Примерная смета расходов на оплату услуг для
Стр 1 из 2Следующая ⇒ У.Хуба «У ковчега в восемь» Студентки 41-05 группы Соловьевой Анастасии
Научный руководитель: доцент, Рахманина Елена Валентиновна
Орел 2016 год ПЛАН Режиссерский анализ пьесы 1. Обоснование выбора 2. Об авторе 3. Поэтика пьесы 4. Сценическая история пьесы 5. Эпоха 6. Идейно-тематический анализ 7. Характеристика персонажей
Постановочный план пьесы 1. Жанр спектакля 2. Работа с художником и сценографическое решение 3. Работа с композитором 4. Атмосфера спектакля 5. Темпо-ритм спектакля 6. Принципы мизансценирования спектакля 7. Световое оформление спектакля 8. Эскизы костюмов 9. Принципы выбора актеров 10. Репетиционный план 11. Смета расходов 12. Образ спектакля 13. Иконография для спектакля 14. Приложение
Литература
Режиссерский анализ пьесы 1. Обоснование выбора 1.1 Почему я предлагаю эту пьесу к постановке «Живи в поисках Бога – и Бог не оставит тебя» Лев Толстой В пьесе драматурга, актера и режиссера Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» рассказывается очень добрая, светлая и ироничная история. Минимум назиданий, максимум здорового юмора. Но не стоит забывать, что при всей своей незагруженности - в основе пьесы лежит Библейский сюжет о Всемирном потопе. Пьеса несет в себе притчевый характер. В, казалось бы, юмористических тирадах, на самом деле, и содержатся самые простые истины о Боге. О том, что любить Его или нет, каждый выбирает сам, и где и как общаться с Ним — тоже, что Он, действительно, везде — и в золоченом храме, и в потрепанном чемодане. Помимо осмысления Библии – она предназначена для нравственного воспитания, становления личности. В пьесе поднимаются вопросы, не затрагивая при этом религиозные убеждения зрителя – о дружбе и любви, вере и справедливости, о бережном отношении к тому, что сотворено природой…Благодаря ясности изложения пьеса становится близкой и понятной каждому – в этом ее несомненное достоинство.
Пьеса «У ковчега в восемь» написана в 2006 году, при первом же знакомстве с ней создается впечатление о вневременности пьесы –настолько точны и актуальны во все времена проблемы, о которых говорит автор через своих персонажей, ведь во все времена людям жизненно необходима была вера, потребность в истинной дружбе. Приоритетным в выборе данной пьесы для меня стал тот аргумент, что пьеса несмотря на те «взрослые» вопросы, которые поднимаются в ней, рассчитана на детскую аудиторию, что особенно важно. Ведь именно с ранних лет начинается становление маленького Человека, закладываются основные ценности. Многие театры озадачены в настоящее время подбором репертуара для юных зрителей. Ведь дети сейчас очень избалованы, «элементарные», «заурядные» сюжеты, на которых происходило становление их родители как «личностей» им уже неинтересны. Им нужн экшн. В пьесе У.Хуба есть эта интрига. И, я думаю, большинство детей, посмотрев спектакль «У ковчега в восемь» не смогут равнодушно следить за развитием событием в пьесе. В пьесе есть все, чтобы вызвать горячий отклик в душе юного зрителя и при этом передать еще и очень важную и нужную для него идею. Помочь зрителю взглянуть на его жизнь со стороны, вдохновить на добрые мысли и поступки, сказать о том, что вера – играет далеко не последнюю роль в жизни каждого человека – в этом я вижу свою сверхзадачу постановки пьесы У. Хуба «У ковчега в восемь».
1.2 Первое эмоциональное впечатление Пьеса У. Хуба «У ковчега в восемь» одна из немногих книг, при прочтении которых я смеялась во весь голос. С первых строк пьесы автор вводит нас в атмосферу игры, шутки, где каждый из пингвинов старается как можно разнообразнее подшутить над своим другом. Несмотря на то, что главными героями являются животные – автор их наделяет вполне человеческими характерами. Те ситуации, которые возникают в пьесе очень хорошо знакомы каждому из нас.
