Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра философии и истории
И С Т О Р И Я Методические указания Для самостоятельной подготовки студентов Специальности 31.05.02 Педиатрия
Тюмень – 2015
История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов специальности 35.05.02 Педиатрия / М.К. Бросалина, Н.Г. Третьяков, А.Э. Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2015. 55 с.
Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюменского ГМУ по дисциплине «История» для студентов педиатрического факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).
Авторы – составители: Бросалина М.К. к.и.н., доцент Третьяков Н.Г. к.и.н., доцент (редакция) Волков А.Э. к.и.н., доцент
Утверждено на заседании кафедры философии и истории Тюменского ГМУ 21 декабря 2015 г., протокол № 5.
СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4
Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь. Образование и развитие Российского централизованного государства в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5 Тематический план......………………..…………………………………5 Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5 Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6 Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8 Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..10 Тема 5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12 Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14 Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….16 Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.…………………………… 17 Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………20 Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..21 Тематический план...……………………………..………………….....21 Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 21 Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 23 Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25 Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 27 Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 29 Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 31 Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 33 Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 34 Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….37 Модуль 3. ХХ век в отечественной истории. Россия на современном этапе модернизации ……………….……..38 Тематический план..………………………………………………….....38 Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России:1900-1917 гг.. …38 Тема 18. Внешняя политика России в начале XX в. ………………………… 41
Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 42 Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.44 Тема 21. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ……………………………………………………47 Тема 22. СССР во второй половине ХХ в.: стабилизация и кризис социализма……………………………………………… 49 Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 52 Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….55 Цели изучения дисциплины: Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.
Задачи изучения дисциплины: а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций; б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей; в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте; г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.
В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК): – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3); – способностью действовать в нестандартных ситуациях, готовностью нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4); – готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5) – готовностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8);
Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь. Образование и развитие Российского централизованного государства в XIV – XVII вв. Тематический план Лекции 1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки. 2. Древняя Русь в IX-XIII вв. 3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв. 4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв. Семинары 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности. 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения). 5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв. 6. Россия в эпоху Ивана Грозного. 7. Внешняя политика Ивана Грозного (для самостоятельного изучения). 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.
Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности план 1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса. 2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.
Литература основная 1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 3-6; 15-21.
Литература дополнительная 1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004. 2. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007. 3. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003. 4. Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XIX-XX вв. / Отв. ред. О.В. Воробьёва, З.А. Чеканцева. М., 2012. 5. Рыбаков С.В. О смысловой структуре понятия «история» // Вопросы истории. 2015. № 4.
Вопросы для обсуждения: 1. Что такое история? Для чего её изучают? 2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников? 3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?
4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса? 5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России? 6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.? 7. Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян? 8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|