая

территория.

 «Путешествуем во времени»

Много тысячелетий назад люди стали приру

чатьнужных им животных — лошадей, коров, коз,

собак и т. д. Приручение животных облегчило

жизньчеловека.

В Древнем Египте домашние питомцы появи

лись4000 лет назад. Это были кошки, гиены и да

же львы.

 «Делаем сами» — «Домашние животные»

Ход работы аналогичен ходу работы над лепкой

лисят (см. Урок 11).

 Подводим итоги

Аня хочет завести волнистого попугайчика, а Ва-

ня — хомячка. О чем они должны подумать?

Что необходимо для этих домашних животных?

Какой требуется за ними уход?

 


 

 

Расскажите о животных, которые обычно живут в

городских квартирах, как они выглядят. Как нужно

за ними ухаживать?

 

У р о к 13

Т е м а: Такие разные дома (с. 50—54).

Ц е л и: познакомить с разнообразными видами

построек, использованием различных материалов;

развивать навыки работы с шаблонами, пространст-

венное воображение; раскрыть содержание понятий

«жилище», «макет», «риски».

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Как вы думаете, для чего и из чего человек стро-

ит свое жилище? От чего это зависит?

 «Путешествуем во времени»

Научившисьстроитьдома, древние люди вы

бралисьиз темных пещер, где они спасалисьот

непогоды и диких зверей. Люди начали осваивать

районы, где не было естественных укрытий. Тип

дома зависел от местных строительных материа

лов и от погоды в разное время года.

Рассмотрите рисунок в учебнике с разнообразны-

ми типами построек: жилище из веток — шалаш,

глиняное жилище с соломенной крышей — хата, жи-

лище из льда — иглу, из кирпича — дом, из бре-

вен — изба.

Где чей домик?

 «Работа с тетрадью» — «Строим дом»

 «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Домик

из веток»

Перед изготовлением домика необходимо про-

вести с детьми опыт по наблюдению за свойствами

гофрированного картона (см. в учебнике на с. 52).

 


 

 Подводим итоги

Какие инструменты и материалы использует че-

ловек при строительстве жилища?

Что люди используют для обогрева своего дома?

 

У р о к 14

Т е м а: Посуда. Сервировка стола для чаепития

(с. 55—60).

Ц е л и: научить приемам лепки из целого куска

пластилина; продолжать формировать умение рабо-

ты в группе; познакомить с технологией изготовле-

ния посуды, материалами, из которых ее изготавли-

вают, функциями посуды, правилами сервировки

стола; формировать навык правильного поведения за

столом; раскрыть содержание понятия «сервировка».

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Наше тело напоминает большую машину, ко

торая постоянно работает. Даже во сне сердце

бьется, легкие дышат, кровь циркулирует и т. д.

Пища — это топливо, благодаря которому идут

эти процессы. Храним пищу мы в посуде и едим

из нее.

На с. 55 учебника рассмотрите разные виды посуды.

 «Делаем сами» — «Чайник»

Дети лепят из целого куска пластилина с после-

дующим выбиранием стекой внутренней полости.

Собираем гостей на чаепитие. Сервируем стол.

Правила поведения за столом.

 Проект «Чайный сервиз»

План работы в учебнике на с. 57.

 Подводим итоги

Как и из каких материалов человек изготавливал

посуду в древние времена?

 


 

 

У р о к 15

Т е м а: Свет в доме (с. 61—63).

Ц е л и: показать разнообразие освещения домов

в разные времена; познакомить с правилами работы с

шилом; развивать навык вырезывания по окружности.

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

Уют и комфорт современной квартиры зависит

от качественного освещения. Мы знаем множество

осветительных приборов — это лампа, люстра,

торшер и др.

 «Путешествуем во времени»

Рассмотрите в учебнике на с. 61 виды освещения.

 «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Торшер»

Перед началом работы учитель должен провести

серьезную беседу с детьми о технике безопасности

при работе с шилом. (Правила работы с шилом даны

в учебнике на с. 61.)

 Подводим итоги

Расскажите, как освещается ваш дом.

Какие осветительные приборы есть в вашей ком-

нате?

 

У р о к 16

Т е м а: Мебель. Уборка квартиры (с. 64—66).

Ц е л и: познакомить с функциями мебели, пред-

метами мебели, новым способом разметки — через

копировальную бумагу, свойствами копировальной

бумаги; развивать пространственное воображение.

Х о д у р о к а

 Вводная беседа

В доме нас окружает множество вещей. Каждая

из них имеет свое назначение. Мебельв доме не

 


 

 

обходима. Когда мы садимся обедать, делать уро

ки, ложимся спать, всегда поль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...