Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дальнейшие примеры анализов




1. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы боя и победы (Б-П).

No 131. Царь, три дочери (начальная ситуация -- i). Дочери отправляются гулять (отлучка младших - е3), опаздывают в саду (рудимент нарушения запрета - У). Змей похищает их (завязка - А1). Царь призывает к помощи (клич - В1). Три героя отправляются в поиски (С ). Три боя со змеем и победа (Б11), избавление девиц (ликвидация беды Л4). Возвращение (), награждение (с3).

2. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы трудных задач и их решения (З-Р).

No 247. Купец, купчиха, сын (начальная ситуация - i). Соловей предвещает, что родители будут унижены сыном. (Предвещание = мотивировка последующей попытки извести сына. Не функция хода действия. Ср. табл. I, 8). Родители кладут спящего мальчика в лодку и пускают ее в море (завязка: нанесение вреда через спуск на море - А10). Корабельщики его находят и везут с собой (пространственное перемещение в форме поездки -- R2). Прибывают в Хвалынск (эквивалент тридевятого царства). От царя задача: отгадать, о чем кричат вороны у царского двора и отогнать их (задача - 3). Мальчик задачу решает (решение - Р), женится на дочери царя (свадьба - С*:), едет домой (), по дороге на ночлеге узнает родителей (узнавание - У).

Примечание: мальчик решает задачу потому, что от рождения знает птичий язык. Здесь пропущен элемент Z1 -- передача волшебного свойства. Следовательно, отсутствует и помощник; атрибуты его (мудрость) переходят на героя. Сказка сохранила рудимент этого помощника: соловей, вещавший об унижении родителей, улетает с мальчиком, садится ему на плечо. Однако в ходе действия он не принимает участия. По дороге мальчик дает доказательство мудрости, предсказывая бурю и приближение разбойников и тем спасая корабельщика. Это - атрибут мудрости, дополнительно развернутый эпически.

3. Анализ простой одноходовой сказки без мотивов боя и победы (Б-17) и без мотивов трудной задачи и ее решения (З-Р).

No 244. Поп, попадья, сын Иванушка, (начальная ситуация - i). Аленушка уходит в лес за ягодами (отлучка - е3). Мать приказывает взять с собой братца (обращенная форма запрета в форме приказания - б2). Иванушка собирает больше ягод, чем Аленушка (мотивировка последующего нанесения вреда, представляющая собой завязку). "Давай, я поищу у тебя в головке" (обманные уговоры антагониста - г 3). Иванушка засыпает (g3).

Аленушка убивает брата (завязочное нанесение вреда в форме убийства - А14). На могиле вырастает тростинка (появление волшебного средства из земли - ZVI). Пастух ее срезает и делает из нее дудку (связующий элемент - §). Пастух играет дудка поет и выдает убийцу (обличение - О). Песня повторена пять раз в различной обстановке. По существу это - жалобная песнь (В7), ассимилировавшаяся с обличением. Родители изгоняют дочь (наказание - Н).

2 е 3 г 3-g3 А14 ZVI ОН

4. Анализ двухходовой сказки при одной завязке, развивающейся через бой с антагонистом и победу над ним (Б-П).

No 133. I. Человек, жена, два сына, дочка (начальная ситуация - г). Братья уходят в поле на работу (отлучка старших - е1), просят сестру принести им завтрак (просьба = обращенная форма запрета - б2), по дороге в поле рассыпают стружки (этим они выдают змею-антагонисту сведения о герое - w1). Змей перекладывает стружки (обман антагониста с целью завлечения жертвы - г 3); девушка идет в поле с завтраком (исполнение просьбы - b2) идет по неверному пути (реакция героя на обманные действия антагониста - g3). Змей ее похищает (завязка: похищение - А1). Братья узнают об этом (В4) и отправляются в поиски (реакция героя - С ). Пастухи: "Съешьте моего самого большого вола" (испытание дарителем - Д1). Братья этого не могут (отрицательная реакция ложного героя - Г1neg). To же: пастух предлагает съесть барана и другой - съесть кабана. Реакция отрицательная. Змей: "Съешьте двенадцать волов" (новое испытание другим персонажем - Д1). Братья опять этого не могут (Г1neg). Братья брошены под камень (наказание вместо награждения - Zcontr).

II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (сообщение о беде - В4). Герой отправляется в поиски (реакция героя СТ'). Пастухи и змей как выше (испытание героя - Д1, его реакция - Г; испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б11). Избавление сестры и братьев (ликвидация беды - Л4). Возвращение ().

5. Анализ двухходовой сказки: первый ход развивается через функцию боя и победы (Б-П), второй - через трудную задачу и ее разрешение (З-Р).

