Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы контроля за исполнением распорядительных

Документов.

    Правовая основа контроля за исполнением распорядительных документов складывается из Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законодательных и нормативных актов.

    Конституция Российской Федерации определяет основные гарантии законности в стране, в том числе и исполнение федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, областных законодательных и нормативных актов, а потому является основополагающим документом в области контроля за исполнением распорядительных документов.[27] 

    По нашему мнению, важным законодательным актом в области контроля за исполнением распорядительных документов является Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"[28] от 20 апреля 1995 года, который предусматривает обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создание надлежащих условий для борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Законом установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц, их близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц. Эти меры призваны предотвратить посягательства с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

    Согласно закону одной из категорий лиц, подлежащих государственной защите, являются работники контрольных органов Президента Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений, их близкие родственники.

    Федеральный закон определяет социальные и иные гарантии лиц, работающих в контрольных органах. Организация же системы контроля, укрепление исполнительской дисциплины в органах исполнительной власти регулируется указами Президента Российской Федерации.

    Одним из основополагающих распорядительных документов в области контроля за исполнением распорядительных документов является Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации”[29], который утверждает Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации.

    Главное контрольное управление решает следующие задачи:

    - организует контроль и проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их руководителей;

    - взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов;

    - координирует при осуществлении проверки деятельность подразделений федеральных органов контроля и надзора в субъектах Российской Федерации;

    - вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Основными функциями  Главного контрольного управления в субъекте Российской Федерации являются:

    - контроль и проверка исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

    - контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

    - подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений, совершенствовании деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Не менее важным для организации системы контроля является Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"[30], который принят в целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы.

    Он устанавливает, что является однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, устанавливает, что нарушения дисциплины, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Еще одним нормативным документом, укрепляющим систему контроля и исполнительскую дисциплину, стал Указ Президента Российской Федерации № 1536 от 6 ноября 1996 года “О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации”.[31]

    Появление этого указа прежде всего вызвано исключительной важностью проблемы укрепления исполнительской дисциплины в органах государственной власти.

    Указом установлена персональная ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за своевременное и полное исполнение поручений Президента Российской Федерации. Определен порядок информирования главы государства о фактах несвоевременного или ненадлежащего исполнения либо неисполнения его поручений.

    В осуществлении этой задачи особая роль возлагается на Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, которое призвано выполнять ведущую и координирующую роль в организации контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений главы государства.

    Особо следует подчеркнуть, что данным Указом предусматривается введение системы упреждающего контроля. Это означает, что руководители органов исполнительной власти обязаны заблаговременно, то есть до истечения срока исполнения, представлять в Главное контрольное управление промежуточную информацию о принятых мерах по исполнению поручений главы государства. 

    Не способствует, по нашему мнению, улучшению ситуации и тот факт, что ранее существовавшие окружные инспекции Главного контрольного управления Президента РФ, после учреждения института полномочных представителей Президента России в федеральных округах были включены в их аппарат в качестве отделов (как, например, Южная инспекция Главного контрольного управления), что несколько в общем несколько понижает их статус.[32]

    Все вышеперечисленные нормативные документы определяют основные параметры системы контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Непосредственно в субъекте федерации контрольные органы осуществляют свою работу на основании регламентов и положений об их работе.

    В своей работе контрольные органы Администрации Ростовской области руководствуются постановлением Главы Администрации Ростовской области (Губернатора) от 16 мая 1997 года "О Регламенте работы Аппарата Ростовской области".[33] Раздел четырнадцатый Регламента полностью посвящен организации контроля исполнения документов.

Согласно Регламента, определяется организационная структура системы контроля, порядок работы должностных лиц с контролируемыми документами, меры по своевременному предупреждению возможных срывов сроков исполнения, порядок регулярного информирования Главы Администрации, о ходе исполнения документов как в администрации области, так и в ее отделах, управлениях, комитетах, департаментах, муниципальных образованиях. Регламент требует выполнения основной задачи - обеспечить полное и своевременное выполнение принимаемых решений и качественное исполнение документов.

