III. Описание места учебного предмета «музыка»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета МУЗЫКА Москва 2014
СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
I. Пояснительная записка…………………………………………………………3 II. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»……………………...5 III. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане………….7 IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка»…………………………………………………………………………………8 V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного предмета «Музыка» ……………………………………...........9 VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………………………………………………………..18 VII. Содержание учебного предмета «Музыка»……………………………….30 VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………………………………………………………………………..55 Приложение 1. Примерные репертуарные списки для слушания музыки, хорового пения, игры в детском инструментальном оркестре (инструментальном ансамбле)………………………………………………...............................................58 Приложение 2. Список рекомендуемой методической и учебной литературы……………………………………………………………………………….63
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка» (далее – программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1] (далее – ФГОС НОО) и с учетом требований примерной основной образовательной программы начального общего образования[2].
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Цельучебного предмета «Музыка»– воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности. Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач: - формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству; - формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры; - формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности; - формирование умений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи; - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
- формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления; - овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и инструментальной); - развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности; - приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности; - воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся. Это хоровое и ансамблевое пение; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и в оркестре; театрализация песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи и как основы собственного творчества; слушание музыки как способ формирования духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса и художественно-образного мышления обучающихся. Перенос акцента на практико-ориентированное освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства. Собственная активная учебная и творческая деятельность школьников на уроках музыки направлена на воспитание постоянного интереса и любви к музыке, творческого подхода к интерпретации явлений окружающего мира, на понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств и способностей обучающихся.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Срок освоения программы учебного предмета «Музыка» и
Объем учебного времени Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования составляет четыре года. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебных недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель. Урок по учебному предмету «Музыка» проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II – IV классов – 35 – 45 минут. Формы реализации Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Методы обучения Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания. К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и др. Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы: - развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании); - обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному], музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
- развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, элементарное музицирование по системе К. Орфа, усложнения творческих заданий); - формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве); - активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки культуры устной речи. Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры. Программа начального музыкального образования продолжает линию дошкольного музыкального обучения и воспитания детей и закладывает основы для изучения музыкального искусства на более высоком профессиональном уровне на последующих этапах их обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|