Задание 1.Постройте с помощью линейки и угольника правильный шестиугольник, две вершины которого лежат на горизонтальной центровой линии. Выполните то же построение с помощью циркуля.
Тема по КТП: Геометрические построения. Цели урока: Образовательные Ø сформировать на уроке навыки вычерчивания геометрических построений Ø обеспечить усвоение учащимися сущность, задачи, элементы чертежа Ø сформировать у учащихся представления назначении геометрических построений. Ø научить самостоятельно делать выводы. Воспитательные Ø формирование интереса к будущему страны Ø формирование ответственности Ø развитие требовательности к себе и другим Ø воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям Развивающие Ø развитие аналитического мышления Ø развитие познавательных умений Ø развитие умений учебного труда В ходе урока предполагается освоение следующих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ Оборудование: интерактивная доска, чертежные инструменты, учебник
Тип урока: урок изучения нового. Лекция, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы и приемы развития интеллекта учащихся: рассказ, объяснение, схемы, опорные таблицы, проблемные ситуации, вопросы.
При вычерчивании деталей, построении разверток поверхностей вам приходится выполнять различные геометрические построения, например делить на равные части отрезки и окружности, строить углы, выполнять сопряжения и др. Многие из этих построений вам уже известны из уроков геометрии и других предметов, поэтому здесь они не рассматриваются. Рациональные приемы построения углов с помощью чертежных инструментов приведены на форзаце в конце книги. 1. Анализ графического состава изображений. Прежде чем приступить к выполнению чертежа, надо определить, какие геометрические построения потребуется применить в данном случае. Рассмотрим пример. На рисунке, а приведены три проекции опоры, наглядное изображение которой дано на рисунке. Чтобы начертить этот предмет, надо выполнить ряд графических построений: 1. провести параллельные прямые; 2. построить сопряжение (скругление) двух параллельных прямых дугой заданного радиуса 3. провести три концентрические окружности 4. вычертить трапецию Расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операции называется анализом графического состава изображений. 2. Деление окружности на равные части. Многие детали имеют равномерно расположенные по окружности элементы, например отверстия, спицы и т. д. Поэтому возникает необходимость делить окружности на равные части. Деление окружности на четыре равные части. Чтобы разделить окружность на четыре равные части, нужно провести два взаимно перпендикулярных диаметра. Два случая таких построений показаны на рисунке. На рисунке 124. а диаметры проведены по линейке и катету равнобедренного угольника, а стороны вписанного квадрата - по его гипотенузе. На рисунке 124, б, наоборот, диаметры проведены по гипотенузе угольника, а стороны квадрата — по линейке и катету угольника.
Деление окружности на восемь равных частей. Чтобы разделить окружность на восемь равных частей, достаточно провести две пары диаметров, т. е. объединить оба случая построения квадрата. Одну пару взаимно перпендикулярных диаметров отроят по линейке и катету. другую — но гипотенузе угольника. Деление окружности на три равные части. Поставив опорную ножку циркуля в конце диаметра, описывают дугу радиусом, равным радиусу R окружности. Получают первое и второе деление. Третье деление находится на противоположном конце диаметра. Ту же задачу можно решить с помощью линейки и угольника с углами 30, 60 и 90°. Для этого устанавливают угольник большим катетом параллельно вертикальному диаметру. Вдоль гипотенузы из точки 1 (конца диаметра) проводят хорду, получают второе деление. Повернув угольник и проведя вторую хорду, получают третье деление. Соединив точки 2 и 3 отрезком прямой, получают равносторонний треугольник. Деление окружности на шесть равных частей. Раствор циркуля устанавливают равным радиусу R окружности, так как сторона шестиугольника равна радиусу описанной окружности. Из противоположных концов одного из диаметров окружности (например, точек 1 и 4,) описывают дуги. Точки 1, 2, 3. 4, 5, 6 делят окружность на равные части. Соединив их отрезками прямых, получают правильный шестиугольник Деление окружности на пять равных частей. Пятой части окружности соответствует центральный угол в 72° (360°:5 = 72°). Этот угол можно построить при помощи транспортира. Задание 1.Постройте с помощью линейки и угольника правильный шестиугольник, две вершины которого лежат на горизонтальной центровой линии. Выполните то же построение с помощью циркуля. 3. Сопряжения. У шаблона на рисунке 130 углы скруглены. Прямые линии плавно переходят в кривые. Такой же плавный переход может быть между прямыми или между двумя окружностями.
