Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфуцианско-даосистский тип культуры

 

Классическая китайская культура – сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Конфуцианство – социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения. Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551–479 г. до Р.Х.), в латинской транскрипции – Конфуций. Для Китая это время было беспокойным: родовое патриархальное общество разрушалось, и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следовать гуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло в виде собрания его размышлений в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В целом, к каноническим сборникам конфуцианства относятся Пять трактатов ( включая знаменитые «Книгу песен» (Ши цзин) и «Книгу перемен» (И цзин) и Четверокнижие,в которое входят «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Предмет его учения – управление государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». Для его учения характерно представление о главенстве, доминировании социального, культурного начала в отношениях между людьми. Только как творец ценностей культуры человек обретает бессмертие, воплощает себя в позитивных делах, соответствующих традиционным нормам.

Идеал, созданный конфуцианской традицией, – благородный муж (цзюнь-цзы), обладающий 5 добродетелями:

– гуманность (жэнь),

– благопристойность (ли) – осведомленность в обрядовых, этикетных отношениях, ритуалах,

– справедливость (ли) – способность подчинить свои субъективные потребности требованиям долга и общественным задачам,

– мудрость (чжи),

– верность (син) – преданность своей стране, государю, начальнику, отцу, убеждениям и данному слову.

Жизнь благородного человека проявляется в пяти видах отношений:

– отца и сына

– правителя и подданного

– старшего и младшего брата

– мужчины и женщины

– друга с другом.

В семье должно быть абсолютное послушание старшим, как и в государстве – начальству и властям. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, нормам поведения, чем выше чиновник – тем тщательнее он должен им следовать. Всякий, желающий занять положение в обществе, должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители, жертвоприношения совершались главами семей, государственными чиновниками и императором. Наряду с культом Неба особенно почитается государство, возглавляемое императором – цивилизованный Китай, который есть Поднебесная, – противостоящая «варварам». Почитание государства выражено в социально-этических установлениях и административно-политической системе – регуляторе экономических процессов.

Конфуций призывал не стремится к личному благополучию: «Питаться грубой пищей, спать подложив под голову локоть – радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем, – для меня это словно парящие облака»; находить удовлетворение в самом процессе познания действительности: «Учиться и постоянно повторять изученное – разве это не радостно?».

Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры:

– доминанта этической компоненты,

– ритаулизм, символичность поведения,

– отсутствие психологизма, не характерна драматизация духовной жизни,

– высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,

– интерес к культуре повседневности, к традиционному, унаследованному, любовь ко всему старинному.

В императорском Китае конфуцианство являлось государственной религией, уважительное отношение к этой идеологической системе сохраняется и в Китайской республике на Тайване. В годы «культурной революции в КНР» (1966–1976) учение Конфуция было признано опасным и несовместимым с коммунистическими идеями маоизма. Однако и после смерти Мао Цзэдуна конфуцианство продолжает играть заметную роль в жизни китайцев. Этому способствует то, что весь социально-этический строй жизни не только китайского, но и других дальневосточных обществ базируется на исторически усвоенных принципах конфуцианства.

После смерти Конфуция правитель царства Лу построил ему храм и повелел, чтобы в честь него совершались жертвоприношения. В народе Конфуций всегда почитался как божество. Существует посвященный ему ритуал с жертвами, религиозными танцами и молитвами.

Даосизмкак религиозно-философская основа китайской культуры.

Первым даосским мыслителем (и основателем даосизма) традиционно считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань), живший, по преданию, на рубеже VI–V вв. до Р.Х. Он оставил у начальника пограничной заставы Инь Си (Гуань Инь-цзы) изложение своего учения под названием «Дао-Дэцзин» («Какон Пути и Благодати»), прежде чем ушел навсегда из Китая на Запад. Однако Лао-цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его имя («Престарелый Мудрец», «Престарелый Младенец») открыло широкие возможности для мифотворчества. В «Дао-Дэ цзине» речь идет о Дао (букв. «путь») – единое первоначало всего сущего, вечная реальность, непреходящий закон мироздания, единая субстанция и одновременно абсолютная мировая закономерность. Весь мир – проявление, развертывание Дао; каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Однако человек может сходить с этого пути познания Дао, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности, как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию, и в создании социальных институтов. Поэтому «Дао-Дэцзин» призывает вернуться к изначальной природе, к упрощению и естественности. Никто не должен вмешиваться в изначальный порядок вещей, необходимо, чтобы все текло само собой. Этот принцип выражен в понятии «недеяния» (у вэй). Мир сам по себе не является нашим, и поэтому мы не вправе изменять его порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его понимаем. Недеяние – это отказ от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от «улучшения» мира, это следование естественному течению жизни.

