Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования «Тюменский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

 

Кафедра философии и истории

 

 

И С Т О Р И Я

Методические указания

Для самостоятельной подготовки студентов

Специальности 31.05.02 Педиатрия

 

Тюмень – 2015

 

 

История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов специальности 35.05.02 Педиатрия / М.К. Бросалина, Н.Г. Третьяков, А.Э. Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2015. 55 с.

 

 

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюменского ГМУ по дисциплине «История» для студентов педиатрического факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).

 

 

Авторы – составители:

Бросалина М.К. к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г. к.и.н., доцент (редакция)

Волков А.Э. к.и.н., доцент

 

 

Утверждено на заседании кафедры философии и истории Тюменского ГМУ 21 декабря 2015 г., протокол № 5.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.

Образование и развитие Российского централизованного государства

в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5

Тематический план......………………..…………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5

Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..10

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….16

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.…………………………… 17

Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………20

Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..21

Тематический план...……………………………..………………….....21

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 21

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 23

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 27

Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 29

Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 31

Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 33

Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 34

Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….37

Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.

Россия на современном этапе модернизации ……………….……..38

Тематический план..………………………………………………….....38

Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России:1900-1917 гг.. …38

Тема 18. Внешняя политика России в начале XX в. ………………………… 41

Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 42

Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.44

Тема 21. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная

война 1941-1945 гг. ……………………………………………………47

Тема 22. СССР во второй половине ХХ в.: стабилизация

и кризис социализма……………………………………………… 49

Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 52

Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….55

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

 

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

 

 

В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

– способностью действовать в нестандартных ситуациях, готовностью нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5)

– готовностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8);

 

Модуль 1. Теория и методология исторической науки.

Древняя Русь. Образование и развитие Российского

централизованного государства в XIV – XVII вв.

Тематический план

Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.

2. Древняя Русь в IX-XIII вв.

3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв.

4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.

Семинары

1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности.

2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

3. Русские земли в ХП – ХIV вв.

4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения).

5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.

6. Россия в эпоху Ивана Грозного.

7. Внешняя политика Ивана Грозного (для самостоятельного изучения).

8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.

 

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности

план

1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса.

2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 3-6; 15-21.

 

Литература дополнительная

1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

2. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007.

3. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

4. Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XIX-XX вв. / Отв. ред. О.В. Воробьёва, З.А. Чеканцева. М., 2012.

5. Рыбаков С.В. О смысловой структуре понятия «история» // Вопросы истории. 2015. № 4.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое история? Для чего её изучают?

2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?

4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса?

5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России?

6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.?

7. Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян?

8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...