Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
В ХХ в. гражданское право Беларуси развивалось в единой связке с российским (советским) законодательством. В 1923 г. в БССР введен ГК РСФСР 1922 г., в 1927 г. принят свой республиканский ГК, не имевший существенных отличий от российского. ГК БССР 1964 г. также копировал ГК РСФСР. Современное гражданское право Беларуси сформировалось в результате политических и экономических реформ 1990-х гг. Основы гражданско-правовых и хозяйственных отношений установлены в ст.13 Конституции 1994 г. Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения также принадлежат государству. В ноябре 1996 г. на референдуме граждане поддержали предложение Президента Республики о запрете свободной купли-продажи земли. Коренная реформа гражданского законодательства, проводившаяся с начала 1990-х гг., вступила в завершающую стадию с принятием нового Гражданского кодекса Республики Беларусь от 1998 г. В его основу положен Модельный Гражданский кодекс, утвержденный Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ. Это предопределило высокую степень сходства белорусского и российского гражданских кодексов.
В отличие от российских законодателей, принявших к 1999 г. только две первые части ГК РФ, Парламент Беларуси принял и ввел в действие свой Кодекс целиком. ГК состоит из восьми разделов: I - Общие положения (ст.1-209), включающий подразделы "Общие положения", "Лица", "Объекты гражданских прав", "Сделки и представительство", "Сроки. Исковая давность"; II Право собственности и другие вещные права (ст.210-287); III - Общая часть обязательственного права (ст.288-423); IV - Отдельные виды обязательств (ст.424-978); V - Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) (ст.979-1030); VI - Наследственное право (ст.1031-1092); VII - Международное частное право (ст.1093-1135); VIII - Заключительные положения (ст.1136-1153). Кодекс регулирует все имущественные отношения, в том числе и связанные с хозяйственным оборотом. Соответственно принятие Гражданского кодекса в такой редакции положило конец спору о дуализме частного права в Республике Беларусь, т.е. о возможности принятия одновременно двух кодексов - гражданского и торгового (предпринимательского, хозяйственного). ГК Беларуси при всей схожести с ГК РФ отличает более социальный характер. Так, среди основных начал гражданского законодательства (ст.2) указывается, что направление и координация экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях. Среди оснований прекращения права собственности более определенно, чем в ГК РФ, названа национализация (ст.245). В след за Конституцией ГК предусматривает только две формы собственности: частную и государственную. Субъектами последней могут быть Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Таким образом, в отличие от Российской Федерации отсутствует муниципальная собственность. В 1990-е гг. в Беларуси принято обширное законодательство, создающее правовую базу для предпринимательской деятельности, в том числе законы "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" от 14 декабря 1990 г.; "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" от 25 мая 1991 г.; "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" от 14 ноября 1991 г.; "О товарных биржах" от 13 марта 1992 г.; "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" от 9 декабря 1992 г.; "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" от 10 декабря 1992 г.; "О ценных бумагах и фондовых биржах" от 12 марта 1993 г.; "О поставках товаров для государственных нужд" от 24ноября 1993 г.; "Об аудиторской деятельности" от 8 октября 1994 г.; "О рекламе" от 18 февраля 1997 г.; "О ценообразовании" от 10 мая 1999 г.; "О финансово-промышленных группах" от 4 июня 1999 г.
Экономические реформы в Беларуси включают проведение приватизации. Ее правовую базу составляют законы "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" от 19 января 1993 г.; "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" от 7 июля 1993 г. Отношения интеллектуальной собственности регулируют ГК, законы "О товарных знаках и знаках обслуживания" от 5 февраля 1993 г.; "О патентах на промышленные образцы" от 5 февраля 1993 г.; "О патентах на сорта растений" от 13 апреля 1995 г.; "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г.; "О патентах на изобретения и полезные модели" от 8 июля 1997 г. В ГК РБ интеллектуальной собственности посвящен раздел V (ст.979-1030), в котором регулируются авторское право и смежные права (гл.61), общие положения о праве промышленной собственности (гл.62), право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (гл.63), права на новые сорта растений и новые породы животных (гл.64), право на топологию интегральной микросхемы (гл.65), право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (гл.66), способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (гл.67), недобросовестная конкуренция (гл.68). Земельные отношения в Беларуси регулируются Кодексом о земле от 4 января 1999 г. Согласно ст.2 Кодекса собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных Кодексом о земле и иными актами земельного законодательства.