Самым совершенным образом жизни даосы считают отшельничество. Цель даосов-отшельников – достижение бессмертия. Для традиционной китайской культуры не была характерна вера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци); после смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связующей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Появилась вера в возможность обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения. Существовали представления о наличии в океане особых островов, населенных бессмертными. А знаменитый император – объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до Р.Х.) даже посылал туда морскую экспедицию. Однако истинный даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) в процессе движения по пути бессмертия трансформировал свое тело, которое, согласно даосскому учению, приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже «сжимать время». В процессе даосской медитации трансформировалось и сознание – идея единотелесности, единосущности со всем миром переживалась им.

Путь к бессмертию предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники, оги), совершенствовании духа и тела. Способы получения бессмертия: сложные методы психофизической тренировки, наподобие йоги; занятия медитацией (созерцание Дао и единства мира, единении с миром и Дао самого практикующегося); специфические гимнастические (Дао инь) и дыхательные (син ци) упражнения; сексуальная практика для поддержания энергетического баланса организма и занятия алхимией. Алхимия делилась на внешнюю (достижения долголетия посредством диет, эликсиров бессмертия (золото, киноварь (сульфид ртути) мышьяк, нефрит) и внутренняя, которая была направлена на преобразование человеческой сущности посредством активной регуляции энергетических потоков организма: дыхательная гимнастика (ци гун), медитации, комплексы физических упражнений, зачатие мужчиной в самом себе «бессмертного зародыша». Некоторым даосам были присущи асоциальные формы поведения, пренебрежение служебными обязанностями, экстравагантность во внешнем виде и поступках.

В даосизме наиболее полно выразилось такое важное измерение китайской культуры как витализм возвышение ценностей естественно-природной жизни. В недрах даосизма получили развитие также астрология и геомантия – фэншуй («ветер и воды») – учение о взаимодействии космоса и духовного мира с земным рельефом. С представлениями о фэншуй связана практика биолокации (определения благоприятных и неблагоприятных естественных зон), оформления интерьера жилища, разработки архитектурных и строительных проектов.

До сих пор для построек китайцы используют исключительно дерево и отчасти кирпич. Излюбленная форма в архитектуре – тин – немного возвышенная, четырехскатная, подпираемая снизу короткими деревянными столбами крыша с загнутыми кверху и значительно выступающими вперед краями, напоминающая кочевую палатку. Здания одноэтажные, исключение – дворцы, рестораны, театры. Бедность и простоту общих форм сооружений китайские зодчие маскируют обилием декоративных элементов, рассеянных повсюду: драконы, фениксы, черепахи, фантастические животные из дерева или терракоты, лепятся по карнизам, краям и гребням крыши, у подножья колонн. Китайский город в целом крайне монотонен, и его здания отличаются друг от друга величиной и количеством украшений. Отступления от господствующего типа сооружений – религиозные здания. Например, храм Неба в Пекине, воздвигнутый в 1421 г., при императоре минской династии Юн-ло. Это скорее алтарь, а не храм. Три террасы круглой формы, окруженные мраморными балюстрадами, лежат одна на другой и служат основанием для каменного жертвенника, на котором огдыхан трижды в год торжественно совершает жертвоприношение своему прародителю. Здесь же приносились императорские жертвы и Земле, пока не был, в 1531 г. воздвигнут поблизости отдельный алтарь. Эти два храма, Неба и Земли – единственные в своем роде в Китае.

Прочие храмы официального культа и религии Конфуция относятся к общему архитектурному типу: состоят из нескольких одноэтажных, покрытых тинами, построек, расположенных одна за другой и разделенных друг от друга внутренними дворами. Внутреннее убранство очень просто: черные доски с надписями, сделанными золотом. Нет ни живописи, ни изваяний, и только низкие столы с расставленными на них старинными бронзовыми вазами несколько оживляют пустоту помещений. Главные – храмы Конфуция, в Пекине, и на родине философа в Цюй-фоу, в провинции Шань-Дун. Буддистские храмы в Китае роскошнее, множество статуй. Даосские храмы похожи на буддистские. Могильные сооружения схожи с первобытными надмогильными курганами. Богатые усыпальницы имеют храмы для совершения поминальных обрядов.

