Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы изучения феномена отцовства




 

Изучение семьи и семейных отношений предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими. Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутрисемейных, кровнородственных и соседских взаимоотношениях. И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, для их бытования существенна и другая сторона - традиционность, обусловливающая их специфичность и самобытность жизни народа. В традициях проявляется этнический характер отцовства, его своеобразие. Проблема отцовства имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи. Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов.

Отцовство - это целый комплекс явлений культуры: от рождения ребенка, устанавливающего факт отцовства, до отцовских практик и связанных с ними чувств и переживаний. Начиная с античных времен, ученые уделяли пристальное внимание феномену отцовства, так, еще древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), говоря о происхождении государства в своем труде «Политика», отмечал тот факт, что изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения - государства. Аристотель высказал мысль о том, что отец учит, мать растит, безусловно отдав важнейшую роль в формировании личности ребенка отцу. Каждодневное общение детьми и эмоциональное общение с ними было в целом уделом женщин.

Но собственно научное изучение семьи и феномена отцовства начинается с первой половины XIX в. В это время вырабатываются различные подходы к изучению отцовства. Рассматриваются такие важные аспекты данного культурного феномена, как социальная роль и статус мужчины-отца, в рамках психологии исследуются представления и стереотипы о роли мужчины в семье, изучаются личностные факторы отца, влияющие на развитие личности ребенка. Именно в начале XIX в. в свет вышла книга швейцарского историка Иоганна Бахофена «Материнское право». Автор проанализировал классическую литературу древности как исторический источник и одним из первых отметил, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим И. Бахофен толкует «Орестею» Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим отцовским.

Американский историк Льюис Морган, развил теорию Бахофена в своей книге «Древнее общество». Опираясь преимущественно на данные этнологии, он выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Он доказывал универсальность развития человеческого общества от материнского рода к отцовскому, от матриархата к патриархату.

Особенность философского понимания семьи и отцовства заключается в возможности представить семью как целостность, на основе брака гармонию мужского и женского начал. Так немецкий философ Артур Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в жизни человека.

Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, и выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно.

Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода. Также не обошел своим вниманием данную проблему и немецкий философ Георг Зиммель, который утверждал, что все достижения культуры - искусство, мораль, наука, социальные теории и т. п. - проявляются в стремлении человека субъективно преодолеть дуализм мужского и женского. Он пишет, что отмеченное стремление свойственно только мужчинам. Сознание мужчины содержит много чисто функционального - того, что можно было бы назвать «делом», где сознание своего пола не занимает ровно никакого места.

Отечественная философская мысль также уделила немало внимания гендерным проблемам, в том числе и роли отца в культуре. Русский философ ХIХ в. Владимир Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что ни мировая воля, ни род не влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Русский мыслитель Василий Розанов в работе «Статьи о браке» писал, что акт рождения ребенка объединяет оба пола и обеспечивает будущее за счет способности мужского пола реализовать свою жизненную энергию в сближении с женским полом. Главная цель философского осмысления пола и брака состоит в признании целостности личности, гармонии мужского и женского начал, основанных на свободе индивидуальности.

Трансформации семьи, начавшиеся в Новое время, исследовались разными учеными двадцатого столетия. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли социологические исследования, которые позволили определить функции не только самого института семьи, но и других социальных институтов наследования - социального статуса родителей, роль семьи в воспитании и образовании. Большой вклад в изучение социологии семьи внес Эмиль Дюркгейм, который, рассматривая роль каждого члена семьи в семейной жизни, обратил внимание на то, что семья теряет ряд своих важных функций, что обусловлено, по мнению ученого, влиянием урбанизации.

Это привело к формированию таких новых черт, как добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.

В наиболее обобщенном и целостном виде эти проблемы были изложены в исследованиях американского социолога Питирима Сорокина. Семья для исследователя - организованная социальная группа, являющаяся основанием иерархии социальных структур. Им впервые выделены функции семьи и других социальных институтов наследования, социального статуса родителей, образования и воспитания.

