Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты социальной работы и ее функции.

Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина. Ее предмет и задачи.

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б.В.Куприянов)

· Предмет исследования науки – это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект – это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

· Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.


 

Из истории развития теории социальной работы. Развитие социальной работы в России.

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году.Христианизация

оказала решающее влияние на все сферы жизни общества.

Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века)

Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века)

Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков)

Период государственного обеспечения (1917 — 1991 годы)

Период социальной работы (1991 — по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы. (Закономерности, принципы, парадигмы и пр.) Сущность, цели и задачи социальной работы, ее практика, методы.

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;

2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы

3. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их

2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

§ общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия

§ социально–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства

§ организационные принципы

§ психолого–педагогические принципы

Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.

Объекты социальной работы и ее функции.

Объект социальной работы – система социальных. Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе.

· диагностическая функция

· прогностическая функция

· предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция

· правозащитная функция

· социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и проч.;

· социально-психологическая функция — различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

· социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

· социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

· коммуникативная функция — установление контак­том с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включе­нию различных институтов общества в деятельность соци­альных служб;

· рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной за­щиты человека;

· нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических це­лей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

· организационная функция — способствование организа­ции социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг насе­лению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...