Живопись носит графический характер. Китайские живописцы – рисовальщики и каллиграфы. Существуют обязательные образцы, правила рисования. Живописцы больше внимание уделяют выписыванию деталей, не пишут тени, считая тень чем-то мимолетным, случайным и несущественным. Картины пишутся на бамбуковых пластинках, на шелке и на бумаге водяными красками, с постоянной примесью белил; а также на фарфоре огнеупорными красками. Основные художественные образы: гора, символизирующая обиталище бессмертных, дерево, река (поток), символизирующие восхождение.

К некоторым недостаткам китайской живописи можно отнести отсутствие чувства общей гармонии, пренебрежение анатомией человеческого тела, утрировка поз и экспрессии, граничащие с карикатурой.

Скульптура играет роль пособницы при архитектуре, служит к украшению храмов, дворцов, киосков и частных домов. Китайская пластика характеризуется совершенством технической отделки, но вычурностью форм и пустотой содержания. Например, изделия из бронзы: маленькие фигурки богов, странные и безвкусные до уродливости, в окоченелых, безжизненных позах, ломающиеся и гримасничающие; фантастические чудовища. Китайские ваятели большие искусники работать также с деревом, слоновой костью и твердыми камнями, например, нефритом.

В эпоху Сунн (X–XI вв.), на 4 столетия раньше, чем в Европе, в Китае было изобретено книгопечатание. Совершенство в жанрах оды, песни, пейзажной («поэзии гор и вод») и любовной лирики, поэзии придворного стиля, конфуцианской, даосской, буддистской поэзии. Развиваются прозаические жанры. Известные китайские поэты и писатели Ли Бо, Ду Фу и др. Романы «Путешествие на запад», «Троецарствие», «Тихие заводи».

Уже во 2 тыс. до Р.Х. в Китае возникла иероглифическая письменность. В математике знали десятичные дроби. В Китае были изобретены: лунный календарь, компас, механические часы. мачты, пушки, порох, бумага, шелк.

Открытия в медицине: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» – чи, лечебная гимнастика «ушу».

 

Мир исламской культуры

 

Простирающаяся на огромном пространстве земного шара от Марокко до Индонезии и Филиппин, имеющая более чем 1,5 – тысячелетнюю историю, культура исламского мира включает в себя множество региональных, национальных и этнических культур. Объединяет это множество разнообразных культурных феноменов система ценностей ислама, определяющая ментальность и жизненные приоритеты более миллиарда людей.

Ислам возник в VII в. в Хиджазе (Западная Аравия), основатель – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охватившее арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений и начавшимся складываться раннефеодальным обществом. Издревле в Аравии жили племена скотоводов. Но были оазисы-посредники в торговых операциях между различными странами. Одним из таких центров была Мекка. В это время среди местных культов выделились общеаравийские племена. Широкую известность приобрели учения иудеев и христиан. Активно шел процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировался единый арабский язык. Необходим был некий идеологический стержень, скрепляющий данные процессы. В таких условиях сформировался религиозно-политический союз вокруг лидера из племени курайшитов, провозгласившего себя пророком Аллаха на земле. Мухаммед был пастухом и посредником в делах богатой вдовы Хадиджи. Именно она одна из первых поверила и убедила мужа, что некто, являющийся ему на горе есть ангел Джебраиль. Мухаммед бросил торговые дела и стал халифом, т.е. пророком-проповедником. В 622 г. Мухаммед с последователями бежит из Мекки в Медину. Год переселения стал началом летоисчисления для всех мусульман мира. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску Мухаммеда, и он объединил арабские племена. Пророк совершил поклонение Каабе и разрушил находившиеся там символы и идолы за исключением «черного камня». В 632 г. он умер в состоянии тяжелой лихорадки в комнате своей любимой жены Айши. Похоронен в Мединской мечети. У Мухаммеда было 11 жен и несколько дочерей (рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве). Мухаммед – образец для подражания для всех мусульман.

В IX–X вв. ислам сложился как непростая культурная система, состоящая из теологической основы – калам, и правовой – шариат. Коран – главная книга мусульман, имеет 114 сур (глав), считается, что ее содержание было передано Мухаммеду Аллахом через ангела Джебраиля в месяце Рамадан. Считается, что незадолго до своей смерти пророк дважды сверял вместе с ангелом истинность и точность всего текста. Мусульмане верят, что Коран является точной копией оригинала, который находится на небесах. Однако известно, что Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Мухаммеда – Османа (644–656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Этот материал состоял из проповедей пророка Мухаммеда, широко распространенных как в устной, так и в письменной форме.

