Глава 1. Характеристика понятий банда, незаконное вооруженное формирование, преступное сообщество.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ БАНДА, НЕЗАКОННОЕ ВООРУЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО ………………………………………………………………….5 §1. Банда: понятие и содержание в современном уголовном праве……….......5 §2. Понятие незаконного вооруженного формирования……………………...13 §3. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества…………...22
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РАЗГРАНИЧЕНИЯ БАНДЫ, НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА …………………………………………..32 §1. Структурированность организованной группы: понятие и ее установление……………………………………………………………………..32 §2. Признаки отграничения банды от незаконного вооруженного формирования……………………………………………………………………37 §3. Соотношение уголовно - правовых признаков организованной преступной группы и преступного сообщества…………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..57
ВВЕДЕНИЕ Рассматривая заявленную тему, следует обратить внимание на тот факт, что за последние годы исследуемое явление приобрело значительную степень актуальности. Вопросы, посвященные понятиям «банда», «преступное сообщество», «незаконное вооруженное формирование» имеют большой потенциал для научного исследования, что лишний раз подтверждает степень значимости данных явлений для отечественной науки. Важно подчеркнуть тот факт, что анализируемой тематике посвящено большое количество научных трудов, которые раскрывают важнейшие аспекты исследуемых понятий. Подробное и детальное исследование, которое было реализовано в отечественной науке за последние несколько десятков лет, и богатый теоретический опыт советского прошлого, позволяют говорить о новых перспективах и возможностях развития в данном направлении.
Актуальность данной работы заключается в современном правопонимании и толковании обозначенных ранее понятий, их содержания и степени разработанности в рамках современной уголовно – правовой науки. Стоит сказать о том, что исследование указанных ранее понятий является перспективным направлением в науке уголовного права, которое преобразуется и изменяется в процессе осуществления новых открытий. Цель работы заключается в рассмотрении вопроса посвященного квалификации и проблемам, связанным с понятиями «банды», «незаконного вооруженного формирования» и «преступного сообщества». В качестве задач выступают следующие вопросы, требующие своего толкования: 1. Понятие банды, его содержание в современном уголовном праве; 2. Понятие незаконного вооруженного формирования; 3. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества; 4. Структурированность организованной группы; 5. Признаки отграничения банды от незаконного вооруженного формирования; 6. Соотношение уголовно - правовых признаков организованной преступной группы и преступного сообщества. Объектом работы являются отношения, связанные с понятиями «банды», «незаконного вооруженного формирования» и «преступного сообщества», которые имеют определенные последствия, наступающие в результате процессов, связанных с реализацией данных явлений преступными элементами. Предметом работы выступают теоретические материалы, а также нормативно – правовые акты, которые позволяют в полной мере проанализировать рассматриваемую тему и сделать соответствующие выводы. В процессе написания данной работы были использованы методы общетеоретического и частно – научного характера, которые позволили в полной мере проанализировать и исследовать интересующие автора вопросы.
Структурно работа включает следующие элементы: введение, общую часть, заключение и список использованной литературы. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ БАНДА, НЕЗАКОННОЕ ВООРУЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО. §1. Банда: понятие и содержание в современном уголовном праве
Эффективное противостояние современной организованной преступности возможно лишь при условии тесного международного сотрудничества различных государств. Понимание этого привело к принятию Конвенции против транснациональной организованной преступности (Парламентская конвенция) и дополняющих ее протоколов, а также Конвенции ООН против коррупции. Роль национального уголовного права при этом является вспомогательной, т.к. оказание правовой помощи возможно лишь при наличии "двойной" криминализации - в запрашиваемом и запрашивающем государстве. Вместе с тем необходимо учитывать, что формулировки составов преступлений в международно-правовых актах конструируются под влиянием различных правовых систем. Установление специальных уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за организацию вооруженных групп, невозможно без разработки общетеоретических положений о совместном участии в совершении преступлений, поэтому существенное методологическое значение имеет исследование института соучастия в преступлении[1]. Системный анализ норм национального уголовного законодательства России, предусматривающих ответственность за деяния, заключающиеся в организационной деятельности каких-либо объединений или групп лиц (ст. ст. 208, 209, 210, 239, 282.1), свидетельствует, что при принятии УК РФ 1996 г. (далее - УК РФ)[2] такая форма, как участие в совершаемых бандой нападениях, была автоматически перенесена из УК РСФСР 1960 г. без учета нового подхода в уголовном праве и судебной практике к бандитизму как к деянию, не охватывающему собой совершение нападений. Кроме ст. 209 УК РФ, ни одна из перечисленных статей не содержит такой формы, как участие в преступлениях, совершаемых этими объединениями, а только предусматривает совершение деяний в форме создания, руководства или участия в такой преступной группе. Таким образом, можно констатировать, что подход российского законодателя к криминализации сходных общественно опасных деяний не является единым, что недопустимо.
Анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ, убеждает в том, что уголовный закон регламентирует ответственность не за бандитизм, а за создание банды, руководство бандой, участие в банде, которые можно охарактеризовать единым термином «организация банды» и вынести его в заголовок рассматриваемой статьи, как это сделано в ст. ст. 208, 210, 239, 282.1 Уголовного кодекса, сходных по конструкции[3]. Результативность борьбы с бандитизмом предопределяется санкциями, установленными ст. 209 УК РФ, и практикой их применения. Известно, что санкции не конструируются ни произвольно, ни чисто эмпирически, производны от качественных особенностей преступления, признаки состава которого закреплены в диспозиции, а предусмотренные ими меры наказания должны максимально соответствовать задачам охраны правопорядка и предупреждения преступлений. Рассматривая с этих позиций санкции, содержащиеся в различных частях ст. 209 УК РФ, следует отметить, что они недостаточно адекватно учитывают общественную опасность данного деяния[4]. Представляется, что определение размеров санкции ст. 209 УК РФ не было продумано и обосновано и не соответствует общественной опасности этого деяния. Установление больших сроков наказания за организацию банды не способствует достижению целей превенции (а это главное предназначение ст. 209 УК РФ), т.к. существенно ограничивает возможность назначения справедливого наказания по совокупности преступлений, исходя из правил ст. 69 УК РФ. Кроме того, анализируя санкции ст. 210 УК РФ, необходимо отметить, что они значительно лояльнее, что также свидетельствует о неадекватности верхних и нижних границ наказания за организацию банды, т.к. согласно действующему законодательству это менее опасная форма соучастия. Безусловно, это также нарушение принципа справедливости уголовного закона в российской уголовно-правовой политике[5].
Существующая реальность демонстрирует специфику соучастия при организованных формах совершения преступлений, способность трансформации одной формы преступной группы в другую, аморфность этих форм, вызванную ожесточенной борьбой за выживание, поэтому необходимо выделение организованных форм соучастия в отдельный блок норм. При этом организованная группа и преступное сообщество должны быть признаны соучастием особого рода, поскольку объединяют в себе элементы соисполнительства и сложного соучастия (с распределением ролей). Отдельные члены организованных преступных групп (чаще всего это организаторы и руководители) могут и не участвовать в совершении конкретных преступлений, так как в связи с распределением ролей могут выполнять иные важные для группы роли. Особенностью этих форм соучастия закон назвал их высочайшую организованность и устойчивость. Названные признаки в их совокупности и дают основание выделять организованные формы преступности в качестве самостоятельной формы соучастия[6]. Сущностью этой формы следует признать наряду с высокой степенью организованности и устойчивости общую направленность целей участников преступных групп и сообществ на совместное совершение организованных преступлений в течение длительного периода времени, иначе говоря, на занятие преступной деятельностью. В связи с этим высказано мнение, что совершение одного преступления не должно квалифицироваться как организованная преступная деятельность, в отличие от существующего положения о том, что некоторые виды организованных групп, например банды, могут создаваться для совершения одного, но требующего тщательной подготовки, нападения[7]. Одна из разновидностей организованных преступных групп - банда. Это следует из анализа диспозиции ст. 209 УК, предусматривающей ответственность за бандитизм, которым признается создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» также относит банду по форме соучастия к организованной группе[8]. Несмотря на четкие формулировки закона, некоторые исследователи предлагают считать банду разновидностью преступного сообщества Банда - это преступная группа, обладающая признаками организованности, устойчивости и вооруженности, не трансформировавшаяся в структурно оформленное преступное сообщество. Декриминализация бандитизма приведет к пробелу в мерах противодействия организованной преступности. Несомненно, что постоянная трансформация этого вида преступности демонстрирует перерастание отдельных бандитских групп в преступные группировки и даже в организованные преступные сообщества. Разграничивать их в такой ситуации действительно сложно, но эти сложности, возникающие в правоприменительной деятельности, не должны приводить к исключению уголовной ответственности, а, напротив, работу нужно вести с целью совершенствования уголовного закона и выработки критериев разграничения давно существующих и вновь возникающих форм организованной преступности.
