Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный Мир Писателя

Горький - один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделёнными собственной волей, как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором - и побеждать в этом споре.

В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателем как романтик. Это был русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы. Отец его - Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 все права защищены 2001-2005 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из
Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом.

Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Горького мы мыслим как прозаика, и формула «Горький - поэт» многим казалась сомнительной, парадоксальной, неоправдываемой.

Однако её легко оправдать, так как мы теперь располагаем ярким фактами, и тему эту необходимо разработать, так как через то углубляется и наше понимание Горького - прозаика.

Многие стихи хотя и были напечатаны давно, но так и остались неизвестными. Только три исключения - правда, блестящих - надо сделать из этой схемы. Это две песни: о Соколе и о Буревестнике, своевременное появление коих в печати становилось событием дня, и поэма «Девушка и Смерть», высоко поднятая оценкой И. В. Сталина.

В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном" («О литературе и о прочем», 1931 стр.176). Горький, конечно, мыслил возможным сочетанием романтизма и реализма, как в прозаических, так и в поэтических произведениях. Но в его собственном творчестве романтизм всего полнее отобразился в стихах, а реализм - в прозе. И стихи обильнее создавались в молодости, проза возобладала позднее. Горький чётко различал два вида романтизма: пассивный и активный. В статье: «Еще о механических гражданах» Горький писал: «Пассивный романтизм, это - романтизм усталых мещан, он всегда является на сцену жизни после бурных общественных трагедий и на смену активному романтизму, который, обычно, предшествует революциям" А в другой статье («О том как я учился писать») он говорит ещё определённее: «В романтизме необходимо различать два резко различных направления: пассивный романтизм, - он пытается или примерит человека с действительностью, прикрашивая её, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти, - к загадкам, которые не разрешимы путём «умозрения», созерцания, а могут быть разрешены только наукой. Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж действительности против всякого гнёта её». Сам Горький явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного. Это своё призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об одном поэте» поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: «люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь жажду подвига?» «Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». Через год сам Горький создал замечательный поэтический документ, всецело ответивший такому требованию: «Песнь о Соколе».

«Песнью о Соколе» и всею своею дальнейшей творческой деятельности выполнил тот долг, который определил в энтузиастических стихах Песни. Глубокое впечатление Песни о Соколе и о Буревестнике и на рабочих - поэтов. Пролетарская поэзия, начиная со второй половины 90-х годов, движется под знаком влияния Горького. Само собой разумеется, что влияет главным образом горьковская проза и горьковская драматургия. Но мощное возбуждение пролетарской поэтической мысли шло и от поэзии Горького.

В Тифлисе, в 1892 году, Горький напечатал своё первое прозаическое произведение «Макар Чудра», и отсюда начинается его путь как прозаика. Но в Тифлисе же он написал много стихов - может быть, больше, чем в другие периоды.

Вот одно из неизданных стихотворений, сохранившееся в автографе с почерком раннего Горького


Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой,
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно,
В этой жизни, больной и несчастной
Я грядущему гимны пою.


Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда поэтом, только поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нём как равноправные силы. Сам себя Горький называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе - его проза.

В советские годы Горький писал романы и пьесы, рассказы и статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги, беседовал со множеством простых советских людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир. Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию - конца XIX - начала XX в. Среди своих героев-искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: «Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его сердца и разума».

В это же время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы - «На дне». Много позднее в статье «О том, как я учился писать» Горький назвал это произведение итогом 12-ти летнего глубокого изучения людей, их жизни, нравов. Горький сочувственно изображал жертвы буржуазного порядка в русской и мировой литературе. Писатель-демократ бесстрашен в социальном анализе жизни, её контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлён смелыми выводами, революционными предчувствиями. В пьесе с огромной страстью выражено противопоставление гуманистической мечты о свободном и сильном человеке той ужасающей действительности, которая уродует и искажает его природу, обрекая слишком многих на нищенское существование на дне жизни. Произведение вызвало в сердцах людей ненависть к миру насилия и несправедливости. Пьеса в целом отличается богатым жизненным и философским содержанием. В мыслях её героев о жизни, о том, что есть правда, а что ложь, в чём доброта, зло, справедливость, для чего живут люди, в сложных и трагичных переплетениях судеб ночлежников - они подобны тонущим, готовы принять и соломинку за спасительную опору - раскрывается глубокая философская проблема пьесы, что вызвало с первых постановок её, ожесточённые споры. Что же сделало пьесу «На дне» одним из центральных произведений Горького? Горький не случайно сам называл эту пьесу итогом своего жизненного опыта. «На дне» - произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени. Направленность этой удивительно пьесы-притчи не только не является чем то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как делать?», как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев. Образ Горького ассоциируется у нас с символом революции, но многие идеи затронутые им в своих произведениях и сегодня звучат очень актуально. Одна из этих тем - это тема материнства. Она проходит через всё творчество писателя. «Я обращаюсь к женщинам, к матерям. Не только к двумстам семидесяти пяти тысячам женщин Америки, не только к миллионам европейских матерей, лишившихся своих сыновей в последнюю страшную войну, но и к тем матерям, которым грозит гибель детей завтра или через год».

