Дальнейшие примеры анализов
1. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы боя и победы (Б-П). No 131. Царь, три дочери (начальная ситуация -- i). Дочери отправляются гулять (отлучка младших - е3), опаздывают в саду (рудимент нарушения запрета - У). Змей похищает их (завязка - А1). Царь призывает к помощи (клич - В1). Три героя отправляются в поиски (С ↑). Три боя со змеем и победа (Б1-П1), избавление девиц (ликвидация беды Л4). Возвращение (↓), награждение (с3). 2. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы трудных задач и их решения (З-Р). No 247. Купец, купчиха, сын (начальная ситуация - i). Соловей предвещает, что родители будут унижены сыном. (Предвещание = мотивировка последующей попытки извести сына. Не функция хода действия. Ср. табл. I, 8). Родители кладут спящего мальчика в лодку и пускают ее в море (завязка: нанесение вреда через спуск на море - А10). Корабельщики его находят и везут с собой (пространственное перемещение в форме поездки -- ↑ R2). Прибывают в Хвалынск (эквивалент тридевятого царства). От царя задача: отгадать, о чем кричат вороны у царского двора и отогнать их (задача - 3). Мальчик задачу решает (решение - Р), женится на дочери царя (свадьба - С*:), едет домой (↓), по дороге на ночлеге узнает родителей (узнавание - У). Примечание: мальчик решает задачу потому, что от рождения знает птичий язык. Здесь пропущен элемент Z1 -- передача волшебного свойства. Следовательно, отсутствует и помощник; атрибуты его (мудрость) переходят на героя. Сказка сохранила рудимент этого помощника: соловей, вещавший об унижении родителей, улетает с мальчиком, садится ему на плечо. Однако в ходе действия он не принимает участия. По дороге мальчик дает доказательство мудрости, предсказывая бурю и приближение разбойников и тем спасая корабельщика. Это - атрибут мудрости, дополнительно развернутый эпически.
3. Анализ простой одноходовой сказки без мотивов боя и победы (Б-17) и без мотивов трудной задачи и ее решения (З-Р). No 244. Поп, попадья, сын Иванушка, (начальная ситуация - i). Аленушка уходит в лес за ягодами (отлучка - е3). Мать приказывает взять с собой братца (обращенная форма запрета в форме приказания - б2). Иванушка собирает больше ягод, чем Аленушка (мотивировка последующего нанесения вреда, представляющая собой завязку). "Давай, я поищу у тебя в головке" (обманные уговоры антагониста - г 3). Иванушка засыпает (g3). Аленушка убивает брата (завязочное нанесение вреда в форме убийства - А14). На могиле вырастает тростинка (появление волшебного средства из земли - ZVI). Пастух ее срезает и делает из нее дудку (связующий элемент - §). Пастух играет дудка поет и выдает убийцу (обличение - О). Песня повторена пять раз в различной обстановке. По существу это - жалобная песнь (В7), ассимилировавшаяся с обличением. Родители изгоняют дочь (наказание - Н). iб 2 е 3 г 3-g3 А14 ZVI ОН 4. Анализ двухходовой сказки при одной завязке, развивающейся через бой с антагонистом и победу над ним (Б-П). No 133. I. Человек, жена, два сына, дочка (начальная ситуация - г). Братья уходят в поле на работу (отлучка старших - е1), просят сестру принести им завтрак (просьба = обращенная форма запрета - б2), по дороге в поле рассыпают стружки (этим они выдают змею-антагонисту сведения о герое - w1). Змей перекладывает стружки (обман антагониста с целью завлечения жертвы - г 3); девушка идет в поле с завтраком (исполнение просьбы - b2) идет по неверному пути (реакция героя на обманные действия антагониста - g3). Змей ее похищает (завязка: похищение - А1). Братья узнают об этом (В4) и отправляются в поиски (реакция героя - С ↑). Пастухи: "Съешьте моего самого большого вола" (испытание дарителем - Д1). Братья этого не могут (отрицательная реакция ложного героя - Г1neg). To же: пастух предлагает съесть барана и другой - съесть кабана. Реакция отрицательная. Змей: "Съешьте двенадцать волов" (новое испытание другим персонажем - Д1). Братья опять этого не могут (Г1neg). Братья брошены под камень (наказание вместо награждения - Zcontr).
