Назначить допуски и предельные отклонения на составляющие звенья размерной цепи редуктора (рис. 1) по методу полной взаимозаменяемости исходя из условия обеспечения требуемой величины зазора (от 0,05 до 0,3 мм) между торцами зубчатого колеса 3 и подшипника скольжения 5. Номинальные размеры звеньев: А1 = 60 мм,А2 = 35 мм,А3 = А6 = 5 мм,А4 = 30 мм А5 = 50 мм.
q Строим схему размерной цепи (рис. 3), где
Рис. 3.
исходное звено – величина зазора между торцом подшипника скольжения 5 и торцом зубчатого колеса 3;
q – расстояние между торцом расточки в корпусе редуктора 8 и его опорной плоскостью,
q – расстояние между торцом расточки в крышке редуктора 1 и ее опорной плоскостью.
q Проверяем выполнение первого условия (4.1) теории размерных цепей, подставляя значения номинальных размеров звеньев в левую и правую части уравнения:
(AΣ = 0) ≠ (60 + 35 – 5 – 30 – 50 – 5 = 5) мм,
чтобы условие выполнялось, корректируем номинальный размер какого-то составляющего звена, например, примем А2 = 30 мм. Тогда
(AΣ = 0) = (60 + 30 - 5 – 30–50 – 5 = 0) мм.
Для проверки второго условия теории размерных цепей (4.2) предварительно определяем величину поля допуска на замыкающее звено TAΣ исходя из заданных предельных значений зазора, которые следует считать предельными отклонениями, поскольку было принято AΣ = 0:
TAΣ = ES AΣ – EI AΣ = 0,3 – 0,05 = 0,25мм.
q Для назначения допусков по способу равноточных допусков находим из табл.4.1 для каждого размера значение единицы допуска ij.. Результаты удобнее занести в таблицу 1.
q Определяем количество единиц допуска am по формуле (4.13)
am = 250 / 7,5 = 33,33
Полученное значение сравниваем со значениями aj в табл. 4.2. Ближайшие значения: a1 = 25 и a2 = 40. Выбираем a2 = 40, которое соответствует точности по 9 квалитету (IT9).
q Заносим в табл. 1 значения допусков IT9, полученных по табл. 4.3.
q Сумма допусков, назначенных по IT9, больше допуска замыкающего звена на 50 мкм (К = 300 – 250 = 50), следовательно, необходимо произвести корректировку значений допусков в сторону уменьшения. Заменяем величины допусков звеньев 4 и 5. Допуск звена 5 назначаем по IT8 (0,039 мм), т.е. уменьшаем допуск на 23 мкм (62 – 39). Для следующей корректировки остается величина 27 мкм (50 – 23). Допуск звена 4 уменьшаем на 27 мкм и получаем значение допуска 25 мкм (52 – 27).
q Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена
q EcAΣ = (ES AΣ + EI AΣ) / 2 = (0,3 + 0,05)/2 = + 0,175 мм.
q Определяем координату середины поля допуска звена 1 по формуле (3), принимая координаты середин полей допусков охватываемых размеров (звенья 3, 4, 5, 6) равными – Taj/2, а звена 2 = +Taj/2.
q Определяем верхние и нижние предельные отклонения составляющих звеньев, зная что ESAj = EcAj + TAj /2, а EIAj = EcAj – TAj /2. Результаты заносим в табл. 1.
Равенство левых и правых частей уравнений показывает, что допуски и предельные отклонения назначены правильно.
Библиографический список
1.Допуски и посадки: Справочник в 2-х частях/В.Д. Мягков и др.-6-е издание перераб. И доп. -Л.:Машиностроение, 1982. -ч.1.-543с.
2.Допуски и посадки: Справочник в 2-х частях/В.Д. Мягков и др.-6-е издание перераб. И доп. -Л.:Машиностроение, 1983. -ч.2.-448с.
3.Дальская Т.А. Анализ технических требований к детали: Методические указания к практическим, курсовым и дипломным работам для студентов всех технических специальностей.- М.: МГАПБ, 1995.-34 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Расчет и выбор посадки с натягом……………………..…...3
1.1. Содержание работы……………………………………………4
1.2. Общая характеристика сопряжения деталей………………….4
1.3. Порядок расчета посадки с натягом………………………..…4
2.РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДКИ С ЗАЗОРОМ ДЛЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ……………………………………………………………….7