Известный русский социолог И.С. Кон, настаивая на корректной постановке проблемы отцовства, предлагал произвести предварительную дифференциацию данного феномена с учетом следующих моментов:

) отличие положения и поведения современных отцов от прежних;

) определение современного стереотипа - нормативного образа - отцовства и его отличие от традиционного стереотипа;

) соотнесение совпадения стереотипа отцовства и реального поведения

сегодняшних отцов;

) определение степени совпадения стереотипа и реального поведения отцов;

) как связаны реальные и воображаемые различия с исторической эволюцией гендерных стереотипов «маскулинности» и «фемининности»;

) каковы психологические последствия предполагаемых сдвигов в характере отцовства, как они влияют на личность и психологические качества ребенка.

Интересным является исследование Н. Кремневой, которая ставит целью рассмотреть особенности смыслополагания «мужчин» и «женщин» в процессе этнической идентификации. При этом в тексте не проблематизируется содержание концептов пол, гендер, гендерные роли, маскулинностъ и феминность. А базовые понятия «мужчина» и «женщина» автор объективирует и рассматривает в привычной бинарной оппозиции.

С.И. Голод и А.А. Клецин исследовали репродуктивное поведение женщин и мужчин в контексте состояния и перспектив развития семьи; причем изменения репродуктивного поведения были истолкованы посредством смены исторических типов семьи. С.И. Голод в работе «Семья и брак: историко-социологический анализ» рассматривает эволюцию и тенденции моногамии. Анализирует имманентные закономерности развития семьи, дает типологию ее исторических (идеальных) типов, построенной на различии характера половозрастных отношений, раскрывает перспективную роль таких социально-

психологических ценностей семьи, как интимность и автономия.

Вопросами участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании, в передаче опыта в разное время занимались представители психоаналитического направления. Основоположник школы психоанализа Зигмунд Фрейд, считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии.

Австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривал отцовство как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По А. Адлеру, «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже учатся бороться за власть и за личное, а не социальное превосходство.

Немецко-американский психоаналитик Эрих Фромм в знаменитой работе

«иметь или быть?» анализирует традиционную семью, выделив отцовский тип воспитания. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше.

Важным достижением является разработка проблем отцовства и материнства, их соотношения как социокультурных феноменов антропологической и этнографической науками, которые обращают пристальное внимание на бытование этих феноменов в границах традиционной культуры.

Английский ученый Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства, обеспечивающего детям законность принадлежности к социуму независимо от неопределенности установления биологического отцовства, увидел основу упрочения социального и распространения степени родства.

Американский антрополог Маргарет Мид исследовала связь ребенка с семьей и родственниками; гендерные функции отцовства и материнства; значение церемоний, ритуалов, обычаев и обрядов в процессе взросления; нормативный идеал детства в культуре и формы отклонений от него; поощрения и санкции, применяемые к детям в различных культурах; роль совместного труда в воспитании детей; значение искусства в духовном развитии детей.

По мнению отечественного этнографа Ю.В. Бромлея, семья - система целостная, а брачно-семейные отношения - системообразующие элементы, наряду со «средовыми» связями (поселенческими, языковыми, идеологическими и др.).

В конце ХХ в. с развитием исследований в области культуры сформировался культурологический подход к изучению проблемы отцовства, опирающийся и интегрирующий лучшие достижения мировой и отечественной социогуманитарной мысли по данному вопросу. Но вместе с этим, в культурологии было выработано собственное теоретическое понимание феномена отцовства и его роли в культуре. Многие культурологи, среди которых В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова, В.Б. Иорданский, считают, что человеческая культура в своих глубинных основаниях является матриархальной. В.А. Рамих подчеркивает, что материнство отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Издавна в сознание детей впитывается неукоснительное соблюдение обычаев своего народа. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношение между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь она видит связь материнства с традициями и этнической культурой.