II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (сообщение о беде - В4). Герой отправляется в поиски (реакция героя СТ'). Пастухи и змей как выше (испытание героя - Д1, его реакция - Г; испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1-П1). Избавление сестры и братьев (ликвидация беды - Л4). Возвращение (↓). 5. Анализ двухходовой сказки: первый ход развивается через функцию боя и победы (Б-П), второй - через трудную задачу и ее разрешение (З-Р). No 139. I. Бездетный царь. Чудесное рождение трех сыновей царицей, коровой, собакой (t). Они выезжают из дома (1). Спор о старшинстве выигрывает Сученко (мотивы 21-23 - не функция хода действия). Встречают Белого Полянина. Два брата бьются с ним неудачно (схватка с враждебным дарителем Д9, - и отрицательная реакция ложного героя -- ^neg), он их избивает (наказание вместо награждения - Zcontr). Сученко его побеждает (Д9Г9). Он предоставляет себя в распоряжение героя (Z9). Наезжают на дом, в нем старый дед. Три брата последовательно с ним бьются (Д9). Старик побеждает (отрицательная реакция героя - Г9neg). Младший побеждает его (Г9). Он бежит, по его кровавым следам найден вход в иное царство (кровавый след указывает путь - R6), Сученко спускается туда на канате (использование неподвижных средств сообщения - R5) - Z=R65. "Он вспомнил про царевен, что покрали на тот свет три змия. Пойду их шукать" (похищение - А12 - произошло до начала хода действия, но повествуется о нем в середине, внезапное воспоминание о нем - эквивалент сообщения В4). Отправка на поиски (C ↑). Следует три боя и победа (Б1-П1). Девушки освобождены (освобождение - Л4). Младшая в знак обручения передает герою кольцо (отметка героя кольцом - К2). Обручение (с1). Возвращение (↓). II. Братья и Полянин похищают девиц, самого Сученко сбрасывают в пропасть (*А1) Схватка с встречным дедом. Сученко получает от него сильную воду и коня (схватка с враждебным дарителем -Д9, победа в схватке - Г9, волшебное средство передается и съедается или выпивается Z17). Конь по воздуху доставляет его домой (R1 - полет). Неузнанное прибытие, служба у золотаря (X). Ложные герои притязают на руку царевен (Ф). Царевны требуют изготовления золотых перстней (трудная задача перед свадьбой - З). Герой в роли золотаря изготовляет кольцо (решение задачи - Р). Царевна вспоминает о своем женихе, но не догадывается, что кольцо сделал он (узнавания не происходит - Уneg). Герой пролезает через уши коня и преображается в красавца (трансфигурация - Т). Ложные герои наказаны (Н). Невеста узнает жениха (узнавание - У). Тройная свадьба (С*).
6. Пример анализа четырехходовой сказки. No 123. I. Король, сын (i). Король приказывает изловить лешего, леший просит царевича отпустить его (просьба пленника с предварительной поимкой его - *Д4). Царевич это выполняет (реакция героя - Г4). Леший обещает ему свою помощь (Z9). Король изгоняет сына из дому (изгнание - А9), дает с собой дядьку (появление антагониста, наносителя вреда), по дороге дядька обманывает царевича (обман и реакция героя - г 3-g3), отнимает у него одежду и выдает себя за царского сына, а царевича за слугу (подмена - А12). Царевич и дядька прибывают к другому царю, царевич в поварах (неузнанное прибытие - X). (Опускаем незначительный эпизод, не имеющий отношения к нити рассказа.)
II. Является леший, его дочери дарят царевичу волшебные дары: скатерть, зеркальце и дудочку (передача волшебных средств - Z1), Царевна "примечает" царевича (не функция - подготовляет будущее узнавание). Идолище с угрозой требует царевну в замужество (угроза насильственного супружества - А16). Царь издает клич (В1). Королевич и дядька отправляются на помощь (С ↑). Является леший, дарует королевичу напиток силы, коня, меч (снабжение волшебными средствами - 7 17). Он побеждает змея (бой и победа - Б1-П1). Царевна избавлена (ликвидация беды - Л4). Возвращение (4). Царевна на глазах у всех целует царевича (рудимент: отметка или клеймение героя в форме поцелуя - К). Дядька приписывает победу себе и требует царевну (притязания ложного героя - Ф).