Не может быть принято и предложение о введении в ст. 35 УК понятия банды как самостоятельной формы соучастия. Следуя этому предложению, логично будет вводить в ст. 35 УК также положения о незаконном вооруженном формировании (объединении, отряде, дружине или иной группе), экстремистском сообществе и т.п. Очевидно, что в этом случае разновидности организованных преступных групп смешиваются с понятием формы соучастия[9]. Банды, являющиеся субъектами профессиональной преступности, могут обладать всеми характерными для данной формы преступности признаками, это: - устойчивый вид преступного занятия (специализация), как правило, каждая банда либо занимается нападением на однородные объекты: одни - на магазины, павильоны, другие - на водителей на автотрассах и т.д., либо «специализируется» на заказных убийствах, устранении и устрашении конкурентов и т.п.; - наличие определенных познаний и навыков (квалификация), это прежде всего умение обращаться с оружием, снайперски стрелять, первоклассно управлять транспортными средствами (например, для банды мотоциклистов), наличие специальной спортивной подготовки и т.д.; - совершение нападений как источник средств существования, т.е. нападения рассматриваются как определенная деятельность, приносящая основной доход в виде денег или материальных ценностей, от нескольких десятков тысяч рублей в месяц до нескольких миллионов; - связь с асоциальной средой - как с преступными группами (зачастую входят как относительно самостоятельный элемент в преступную организацию, сообщество), так и с отдельными рецидивистами, наблюдается и взаимосвязанность преступлений, кроме того, наличие субкультуры[10]. Если при квалификации преступной деятельности либо отдельного преступления как бандитизма отсутствуют вышеназванные криминологические признаки, то, скорее всего, рассматриваемое деяние относится к групповой общеуголовной преступности. Бандитизм как форма проявления организованной и профессиональной преступности требует выработки специфических мер его нейтрализации и устранения. К таковым, кроме прочих, можно отнести следующие: 1) совершенствование организации внешнего и внутреннего взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в решении стоящих перед ними задач; 2) уточнение индивидуальной профессиональной компетенции подразделений органов внутренних дел; 3) организация обмена оперативной информацией между различными правоохранительными органами; 4) реанимирование системы специализированных подразделений в составе главных управлений МВД по борьбе с различными проявлениями криминального профессионализма[11]. Однако система предупреждения бандитизма как формы проявления организованной и профессиональной преступности требует комплексного программно-целевого подхода, который обеспечивает согласованный характер всех социально-экономических, профилактических, уголовно-правовых и иных мер, направленных на снижение темпов его прироста. Программно-целевой подход является одним из конкретных проявлений комплексного, системного подхода к предупреждению преступности. Программно-целевое предупреждение преступности можно определить, как процесс разработки и реализации конкретных программ предупреждения преступности, основанный на научно определенной системе целей и ресурсов, на тщательной проработке каждого из этапов достижения целей. При этом вряд ли стоит тратить силы на создание всеобъемлющей федеральной программы. Как показывает опыт последних лет, эти программы в своем подавляющем большинстве остаются на бумаге. Упор надо делать на создание компактных целевых программ: региональных и предметно-функциональных[12]. Чтобы программа оказалась максимально работоспособной, ее подготовка должна быть основана на строго выверенных научных данных, к разработке которых следует привлечь квалифицированных сотрудников научных и учебных центров страны, опытных практиков-специалистов, представляющих различные отрасли знаний - экономику, право, управление, социологию и др Думается, что в настоящее время необходима разработка комплексной программы по усилению борьбы с бандитизмом на уровне субъекта Федерации, которая должна быть составной частью общегосударственной программы борьбы с преступностью и отражать системный и комплексный подходы к разработке средств и методов предупреждения преступности. В эту программу должны быть включены разнообразные меры социального, экономического, воспитательного, правового и управленческого характера, в свою очередь, базирующиеся на современных достижениях таких отраслей науки, как социология, экономика, криминология и право[13]. Необходимость существования комплексной программы борьбы с бандитизмом обусловливается тем, что бандитизм в настоящее время представляет собой сложное, неоднородное социально негативное явление, сложный феномен преступности, существующий в различных ее формах: организованной, профессиональной, общеуголовной групповой. Такой подход к пониманию его сути является концептуально новым, так как ранее бандитизм рассматривался только как устойчивый, наиболее развитый вид общеуголовной групповой преступности, а в начале 90-х годов только как вид организованной преступности, ее силовой фундамент. Соответственно, предлагались и меры борьбы с ним в рамках программы борьбы с организованной преступностью. Безусловно, последняя должна отражать и меры борьбы с бандитизмом в его организованной форме. Вместе с тем программы борьбы с организованной преступностью не могут отражать всей его специфики, так как стратегии борьбы с бандитизмом должны быть дифференцированы и направлены на каждую его форму и каждый вид, что возможно осуществить только в рамках самостоятельной комплексной программы борьбы с бандитизмом. Хочется подчеркнуть, что особое внимание необходимо уделять именно групповой его форме, так как существует тенденция перерастания ее в организованную или профессиональную.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|