Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных

Упражнение 225. Объясните постановку тире.

1. Объявлена посадка на самолет Москва — Ташкент. 2. В книге дается характеристика важнейших литературных направлений XVIII—XX веков. 3. До станции оставалось десять — двенадцать (10—12) километров. 4. Любители шахмат с интересом следили за ходом матча Петросян — Спасский.

 

Для с п р а в о к. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов пространственных (перелет Москва — Северный полюс), временных (расписание занятий на сентябрь — декабрь), количественных (весом в пять — семь килограммов); в этих случаях тире заменяет по смыслу слова от... до. Тире ставится также между собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п. (физический закон Бойля — Мариотта, Институт марксизма — ленинизма).

 

Лексика.

Упражнение 311. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких — в переносном значении.

Высокое мнение, высокий порыв, высокий слог, высокий холм, высокая честь.

Глух к просьбам, глухая осень, глухая стена, глухое волнение, глухое место, глухое недовольство, глухой мальчик.

Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие, горячий спор, горячий суп.

Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.

Заячий мех, заячьи следы, заячья душа, заячья натура, заячья шубка.

Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни детства, золотые руки, золотые слова.

Свежая мысль, свежие краски на картине, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты, свежий номер газеты.

Тонкая тетрадь, тонкая шутка, тонкие пальцы, тонкий намек, тонкий слух, тонкое наблюдение.

Холодная душа, холодная красота, холодное впечатление, холодное сердце, холодные краски, холодные отношения, холодный ответ, холодный чай.

Угловатое лицо, угловатые движения, угловатые плечи, угловатый жест, угловатый камень, угловатый человек.

 

Упражнение 312. В приводимых ниже предложениях найдите синонимы:
1) существительного спор.

1. Николай сам увлекся спором о том, вытеснит ли атомная энергия электрическую (Кетл.). 2. Земские собрания с речами и дебатами всегда привлекали массу публики (Скиталец). 3. В кружках развертывались товарищеские дискуссии как по злободневным вопросам политической жизни, так и по прочитанным книгам (М. И. Калинин).

4. Литературный диспут придется отложить: не все к выступлению подготовились (Добр.). 5. В среде писателей Франции жарко разгорается полемика

по вопросу о том, как надобно писать (М. Г.). 6. «Однако будет, господа, толковать о пустяках, — остановил эти препирательства Майзель. — Приступимте к делу» (М.-Сиб.). 7. Обед начался с родственных пререканий (С.-Щ.). 8. Считаю вопрос исчерпанным и прекращаю бесцельное словопрение (Степ.). 9. Секретарь парткома обещал ему помочь уломать старика, чтобы тот без лишних прений отпустил сына в институт (П.).

2) прилагательного смелый:

1. Никита был смелый мальчик (А. Н. Т.). 2. Отважные, грубые лица матросов были возбуждены (Фед.). 3. Хаджи бесстрашный не садился ни разу даром на коня (Л.). 4. Это был герой, решительный, неустрашимый человек (Ч.). 5. Его гордый, безбоязненный вид невольно внушал к нему уважение (Кор.). 6. Он был храбр и хорошо знал те острые минуты боя, когда командиру для решающего хода нужно пошутить со смертью (А. Н. Т.).

3) глагола горевать:

1. Ольховцы долго толпились вокруг пожарища и горевали: «Пропал хлебушко!» (Буб.). 1. Под этот вальс ловили мы очей любимых свет, под этот вальс грустили мы, когда подруги нет (Исак.). 3. Я уже стар и не гожусь для борьбы. Я только скорблю душевно (Ч.). 4. Елена долго тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати (Т.). 5. Пускай потерпят, все будет: корова, лошаденка, землица; пусть не тужат (Сераф.). 6. Валя печалилась, когда какому-нибудь раненому становилось хуже (Шол.).

4) глагола защищать:

1. Долг наш — защищать крепость до последнего нашего издыхания (Я.). 2. Я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать ваш покой (А. Остр.). 3. Русский народ встал насмерть, обороняя свободу, жизнь и великое будущее отечества нашего (А. Н. Т.). 4. Он выступал осторожно, но решительно, ограждая себя от возможных нападок (Буб.). 5. Расцветайте, поля трудовые, лейся, песня, над мирной рекой: пограничники-часовые охраняют труд и покой! (Л.-К.). 6. Он умел ясно выражать

свои мысли, отстаивать свои взгляды (Баб.).

 

Упражнение 313. Расположите слова по возрастающей степени признака.

1. Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный. 2. Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой.

3. Быстро, вмиг, в мгновение ока, в минуту, мгновенно, моментально.

4. Беспокойство, волнение, тревога.

5. Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый, непривлекательный, уродливый.

6. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.

7. Отворить, раскрыть, распахнуть.

 

Упражнение 314. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.

1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать.

2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, убухать, ухлопать.

3. Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться, свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться.

4. Вселенная, космос, мир, свет.

5. Возмездие, кара, наказание.

 

 

Упражнение 320. Образуйте словосочетания из существительных-синонимов и слов, заключенных в скобки.

1. Имя, кличка, название, наименование, прозвище (кинофильм, произведение, собака, товары, улица, ученик, человек).

2. Доля, доза, порция, часть (деньги, долг, дом, истина, котлеты, лекарство, мороженое, наследство, сутки, ученики.).

3. Вереница, ряд, цепь, шеренга (автомашины, дикие гуси, ошибки, рассуждения, сани, события, солдаты, холмы).

 

Упражнение 326. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Темная глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 7. Среди пугливых животных больше всего выделяются в этом отношении пугливые серны и пугливый заяц. 8. С грохотом и шумом едут трамваи; плавно один за другим на мягких шинах едут легковые автомобили; едут автобусы, тяжело покачиваясь из стороны в сторону. 9. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом. 10. Не без труда удалось преодолеть трудности и затруднения. 11. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем. 12. Блестящие рельсы тянутся куда-то вдаль, тянутся вдоль полотна телеграфные столбы, бесконечной линией тянутся провода. 13. Обширные залы обширного здания выставки были заполнены экспонатами. 14. Робкий мальчик своей робостью резко отличался от своих товарищей, которые нередко смеялись над его робостью. 15. Все работали напряженно, выполняя срочную работу.

 

 

Упражнение 327. Устраните повторение слов в тексте.
А. С. Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушкина были дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома под руководством домашних учителей, потом Пушкин определился в Царскосельский лицей. Писать стихи Пушкин начал еще ребенком. Окончив лицей, Пушкин поступил на государственную службу. Вскоре за эпиграммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был переведен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина известно каждому грамотному человеку в нашей стране, широко известно имя Пушкина и за пределами России.

 

 

Упражнение 335. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими.

1. В сочинении ученика много дефектов. 2. Школьная футбольная команда потерпела фиаско. 3. На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера. 4. В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании. 5. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 6. Онегин и Ленский отличались контрастирующими чертами характера. 7. Во время интервала между двумя уроками в класс вошел директор школы. 8. Докладчик предложил сделать акцент на физкультурную работу. 9. После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта. 10. Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...