Объекты социальной работы и ее функции.
Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина. Ее предмет и задачи. Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б.В.Куприянов) · Предмет исследования науки – это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект – это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта. · Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
Из истории развития теории социальной работы. Развитие социальной работы в России.
Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды: Архаический период (до X века) Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи: Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века) Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году.Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества.Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века) Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века) Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков) Период государственного обеспечения (1917 — 1991 годы) Период социальной работы (1991 — по настоящее время) Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. Теоретико-методологические аспекты социальной работы. (Закономерности, принципы, парадигмы и пр.) Сущность, цели и задачи социальной работы, ее практика, методы. Закономерности Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы): 1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе; 2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы 3. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.
Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы): 1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их 2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; 3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе. Принципы Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Группы принципов социальной работы: § общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия § социально–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства § организационные принципы § психолого–педагогические принципы Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности. Объекты социальной работы и ее функции. Объект социальной работы – система социальных. Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. · диагностическая функция · прогностическая функция · предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция · правозащитная функция · социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и проч.;
· социально-психологическая функция — различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся; · социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни; · социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта; · коммуникативная функция — установление контактом с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; · рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; · нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе; · организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|