Эмоции, которые возникают, очень трудно описать словами. Это и восторг, и удивление, и неожиданность, в некоторых моментах очень близко к озарению. Все эмоции положительные. В пьесе нет ни одной сцены, которая бы вызвала негативную оценку зрительского восприятия. Одно могу сказать точно - я с большим интересом наблюдала за ходом развития пьесы. Мне нетерпелось узнать, чем же закончится эта забавная история о «большом путешествии» «маленьких созданий». Симпатия – вот что возникло у меня и я уже не смогла равнодушно оставить этот материал в стороне. Сама пьеса ассоциируется у меня с радугой. В ситуациях в которых оказываются главные герои преобладает яркая гамма красок, разных цветов и оттенков. Цвета очень яркие, насыщенные, и как правило, светлых тонов. Даже грусть Первого Пингвина не ассоциируется у меня с черным цветом, это скорее фиолетовый. Ведь Бабочка в конце вновь летает. Характеры персонажей явно проявлены. Каждый из героев категоричен в своей позиции. Но со временем их взгляды на жизнь меняются. И они начинают скучать по тому, от чего им совсем недавно так хотелось избавиться. Пьеса имеет и широкий звуковой диапазон. Насыщенная звуковая партитура помогает в создании атмосферы спектакля. Пьеса У. Хуба «У ковчега в восемь» не может, на мой взгляд, оставить читающего ее равнодушным и непричастным к проблемам и чаяниям героев. Ведь с каждой ситуацией, с каждым пройденным испытанием, герои становятся все ближе друг к другу. И уже очень сложно представить их такими, какими мы видели их в первый раз – задирами, которые очень любят спорить. Пройдя этот путь, они по-настоящему обрели друг друга, им открылось понимание таких понятий как добро, любовь, ответственность, дружба, взаимопонимание. Каждый из нас в жизни преодолевает свои трудности, проходит свой путь и будет очень здорово, если он, как и у наших героев обернется в поучительную историю, в конце которой ждет непременное вознаграждение.
1.3 Расшифровка названия пьесы «У ковчега в восемь»… В названии, автор назначает встречу, давая конкретные указания места и времени. Причем для главных героев – Пингвинов и Голубки – эта встреча окажется судьбоносной. Именно с этой фразы Голубки начнется «большое путешествие». Но У. Хуб уводит нас от брутального понимания названия пьесы. Помимо места и времени действия, Хуб закладывает в названии главную идею пьесы. «…в восемь» - если повернуть восьмерку на сорок пять градусов, то окажется, что перед нами символ бесконечности. Автор утверждает, что даже пройдя испытания (потоп), и выйдя, казалось бы, совершенно другими, в «новый, чистый» мир, отношение не изменится, суть останется таковой, какая она есть… Радость мимолетна, лишь на мгновение открывается то, что называется душой. В корне ни люди, ни животные не способны измениться. Человеческая природа изначально грешна. Вражда, ссоры, войны, возникновение конфликтных ситуаций – неизбежно. Это будет повторяться вновь и вновь. Бесконечно. Герои пьесы цитируют Библию, пытаясь донести друг до друга простые истины о Боге. Его заповеди, по которым следует жить, чтобы не совершать греха и не отдалять себя от Бога еще дальше. Даже самый неверующий пингвин и то понимает, что за каждый проступок последует «наказание». Так и люди, отказываясь от любви Бога, разрушают природную гармонию, Божественный порядок, задуманное Им мироустройство. Тем самым, наказывая сами себя, навлекая болезни и бедствия. Приглашая своих героев на «ковчег» У. Хуб предлагает и нам взойти на борт корабля, и осмыслить что мы потеряем с утратой этого «реального» мира, а может быть что-то и приобретем, более ценное.
1.4 Проблематика пьесы и актуальность Драматург, как и любой художник, очень тонко и аккуратно выводит на поверхность то, что скрыто от нас в обыденной жизни, на что мы порой не обращаем внимания, но что так необходимо каждому из нас. Драматург, словно под увеличительным стеклом рассматривает ни один десяток тем. Ряд вопросов, которые затрагивает У. Хуб в своей пьесе свидетельствует о его желании поделиться ими с читателями.