No 139. I. Бездетный царь. Чудесное рождение трех сыновей царицей, коровой, собакой (t). Они выезжают из дома (1). Спор о старшинстве выигрывает Сученко (мотивы 21-23 - не функция хода действия). Встречают Белого Полянина. Два брата бьются с ним неудачно (схватка с враждебным дарителем Д9, - и отрицательная реакция ложного героя -- ^neg), он их избивает (наказание вместо награждения - Zcontr). Сученко его побеждает (Д9Г9).

Он предоставляет себя в распоряжение героя (Z9). Наезжают на дом, в нем старый дед. Три брата последовательно с ним бьются (Д9). Старик побеждает (отрицательная реакция героя - Г9neg). Младший побеждает его (Г9). Он бежит, по его кровавым следам найден вход в иное царство (кровавый след указывает путь - R6), Сученко спускается туда на канате (использование неподвижных средств сообщения - R5) - Z=R65. "Он вспомнил про царевен, что покрали на тот свет три змия. Пойду их шукать" (похищение - А12 - произошло до начала хода действия, но повествуется о нем в середине, внезапное воспоминание о нем - эквивалент сообщения В4). Отправка на поиски (C ). Следует три боя и победа (Б11). Девушки освобождены (освобождение - Л4). Младшая в знак обручения передает герою кольцо (отметка героя кольцом - К2). Обручение (с1). Возвращение ().

II. Братья и Полянин похищают девиц, самого Сученко сбрасывают в пропасть (*А1) Схватка с встречным дедом. Сученко получает от него сильную воду и коня (схватка с враждебным дарителем -Д9, победа в схватке - Г9, волшебное средство передается и съедается или выпивается Z17). Конь по воздуху доставляет его домой (R1 - полет). Неузнанное прибытие, служба у золотаря (X). Ложные герои притязают на руку царевен (Ф). Царевны требуют изготовления золотых перстней (трудная задача перед свадьбой - З). Герой в роли золотаря изготовляет кольцо (решение задачи - Р). Царевна вспоминает о своем женихе, но не догадывается, что кольцо сделал он (узнавания не происходит - Уneg). Герой пролезает через уши коня и преображается в красавца (трансфигурация - Т). Ложные герои наказаны (Н). Невеста узнает жениха (узнавание - У). Тройная свадьба (С*).

6. Пример анализа четырехходовой сказки.

No 123. I. Король, сын (i). Король приказывает изловить лешего, леший просит царевича отпустить его (просьба пленника с предварительной поимкой его - *Д4). Царевич это выполняет (реакция героя - Г4). Леший обещает ему свою помощь (Z9). Король изгоняет сына из дому (изгнание - А9), дает с собой дядьку (появление антагониста, наносителя вреда), по дороге дядька обманывает царевича (обман и реакция героя - г 3-g3), отнимает у него одежду и выдает себя за царского сына, а царевича за слугу (подмена - А12). Царевич и дядька прибывают к другому царю, царевич в поварах (неузнанное прибытие - X). (Опускаем незначительный эпизод, не имеющий отношения к нити рассказа.)

 

II. Является леший, его дочери дарят царевичу волшебные дары: скатерть, зеркальце и дудочку (передача волшебных средств - Z1), Царевна "примечает" царевича (не функция - подготовляет будущее узнавание). Идолище с угрозой требует царевну в замужество (угроза насильственного супружества - А16). Царь издает клич (В1). Королевич и дядька отправляются на помощь (С ). Является леший, дарует королевичу напиток силы, коня, меч (снабжение волшебными средствами - 7 17). Он побеждает змея (бой и победа - Б11). Царевна избавлена (ликвидация беды - Л4). Возвращение (4). Царевна на глазах у всех целует царевича (рудимент: отметка или клеймение героя в форме поцелуя - К). Дядька приписывает победу себе и требует царевну (притязания ложного героя - Ф).

III. Царевна прикидывается больной и требует лекарства (недостача - а6 и отсылка В2. Случай двойного значения одной функции: он может быть рассмотрен так же, как задавание трудной задачи). Царевич и его дядька отправляются на корабле (С ↑).

IV. Дядька топит царевича (А14). У царевича есть зеркальце, оно дает знак тревоги (сообщение о беде - В4). Царевна отправляется его спасать (С ↑). Леший дает ей невод (передача волшебного дара - Z1). Она вытаскивает королевича (ликвидация беды, оживление - Л9), возвращается (4.), все рассказывает (обличение - О), открывается подлинный царевич (узнавание - У). Дядьку расстреливают (наказание - Н), свадьба (С*).

Последний ход (IV) завершает одновременно и предыдущий (III).