Гражданам Беларуси земельные участки могут предоставляться в пожизненное наследуемое владение (ст.10). В частной собственности находятся участки, приобретенные гражданами, постоянно проживающими на территории Беларуси или приравненными к постоянно проживающим (ст.11). Юридическим лицам Республики, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при: приватизации объектов государственной собственности; осуществлении инвестиционных проектов. Решения о передаче в обоих случаях принимаются Президентом (ст.13). Купля-продажа частной земли в Беларуси запрещена. Граждане и юридические лица могут отчуждать земельные участки только государству. Основным источником семейного права является новый Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. Так же как и в Российской Федерации, он отражает более либеральный подход к регулированию брачно-семейных отношений, сокращение в семейном законодательстве императивных норм. Наиболее ярким свидетельством этого является введение института брачного договора (ст.13). Трудовое право Беларуси основывается на новом Трудовом кодексе от 26 июля 1999 г. и законах "О занятости населения в Республике Беларусь" от 30 мая 1991 г.; "О профессиональных союзах" от 22 апреля 1992 г.; "О коллективных договорах и соглашениях" от 13 ноября 1992 г.; "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 18 января 1994 г. Трудовой кодекс состоит из 6 разделов: Общие положения; Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений; Особенности регулирования труда отдельных категорий работников; Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений; Ответственность работников и нанимателей. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения. Трудовой кодекс отличается от действовавшего ранее КЗоТа 1972 г. рыночной ориентированностью; переносом акцентов от централизации и императивности на децентрализацию и диспозитивность, расширением локального регулирования; реализацией идей социального партнерства в формировании механизма коллективного трудового права; учетом международных трудовых стандартов.
В то же время трудовое право Беларуси сохраняет элементы социалистических концепций трудовых отношений. Согласно ст.13 Конституции государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. Специфические полномочия в регулировании трудовых конфликтов в Беларуси принадлежат Президенту Республики, который по Конституции (п.23 ст.64) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок. Значительное развитие в Беларуси получило экологическое право. В частности, приняты законы "О государственной экологической экспертизе" от 18 июня 1993 г.; "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" от 20 октября 1994 г.; "Об охране атмосферного воздуха" от 15 апреля 1997 г.; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 23 ноября 1993 г. Беларусь является одной из немногих стран СНГ, принявших новый Гражданско-процессуальный кодекс (11 января 1999 г.). В гражданском процессе сохраняются 3 инстанции: первая, кассационная и надзорная. Отдельные разделы Кодекса посвящены исполнительному производству и международному гражданскому процессу. Судопроизводство по хозяйственным спорам регулирует Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г.
Уголовное право и процесс
Уголовное право Беларуси развивается в тесной связи с законодательством России и других государств СНГ. 9 июля 1999 г. УК 1960 г., действовавший с многочисленными изменениями и дополнениями, заменен новым Уголовным кодексом Республики Беларусь, подготовленным на основе Модельного Уголовного кодекса для государств участников СНГ, одобренного Межпарламентской ассамблеей. По своим концепциям и содержанию Кодекс весьма близок к УК РФ 1996 г., хотя изложение нормативного материала имеет много частных различий. УК Беларуси значительно более объемен (466 статей против 360 в УК РФ), отчасти за счет наличия ряда неизвестных российскому уголовному праву составов преступлений.
