Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 8. Активирующие системы мозга




Тема 17. Физиологические основы регуляции цикла сон-бодрствование. Физиологические механизмы сна. Роль ретикулярной формации. Стадии сна и их периодичность. Изменение фаз сна человека в постнатальном развитии. Психическая активность во сне. Психологическая значимость сновидений.

Раздел 9. Физиология движений

Тема 18. Физиология движений. Представленность двигательной функции в мозге человека. Уровни построения движений. Рефлекторный уровень организации движений. Физиология мозжечка. Нейрофизиология стриарной системы. Нисходящие системы двигательного контроля. Физиология опорно-двигательного аппарата. Общие принципы управления движениями. Нейрофизиологические принципы локомоции.

Раздел 10. Высшие функции нервной системы

Тема 19. Первая и вторая сигнальные системы. Нейрофизиология речи. Первая и вторая сигнальная система. Их взаимодействие. Общие типы высшей нервной деятельности. Асимметрия полушарий головного мозга человека и речевые зоны мозга. Нейрофизиология формирования и восприятия речи. Симптомы поражений речевых зон мозга.

Тема 20. Организация слухового и зрительного восприятия. Наглядные пространственные синтезы и регуляция психической деятельности человека. Зоны мозга, участвующие в организации наглядных пространственных синтезов, и последствия их нарушения.

Тема 21. Физиологическое основание памяти и научения. Память, виды памяти. Механизмы памяти и структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Процесс научения, классификация форм обучения. Суммация, привыкание, импринтинг, подражание. Классические и инструментальные условные рефлексы. Активное и пассивное научение. Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Раздел 11. Теория функциональных систем

Тема 22. Функциональная организация поведенческого акта. Понятие о функциональной системе.Теория функциональных систем (ТФС) по П. К. Анохину. Основные стадии поведенческого акта с точки зрения ТФС. Внутренняя организация поведенческого акта. Афферентный синтез. Акцептор результата действия. Память в функциональной системе. Афферентация: обстановочная, пусковая, обратная. Эфферентный синтез. Полезный приспособительный результат. Эмоции в функциональной системе. Роль эмоций в регуляции поведения. Потребности и мотивация в системном поведенческом акте.

Раздел 11. Индивидуальные особенности ВНД

Тема 23. Индивидуальные особенности ВНД. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности как комбинация силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения. Свойства процессов возбуждения и торможения. Исследование индивидуальности в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Связь свойств нервной системы с тревожностью, интроверсией, нейротизмом, экстраверсией. Генотип и фенотип в проявлениях высшей нервной деятельности человека.

 

Литература

 

а) основная литература:

 

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Учебная лит-ра, 1997. - 431 с.

  1. Смирнов В. М. Высшая нервная деятельность М.: Высшая школа, 1991.— 256 с.
  2. Смирнов В. М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и ВНД. - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
  3. Смирнов В. М., Свешников Д. С., Яковлев В. Н., Правдивцев В. А. Физиология центральной нервной системы. - М: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с..

5. Физиология человека: в 3-х томах, т. 1. Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: МИР, 1996. – 272 с.

  1. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. - М.: Аспект Пресс, 2000 г. – 161 с.
  2. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология ЦНС для психологов. – СПб.: Питер, 2007.- 208 с.

 

 

б) дополнительная литература:

 

1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А. Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. 376 с.

2. Дубынин В.А. Регуляторные системы организма человека. –М.: Дрофа, 2003.-368 с.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: «Академия», 2009. 384 с.

4. Начала физиологии: Учебник для вузов /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - СПб.: Лань,2002. 1088с.

5. Общий курс физиологии человека и животных /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - М.: Высшая школа, 1991. Том 1. 509 c.

6. Тевс Г., Шмидт Р. Физиология человека в 3 т. - М: Мир, 2005. Том 1. 323 с.

7. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Изд-во. ACADEMA, 2004. 462 с.

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Нейрофизиология»

 

  1. Предмет и задачи нейрофизиологии.
  2. Методы исследования физиологии ЦНС.
  3. Особенности строения и функции нейрона. Строение и функционирование билипидной клеточной мембраны.
  4. Морфофункциональные особенности клеток глии.
  5. Мембранный потенциал, его природа. Ионный состав клетки Транспортные механизмы мембраны.
  6. Природа потенциала действия. Деполяризация и реполяризация.
  7. Распространение возбуждения. Особенности проведения нервного импульса по нервному волокну.
  8. Строение и функции синапса. Виды синапсов.
  9. Медиаторы нервной системы и их классификация.
  10. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы. Явление суммации. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение.
  11. Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
  12. Безусловные рефлексы и их классификация.
  13. Ориентировочный рефлекс.
  14. Условные рефлексы и механизмы их образования.
  15. Понятие доминанты.
  16. Динамический стереотип.
  17. Торможение условных рефлексов и его виды.
  18. Спинальные рефлексы.
  19. Спинальные двигательные автоматизмы.
  20. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
  21. Морфофункциональная организация мозжечка. Рефлексы мозжечка. Патологии мозжечка.
  22. Морфофункциональная организация промежуточного мозга.
  23. Роль гипотоламо-гипофизарной системы в регуляции вегетативных функций организма.
  24. Физиология базальных ганглиев и их роль в рефлекторной и мыслительной деятельности.
  25. Физиология и функции миндалины.
  26. Понятие системности в организации мозга.
  27. Функциональная организация коры больших полушарий.
  28. Проекционные, двигательные и ассоциативные зоны коры.
  29. Асимметрия функций коры больших полушарий.
  30. Морфофункциональная организации сенсорных систем.
  31. Строение рецепторов и их классификация.
  32. Физиология вестибулярной системы. Пространственная ориентировка человека
  33. Физиология соматосенсорной системы. Виды рецепции.
  34. Физиология зрительной системы. Роль движения глаза в зрительном восприятии.
  35. Физиология слуховой системы.
  36. Физиология вкусовой системы.
  37. Физиология обонятельной системы.
  38. Структура и функции симпатического и парасимпатического отдела нервной системы
  39. Стресс. Биологическая функция стресса. Адаптационный синдром. Стадии стресса.
  40. Физиология эмоций. Лимбическая система.
  41. Физиология сна. Ретикулярная формация. Психическая активность во сне.
  42. Физиология движений. Уровни построения движений в нервной системе человека.
  43. Общие принципы управления движениями
  44. Взаимодействие первой и второй сигнальной системы. Физиология формирования и восприятия речи. Симптомы поражений речевых зон мозга.
  45. Организация наглядных пространственных синтезов и последствия их нарушения.
  46. Память, ее виды. Механизмы памяти. Виды научения.
  47. Понятие о функциональной системе. Теория функциональных систем по П. К. Анохину.
  48. Основные свойства нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...