Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис античной цивилизации и культуры

История Европейской культуры: объект и предмет исследования

культура Европы - личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности. Что касается восприимчивости и к другим культурам. "Всечеловечность", восприимчивость к чужим культурам, на самом деле является общей основой всей европейской культуры в целом. Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все "камни", все могилы. Все они "родные". Он воспринимает все ценное не только умом, но и сердцем. Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера. Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы. Основа же европейской культуры - христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность. В европейской культуре зло проявляет себя прежде всего в форме борьбы с личностным началом в культуре, с терпимостью, со свободой творчества, выражает себя в антихристианстве, в отрицании всего того. в чем состоят основные ценности европейской культуры.

Методологические проблемы исследования истории культуры Европы

Понятия: «Культура Европы» и «Европейская культура»

Первобытная культура на территории Европы

Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет. Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя спсобами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк.

Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.

Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост населения и расселение. Монголоидная разновидность переходит через Берингов пролив (*рекомендую посмотреть, где он находится, так - на всякий случай;)*).

Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (. Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением Homo sapiens sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:·каменная скульптура,·наскальная живопись,·глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материала - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами. Она удобнее в переноске. Глина посуда их нее - признак постоянных земледельческих поселений.

Генезис античной цивилизации и культуры

Разумеется, эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н.э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты.

Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура - это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н.э микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили так называемые “тёмные века” (XI -IX вв. до н.э.).

Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н.э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество.

Что касается римской культуры, то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась. Некоторые исследователи считают её вторичной (дочерней от эллинской культуры). Конечно, в мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу. В некоторых вещах - военном деле, организации государства, праве, строительстве, экономике, культуре быта - они, пожалуй, сумели превзойти греков. Не стесняясь, они у них учились, и стали достойными учениками. Можно сказать, что римляне завоевали эллинов политически, а те их - духовно. На римскую культуру некоторое воздействие оказали и культуры порабощённых ими других народов. Благодаря колонизации, а затем македонской и римской экспансии греко-римская культура распространилась далеко за пределы Балкан и Апеннин. В орбиту её влияния было вовлечено огромное число народов.

6. Культура Древней Греции в эпоху классики: общая характеристика Классика, пли период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н. э.). Это — период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы сво-

 

бодного населения. Классика — это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н. э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480-323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия (<олимпийского>) и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза. В V веке до н. э. окончательно складывается культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою. Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы - складной стул. Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве.
 
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...