Формы и порядок проведения таможенного контроля.
Тема 5. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ План Общая характеристика таможенного контроля. Принципы проведения таможенного контроля. Формы и порядок проведения таможенного контроля.
§ 1. Общая характеристика таможенного контроля Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств. Таможенным Кодексом Таможенного Союза (далее ТК) установлено следующее определение таможенного контроля: Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза; (п. 31 ст. 4 ТК). При этом необходимо отметить, что понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы." Понятие "таможенный контроль" раскрывается и в главе 2 "Определение понятий" Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции от 26.06.1999, - "Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ".
Приведенные определения показывают, что содержащееся в Таможенном Кодексе Таможенного Союза определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Конвенции Киото – основном международном документе в сфере таможенного регулирования. Таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов РФ. Таким образом, субъектами таможенного контроля, то есть лицами, правомочными на его производство, являются сотрудники таможенных органов РФ. Цель таможенного контроля - проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенной процедуры и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. При проведении таможенного контроля таможенные органы должны расходовать свои ресурсы (специальное оборудование и технику, рабочее время и т.д.) экономно, но эффективно. То есть исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Для этого при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
Цели применения СУР: 1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; 2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; 3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза, которые имеют устойчивый характер, связанны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, подрывают конкурентоспособность товаров таможенного союза; 4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: 1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию; 2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; 3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; 4) лиц, пересекающих таможенную границу. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза. В частности в России зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации в глубь территории Российской Федерации. На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.
При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования. Выше названные т овары, считаются находящимися под таможенным контролем до: 1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза 3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза; 4) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; 5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза; 6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования; 7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями. Товары, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и (или) международными договорами. В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Периоды осуществления таможенного контроля следующие. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы, а при вывозе он начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный контроль завершается только в момент выпуска товаров и транспортных средств (передачи таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица).
Таможенный контроль может быть осуществлен в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы, а также другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами. В соответствии со ст. 164 Закона о таможенном регулировании проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы могут проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом ТК содержит оговорку, согласно которой законодательством государств — членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет [1].
§2. Принципы проведения таможенного контроля Принципы таможенного контроля таковы: 1) принцип законности означает, что все действия участников таможенного контроля не должны противоречить таможенному законодательству, а также международно-правовым нормам (ст. 15 Закона о таможенном регулировании). Таможенный контроль товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должен осуществляться в порядке, установленном таможенным законодательством. Подконтрольные субъекты должны исполнять только те обязанности в части таможенного контроля, которые возложены на них четкими и ясными предписаниями таможенного законодательства; 2) принцип уважения прав и свобод субъектов ВЭД выражается в уважении должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных объектов (ст. 16 Закона о таможенном регулировании). Сотрудники таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими ВЭД; 3) принцип гуманности отражает возможность применения в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных, растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам (п. 1 ст. 107 ТК). В соответствии со ст. 1069 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или субъекта РФ; 4 ) принцип оперативности таможенного контроля заключается в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для всех форм таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со ст. 196 ТК не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации; 5 ) принцип выборочности означает отсутствие необходимости проведения контроля в полном объеме, т. е. проверки всех товаров. При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства; 6) принцип системы управления рисками играет немаловажную роль при проведении таможенного контроля. В соответствии с указанным принципом таможенный контроль должен осуществляться выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, здоровья граждан и т. п. Риски подразделяются: на выявленные, которые выражаются в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства РФ уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте; потенциальные, которые представляют собой риски, не проявившие себя, но имеющие условия для возникновения. Цели применения системы управления рисками изложены в ст. 128 ТК. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов; 7) принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств имеет основанием гл. 6 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающую сотрудничество таможенных служб и заключение ими соглашений о взаимной помощи, а также сотрудничество таможенных служб с участниками внешней торговли и заключение с ними меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Так, между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 21 мая 2010 г. было заключено Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза. Обмен информацией, полученной на основе взаимной административной помощи таможенных служб, может, в частности, содействовать управлению рисками. Информация, предоставленная таможенной службой другого государства по собственной инициативе или по запросу, является дополнительным очень точным источником, на котором можно базировать анализ рисков; 8) принцип взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и с их профессиональными объединениями (ассоциациями) закреплен в ст. 23 Закона о таможенном регулировании. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с указанными лицами. В соответствии со ст. 103 ТК при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе; 9) принцип проведения таможенного контроля только таможенными органами выражается в том, что никакие иные органы государственной власти или местного самоуправления не вправе по своей инициативе самостоятельно подменять таможенные органы, выполнять их функции, иным образом вмешиваться в их деятельность. Данное положение имеет существенное значение для обеспечения таможенным органам возможности осуществлять деятельность на основе единообразного подхода и централизованного управления в соответствии с таможенным законодательством. Кроме того, указанное ограничение имеет значение для контролируемых лиц, которым гарантируется, что обременение их обязанностями, связанными с проведением таможенного контроля, не могут осуществлять никакие органы государственной власти или иные лица, помимо таможенных органов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|