Священное предание мусульман называется сунна, и состоит из хадисов – канонизированных сообщений о высказываниях и действиях Мухаммеда.

Мусульманская мифология носит во многом вторичный характер: она является переработкой древнеаравийской мифологии, мифологических представлений народов, принявших ислам, сказаний иудаизма и христианства.

Культ Аллаха – признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. У Аллаха есть противник – мусульманский сатана, шайтан Иблис, который единственный среди ангелов не пожелал поклониться человеку, созданному Аллахом. Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль, Михаиль, Исрафиль, Азраиль. Аллах велик, но он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов.

Культ Аллаха имеет в основе идею предопределенности человеческих поступков. Человек добр или зол, праведен или грешен не по своей воле – так захотел Аллах. «Мы не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, как хочет Аллах» (О. Хайям). Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни, он решает судьбу каждого. Верным Аллаху предопределен рай.

Система мусульманских ценностей содержит ряд положений о человеке. Аллах сотворил первого человека из глины и назвал его Адам, и дал ему жену Хаву. Иблис совратил Адама и Хаву. На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине (умме). Умма контролировала образ мыслей, быт и систему ценностей мусульманина. Отношения внутри Уммы регламентировались Шариатом (системой религиозно-правовых норм), разработанным в VII–XII вв. в Арабском халифате.

Для желающего исповедовать ислам требовалось сказать при свидетелях: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Вероотступничество каралось и карается смертью.

После смерти пророка Мухаммеда его заменили халифы Абу Бекр, Омар, Осман. В общине произошел раскол. Близкие родственники полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а это право имеют только прямые наследники Мухаммеда. Они были последователями четвертого халифа Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата Мухаммеда, создав свою партию – шиитов (от арабск. шаа – «присоединяться к кому-либо»). Шиитысчитали, что власть должна сохранятся в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Имам – предводитель собрания верующих, учитель, позже – носитель «божественной субстанции».

Суннитский ислам оставался верным основным положениям Корана. Сунниты утверждали, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Мухаммеда. Они провозглашают принцип «единодушного мнения общины» – иджму, считая хадисы основой всей деятельности мусульман.

«Пять столпов» ислама

1) Вера в то, что Аллах – единственный бог.

2) Обязательная молитва (салят) 5 раз в сутки.

3) Пост (сауи). Главный пост в месяце Рамадан. Все запреты: на пищу, воду, плотские удовольствия снимаются ночью.

4) Хадж – паломничество в Мекку, к Каабе и др. святым местам.

5) Закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет на нужды общины и распределяется среди бедных и неимущих.

Кроме этого – садака – добровольное пожертвование и милостыня.

Джихад – усердие, рвение во имя Бога, полная отдача мусульманином своих сил, возможностей, а если надо и жизни, для торжества своей религии.

Происхождение слова: арабск. «суф» – шерсть: одеяние из некрашеной шерсти отшельников, аскетов; греч. «софос» – мудрость; арабск «сафа» – чистота; арабск. глагол «срфва» – быть избранным.

Суфизм – исламский мистицизм. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Традиционная мусульманская теология исключала возможность постижения Абсолюта: разъединенность Аллаха и человека не оставляет для человека иного выхода, кроме принятия на веру коранического знания. Суфии же допускали возможности мистического приобщения к Богу в особом акте самопознания, который по своей сути есть прежде всего забвение, уничтожение личного «Я». Суфизм – это неоднозначное явление. Для него характерны: теософия, гностицизм, экстаз и пантеизм. Например, суфий Абу Йазид ал-Бистами (Баязид) (IX в.), принадлежащий к пантеистической школе говорил: «Под моим плащом нет ничего, кроме Бога», «Слава мне! Сколь велико мое величие!», «Воистину я есть Бог: нет Бога за моими пределами, а потому поклоняйтесь мне».

Первая святая женщина-суфий – Рабийа ал-Адавийа (ум. в 802 г.) ввела концепцию молитвы как свободного и непосредственного общения с Богом, спонтанного излияния сердца. Среди ее молитв есть такая: «О Господь мой, если чту я Тебя из страха перед адом, сожги меня в аду, а если чту я Тебя в надежде на рай, изгони меня оттуда. Но если чту я Тебя ради Тебя самого, не удерживай меня от Твоей Вечной Красоты».

