Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности деятельности малых предприятий (государственная регистрация, организация бухгалтерского и налогового учета).




Государственная регистрация деятельности малых предприятий
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица1.

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

· заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

· учредительный договор или решение о создании предприятия;

· устав предприятия, утвержденный учредителями;

· документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

· свидетельство об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии Гражданским Кодексом РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Актуальность и значимость государственной поддержки малого бизнеса, выраженные принятием за последние годы существенных мер поддержки малого предпринимательства, позволило в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить рентабельность и эффективность производства, снизить издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета. Такими существенными мерами государственной поддержки малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей явилось разработка при проведении налоговой реформы специальных налоговых режимов, что в период 2003-2008 гг. явилось мощным стимулом к переходу субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые и бухгалтерские режимы и повлекло за собой увеличение инвестиций в малый бизнес, развитие производства, увеличение рабочих мест и занятости населения.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского и налогового учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

На малых предприятиях с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), бухгалтерский и налоговый учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (смотреть в приложение таблицу 1.1).

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Рабочий план счетов малых предприятий смотреть в приложении (табл. 1.1)

На счете 01 «Основные средства» помимо основных средств рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности. Амортизация основных средств, нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».

Сумму амортизации по выбывающим внеоборотным активам списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием внеоборотных активов, а также их недоамортизированная часть списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи внеоборотных активов их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Аналитический учет сырья и материалов целесообразно осуществлять либо по ценам поставщиков, либо по плановой себестоимости заготовления. Транспортно-заготовительные расходы по доставке сырья и материалов или отклонения фактической себестоимости заготовления от плановой учитываются на аналитическом счете указанных отклонений, открываемого в дополнение синтетического счета 10 «Материалы». Израсходованные материалы целесообразно оценивать по средневзвешенной себестоимости.

НДС по приобретенным внеоборотным активам и материальным заказам учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в общеустановленном порядке.

Затраты по производство продукции, выполнение работ, оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство».

При значительном количестве производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг на каждый их вид целесообразно открывать отдельный аналитический счет для учета затрат на производство по отдельным статьям затрат (материалы, заработная плата и др.) и изготовленной продукции (работ, услуг). В дополнение к синтетическому счету 20 «Основное производство» на таких предприятиях целесообразно открывать счет 26 «Общехозяйственные расходы» для учета соответствующих затрат. Затраты на проведение всех видов ремонтов основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.) либо по счету 20 «Основное производство», либо по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт учитываются либо на счете 20, либо на счете 26 (если этот счет введен в план счетов).

По окончании месяца общехозяйственные расходы списываются на счет 20 «Основное производство».

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции на малых предприятиях целесообразно руководствоваться отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином России для предприятий подведомственных отраслей.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Готовая продукция и товары» до момента поступления денежных средств.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Готовая продукция и товары». Поступившая на склад готовая продукция учитывается по дебету счета 41 с кредита счета 20 в течение месяца по плановой себестоимости или по другим учетным ценам. По окончании месяца плановая себестоимость или другая учетная цена доводится до фактической себестоимости.

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг), а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Продажи». Операции по неосновной деятельности учитывают либо на отдельном счете 91 «Прочие доходы и расходы», либо на счете 90.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи» или счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 «Продажи»). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

Малые предприятия, имеющие финансовые вложения, учитывают их на счете 58 «Финансовые вложения» с обособленным отражением на отдельных аналитических счетах указанных вложений до одного года и свыше одного года.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Финансовые результаты и их использование учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки».

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета - ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При упрощенной форме бухгалтерского учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости:

- учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. N В-1);

- учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. N В-2);

- учета затрат на производство (ф. N В-3);

- учета денежных средств и фондов (ф. N В-4);

- учета расчетов и прочих операций (ф. N В-5);

- учета реализации (ф. N В-6);

- учета расчетов с поставщиками (ф. N В-7);

- учета оплаты труда (ф. N В-8);

- шахматную (ф. N В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

В Книге учета фактов хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов.

При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Предложенная Минфином России форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности является чрезвычайно удачной, поскольку в ней хронологическая запись сочетается с систематической. Она может совмещать синтетический учет с аналитическим и, кроме того, выполняет функции оборотной ведомости, поскольку содержит данные о начальных и конечных остатках по каждому счету и о дебетовых и кредитовых оборотах по ним.

Ведомости форм N В-1-В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. N В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств можно вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (ф. N ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ф. N ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме (ф. N В-1).

По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме N В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных, текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом - в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей форм N 1-8 переносят в ведомость по форме N 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счет. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

В соответствии с законодательством для малых предприятий установлены так же упрощенные процедуры и формы отчетности налогового учета.

Можно построить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установив одинаковые способы:

- амортизации основных средств и нематериальных активов;

- списания материально-производственных запасов в производство;

- определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства, готовой продукции на складе и т.д.

Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налогов.

Сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации - линейный, то сумма ежемесячной амортизации по сравнению с другими методами будет меньше. В результате увеличится сумма налога на имущество, которую фирма должна платить в бюджет.

В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно. Правила ведения такого учета закрепляют в налоговой учетной политике фирмы.

Определение налогового учета дано в статье 313 НК РФ:

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 НК РФ, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

С 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль.

Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

- как предприятие определяет доходы и расходы;

- как предприятие определяет долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

- как предприятие формирует сумму резервов;

- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.

Регистры налогового учета - это документы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

- наименование;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Налоговый учет, как правило, состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухгалтерского учета.

Таким образом, в основе налогового учета лежат первичные учетные документы, включая бухгалтерские справки. Требования к оформлению первичных учетных документов установлены ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение, хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают. Вместе с тем для налогового учета используются бухгалтерские первичные документы и справки.

Система налогового и бухгалтерского учета имеет расхождения. Правила учета объектов для целей налогообложения не всегда совпадают с правилами, установленными в нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет.

налоговый учет малое предприятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...