Так же как и в России, УК РБ является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются в УК РБ на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие (п.1 ст.12). Среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, УК РБ выделяет пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию (ст.38), что неизвестно УК РФ. В качестве видов наказания Кодекс (ст.48) предусматривает общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; направление в дисциплинарную воинскую часть; лишение свободы; пожизненное заключение; смертную казнь. Кроме основных могут применяться дополнительные наказания: лишение воинского или специального звания и конфискация имущества. Смертная казнь предусмотрена за развязывание либо ведение агрессивной войны (ст.122), убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (ст.125), международный терроризм (ст.126), геноцид (ст.127), преступления против безопасности человечества (ст.128), применение оружия массового поражения (ст.134), убийство при наличии квалифицирующих признаков (ч.2 ст.139), особо квалифицированный терроризм (ч.3 ст.289), измену государству, сопряженную с убийством (ч.2 ст.356), заговор с целью захвата государственной власти при квалифицирующих признаках (ч.3 ст.357), террористический акт (ст.359), убийство работника милиции (ст.362). В 1995 г. в Республике было вынесено 34 смертных приговора. Сведения о количестве казненных не публикуются. В Особенной части УК на первое место поставлен раздел "Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления", за которым следует раздел "Преступления против человека", что более правильно отражает соотношение охраняемых уголовным законом ценностей (в УК РФ преступления против мира и безопасности человечества включены в последний раздел). Среди неизвестных УК РФ составов преступлений, имеющихся в УК РБ, можно назвать принуждение (ст.185), преследование граждан за критику (ст.197), присвоение найденного имущества, в том числе клада (ст.212), незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст.224), незаконное использование деловой репутации конкурента (ст.249), спекуляцию (ст.256), захват зданий и сооружений (ст.292), самовольную без необходимости остановку поезда (ст.312), клевету в отношении и оскорбление Президента РБ (ст.367, 368). По мнению международных наблюдателей, уголовная политика Беларуси продолжает носить карательный характер. Количество арестованных и приговоренных к лишению свободы растет более быстрыми темпами, чем преступность. Законодательство о борьбе с преступностью включает законы "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 ноября 1992 г.; "О борьбе с преступлениями в сфере экономики и с коррупцией" от 15 июня 1993 г.; "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 10 февраля 1997 г.; "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией" от 26 июня 1997 г. Уголовный процесс в Беларуси регулируется УПК 1999 г., заменившим УПК 1960 г. Согласно Конституции дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях- единолично судьями (ст.113). Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, и с соблюдением всех правил судопроизводства (ст.114). Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.115). Согласно Закону о судоустройстве и статусе судей 1995 г. (ст.8) суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: 1 судьи гражданские дела, дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительных производств, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет; 3 судей уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок более 10 лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, и дела, рассматриваемые судебной коллегией по патентным делам Верховного суда; 1 судьи и коллегии из 7 присяжных заседателей - уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначения суда присяжных. УПК 1999 г. (ст.32) предусматривает, что коллегия в составе судьи и 2 народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание на срок от 5 до 10 лет лишения свободы, если обвиняемый на предварительном следствии не признает себя виновным и не согласен на единоличное рассмотрение дела судьей; преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь; преступлениях несовершеннолетних. В первоначальном варианте УПК 1999 г. была предусмотрена самостоятельная глава (ст.371-402), регламентировавшая производство с участием присяжных заседателей, однако Законом от 11 мая 2000 г. эта форма суда была полностью исключена в связи с тем, что Парламент не преодолел вето Президента Республики. Таким образом, введение в правовую систему Беларуси института суда присяжных, декларированное еще в 1993 г., не состоялось. С начала 1990-х гг. в уголовно-процессуальное законодательство Беларуси, как и других бывших советских республик, вносятся некоторые демократические изменения, направленные на усиление правовых гарантий личности. В частности, несколько расширены возможности для получения юридической помощи в уголовном процессе. В соответствии с Законом об адвокатуре 1993 г. (ст.4) задержанному, арестованному или осужденному обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением полной их конфиденциальности. Согласно ст.25 Конституции лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Еще в 1993 г. белорусским законодательством был предусмотрен суд присяжных, однако на практике введение этого института задержалось. В отличие от ряда других бывших советских республик новый УПК Беларуси не ввел в уголовный процесс апелляционной инстанции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|