    Согласно Регламента работы Администрации Ростовской области, в аппарате администрации области контролю подлежат следующие документы:

- резолюции руководства по указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, федеральным законам, постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российс­кой Федерации – юридическим комитетом;

- указы и распоряжения Главы Администрации области, постановления и распоряжения Администрации области, областные законы и решения Законодательного Собрания (в части, касающейся деятельности Администрации области) – сектором контроля общего отдела;

- поручения Главы Администрации (Губернатора) области – сектором контроля общего отдела;

- письма и обращения граждан – службой писем и приема граждан;

- служебные письма - сектором делопроизводства общего отдела;

решения коллегии Администрации области - секретариатом первого за­местителя Главы Администрации (Губернатора) области – Вице-губернатора.

    На контроль могут браться и другие документы, целесообраз­ность постановки которых определяют Глава Администрации (Губерна­тор) области или его первые заместители.[34]

    В структуру Администрации Ростовской области входит Главное контрольное управление Администрации Ростовской области. Главное контрольное управление создается указом Главы Администрации (Губернатора) области. Главное контрольное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ростовской области, областными законами, указами и распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) области, постановлениями и распоряжениями Администрации области и Положением “О главном контрольном управлении Администрации Ростовской области” от 11 марта 1997 года. Положение о Главном контрольном управлении Администрации области, структура и штатная его численность утверждаются Главой Администрации (Губернатором) области. Данное Положение определяет место управления в структуре Администрации области, его основные функции, задачи и права.

    В структуру Главного контрольного управления входят:

- отдел инспектирования;

- контрольно-аналитический отдел;

- сектор контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации области и целевых программ контрольно-аналитического отдела.

    Положение “О контрольно-аналитическом отделе Главного контрольного управления Администрации Ростовской области ”, Положение “Об отделе -инспектирования Главного контрольном управления Администрации Ростовской области ” и Положение “О секторе контроля за исполнением указов и распоряжений Главы Администрации Губернатора области постановлений и распоряжений Главы Администрации области” [35] определяют место данных структурных подразделений в структуре Главного контрольного управления Администрации Ростовской области, порядок их взаимодействия с управлением и между собой, а также функции, задачи, права и структуру отделов.

   

 2.3. Контроль за исполнением документов в Администрации Ростовской области.

    Порядок работы с контролируемыми документами определяется Регламентом работы аппарата Администрации Ростовской области[36], утвержденного Постановлением Главы Администрации Ростовской области.

     Регламент устанавливает единую систему контроля за исполнением распорядительных документов, порядок постановки документов на контроль в аппарате Администрации области, контроль за ходом исполнения документов, организацию контроля за исполнением документов в отделах, управлениях, комитетах, Администрации области.

    Контроль за своевременным и полным исполнением указов, постановлений и распоряжений, законов и решений осуществляют Глава Администрации (Губернатор) области, его заместители, начальник Главного контрольного управления Администрации области, руководители структурных подразделений Администрации области и уполномоченные ими лица.

    Контроль исполнения включает:

- внесение в документы подконтрольных пунктов;

- учет служебных документов в аппарате Администрации;

- доведение документов до исполнителей;

- определение сроков представления информации о ходе испол­нения;

- контроль за сроками исполнения;

- направление напоминаний об истечении сроков исполнения;

- непосредственную проверку хода исполнения;

- проверку качества исполнения;

- учет и анализ результатов исполнения;

- снятие документов с контроля;

- подготовку информаций о состоянии контроля и исполнения.

    Оперативный контроль за сроками исполнения указов и распоряжений Главы Администрации области, постановлений и распоряжений Администрации области, находящихся на контроле, возлагается на секретариаты (приемные) Главы Администрации (Губернатора) области и его заместителей, начальника Главного контрольного управления Администрации области, руководителей структурных подразделений Администрации.

    Заместители Главы Администрации (Губернатора) области или другие должностные лица, на которых возлагается контроль за исполнением, в течение 2-х дней после получения поручения определяют в резолюциях меры по организации исполнения и сроки представления информации об исполнении с учетом введения упреждающих (промежуточных) сроков контроля исполнения документов, позволяющих внести соответствующие коррективы в процесс и сроки выполнения.