Поиски того, что ценно, а что нет, что по-настоящему «дорого», в чем заключается дружба, преданность, взаимовыручка, добро, любовь, вера, почему мы должны соблюдать Законы Божьи, кто их придумал, и кто такой Бог. Пьеса несмотря на свою «легкость» задает непростые вопросы. И У. Хуб, как мудрый драматург не спешит давать на них ответы, потому что каждый должен сам определиться что для него каждое из этих понятий значит, и честно ответить для себя - а как бы я поступил в данной ситуации. Многозвучие тематики и определяет основную актуальность пьесы на сегодняшний день. Несмотря на то, что главные герои пьесы - животные – она рассчитана не на какой-то конкретный возраст, а на самый широкий возрастной диапазон зрителей – и совсем юных, и тех, кто уже успел подрасти. Недаром сам У. Хуб определяет свою пьесу как «притча для родителей и их взрослых детей». Каждый в этой пьесе может найти актуальные конкретно для своего возраста темы, а комедийный ракурс подачи делает их особенно привлекательными и доступными пониманию. В настоящее время люди стали слишком самостоятельные. Ведь благодаря стремительному развитию новых технологий, возможности человека становятся все более беспредельными. Полагаясь только на себя, будучи уверенными в правильности этого выбора, люди отдаляют себя от Бога. Полнота внутренней свободы заключается вовсе не в этом, а в познании самого себя как Человека, в изучении своих бескрайних возможностей. Чистое сердце, ясный взор, светлые мысли, добрые намерения – вот что приходит к верующему человеку, живущему по Закону Божьему. Самое главное не предавать себя, и в любой ситуации оставаться тем, кто ты есть. Кто такой человек без веры? А.П. Чехов сказал: «Человек должен быть или верующим, или ищущим веру. Иначе он пустой человек.» Вера в Бога есть первейшая нравственная обязанность христианина. Не стоит забывать о незримой помощи. Ведь в трудные минуты, мы всегда обращаемся к Богу. И никогда не остаемся без внимания. Пьеса не пропагандирует христианские истины, а знакомит детей с сюжетами из библии. Также, можно сказать, что это прообраз человеческой истории как таковой. Любая война, любой конфликт, любая катастрофическая и экономическая проблема - они все являются вот этим потом и общее спасение - залог спасения каждого. Один из героев фильма М.Антониони сказал: «Напрасно вы боитесь проблем. Они помогают все расставить по местам.» Ведь именно в экстремальной ситуации каждый проявляет себя таким, какой он есть. Ведь все зависит от самого человека, каков он, каковы его жизненные принципы.
2. Об авторе Ульрих Хуб – немецкий актер, режиссер, драматург, автор киносценариев и детских книг. Родился 2 ноября 1963 года в старинном немецком городе Тюбингене. Получил актерское образование в Гамбургской консерватории. После окончания - работал актером в театрах Гиссена и Дармштадта. Он привлек к себе внимание в первый раз, выиграв «нелучший» приз на фестивале «Play Market Heidelberg» в 1997 году. В настоящее время Ульрих Хуб работает в качестве режиссера в различных театрах, пишет пьесы и сценарии. Он один из немногих авторов, которые получили признание не только во взрослом, но и в детском театре. На сегодняшний день, в писательском багаже Хуба уже 20 пьес и 3 прозаических материала. Прозаический материал рассчитан на детскую аудиторию – это книги для детей, в которых автор рассматривает понятия истины и лжи, раскрывает поведение подлинных друзей. Главными героями здесь являются животные. В одном из интервью, у У. Хуба спросили, почему зачастую и в пьесах, и в сказках главными героями у него являются животные, на что У. Хуб ответил: «у животных ярко проявлен характер и, когда актер сталкивается с этим он без рассуждений сразу начинает играть. Это очень здорово. Также, за характером животных мы видим наше, человеческое проявление характера. И, возможно, посмотрев спектакль один из зрителей взглянет на ту или иную ситуацию иначе, пересмотрев свое поведение». Пьесы У. Хуба рассчитаны не только для детей, но и на взрослую аудиторию. Среди 20 пьес – есть и интересный материал, за основу которых был взят сюжет известных авторов – это пьесы «Дети Натана» (по пьесе Г.Э. Лессинга «Натан Мудрый»), «Любимый ребенок короля» (по пьесе «Король Лир» У. Шекспира), «Страдания юного Вертера» (по одноименному роману И.В. Гете), «Я, Моби Дик» (по роману Германа Мелвилла «Моби Дик или Белый кит») и «Король лягушка» (по сказке братьев Гримм «Король –лягушонок или Железный Генрих»). Что примечательно, некоторые из этих пьес У. Хуб адаптирует для детей. В своих пьесах У. Хуб рассуждает о «безумстве СМИ» (пьеса «Синька»), поднимает вопросы религии («Дети Натана», «У ковчега в восемь»). История создания пьесы «У ковчега в восемь» очень интересна. Одно из немецких издательств дало задание написать для немецких театров пьесу для детей на тему «Религия. У.Хуб вдохновился библейским текстом про ковчег Ноя. Эта история подтолкнула его к остроумному рассуждению на серьезные темы. Так, в 2006 году появилась пьеса «У ковчега в восемь». Главными героями пьесы стали ранее известные персонажи из пьес У. Хуба – пингвины. У автора вышла своеобразная трилогия об этих забавных животных. Первая пьеса была написана в 1996 году - «Самый толстый пингвин с Полюса», вторая в 2001г. – «Пингвины не могут испечь чизкейк», и третья – «У ковчега в восемь» в 2006г. В каждой из этих пьес автор поднимает одну и ту же тему – трех пингвинов не устраивает действительность и они начинают мечтать…. В 2006 году пьеса была признана лучшей в Германии, и сразу же была переведена на ряд языков. Чуть позже был создан радиоспектакль «У ковчега в восемь». После которого пьесу начали активно ставить. Сценические произведения У. Хуба пользуются большой популярностью, благодаря тому, что его пьесы переведены на другие языки, мы можем увидеть постановки не только в Германии, на родине писателя, но и в других странах.
