Стили обучения по Хони и Мамфорду.
Хони и Мамфорд идентифицировали 4 варианта (стиля) предпочтений в научении, соответствующих стадиям научения по Колбу: практик; мыслитель; теоретик; прагматик.
Совершение Действия |
Применение нового образа действия |
Мыслительное отражение этого действия (рефлексирующий субъект) |
Осмысление полученного Опыта |
Рис. 4. Сочетание цикла научения по Колбу со стилями научения по Хони и Мамфорду.
Приобретение опыта.
Опыт может быть реальным или смоделированным. Oн может быть запланированным или полученным спонтанно. Каким бы ни был предмет обучения, ученика должен выполнять задачу в условиях, максимально приближенных: реальным. Ниже перечислены виды получения опыта (тренировок):
• Выполнение всей задачи или ее части.
• Поиск и получение обратной связи.
• Возвращение к действиям, выполненным в прошлом.
• Заполнение самооценочных опросников.
• Чтение книг, статей и другой документации.
• Прояснение того, как «другие» выполняют данное действие.
• Наблюдение за «другими».
Отражение полученного опыта.
Это значит, что ученик обдумывает и обсуждает свой опыт, задавая следующие вопросы:
а) что произошло;
б) каковы последствия произошедшего;
в) каковы переживания затронутых произошедшим людей?
г) каково моё переживание?
Осмысление полученного опыта.
На практике это происходит по мере того, как ученик отражает свой опыт.
|
|
Применение нового образа действия.
Именно на этом этапе ученик осуществляет применение нового образа действия и идентифицируют как коррективы, которые мог бы внести в свою деятельность, так и то, что в ней следует оставить неизменным.
Повторение опыта.
После этого, ученик должен получить возможность закрепить полученный результат и вновь выполнить задачу или произвести действие.
Зачастую, совершая значительное изменение, мы неоднократно проходим вышеописанный цикл. Это единственный путь получения опыта, необходимого для превращения нового действия в привычку или навык.
Обычно люди, характеризующиеся ярко выраженным предпочтением одного из стилей научения (по Хони и Мамфорду), зачастую особенно склонны пропускать ту или иную из стадий по Колбу (или, наоборот, застревать на «своей» стадии). Например, явному «практику» нравится получать новый опыт и избегать его мыслительной репрезентации и осмысления. Таким образом, роль специалиста в области развития, работающего с обучающимся индивидуумом, заключается в том, чтобы обеспечить последнему прохождение через все стадии научения, причем наиболее легким и удобным для него образом.
Представление модели коучинга по Колбу.
Упрощенно весь процесс коучинга можно изобразить в виде диаграммы, приведенной ниже. Каждая стадия более детально описывается в нижеследующих разделах.
Совершение действия
Стадия 1
Прояснение общего смысла и целей
Стадия 4
Выполнение задачи и осуществление деятельности в соответствии с планом
|
Мыслительное отражение этого действия Стадия 1 Прояснение общего смысла и целей программы Стадия 5 Повторение пройденного и планирование более эффективной деятельности чем раньше
|
Применение нового образа действия Стадия 3 Формирование деятельного плана Стадия 6 Завершение взаимоотношения коучинга
|
Осмысление полученного опыта Стадия 2 Согласование специфических потребностей в развитии Стадия 5 Повторение пройденного и планирование более эффективной деятельности чем раньше |
Рис. 5. Процесс коучинга, соотнесённый с циклом обучения по Колбу.
Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако во многих случаях можно обнаружить, что для того, чтобы достичь своих целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии. Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение пройденного материала.
Этапы коучинга.
Объяснение и демонстрация.
На этой стадии коуч должен:
• Обобщить все то, что необходимо объяснить и продемонстрировать.
• Сделать акцент на том, почему это важно.
• Обрисовать, как это будет выполняться.
• Объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую последовательность.
• Сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность изучаемого действия.
• Отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для проверки понимания.
Осмысление обучения.
Следует очень продуманно определять временной режим этой стадии. Часто все, что здесь требуется, - это просто несколько минут приватного разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым элементом нового оборудования.
Обзор прогресса.
На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной цели программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов, по его мнению, они достигли на данный момент. Грамотно сформулированные вопросы могут помочь ученикам выявить любые мешающие обучению препятствия, с которыми они сталкиваются, а также позволяют им обнаружить белые пятна, которые могли образоваться к этому времени
|
|
Планирование новой практики.
Возможность применения полученных знаний гарантирует достижение требуемых стандартов компетентности. Коуч должен обеспечить ученику практические сессии трех типов:
• «безопасные» возможности: легко можно совершить ошибку и тут же исправить ее, причем без разрушительных последствий для себя и своего дела;
• возможности «близкого наблюдения»: ученики могут потренироваться в ситуациях реальной жизни в присутствии коуча, который может вмешиваться с целью помочь и скорректировать любые недочеты, а также чтобы укрепить уверенность ученика при помощи позитивной обратной связи;
• возможности «выборочной проверки»: ученик волен действовать по своему усмотрению в ситуации реальной жизни, но при этом он знает, что коуч будет осуществлять выборочные проверки, чтобы затем предоставлять обратную связь и развивать мотивацию ученика.
Рассматривая коучинг как некие непрерывный процесс роста можно говорить о некой спирали обучения и практики.
Спираль практики начинается со стадии первоначального объяснения и демонстрации. За ней следует стадия рефлексии обучения, достигнутого в ходе начального этапа. После нее приходит стадия, в задачу которой входит формирование конкретных выводов относительно прогресса, достигнутого в направлении конечной цели. Финальная стадия предполагает планирование последующей практики. Конечно же, это приводит к возникновению нового рабочего опыта, но на этот раз уже на несколько более высоком качественном уровне.
Весь процесс начинается снова и снова и продолжается по спирали, ведущей ко все более продвинутым степеням мастерства и профессионализма после каждой следующей практической сессии. Этот процесс показан на Рис. 7.(Спираль практики).
Очевидно, что по мере продвижения учеников вверх по виткам спирали тип практических занятий, согласовываемых коучем и учеником, будет меняться и усложняться.
|
|
|
|