    Сектор контроля общего отдела, юридический комитет, служба писем и приема граждан, сектор делопроизводства общего отдела доводят до руководителей секретариатов (приемных) Главы Администрации (Губернатора) области и его заместителей установленные сроки предоставления информаций об исполнении.

    Помощники заместителей Главы Администрации (Губернатора) области должны регулярно контролировать сроки подачи сведений о ходе выполнения указов, постановлений и распоряжений, законов, ре­шений, поручений и писем.

    По указам, постановлениям и распоряжениям, законам и решениям первая информация должна представляться в сектор контроля общего отдела не позднее 30 дней после выхода поставленного на контроль документа (если не уста­новлен другой срок) и должна содержать сведения о принятых мерах для выполнения контролируемого указа, постановления или распоряжения, закона или решения (принятые постановления или распоряжения адми­нистрациями городов и районов по данному вопросу, изданные прика­зы и т.д.).

    Сбор информации, обработка и представление ее в контроли­рующие структуры осуществляется под личную ответственность помощником заместителя Главы Администрации (Губернатора) области или другим должностным лицом, ответственным за контроль документов, точно в установленные сроки отчетности или по их требованию.

    Несоблюдение сроков отчетности или неполнота представляемых сведений считается нарушением хода выполнения указа, постановления, распоряжения, закона, решения, поручения, письма, о чем ставится в известность Глава Администрации (Губернатор) области в представ­ляемой соответствующими структурами информации.

    Руководители структурных подразделений Администрации области и другие должностные лица, обеспечивающие фактическое исполнение документов или отдельных их пунктов (мероприятий), ответственны за своевременное, достоверное и объективное обобщение хода выполнения документов и представление по ним информационного материала в вышестоящие органы.

    Информация об исполнении указа, постановления, распоряжения, закона, решения, документа и согласованное со всеми заинтересованными должностными лицами предложение о снятии его с контроля представляется в сектор контроля общего отдела помощником заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, осуществляющего контроль за выполнением данного документа, не позднее пяти дней до установленного срока его исполнения.[37]

    Если в процессе реализации указа, постановления (распоряжения), закона, решения и других документов выясняется невозможность соб­людения указанного срока, то лицом, ответственным за выполнение данного документа, готовится на имя Главы Администрации (Губерна­тора) области, за подписью осуществляющего контроль заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, аргументированное представление о продлении срока действия данного документа или об утрате силы в связи с объективной невозможностью его дальнейшего выполнения (копия передается в контролирующие струк­туры).

    Продление срока исполнения указа, постановления (распоряжения), за­кона, решения или отдельных его положений должно быть оформлено не менее, чем за 5 дней до истечения срока его выполнения.

    В противном случае указ, постановление (распоряжение), закон, решение или отдельные их положения считаются не исполненными в срок, о чем информируется Глава Администрации (Губернатор) области, и вносятся предложения по мерам.

    Сектор контроля общего отдела Администрации области ежеквартально или по требованию представляет информацию о ходе выполнения указов, постановлений, распоряжений, законов, решений и о мерах, принимаемых по обеспечению их выполнения, Главе Администрации (Губернатору) области, его заместителям, начальнику Главного контрольного управления.

    В случае принятия решения о снятии указа, постановления (распоряжения) с контроля сектором контроля готовится в установленном порядке проект распоряжения Главы Администрации области о снятии документов с контроля.

    Каждый понедельник всем заместителям Главы Администрации (Губернатора) области, начальнику Главного контрольного управле­ния, другим исполнителям передается подготовленная сектором контроля общего отдела информация о письменных поручениях, срок исполнения которых истекает на текущей неделе (с понедельника по воскресенье включительно). В течение недели заместители информируют Главу Администрации (Губернатора) области накануне или в день истечения указанного срока об исполнении конкретного поручения.

    Снятие документов (поручений) с контроля производится после их полного исполнения на основании распоряжения или резолюции Главы Администрации (Губернатора) области, его заместителей. Свидетельством исполнения является наличие подготовленного исполнителем документа (справки) об исполнении с резолюцией Главы Администрации (Губернатора) области или его устное указание. Снять документ (поручение) с контроля может только руководитель, поставивший его на контроль, или другое лицо по его поручению.

