Понятие и признаки государства.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.
Главные черты этого учения: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права; 2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.
Достоинства теории - это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции; - сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом; - провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.
Недостатки теории: - данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно; - такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. Филосо́фия пра́ва (или правова́я филосо́фия) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
1. Правовая онтология - учение о праве.
2. Правовая гносеология В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.
3. Правовая аксиология - это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).
4. Правовая антропология Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.
5. Правовая логика Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.
6. Правовая герменевтика Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности[1].
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА — 1) отрасль общетеоретического правоведения, предметом которой являются социальные условия действия права в обществе (его формирования, существования, реального функционирования). Социология права, можно сказать, есть практическая сторона изучения права. Предмет социологии права — определение социальных (неюридических) средств и условий (среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование права и его осуществление в практических действиях граждан, их организаций, должностных лиц и государственных органов. Это часть, ветвь теории права, изучающая закономерности движения права от формирующейся правовой идеи, объективированных фактических правовых отношений и действий до их воплощения в законе, а затем «распредмечивания» установлений закона в фактическом правомерном поведении, в правовом порядке. При этом изучение этих закономерностей с точки зрения предмета социологии права рассматривается на фоне взаимодействия права и социальной среды; 2) часть общей социологии, изучающая роль права в системе социальных институтов.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение. основные черты: 1)носят комплексный, собирательный характер, складываются из совокупности однородных аспектов, деятельности государства. 2) охватывают деятельность государства в целом, а не его отдельных органов. 3)направлены на решения наиболее крупных, социально значимых задач. Только исключительно важные, фундаментальные сферы общественной жизни способны создать долговременные, устойчивые, системно связанные направления деятельности государства. Внутренние функции предполагают деятельность государства внутри страны, внешние – на международной арене. Внутренние функции государства 1. Политическая функция включает в себя следующие направления: 1) обеспечение государственного суверенитета (его внутреннего компонента) - верховенства государства на всей его территории. 2) деятельность государства по удержанию государственной власти господствующей политической и экономической элитой, по созданию наиболее благоприятных условий для правящего класса и защите его интересов 4)формирование политической системы общества. 5)обеспечение государственной и общественной безопасности 2.Экономическая функция государства предполагает:
1) формирование экономической политики, экономическое планирование. 2)создание условий для развития производства, сельского хозяйства и торговли; 3)непосредственное руководство государственным сектором экономики; 4)установление налогов, сборов, платежей, осуществление внутренних займов; 5)формирование и исполнения бюджета, осуществление финансового контроля; 3. Идеологическая функция включает в себя следующие направления: 1)формирование государственной идеологии, системы ценностей и приоритетов государства. 2)пропаганда и культивирование официальной государственной идеологии. 3) государственное воздействие на формирование национальной культуры 4. Внутренняя военная функция включает в себя: 1)формирование военной оборонительной доктрины; 2)строительство вооруженных сил; 3)создание военнопромышленного комплекса; 4)использование вооруженных сил внутри страны; 5)военную контрразведку. 5. Правоохранительная функция предполагает: 1)защиту прав и правопорядка, борьбу с преступностью и его профилактику; 2)строительство правоохранительных органов; 3)осуществление правосудия; 4)защиту прав и свобод граждан. 6. Социальная функция современного демократического правового государства содержит: 1)доступность (бесплатность) образования, здравоохранения, жилья; 2)пенсионное обеспечение; 3)организация занятости населения, создание необходимых условий труда, его оплаты; 4)поддержка семьи материнства и детства. 7.Экологическая функция предполагает: 1)формирование программы экологической безопасности; 2) защиту окружающей среды (совершенствование производственных технологий, очистка сооружений контроль за состоянием воздуха, радиации и т.д.); 3) охрану природных ресурсов и природных комплексов (контроль за вырубкой лесов, за ловлей рыбы и т. д.) 4) экологическое воспитание населения. Внешние функции государства Внешние функции государства (так же как и внутренние подчинены основным целям и задачам страны. 1.Политическая функция предполагает следующие основные направления: 1)защита государственного суверенитета. 2)создание наиболее благоприятных условий для положения данного государства на международной арене; 3)формирование внешнеполитической доктрины, установление приоритетов (поиск стратегических союзников и выявление потенциальных врагов); 4)участие в международных политических организациях и договорах, создание военно – политических блоков и участие в них; 5)деятельность по предотвращению войны или, напротив, по провоцированию войны 2. Экономическая функция включает в себя: 1)формирование внешней экономической политики; 2)деятельность по налаживанию выгодного экономического сотрудничества; 3)участие в международных экономических организациях, договорах и проектах; 4)займы; 5)инвестиции, концессии; 3. Идеологическая функция содержит: 1)деятельность по пропаганде официальной государственной идеологии на международной арене. 2)сотрудничество в области культуры с другими странами; 4. Реализация военной функции предполагает: 1)защиту от внешней агрессии и ведение войн; 2)создание военных баз на территории иностранных государств; 5. Правоохранительная функция включает в себя: 1)заключение международных договоров о правовой помощи; 2)участие в международных правоохранительных организациях (например, Интерпол); 6. Социальная функция включает в себя: 1)участие в международных организациях социального профиля (например, МОТ, ВОЗ.); 2)гуманитарную помощь деньгами, продовольствием, промышленными товарами, медикаментами и т.п.; 7. Экологическая функция предполагает: 1)участие в организациях, проектах и мероприятиях по установлению режима экологической безопасности; 2)совместную деятельность по охране морей, рек, животных и т.д. Формы и методы реализации функций государства Государство реализует свои функции в двух основных формах: правовых и организационных. Используя правовые формы, государство осуществляет свои функции путем издания юридических актов (нормативного и ненормативного характера). Выделяются три основные правовые формы реализации функций государства: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная. Организационные формы связаны с организационной деятельностью государства, основанных на вербальных (устных) решениях, указаниях, приказов, распоряжениях. Методы реализации функций государства представляют собой способы, приёмы и средства власти. Специфика сферы деятельности власти обуславливает выбор государством соответствующих методов. Реализуя ту или иную функцию, государство использует, как правило, комплекс методов, способных привести к желаемому результату. Наиболее часто применяются такие методы. Как убеждение, принуждение, договорное регулирование, планирование, прогнозирование и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|