Также не меньшее внимание привлекла пьеса Горького - «Васса Железнова». Первый подзаголовок пьесы имеет название «Мать». Таким образом, авторский акцент снова сделан на теме материнства. В этом произведении также нашла отражение идея разрушения личности, попавшей во власть капитала. Главная мысль пьесы - несовместимость капиталистической практики с истинным материнством. Образ Вассы свидетельствует о разлагающем влиянии собственности на душу сильного, по-своему незаурядного, волевого человека, на светлые чувства матери. Таким образом, в этой пьесе выведен образ, противоположный образу Ниловны. Драма Вассы заключается в том, что всю свою жизнь она думает, что строит большую и крепкую семью, а между тем дети её, воспитанные в обстановке наживы получились неудачниками и бездельниками. Семейные отношения, основанные на стремлении больше «урвать», превращаются в цепь жестоких и грязных интриг. Васса - это натура сильная и незаурядная. Она уверена в правильности своей жизненной позиции. Но в конце Васса в своём материнстве приходит к тупику и краху. Итак, новый художественный метод, партийность мышления позволили Горькому создать ряд образов матерей, духовный облик которых отражал процессы, происходящие в обществе.

«Сказки об Италии» стали следующим этапом в развитии темы материнства. Цикл их, реалистический в целом, в отдельных новеллах носит сказочный романтический характер. Исследователь «Сказок об Италии» К.Д. Муратова отмечает: «...Горький заговорил о женщине-матери как символе творческой силы, как олицетворении любви к миру. Сила женщины-матери проявляется, по мысли писателя, не в слепой материнской любви, а в осознании женщины своей ответственности за творческое развитие жизни». «Сказки об Италии» были напечатаны в «Звезде» и «Правде» в 1911-1913 гг.

Горьковские матери созвучны и нам, идеи, выраженные писателем о назначении женщины в обществе, актуальны для наших дней.

Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся - в нём необратимо осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей. Горький и здесь шёл в ногу со своим временем: как в его отечестве всё «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры.

Умер Горький 18 июня 1936 года - официально признанным классиком советской литературы. И пышные похороны 20 июня 1936 года на Красной площади как бы завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем, основоположником советской литературы. Таким он и оставался в литературоведении последующих десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.
Домашнее задание на след.урок:

1. Чтение учебника на с. 54—58.

2. Литературное направление – романтизм (знать определение).

1.Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение» Горького к романтической традиции в 90-е годы XIX века?

2. Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды?

3. Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трех конфликтах и чем они различаются между собой?

4. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

5. В чем смысл спора между повествователем и Изергиль? Как эстетически оценены позиции спорящих и какими способами выражены эти оценки?

6. Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?

7. Каким предстает идеал человека в рассказе Горького?

8. Охарактеризуйте главную особенность композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

9. Часто ли этот прием используется в литературе? Приведите примеры произведений с подобной композицией.

10. Какова позиция автора – повествователя и как она выражена?

11. На каком излюбленном приеме писателей романтиков выстроен рассказ старухи о Ларе и Данко?

12. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них распоряжается своей свободой?

13. Каково место Изергиль в «триаде» главных героев рассказа?

14. Какова внутренняя смысловая связь всех трех легенд?

15. К кому из своих героев считает себя близкой Изергиль?

16. А как определяете отношение к жизни автор-повествователь? В чем можно найти доказательство данной точки зрения? (Портретная характеристика.)

17. Как относится Ларра к людям?

18. Каково отношение к бывшим возлюбленным у старухи?

19. Какую же роль в композиции рассказа играет портрет старухи Изергиль?

20. Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе? Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?

21. Почему имя Изергиль вынесено автором в заглавие рассказа?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...