3. Поэтика пьесы 3.1 Язык пьесы Пьеса У. Хуба «У ковчега в восемь» несмотря на серьезную проблематику написана легко, с чувством тонкого юмора, ведь эта пьеса предназначена для детей, а значит и язык должен быть наиболее прост и понятен. Место действия пьесы происходит в Антарктиде, на родине Пингвинов. Однообразие, которое окружает героев – «ничего кроме снега и вечного льда» - вскоре им наскучило. Не удивительно, что они начинают мечтать о том - «хоть бы что-нибудь наконец произошло». Также есть еще два места действия – у трапа Ноева ковчега и в самом ковчеге. Трап большого корабля – символизирует начало большого путешествия для пингвинов. Они жаждали перемен и, наконец, они произошли. Но ожидания пингвинов – («до скольки работает буфет?», «нужно ли переодеваться к обеду?», «а где можно взять шезлонги?», «а на борту есть бассейн?», «а занятия по гимнастике проводятся?») не оправдываются. Путешествие на ковчеге – «это не развлекательный круиз, а спасательная акция», и, вскоре, они начинают ценить то, от чего им когда-то хотелось бежать. Они скучают по дому и желают поскорее вернуться на родину. Важнейшую роль в организации атмосферы пьесы и характере взаимоотношения персонажей играет язык. Речь Пингвинов довольно разнообразна. В силу возраста, они очень эмоциональны и категоричны, совсем как дети. Они подтрунивают друг над другом, поучают друг друга, говоря о том, как нужно себя вести, рассуждают о жизни, о Боге и все время что-нибудь придумывают, чтобы поразвлекаться. Кроме Трех Пингвинов в пьесе есть еще два героя. Это Голубка и Старик (Ной). Речь Голубки носит поучительный характер, потому что именно она является посланницей Бога и находится в курсе предстоящих событий катастрофы. Она разъясняет Пингвинам о том, что их ждет, на ковчеге учит их как себя вести, иногда проявляет нетерпение к «беспокойным» Пингвинам, а иногда и вовсе жалуется им на жизнь, находя в них прекрасных слушателей. Также у Голубки есть одна «навязчивая идея» в силу того, что она является главной по организации всего этого мероприятия, она кое-что позабыла (найти себе пару, об этом мы узнаем в конце пьесы) и теперь каждое ее появление заканчивается характерной для этого персонажа фразой: «Такое странное чувство, будто я что-то забыла. Что-то очень важное. Ладно, потом вспомню.» Речь Старика немного отличается от речи Пингвинов и Голубки. По тексту, мы сразу понимаем, что это взрослый человек. Его речь осознанна и самодостаточна. Он говорит о воле Божьей. О намерениях Господа и о том, что есть Бог. Пьеса строится по принципу открытого диалога. Речь в форме монолога характерна лишь для одного персонажа – Третьего Пингвина. В его речи монолог присутствует в разных видах – и как обращение к антропоморфному партнеру (судьбе); обращение к отсутствующему персонажу; воздействием на самого себя; как упражнение в решении; как укоры; как выбор (по определению Волькенштейна). Ремарок в пьесе совсем немного. Основные функции, которые они выполняют – это комментирование, сообщение дополнительных условий, указание места действия. Рассмотрим систему ремарок и их соотношение в данной пьесе: в 1 акте 58 ремарок: 1 –характеризующая функция, 1 – экспрессивная и драматическая функции, 3 – жестово-эмоциональные, 8 – речево-интонационные, 3 –мизансценические, 9 – уход/ вход персонажа, 2 – адресат реплики, 5 – эмоциональной природы, 16 – совершения действия, 2 – физического состояния, 2 – места действия, 6 – сценографических. Из них 35 простых и 11 блочных (включающих в себя несколько указаний). Во 2 акте 48 ремарок: 2 –характеризующая функция, 9 – речево-интонационные, 2 –мизансценические, 3 – паузные, 4 – уход/ вход персонажа, 5 – адресат реплики, 2 – эмоциональной природы, 12 – совершения действия, 3 – физического состояния, 3 – места действия, 1 – сюжетная, 2 – сценографических. Из них 37 простых и 6 блочных (включающих в себя несколько указаний). Также в пьесе есть музыкальные вставки, в которых герои поют о том, что их тревожит. В течении всей пьесы мы встречаем их 7 раз: 3 песни звучит в первом акте и 4 – во втором.