7. Анализ сложной пятиходовой сказки с переплетением ходов.

No 198. I. Царь, царица, сын (i). Родители поручают сына дядьке Катоме (в распоряжение героя попадает будущий помощник -- Z1), умирают (отлучка старших в форме смерти -- е2). Сын хочет жениться (недостача невесты -- a 1). Катома показывает Ивану портреты (связка - §), под одним надпись: "Коли кто задаст ей загадку, за того пойдет замуж" (трудная задача - З). Герой и его дядька отправляются (C ). По дороге Катома придумывает загадку (решение -- Р). Царевна задает еще две задача, Катома решает их за Ивана (задача и решение - З-Р). Свадьба (С *).

II. Царевна после венчания пожимает руку Ивана, узнает его слабость, догадывается о помощи Катомы (связующий элемент - §). Они едут в государство Ивана (отлучка - е3). Царевна "улещивает" Ивана (г 3), он поддается ее чарам (герой поддается на обман - g3). Она велит отрубить Катоме руки и ноги (членовредительство - А6) и оставить его в лесу.

III. У Ивана насильственно отнят помощник (отнятие помощника - АII), сам он должен пасти коров.

IV. (Сказка следит за Катомой, он герой этой части повествования). Безногий Катома встречает слепого (встреча с помощником, предлагающим услуги - Z69). Они поселяются в лесу, им не хватает хозяйки, они замышляют похитить купеческую дочь (недостача невесты - a 1), отправляются (С ), слепой несет безногого (пространственное перемещение в форме переноски - R2). Они похищают купеческую дочь (добыча невесты с применением силы - Л1), возвращаются (). Их преследуют, они спасаются бегством (преследование и спасение - Пр 1- Сп1). Они живут как братья и сестра (свадьбы не происходит C*neg).

V. Ведьма по ночам сосет грудь девушки (вампиризм - А18). Они это замечают (эквивалент сообщения о беде - В), решают ее спасти (противодействие - С). Схватка с ведьмой (непосредственная схватка с ягой - впоследствии дарителем - Д99). Девица избавлена (ликвидация беды как непосредственный результат предшествующих действий -- Л4).

II (развитие). Ведьма указывает героям колодец с целющей и живущей водой (волшебное средство указывается - Z2). От воды они выздоравливают: Катоме возвращены руки и ноги, слепому - глаза (ликвидация ущерба путем применения волшебного средства; мгновенная ликвидация беды путем применения волшебного средства -Л5). Бабу-ягу бросают в огненный колодец (наказание - Н).

IV (конец). Слепой женится на девушке (свадьба - С*).

III (развитие и конец). Герои отправляются выручать царевича (С ). Катома вновь предлагает свои услуги Ивану (предоставление себя помощником в распоряжение герою - Z9). Его освобождают от унизительной службы (ликвидация начальный беды как непосредственный результат предшествующих действий - Л4). Мирное продолжение брака Ивана и царевны (возобновленный брак - с2).

8. Пример анализа сказки с двумя героями.

No 155. 1. Солдатка, рождение двух сыновей (i). Они хотят иметь коней (недостача волшебного средства или помощника - a 2), прощаются (герой отпущен - В3), отправляются (С ). Встречный старичок их выспрашивает (испытание дарителем - Д2).

Они отвечают вежливо (реакция героя - Г2). Он дарит им по коню (получение волшебного средства в форме дара - Z1. До этого два проданных коня на рынке оказываются негодными - утроение). Они возвращаются домой ().

II. Они хотят иметь по сабле (a 2), мать опускает их (В3). Они отправляются (С ), встречный старичок их выспрашивает (Д2), они отвечают вежливо (Г2), он дарит им по сабле (Z1; до этого сабли, сделанные кузнецами, оказываются негодными - утроение). Они возвращаются домой (). - Этот ход дублирует первый и может рассматриваться как его повторение.

III. Братья уходят из дому (). Подорожный столб на одном пути предвещает воцарение, на другом смерть (предвещение - см. табл. I, 8). Братья передают друг другу по платочку, который при беде другого будет кровоточить (передача сигнализатора - s), и расстаются (расставание и отправка в разные пути - <). Судьба первого брата: он продолжает путь (R2), попадает в чужое царство и женится на царевне (С*). В седле он находит пузырек с целющей и живущей водой (находка волшебного средства - Z5; приобретение волшебного средства вынесено вперед и найдет свое развитие позже).

