Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основные черты правового государства




Правовое государство в историко-правовой мысли.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран.

Так, еще в знаменитых диалогах Платона «Государство», «Политик» проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» неизбежна «близкая гибель государства». Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Выражая свое отношение к гос.власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме гос.строя».

По мнению Цицерона, государство – не «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, с точки зрения соотношения с правом, есть не что иное, как «общий правопорядок». Являлся глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права. Права и свободы человеку принадлежат по природе.

Локк предлагает разграничить публично-властные полномочия между отдельными частями власти и установить нормативно-закрепленные принципы иерархического взаимодействия этих частей с взаимным контролем, которые впоследствии легли в основу развития английского парламентелизма.

Монтескье помимо разделения властей и установления сдержек и противовесов предлагает наделить каждую власть специальными полномочиями, оговоренными основным законом, чтобы предупредить как сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица или органа, так и злоупотребление самой властью.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что народ не может решить относительно себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Гнайст обосновал законченную схему правового государства, в которой он отводил решающую роль не только формальным качествам (наличие разделения властей, как признака преодоления отчуждения общества от государства), но и самоорганизации общества и прежде всего развитой системы местного самоуправления. Такое государство характеризует: -устойчивая система общественного самоуправления, основанная на прочных национальных традициях; - наличие независимой административной юстиции, которая выверяет все решения и действия правительственной власти; - нравственная и политическая зрелость гос.власти и общества; - конституционное закрепление полномочий по всем трем властям; - конституционное закрепление основных прав граждан с возможностью судебного истолкования каждой из статей конституции; - гарантированность всех основных форм гос.деятельности и полная возможность оспаривания этой деятельности любым гражданином; - ответственность должностных лиц перед законом и народом.

Сущность и основные черты правового государства

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

1. Господство (верховенство) права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос.органов в той же мере, как и для граждан. Гос.власть действует лишь в границах, установленных законом, гос.органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться правовым нормам. Гос.органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

2. Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенством закона. Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

3. Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанностью правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах Джона Локка (1632 – 1704 гг.) и Шарля Луи Монтескье. Эта теория использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

4. Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур.

5. Одна из важнейших задач гос.власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идет о юридическом равенстве (равноправии).

6. Наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и одновременно принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...