III. Царевна прикидывается больной и требует лекарства (недостача - а6 и отсылка В2. Случай двойного значения одной функции: он может быть рассмотрен так же, как задавание трудной задачи). Царевич и его дядька отправляются на корабле (С ↑). IV. Дядька топит царевича (А14). У царевича есть зеркальце, оно дает знак тревоги (сообщение о беде - В4). Царевна отправляется его спасать (С ↑). Леший дает ей невод (передача волшебного дара - Z1). Она вытаскивает королевича (ликвидация беды, оживление - Л9), возвращается (4.), все рассказывает (обличение - О), открывается подлинный царевич (узнавание - У). Дядьку расстреливают (наказание - Н), свадьба (С*). Последний ход (IV) завершает одновременно и предыдущий (III). 7. Анализ сложной пятиходовой сказки с переплетением ходов. No 198. I. Царь, царица, сын (i). Родители поручают сына дядьке Катоме (в распоряжение героя попадает будущий помощник -- Z1), умирают (отлучка старших в форме смерти -- е2). Сын хочет жениться (недостача невесты -- a 1). Катома показывает Ивану портреты (связка - §), под одним надпись: "Коли кто задаст ей загадку, за того пойдет замуж" (трудная задача - З). Герой и его дядька отправляются (C ↑). По дороге Катома придумывает загадку (решение -- Р). Царевна задает еще две задача, Катома решает их за Ивана (задача и решение - З-Р). Свадьба (С *). II. Царевна после венчания пожимает руку Ивана, узнает его слабость, догадывается о помощи Катомы (связующий элемент - §). Они едут в государство Ивана (отлучка - е3). Царевна "улещивает" Ивана (г 3), он поддается ее чарам (герой поддается на обман - g3). Она велит отрубить Катоме руки и ноги (членовредительство - А6) и оставить его в лесу. III. У Ивана насильственно отнят помощник (отнятие помощника - АII), сам он должен пасти коров. IV. (Сказка следит за Катомой, он герой этой части повествования). Безногий Катома встречает слепого (встреча с помощником, предлагающим услуги - Z69). Они поселяются в лесу, им не хватает хозяйки, они замышляют похитить купеческую дочь (недостача невесты - a 1), отправляются (С ↑), слепой несет безногого (пространственное перемещение в форме переноски - R2). Они похищают купеческую дочь (добыча невесты с применением силы - Л1), возвращаются (↓). Их преследуют, они спасаются бегством (преследование и спасение - Пр 1- Сп1). Они живут как братья и сестра (свадьбы не происходит C*neg). V. Ведьма по ночам сосет грудь девушки (вампиризм - А18). Они это замечают (эквивалент сообщения о беде - В), решают ее спасти (противодействие - С). Схватка с ведьмой (непосредственная схватка с ягой - впоследствии дарителем - Д9-Г9). Девица избавлена (ликвидация беды как непосредственный результат предшествующих действий -- Л4).
II (развитие). Ведьма указывает героям колодец с целющей и живущей водой (волшебное средство указывается - Z2). От воды они выздоравливают: Катоме возвращены руки и ноги, слепому - глаза (ликвидация ущерба путем применения волшебного средства; мгновенная ликвидация беды путем применения волшебного средства -Л5). Бабу-ягу бросают в огненный колодец (наказание - Н). IV (конец). Слепой женится на девушке (свадьба - С*). III (развитие и конец). Герои отправляются выручать царевича (С ↑). Катома вновь предлагает свои услуги Ивану (предоставление себя помощником в распоряжение герою - Z9). Его освобождают от унизительной службы (ликвидация начальный беды как непосредственный результат предшествующих действий - Л4). Мирное продолжение брака Ивана и царевны (возобновленный брак - с2). 8. Пример анализа сказки с двумя героями. No 155. 1. Солдатка, рождение двух сыновей (i). Они хотят иметь коней (недостача волшебного средства или помощника - a 2), прощаются (герой отпущен - В3), отправляются (С ↑). Встречный старичок их выспрашивает (испытание дарителем - Д2). Они отвечают вежливо (реакция героя - Г2). Он дарит им по коню (получение волшебного средства в форме дара - Z1. До этого два проданных коня на рынке оказываются негодными - утроение). Они возвращаются домой (↓). II. Они хотят иметь по сабле (a 2), мать опускает их (В3). Они отправляются (С ↑), встречный старичок их выспрашивает (Д2), они отвечают вежливо (Г2), он дарит им по сабле (Z1; до этого сабли, сделанные кузнецами, оказываются негодными - утроение). Они возвращаются домой (↓). - Этот ход дублирует первый и может рассматриваться как его повторение. III. Братья уходят из дому (↑). Подорожный столб на одном пути предвещает воцарение, на другом смерть (предвещение - см. табл. I, 8). Братья передают друг другу по платочку, который при беде другого будет кровоточить (передача сигнализатора - s), и расстаются (расставание и отправка в разные пути - <). Судьба первого брата: он продолжает путь (R2), попадает в чужое царство и женится на царевне (С*). В седле он находит пузырек с целющей и живущей водой (находка волшебного средства - Z5; приобретение волшебного