IV. Второй брат доезжает до царства, где змей пожирает людей. Очередь дошла до царских дочерей (угроза пожирания - А17); следует отправка с целью противодействия (C ), три боя со змеями и победа над ними (Б11), в третьем бою герой получает рану, которую ему перевязывает царевна (отметка героя - К1). Царь посылает водовоза собрать кости царевны (появление ложного героя). Он выдает себя за победителя (притязания ложного героя - Ф). После третьего боя герой приходит во дворец (связующий момент - §), его узнают по перевязанной ране (узнавание - У), ложный герой изобличается (обличение - О), наказывается (наказание - Н), свадьба (С*).

III (продолжение). Другой брат едет на охоту (отлучка - е3). В лесном доме прекрасная девушка начинает его завлекать (обман антагониста с целью погубить - г 3). Герой поддается ее обману (g3), она превращается в львицу и пожирает его (убиение - А14; одновременно служит местью за убийство змеев в предыдущем ходе: девушка оказывается сестрой убитых змеев). Платок у брата дает знак беды (сообщение о беде - В4), брат отправляется его избавлять (C ). Езда на волшебном коне по воздуху (R2); девушка (львица) пытается его соблазнить, он не поддается (г 3-g3neg), заставляет ее отрыгнуть проглоченного и оживляет его (оживление - Л9). Прощает змеиху (Hneg).

Сказка имеет краткий не шаблонный конец: оставленная в живых змеиха разрывает братьев на кусочки.

I. i a 2 В3 С{ Д2 Г2 Z1 }

II. a 2 В3 С { Д2 Г2 Z1 }

III. { s <R2 С* Z5

IV. А17 С { Б1 - П1 К1 Ф У О Н С* III. е3 г 3-g3 А14 В4 С { R2 г3-g3neg Л9 Нneg

Приложение III

Схемы и примечания к ним

На вклейке печатаются схемы сорока пяти* сказок сборника Афанасьева из ста, указанных в тексте. Введены некоторые упрощения. Так, по техническим причинам не указаны утроения. Равным образом в схемах не указаны функции вступительной части (е, б-b, в-w, г-g). Полный анализ нескольких избранных текстов читатель найдет на с. 97-103.

Если функции или группы их повторены одна за другой в разных видах, такое повторение обозначается подписыванием повторных элементов друг под другом в фигурных скобках. Например,

означает, что даритель обращается к герою с какой-либо просьбой (Д7), герой ее выполняет (Г7), тот предоставляет себя в его распоряжение (Z9). Вслед за тем даритель подвергает героя испытанию (Д1), герой его выдерживает (Г1), даритель передает ему волшебное средство (Z1). Если развитие хода действия прерывается и в действие вклинивается новый ход, такой перерыв обозначается отточием с обозначением нового хода (второго, третьего и т. д.) через римскую цифру. Например, R1.... II....А4 означает, что между мотивом передвижения героя в пути (R1) и ликвидацией им начальной беды (Л4) вставлен новый, второй, рассказ, который в схеме будет обозначен ниже под цифрой II. Недостача, если она словесно не подчеркнута сказкой, но вытекает из ситуации, обозначается в квадратных скобках. Например, герой не женат, отправляется искать себе жену - обозначается через [ а ] В С , где а означает недостачу, В - осознание ее (например, через советчиков), С - решение отправиться, - отправку в путь. В схему не включены функции подготовительной части, предшествующие завязке (например, отлучка старших и др.), так как это вызывает затруднения типографского характера, и их наличие или отсутствие решающего значения для развития хода действия не имеет. Цифры обозначают номера сказок по советским изданиям сборника Афанасьева, римские цифры - ходы по данным нашего анализа. Под этими же номерами к отдельным схемам даны текстуальные объяснения.

Если функция стоит в рассказе не на каноническом для нее месте, она вписывается туда, где она стоит.

________________

* Из пятидесяти сказок в схемы не включен разбор пяти текстов. Сказка No 94 ("Волга и Вазуза") - иного порядка и здесь не рассматривается. Сказки No 123. 127, 139, 159 отсутствуют по техническим причинам. Действие в них слишком часто прерывается другими ходами, каноническая последовательность тоже соблюдена не строго. Текстуальный анализ этих сказок дан в приложении II на с. 98-100 и в примечаниях к схемам на с. 104-107.

Так, например, в сказке No 135 герой получает волшебное средство (2?) сразу после наступления беды (А4) и перед отправкой (A4 Z2 С ). Здесь оно не фиксируется. Такие случаи очень редки и не меняют картины общей закономерности, а представляют собой колебания. Отдельно такие случаи не оговариваются. Есть некоторые случаи, когда форма функции не вполне подходит под предусмотренные разновидности. Тогда разновидность не фиксируется (например, Z - награждение волшебным даром вообще, безотносительно к разновидностям этой функции).

Мы выписали половину нашего рабочего материала. Остальной материал не меняет картины закономерности и в таблицы не включается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...