3.2 Атмосфера и темпо-ритм пьесы Атмосфера пьесы непосредственно связана с местом действия. Когда пингвины находятся на своей родине, в Антарктиде – они беззаботны, вольны в своем поведении, могут делать все, что им захочется. Вот и мы наблюдаем их обычный день, в котором «ничего не происходит», они задирают друг друга, разыгрывают, воспитывают, все, как и всегда, но такая атмосфера однообразия вскоре им наскучила, и они хотят «хоть бы что-нибудь наконец произошло». С появлением бабочки на секунду все остановилось, замерло, чтобы насладиться красотой этого невероятного существа. Но желание убить бабочку, которое возникает у Третьего пингвина прерывает это мгновение. И жизнь возвращается на круги своя. Стремительность в характере Голубки с ее появлением вносит активное действие в пьесу. Начинаются сборы. Обостренное предлагаемое обстоятельство – два билета, а пингвинов трое – проявляет нам главных героев с интересной стороны, беда объединяет пингвинов, и они «тайком» проносят на борт третьего. На ковчеге пингвины находятся в постоянном напряжении, пытаясь скрыть от Голубки, что их трое. В контрапункт этому их одолевает тоска по дому, уюту. К тому же они безумно хотят есть. Теперь они не могут делать того, что им захочется, они вынуждены все время сидеть в трюме и ждать пока закончится всемирный потоп. В финале, после того как потоп окончен мы видим «Новый мир» он светел, чист и безгрешен. А сияние радуги на небе, красоту которой невозможно передать словами, свидетельствует о начале новой жизни. Немаловажную роль в пьесе играет темпо-ритм спектакля, который в полной мере зависит от атмосферы. Основное действие пьесы – наказание всемирным потопом, держит темпо-ритм спектакля в непрерывно нарастающей динамике, обеспечивающей активность развития событий.
3.3 Драматические приемы (композиция) Пьеса У. Хуба «У ковчега в восемь» имеет линейную композицию и состоит из двух актов (а те в свою очередь из сцен), которые протекают беспрерывно, следуя по порядку одна за другой. С точки зрения событийного ряда 1 акт включает в себя исходное, основное и центральное события, - тем самым предопределяя реализацию основной идеи автора во втором действии, содержащем в себе финальное и главное события. У. Хуб не зря именно таким образом распределяет элементы композиции в пьесе: стремительно сменяющие друг друга события в первом акте позволяют в полной мере и во всех деталях проявить изменения в поведении персонажей во втором действии. Композиция изложения событий в пьесе такова: пролог отсутствует, в экспозиции мы знакомимся с главными героями пьесы, которыми движет лишь одно желание – подраться друг с другом, далее следует завязка – Голубка приносит весть от Бога, о его намерении устроить всемирный потоп и вместе с этим выдает два билета на ковчег, сталкиваются две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Развитие действия характеризуется конфликтной ситуацией – два билета, три пингвина. В поисках разрешения этой ситуации и идет основное развития действия, которое заканчивается принятием решения – «необходимо взять с собой третьего». Кульминация- по общему определению это вершина развития действия пьесы. В основе кульминации лежит центральное событие, а именно раскрытие Голубкой авантюры Пингвинов. В развязке мы узнаем о событии, которое на протяжении всей пьесы не давало Голубке покоя, в суете она забыла взять себе пару на ковчег. Пингвины приходят на помощь, один из них притворяется Голубем. И выходит, что спускаются по трапу два Голубя и два Пингвина. В эпилоге автор подводит смысловой итог пьесы - Бог понимает, что люди никогда не перестанут враждавать друг с другом, конфликтные ситуации будут возникать. Но при этом Бог дает обещание больше никогда никого не наказывать. В знак его обещания на небе сияет радуга. В пьесе также есть эпилог, в котором пингвины пытаются выяснить, есть ли Бог? И приходят к выводу, что он есть «в каждом человеке, в каждом животном, в каждом растении… Надо просто глубоко в себя вслушаться».