средства вынесено вперед и найдет свое развитие позже). IV. Второй брат доезжает до царства, где змей пожирает людей. Очередь дошла до царских дочерей (угроза пожирания - А17); следует отправка с целью противодействия (C ↑), три боя со змеями и победа над ними (Б1-П1), в третьем бою герой получает рану, которую ему перевязывает царевна (отметка героя - К1). Царь посылает водовоза собрать кости царевны (появление ложного героя). Он выдает себя за победителя (притязания ложного героя - Ф). После третьего боя герой приходит во дворец (связующий момент - §), его узнают по перевязанной ране (узнавание - У), ложный герой изобличается (обличение - О), наказывается (наказание - Н), свадьба (С*). III (продолжение). Другой брат едет на охоту (отлучка - е3). В лесном доме прекрасная девушка начинает его завлекать (обман антагониста с целью погубить - г 3). Герой поддается ее обману (g3), она превращается в львицу и пожирает его (убиение - А14; одновременно служит местью за убийство змеев в предыдущем ходе: девушка оказывается сестрой убитых змеев). Платок у брата дает знак беды (сообщение о беде - В4), брат отправляется его избавлять (C ↑). Езда на волшебном коне по воздуху (R2); девушка (львица) пытается его соблазнить, он не поддается (г 3-g3neg), заставляет ее отрыгнуть проглоченного и оживляет его (оживление - Л9). Прощает змеиху (Hneg). Сказка имеет краткий не шаблонный конец: оставленная в живых змеиха разрывает братьев на кусочки. I. i a 2 В3 С{ Д2 Г2 Z1 } II. a 2 В3 С { Д2 Г2 Z1 } III. { s <R2 С* Z5 IV. А17 С { Б1 - П1 К1 Ф У О Н С* III. е3 г 3-g3 А14 В4 С { R2 г3-g3neg Л9 Нneg Приложение III Схемы и примечания к ним На вклейке печатаются схемы сорока пяти* сказок сборника Афанасьева из ста, указанных в тексте. Введены некоторые упрощения. Так, по техническим причинам не указаны утроения. Равным образом в схемах не указаны функции вступительной части (е, б-b, в-w, г-g). Полный анализ нескольких избранных текстов читатель найдет на с. 97-103. Если функции или группы их повторены одна за другой в разных видах, такое повторение обозначается подписыванием повторных элементов друг под другом в фигурных скобках. Например, означает, что даритель обращается к герою с какой-либо просьбой (Д7), герой ее выполняет (Г7), тот предоставляет себя в его распоряжение (Z9). Вслед за тем даритель подвергает героя испытанию (Д1), герой его выдерживает (Г1), даритель передает ему волшебное средство (Z1). Если развитие хода действия прерывается и в действие вклинивается новый ход, такой перерыв обозначается отточием с обозначением нового хода (второго, третьего и т. д.) через римскую цифру. Например, R1.... II....А4 означает, что между мотивом передвижения героя в пути (R1) и ликвидацией им начальной беды (Л4) вставлен новый, второй, рассказ, который в схеме будет обозначен ниже под цифрой II. Недостача, если она словесно не подчеркнута сказкой, но вытекает из ситуации, обозначается в квадратных скобках. Например, герой не женат, отправляется искать себе жену - обозначается через [ а ] В С ↑, где а означает недостачу, В - осознание ее (например, через советчиков), С - решение отправиться, ↑ - отправку в путь. В схему не включены функции подготовительной части, предшествующие завязке (например, отлучка старших и др.), так как это вызывает затруднения типографского характера, и их наличие или отсутствие решающего значения для развития хода действия не имеет. Цифры обозначают номера сказок по советским изданиям сборника Афанасьева, римские цифры - ходы по данным нашего анализа. Под этими же номерами к отдельным схемам даны текстуальные объяснения. Если функция стоит в рассказе не на каноническом для нее месте, она вписывается туда, где она стоит. ________________ * Из пятидесяти сказок в схемы не включен разбор пяти текстов. Сказка No 94 ("Волга и Вазуза") - иного порядка и здесь не рассматривается. Сказки No 123. 127, 139, 159 отсутствуют по техническим причинам. Действие в них слишком часто прерывается другими ходами, каноническая последовательность тоже соблюдена не строго. Текстуальный анализ этих сказок дан в приложении II на с. 98-100 и в примечаниях к схемам на с. 104-107. Так, например, в сказке No 135 герой получает волшебное средство (2?) сразу после наступления беды (А4) и перед отправкой (A4 Z2 С ↑). Здесь оно не фиксируется. Такие случаи очень редки и не меняют картины общей закономерности, а представляют собой колебания. Отдельно такие случаи не оговариваются. Есть некоторые случаи, когда форма функции не вполне подходит под предусмотренные разновидности. Тогда разновидность не фиксируется (например, Z - награждение волшебным даром вообще, безотносительно к разновидностям этой функции). Мы выписали половину нашего рабочего материала. Остальной материал не меняет картины закономерности и в таблицы не включается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|