Суфии не заботились о своем внешнем виде, хотя строго соблюдали ритуал очищения, необходимый для молитвы. Ибн Адхам, например, гордился тем, что в его одежде кишат вши. А около 900 г. служанка одного багдадского суфия вскликнула: «О Господь, как грязны твои друзья – среди них нет ни одного чистого!».

Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подвергалось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно они шли на уступки. Последователи суфистов стали образовывать ордена странствующих монахов-дервишей во главе с шейхами. Эти ордена были признаны законными.

С суфизмом было исторически связано движение тариката (араб. тарикат – «путь»). Первоначально оно означало благочестивый путь жизни для общения с Богом. Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедующих священную войну против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды – послушники, слепо повинующиеся своему духовному наставнику.

Искусство каллиграфии имеет сакральный смысл из-за доминирующей для мусульман идеи о воплощении слова. Каллиграфия – графическое воспроизведение божественного слова, поэтому на здании мечети обязательно присутствуют цитаты из Корана.

Мечеть – место, где божественное слово получает свое вербальное воплощение.

Запрет на изображения.

Ибн-аль-Мукаффа (сер. VIII в.) сделал арабский перевод и литературную обработку сказок и басен, восходящих к индийской «Панчатантре». Впоследствии из этого родилась обрамленная повесть по типу «Тысяча и одна ночь».

Прекрасна арабская и персидская поэзия. Расцвет ее приходится на IX–X вв.: застольная лирика Абу-Нуваса, философская поэзия аль Мари, торжественные лирические оды аль Мутанабби. Существовали придворные поэты, воспевающие халифов, шейхов и султанов. Так, Абулькасим Фирдоуси (934–1030), великий персидский поэт, создал бессмертную эпопею «Шахнамэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей – мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа. Нередко сами ханы устраивали поэтические состязания между собой, устроившись в дворцовой беседке, где царила прохлада и журчала вода:

Ночью слезы, сна не зная, льет печальная свеча.

От страданья разгораясь, тает плавная свеча.

Понимая, что нет счастья без любимого лица,

Как израненное сердце, пьет отчаянье свеча…. (Газайи, хан Газы II Герай).

Персидский поэт, математик, философ Омар Хайям (1048–1131) никогда не писал хвалебных од правителям. Он даже отклонил предложение сельджукского султана Низама-ул-Мулька управлять одной из областей султанской империи. Мудрые четверостишия (рубайи) Хайяма полны юмора, лукавства и грустной иронии:

Много лет размышляя над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего неизвестно –

Вот последняя правда, открытая мной.

Арабо-мусульманская цивилизация по преимуществу городская. Типы культовых зданий – мечеть, медресе, мавзолей.

Частные жилые здания, как правило, скрыты внутри домов, а на улицу обращены лишь высокие глухие заборы. Мечеть состоит из ориентированного на Мекку молитвенного зала, к которому примыкает мида, где перед молитвой совершают малое омовение. В задней стене молитвенного зала помещается михраб – ниша, указывающая верующим направление, куда надо обращаться во время молитвы. Это самое украшенное место. Справа от михраба в главных мечетях (пятничных) размещается кафедра – минбар, с которой читают пятничную проповедь. Над зданием мечети возвышается минарет (башня с балконом), с которого возглашают призыв на молитву.

Мухаммед объявил науки «обязанностью каждого мусульманина и мусульманки», об учебе говорил как о непрерывном процессе – «от колыбели до могилы», требующего от человека поисков мудрости «даже в далеком Китае».

В VIII в. началось «переводческое движение», в котором проявился интерес арабов к греко-эллинистической научно-философской культуре. С греческого языка были переведены Платон, Аристотель, Гален и Гиппократ, Евклид и Птолемей. Библиотеки исламского мира насчитывали до 100 тыс. книг. Фараби (870–950 гг.) развивал идеи Аристотеля, разрабатывал учение об идеальном обществе. Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.) – автор фундаментальных трудов по философии и медицине. Его наследие оказало большое влияние на развитие мировой науки.

В IX–XII вв. Багдад становится научным центром мира. Достижения в области математики: позиционная нумерация с десятью цифрами, открытие десятичных дробей, разработка приближенных методов извлечения квадратных и кубических корней, развитие алгебры (арабск. – ал-джабр).

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...