3.4 Жанровые признаки пьесы «Жанр – это уже решение спектакля. Точно найденный жанр может стать «зерном» спектакля» - А. Буров. Сам автор определяет свою пьесу как «остроумное рассуждение на серьезные темы». Жанр спектакля – притча–фантазия. Жанр притчи относится к роду эпических жанров. Буквальный смысл слова «притча» - указатель жизненного пути. Основным источником притчевых структур в европейской литературе является Новый Завет. В Ветхом Завете нет ещё того чёткого жанрового образования, которое принято называть притчей. Однако сказание о Всемирном потопе исходит из Ветхого завета. Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. Фантазия как жанр наиболее проявлена в музыке. Здесь определение фантазии следующее – (от греч. phantasm - воображение), инструментальная музыкальная пьеса, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. Мы можем применить это определение для данной пьесы, так как автор предполагает не только традиционное драматическое развитие событий, но и желает наполнить пьесу музыкальными вставками, где музыка помогает легко и импровизационно героям пьесы вести диалог со зрителем. Таким образом, У. Хуб хотел сказать, что история «у ковчега в восемь» носит характер притчи, так как в основе пьесы лежит библейская история о Всемирном потопе. Дополнение к жанру притчи – фантазия просто необходимо в данной ситуации. Ведь именно оно дает легкость в существовании, возможность фантазировать, импровизировать, создавать тот воздух, которым наполнена «не соответствующая реальности» история о Пингвинах и ковчеге.
4. Сценическая история пьесы Пьеса У. Хуба «У ковчега в восемь» несмотря на свой юный возраст (10 лет) набирает большую популярность. С каждым годом желание прикоснуться к этой пьесе возрастает у современных режиссеров все больше и больше. В России пьеса про пингвинов уже стала репертуарной (спектакли идут в Самаре, Саратове, Челябинске, Москве, Екатеринбурге, Барнауле, не считая читок в рамках режиссерско-драматургических лабораторий на фестивалях). Причем круг вопросов, которые затрагиваются в пьесе рассчитан не только на детскую аудиторию. Взрослым будет также интересно его посмотреть. Наиболее известная постановка этого спектакля – Санкт-Петербургского театра Мастерская. Жанр спектакля – комедия в одном действии. Режиссер спектакля – Екатерина Гороховская. Премьера спектакля состоялась 14 декабря 2010 года. Е. Гороховской нравиться говорить о серьезных вопросах с детьми. Так, в пьесе «У ковчега в восемь» она поднимает вопрос о Боге. Режиссером была проявлена не одна проблема. В постановке спектакля поднимаются вопросы дружбы, смерти, одиночества, про то, есть ли вообще Бог, и если есть, то почему Его никто не видел? Главная идея, которую закладывает режиссер в спектакль – в жизни побеждает дружба и любовь, на предпосылки которой указывает нам финал спектакля. Сценографическое решение спектакля было следующим: в спектакле нет ничего лишнего. Сюжет о всемирном потопе разыгран удивительно просто, без затей и без декораций. Пустая черная коробка сцены - черный задник работает как элемент сценографии, напоминая о глубинах ночного неба на Южном полюсе, а на авансцене — маленький белый коврик, где, как на льдине, примостились Пингвины, дорожный чемоданчик, с которым «неразлучники» прибывают на Ноев ковчег, и огромная клетчатая сумка, которая ассоциируется у публики с вещевыми мешками «челноков» и в которой контрабандой друзья проносят на борт ковчега пингвина-безбилетника. Одежда Пингвинов черно-белая. Штаны-зуавы, растянутые майки, толстовки, забавные шапки, как у брейк-дансеров, ведь перед нами — современные молодые ребята, весельчаки, пижоны и модники, возраст пингвинов в спектакле Е. Горховской – 12-17 лет и эти парни уже разбираются в стиле. Голубка одета в белый комбинезон, шлем, летные очки, и с рюкзаком за спиной. Бабочка —появляющаяся лишь дважды и выплясывающая нечто латиноамериканское, сигнализирует об окончании потопа. Ной больше похож на элемент сценографии, чем на персонажа - у него видны только борода и тапки. Художник по костюмам Соня Матвеева. Музыкальное оформление спектакля. Лейтмотивом бабочки служит