    При организации исполнения указов, постановлений, распоряжений, законов, резолюций и поручений Главы Администрации (Губернатора) области применяются следующие меры упреждающего контроля:

- определение средств и методов контроля за своевременным исполнением поручений, в том числе принятие решений (постановле­ний, распоряжений и т.п.). Разработка планов, других мероприятий с указанием конкретных сроков и должностных лиц, ответственных за исполнение поручений;

- направление ответственным исполнителям предупредительных запросов с целью получения и анализа промежуточной информации о принятых мерах по выполнению поручений. В случае возникновения обстоятельств, затрудняющих своевременное исполнение поручений, в промежуточной информации указываются причины этих обстоятельств и принимаемые меры по обеспечению своевременного их выполнения;

- осуществление контрольных проверок хода исполнения поручений;

- регулярное заслушивание на оперативных совещаниях, либо специальных заседаниях сообщений (отчетов) должностных лиц о проделанной работе по выполнению поручений;

- проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или ненадлежащего исполнения поручений;

- внесение предложений по привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

    Непосредственно работу управлений и отделов, осуществляющих контроль, определяют положения о соответствующих контрольных органах. В положениях расписаны их функции, задачи, права, структура и порядок формирования.

    Контроль за соответствием принимаемых на региональном уровне постановлений и распоряжений Указам Президента Российской Федерации, постановлениям вышестоящих государственных органов осуществляет юридический отдел Администрации области, о чем составляет по установленной форме информацию для Главы Администрации, председателя правительства области, их заместителей.[38]

    В соответствии с Положением “О Главном контрольном управлении Администрации Ростовской области” основными задачами Главного контрольного управления являются:

- контроль и проверка исполнения органами исполнительной власти Ростовской области, структурными подразделениями аппарата Администрации области, организациями и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, областных законов, указов и распоряжений, а также поручений Главы Администрации (Губернатора) области, постановлений и распоряжений Администрации области;

- контроль и проверка исполнения органами местного самоуправления федеральных и областных государственных полномочий;

- координация деятельности контролирующих органов по предметам ведения Ростовской области, а также в пределах полномочий Ростовской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ростовской области.

    Исходя из поставленных перед главным контрольным управлением Ростовской области задач, оно осуществляет следующие функции:

- осуществляет в пределах полномочий, предоставляемых в рамках проводимой работы контроль исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, областных законов, указов и распоряжений Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, постановлений и распоряжений Администрации области органами исполнительной власти, организациями и их должностными лицами на территории области;

- организует и проводит проверки деятельности органов Администрации, структурных подразделений аппарата Администрации, органов местного самоуправления по осуществлению ими федеральных и областных государственных полномочий, а также организаций по вопросам, относящимся к компетенции Администрации области;

- вносит по результатам проверок предложения Главе Администрации (Губернатору) области о совершенствовании деятельности областных органов исполнительной власти;

- рассматривает обращения граждан и должностных лиц, связанные с работой органов исполнительной власти, структурных подразделений Администрации области;

- осуществляет анализ социально-политической ситуации в муниципальных образованиях области;

- проводит анализ эффективности работы органов исполнительной власти и должностных лиц, вносит на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) области заключения по вопросам их деятельности.[39]

    Во второй главе раскрыты понятие, сущность, содержание контроля за исполнением распорядительных документов в аппарате субъекта Российской Федерации, современные проблемы контроля исполнения и его правовая основа.

    В заключение главы необходимо отметить, что в работе по организации контроля за исполнением документов еще много недостатков. Низка действенность контрольной работы, не всегда исполнители правильно реагируют на выводы и предложения проверяющих. Происходит это во многом из-за того, что до сих пор не определены роль и место контрольных органов в системе государственной власти, отсутствует единообразная для всех субъектов система (структура) контрольных органов, не обозначены четко их функции, а также вопросы процедуры и реализации результатов проверок.

    Для преодоления этих недостатков необходим федеральный закон, определяющий систему контрольных органов и организацию их работы по всей вертикали исполнительной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...