С целью более полного восприятия картины, нарисованной автором, прочитаем стихотворение, заменяя устаревшие слова их современными синонимами или лексическим значением.
Слайд Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву. В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники. Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Слайд Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики Слайд Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
Слайд Не оставил в стороне Ломоносов и филологическую науку. Его книга «Краткое руководство к риторики на пользу любителей красноречия» и трактат «Краткое руководство к красноречию» стали лучшими учебниками по теории красноречия для ученой молодежи XVIII века. Ломоносов будет первым русским поэтом, который напишет стихи так, как пишут их до сих пор: на правильном чередовании ударных и неударных слогов. Но прежде я хочу обратить ваше внимание на две особенности этого произведения. Одна из них касается содержания стихотворения, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении. Вспомним, что Ломоносов жил и творил в середине XVIII в. Этот век в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и техники, а также стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели, занимавшие передовые позиции своей эпохи, считали, что через печатное слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Нетрудно догадаться, что и М. В. Ломоносов не мог оставаться в стороне от столь важного и благородного просветительского дела. Поэтому пропаганда научных воззрений на устройство мира составляет тему и идейную направленность стихотворения. И это одна из отличительных его особенностей. Другой особенностью стихотворения является наличие в нем слов старославянского языка Слайд Чтение стихотворения Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнего языка славян. В конце X века (после принятия христианства) распространился на Руси. Затем, подвергшись языковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковно-славянского и до VII века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка. Возникло резкое различие между языком «книги» и живым говором народа. Наш герой осознаёт, что литература не может идти вперёд без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Важнейшими трудами этого рода были: «Российская грамматика», где проводится резкая грань между языками русским и церковно-славянским; «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». Своими реформами учёный открыл перед поэзией широкие художественные горизонты.
Слайд Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления). Поработаем над словом. Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были. Подход к языковому материалу без учёта этих фактов будет лишён историзма и потому неверен. Слайд Устаревшие слова (старославянские): бездна – огромное количество, пропасть; уста – рот, губы; премудрые – ученые; естество – самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа; мещут – метать – кидать с размахом; зрак – взгляд, глаз; мятёт (мястись) – быть в смятении; зыблет (зыбиться) – появляться, колебаться; твердь: земная твердь – земля, суша; небесная твердь – небо, небесный свод; зенит – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя; разить – бить, громить; эфир – воздушное пространство, воздушная высь; окрест – вокруг; несведом – неизвестен; тварь – всякое живое существо; Творец – Бог как создатель мира.
Усечённые прилагательные и причастия: мрачна ночь, черна тень, мала искра, несчётны солнца, жирна мгла, солнечны лучи, гладки волны – используются в чисто версификационных целях: «сим способом избегает он излишества в числе слогов, к составлению стиха потребном». Неполногласные сочетания: мещут огнь, хладный пламень, дуть престал зефир. С целью более полного восприятия картины, нарисованной автором, прочитаем стихотворение, заменяя устаревшие слова их современными синонимами или лексическим значением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|