южная латионоамериканская мелодия. В финале, когда Пингвин и Голубка вместе спускаются по трапу - звучит старая, забытая песня «Черно-белый пингвин». Затем бодрящие ритмы для тела, что звучали весь спектакль. И уже в самом финале мы слышим возвышенную музыку Моцарта (под которую обнимают друг друга уже явно не Пингвин и Голубка, а молодой человек и девушка). Звуковая партитура очень своеобразна. Пингвины увлекаются битбоксом, любят читать свой пингвиний рэп. Световое решение было простым и логичным. На Пингвинов выводился холодный свет, «северный», на бабочку — теплый, «тропический». Интересной показалась находка во время сцены в трюме Ноева ковчега. Софиты, спущенные на уровень человеческого роста параллельно порталу сцены и направленные в пол, создавали впечатление борта ковчега. Каждый характер (дурашливые Пингвины, важная Голубка, беззаботная Бабочка, голос мудрого Ноя «за кадром») каждая ситуация (ссоры, споры, откровения, детективные сюжеты, моменты флирта), каждое место действия (суровые льды Арктики, теснота трюма ковчега) обдуманы и разработаны детально и изобретательно. Достоверность существования, честное оправдание образа, демонстрация владения телом, голосом и лицом, освоение нескольких метров пространства — все на отлично. Перед нами четко сбитая по ритму работа. Пластика и стремительность реакций трех актеров «Мастерской» словно снята с героев какого-нибудь мультфильма DreamWorks, в спектакле они выказывают небывалую живость и юркость, когда вдохновенно исполняют рэп или, смущаясь и конфузясь, знакомятся с барышнями – бабочками. А их мимику, ужимки, прыжки, танцы и падения сопровождает победительная музыка для скейтборда. Пьеса вышла не просто «смешной и очаровательной, но и этюдно-театральной». Замечательные этюды «рыбалка», «драка», «любовь с первого взгляда», «бизнес-леди» надолго запомнятся зрителям спектакля. Примечательно то, что Е.Горховская сама является переводчиком пьесы У.Хуба на русский язык совместно с Йоханом Боттом.
5. Эпоха О «вневременности» проблематики, закладываемой У.Хубом в эту пьесу говорилось и раньше, однако стоит остановиться на тех обстоятельствах, которые пусть косвенно, но все же влияют как на решение жанра, так и на развитие событий в пьесе. Предлагаемые обстоятельство в пьесе свидетельствуют о факте Всемирного потопа. С точки зрения хронологических сведений из Библии - начало потопа приходится на 2370 год до н. э. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий. Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем. Однако жанр пьесы - «притча-фантазия» не дает нам возможности точно определить эпоху, в которой развиваются события пьесы. Потому что «фантазия» несет в себе импровизационное начало и может произойти где угодно, когда угодно и с кем угодно. Пьесы была написана в 2006 году в Германии по заданию одного из немецких издательств написать пьесу для детей на тему «религия». В Германии немалую роль отводят религии в жизни общества. В мегаполисах и небольших городках Германии построено очень много церквей и храмов, и многие жители страны (особенно западной ее части) регулярно посещают богослужения. Рождество и Пасху, религиозные праздники, празднуют все немцы, причем как верующие, так и агностики, и атеисты, ведь эти два великих праздника давно стали считаться всенародными. В школах Германии все дети в зависимости от своего вероисповедания изучают католическую или протестантскую религию. Однако те ученики, которые не исповедуют христианство, имеют право не ходить на такие уроки, а вместо них посещать уроки этики. В целом, общество Германии очень толерантно, поэтому немцы лояльно относятся к верующим людям, исповедующим любую религию. Если коснуться нашей эпохи через пьесу У. Хуба, то можно сказать о той необходимой морально-этической базе, которая так нужна современному человеку. Сейчас размыты понятия о самых простых человеческих ценностях: что есть истинная дружба, вера, любовь. Почему нельзя убивать, для чего нужно делиться и многие другие. В эпоху вечных конфликтов, междоусобных войн, борьбы за власть – эти ценности отходят на второй план. Вопрос о воспитании общества остается открытым.