С.Н. Иконникова делает акцент на взаимосвязь культуры и духовности в вопросах преемственности поколений, обращая внимание на то, что современное отцовство необходимо рассматривать с учетом традиций воспитания, сложившихся в ходе развития институтов семьи и брака.

Анализ литературы показал, что, несмотря на то, проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкого определения, так как данный феномен не исчерпывается такими понятиями как роль, статус, чувства, мотивации, ценностно-потребностная сфера или самооценка.

 


Заключение

В ходе исследования был проведен анализ психологической литературы, на основе которого описана социально-психологическая сущность материнства и отцовства, выявлены социально-психологические факторы и условия формирования представлений о них в истории культуры и сделан вывод: проблемы материнства исследовались достаточно полно в рамках различных теоретических направлений, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. На фоне относительной изученности материнства в литературе отцовству отводится второстепенная роль. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные её аспекты, изучены в меньшей степени, хотя являются актуальными и практически значимыми.

Можно констатировать: что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью. Наряду с неизменностью материнства как биологического явления, его содержание как культурно-исторического и социально-психологического явления не является постоянным.

На формирование и функционирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект. Но, несмотря на то, что это отцовство изучается и исследуется уже многие годы, роль отца, его значение в становлении личности ребенка является неотъемлемой частью научного мира, человеческой истории, культурного наследия.

Кроме того при анализе психологической литературы нашла свое подтверждение гипотеза о том, что содержание представлений о материнстве и отцовстве есть продукт научных исследований и истории культуры.


Список литературы

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. - 250 с.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. СПб., 2005. - 431 с.

.   Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш.Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с.

.   Бромлей Ю.В Этнические функции культуры и этнографии // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. - с.190-202.

.   Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук/А. Я. Варга. М.,1986. - 206 с.

.   Винникотт Д. В. Разговор с родителями/Д.В. Винникотт. М.,1995. - 192 с.

.   Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998

.   Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс. М.,1997. №11 - с.72-79.

.   Демоз, Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 510 с.

.   Докинз Р. Эгоистичный ген: пер. с англ. Н. О. Фоминой. - М.: Мир, 1993. - 316 с.

.   Дружинин В.Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000. - 208 с.

.   Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПб.: Союз, 1998. - 492 с.

.   Ермихина М. О, Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис.канд. психол. наук/ М. О. Ермихина. Казань, 2004. 22 с.

.   Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка: Дис. канд.психол. наук /С. С. Жигалин. Курган, 2004. 233 с.

.   Зиммель Г. Женская культура // Избранное: в 2-х т. М.:Наука, 1996.

.   Иконникова С.Н. Отцы и дети: спектр отношений между поколениями//История культурологических теорий. Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2005.

.   Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2001.

.   Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. - 1987. - № 6. - С. 26-37.

.   Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000

.   Кремнева Н. Гендерные особенности этнической идентификации // Другое поле. Социологические практики / под ред. Е. Омельченко, С. Перфильева. Ульяновск, 2000.

.   Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1981 - 334 с.

.   Мид М. Культура и мир детства. - М, "Наука", 1988. - 429 с.

.   Мухина В.С. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности, №1, 2003. - с. 141-154

.   Морган Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Ин-т народов Севера.

.   Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

.   Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

.   Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. - СПб.: Б. С. К., 1997.

.   Рамих. В.А. Материнство как социокультурный феномен. Автореф. дис. докт. филос. наук: Ростов-на-Дону, 1997 - с.130-149.

.   Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность. Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

.   Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Том 2. - С. 398-437.

31. Счастная Т.Н., Чибисова М.Ю. Феноменология материнства как социально-психологическая проблема. Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник Научных трудов.Вып. 4 /Под.ред.М.Ю.Кондратьева. Часть I. М.:МГППУ,2006, 80 с.; С.67-72

32. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

33. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - Т. 20.

.   Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002г - 240 с.

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. - 640 с.

.   Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.

.   Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.

.   Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины:: Дисс.канд. психол.наук./МПГУ - М. 2003. - 272 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...