Рис. 130. Шаблон Плавный переход одной линии в другую называют сопряжением. Для построения сопряжений надо найти центры, из которых проводят дуги, т. е. центры сопряжений. Надо найти также точки, в которых одна линия переходит в другую, т. е. точки сопряжений.
Таким образом, для построения любого сопряжения надо найти центр сопряжения, точки сопряжений, знать радиус сопряжения. При построении сопряжений следует иметь в виду, что переход от прямой к окружности будет плавным в том случае, если прямая касается окружности (рис. 131, а). Точка сопряжения лежит на радиусе, перпендикулярном данной прямой. Переход от одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются. Точка сопряжения находится на прямой, соединяющей их центры Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Даны прямые, составляющие прямой, острый и тупой углы и величина R радиуса дуги сопряжения. Требуется построить сопряжение этих прямых дугой заданного радиуса. Для всех трех случаев применяют общий способ построения. 1. Находят точку О — центр сопряжения (рис., б). Он должен лежать на расстоянии R от заданных прямых. Очевидно. такому условию удовлетворяет точка пересечения двух прямых, расположенных параллельно заданным на расстоянии R от них. Чтобы построить эти прямые, из произвольно выбранных точек каждой заданной прямой проводят перпендикуляры. Откладывают на них длину радиуса R. Через полученные точки проводят прямые, параллельные заданным. В точке пересечения этих прямых находится центр О сопряжения. 2. Находят точки сопряжения. Для этого проводят перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений. 3. Поставив опорную ножку циркуля в точку О, проводят дугу заданного радиуса R между точками сопряжений. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Даны окружность радиуса R, отрезок АВ и радиус дуги сопряжения R1 (рис. 133). Построение выполняют так: 1. Для нахождения центра сопряжения из точки О окружности проводят дугу вспомогательной окружности радиуса R+R1 На расстоянии R1 от прямой АВ, проводят параллельную ей прямую до пересечения с дугой R+R1. Точка 01 будет центром сопряжения.
2. Соединив прямой точки О и 01, т. е. центры окружности и сопрягающей дуги, получают точку сопряжения М. Проведя из точки 01 перпендикуляр к прямой АВ, определяют вторую точку сопряжения N. 3. Соединив дугой R1 точки М и N сопряжения, получают плавный переход от окружности к прямой. 4. Применение геометрических построений на практике. Чтобы изготовить из металлического листа деталь, например шаблон, изображенный на рисунке 130, надо прежде очертить на металле его контур, т. е. сделать разметку. Между выполнением чертежа и разметкой много общего. При выполнении чертежа или разметки надо определить, какие геометрические построения следует при этом применить, т. е. провести анализ графического состава изображений. Слева на рисунке показаны эти построения. В результате анализа устанавливаем, что вычерчивание контура шаблона слагается в основном из построения угла 60° и сопряжений острого и тупого углов дугами заданных радиусов. Правильная последовательность построения чертежа показана на рисунке. Сначала проводят те линии чертежа, положение которых определяется заданными размерами и не требует дополнительных построений, а затем строят сопряжения. Таким образом, построение ведут в такой последовательности. Вначале проводят осевую линию и прямую, на которой лежит основание шаблона (рис. а). На этой прямой вправо и влево от осевой линии откладывают половину длины основания, т. е. по 50 мм. Затем строят углы 60° и проводят прямую параллельно основанию на расстоянии 50 мм от него (б). После этого находят центры и точки сопряжений (в и г). В заключение проводят дуги сопряжений. Обводят видимый контур и наносят размеры (д).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|