6. Идейно-тематический анализ Тема: Есть ли Бог, если есть, то почему он никак не проявляет себя Идея: Проявление божественного начала многогранно. Бог во всем, он принимает любое обличие и неустанно наблюдает за нами. Бог в каждом из нас, нужно только глубоко в себя вслушаться Сверхзадача: Только «доброй душе» доступно понимание и ощущение Божественной любви Конфликт: Между верой (Бог, посланники Бога – Ной, Голубка, Бабочка) и сомнением (пингвины) Сквозное действие: путь к Богу, быть открытым к принятию его в свое тело, ум, душу (Бог, посланники Бога – Ной, Голубка, Бабочка) Контрдействие: видеть проявление божественного начала и, как и прежде, задаваться вопросами о существовании Бога (пингвины) Предмет борьбы: обретение веры Ведущее предлагаемое обстоятельство: «Бог устал от вечной вражды людей и животных и решил обрушить на землю Всемирный потоп» Эмоциональное зерно: «ожидание» Образ спектакля: ковчег спасения Событийный ряд: Исходное событие: «нетерпимость» Бог устал от вечной вражды людей и животных. И решил обрушить на землю Всемирный потоп Основное событие: «распространение (Голубке), принятие решения (Пингвинам)» Голубка приносит Пингвинам весть от Бога, сообщает им о его намерениях. И вручает два билета на ковчег. Пингвины, как истинные друзья не могут бросить в беде третьего и решают тайком пронести его на борт Центральное событие: «рассекречивание» Голубка узнает о том, что Пингвинов на ковчеге трое Финальное событие: «обретение» Масличная ветвь в клюве Голубке свидетельствует об окончании потопа и начале новой жизни Главное событие: «перерождение» После потопа Пингвины обрели не просто веру, а уверенность – «в каждом из нас есть Бог… Надо просто глубоко в себя вслушаться»
Архитектоника пьесы Пьеса написана в двух актах и 13 сценах. 1-ый акт: 1,2,3,4,5,6,7 сцены. 2-ой акт: 1,2,3,4,5,6 сцены и эпилог. Объем страниц по сценам: 1 сцена – 7 страниц 2 сцена – 3 страницы 3 сцена – 1 страница 4 сцена – 2 страницы 5 сцена – 2 страницы 6 сцена – 2 страницы 7 сцена – 3 страницы Итого: 1 акт – 20 страниц. 1 сцена – 2 страницы 2 сцена – 6 страниц 3 сцена – 2 страницы 4 сцена – 1 страница 5 сцена – 3 страницы 6 сцена – 1 страница Эпилог – 2 страницы Итого: 2 акт – 17 страниц.
В пьесе 3 места действия: Сцены 1,2,3,4 (1 акт) Сцена 6 и эпилог (2 акт)- в Антарктиде на Южном Полюсе. Сцена 5 (1 акт); сцена 5 (2 акт) - у трапа Ноева ковчега. Сцены 6, 7 (1 акт); сцены 1,2,3,4 (2 акт) - в трюме Ноева ковчега.
Действующие лица: Первый пингвин Второй пингвин Третий пингвин Белая голубка Старик с длинной белой бородой
7. Анализ системы художественных образов Представление о каждом герое формируется у читателя и у режиссера (а затем и у зрителя) не только в процессе оценки действий персонажа, но и в процессе анализа текста пьесы, характеризующего персонажа. В пьесе «У ковчега в восемь» У. Хуб вкладывает в уста героев не только характеристику других персонажей, но и характеристику того, кто говорит. Первое место действие пьесы «У ковчега в восемь» происходит в Антарктиде. Мы видим трех Пингвинов. Они танцуют, поют, подтрунивают друг над другом, задираются и, конечно, мечтают. Пингвины очень конкретны в проявлении - если они дружат, то «навечно», если ссорятся, то так же — раз и навсегда. Правда, через минуту могут забыть, что поссорились, и вот, они уже вместе встают под общий зонтик и говорят друг другу что-то очень хорошее. Несмотря на то, что все время они практически проводят вместе, каждый из них по-разному смотрит на одну и ту же ситуации, исходя из своего опыта и мировоззрения. Ведь у них, как и у людей, уже у каждого успел сформироваться свой, уникальный характер. Первый Пингвин страдает манией величия, к тому же он больше всех любит разыгрывать своих друзей, подшучивать над ними. Третий – склонен к паранойе, самый неверующий Пингвин до поры до времени, к тому же задира. Второй оказывается словно между двух огней, разъясняя им элементарные истины, но по сути своей он больше склонен наблюдать за миром со стороны, главное для него – чтобы все жили в согласии. Главные персонажи пьесы Пин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|