Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные нормы и социальные санкции.

 

Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии некоторой предопределённости поведения членов социума. Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения — социальные нормы, соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям определённых санкций.

Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности (личностных, правовых, институциональных), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций (правовых, административных, моральных и др.). Социальные нормы — это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующее поведение людей. В общем виде нормы можно разделить на две основных группы:

1. правовые нормы (формальные) — это нормы, закрепленные в различного рода законодательных актах (Конституция, кодексы, законы и др.). Специфика данных норм заключается в том, что они приводятся в жизнь и поддерживаются посредством государственно-властного принуждения. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2. нормы морали (неформальные) — нормы, функционирующие в виде общественного мнения. В отличие от норм правовых данные нормы не имеют властных механизмов их реализации, а главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Вместе с тем, следование названным нормам определяется двумя факторами: знанием индивида о сущности той или иной нормы, а также степенью контроля за соблюдением тех или иных норм. В связи с этим, одно из значимых мест в механизме социального контроля приобретают обучение и контроль.

В ходе обучения индивиду уже с раннего детства прививаются определенные стандарты социального поведения. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли; учится различать, в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным; определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения; стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

Общество, в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением; например, такие как общественное мнение, СМИ, правоохранительная система, судебная и т.д. Следует отметить, что одни и те же механизмы контроля (например, СМИ) способны осуществлять контроль как за соблюдением норм формальных, так и неформальных. Общество также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащих соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» — наказания. При этом сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают конкретным индивидам, их занимающим, определенные стандарты социального поведения.

По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества — социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, трудовом коллективе, партиях, в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.

Объектом воздействия со стороны механизма социального контроля становится деятельность людей (на уровне индивида-личности, отдельных групп-коллективов, социальных слоев и общностей). При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся (девиантное) поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не означает, что социальный контроль представляет собой лишь санкционный механизм, в котором главную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции. В демократическом обществе социальный контроль, прежде всего, включает контроль, как со стороны институтов правового государства, так и самого гражданского общества, перенося акцент с репрессивных санкций на доминирование эволюционно подхода, на замещение отклоняющегося поведения его позитивными, социально одобряемыми формами.

Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей, то есть одно и тоже действие индивида может оцениваться социумом по-разному (например, бытовая трусость и трусость солдата в военное время). Среди всего многообразия методов социального контроля можно выделить следующие:

1. Старейшим и наиболее простым является физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

2. Политический контроль входит в компетенцию государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов.

3. Экономические методы социального контроля являются не менее эффективными, чем политические. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы.

4. Правовые методы социального контроля являются одними из самых эффективных т.к. они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное принуждение.

Существуют и другие методы социального контроля, например, идеологические, религиозные, социокультурные, морально-этические и др.

Следует заметить, что социальные санкции по характеру своего действия можно, в свою очередь, разделить на две группы: санкции, основанные на принуждении, и санкции, основанные на убеждении. В первую группу входят меры воздействия (физического или психологического) на человека, имеющие целью вопреки его воле (под страхом наказания) заставить совершать те или иные действия, придерживаться определенной линии поведения. Убеждение исходит из принципа доверия к личности и ориентировано, в первую очередь, на моральную мотивацию общественно одобряемого поведения, на апелляцию к сознанию и чувствам индивида, как члена общества посредством разъяснения или эмоционального влияния. Социальный контроль, основанный на использовании второй группы санкций и реализующий вариант добровольного выполнения социальных норм, универсален, экономичен и наиболее приемлем для демократического общества. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.

Другой важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или " самоконтроль личности ", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интериоризации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является «интериоризация» — процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. При этом социальные ценности и нормы становятся внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Значительное место в социальном контроле занимает феномен самоконтроля, — сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Исследуя социальный контроль с точки зрения его субъекта, можно выделить два вида контроля:

1. внешний социальный контроль — совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций,

2. внутренний социальный контроль — вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, воспринятые индивидом в процессе социализации.

В связи с рассмотрением практических аспектов функционирования социального контроля возникает проблема его эффективности. С точки зрения социологии эффективность социального контроля зависит не только от формально созданной системы барьеров, внутри которой может действовать объект контроля, но и от интериоризации норм социального контроля в процессе социализации и индивидуальных особенностей человека, определяющих стремление к признанию и безопасности. Социализированный индивид усваивает образцы деятельностей, действия и реакций на действия других, принятые в рамках данной системы, включающей культурную традицию и институциональный порядок во всей его целостности.

Однако далеко не все создаваемые и одобряемые обществом нормы, носящие общий характер могут учитывать все многообразие реальной жизни. Кроме того, многие индивиды не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы, следовать тем или иным социальным правилам. Указанное несовпадение ожиданий общества и намерений и фактического поведения индивида приводит к девиации — отклонению поведения от нормы, предполагаемой обществом.

Анализируя различные причины девиантного поведения, можно выделить основные из них:

1. противоречие общественной нормы внутренним культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп (так, например, по действующему законодательству в России запрещено многоженство, но в реальности оно существует, т.к. в соответствии с традициями некоторых этнических групп многоженство считается легитимным),

2. противоречие или неполное соответствие общественной нормы, личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы) (например, человек уходит в монастырь, в секту, осознанно создаёт экстремальные ситуации),

3. наличие внутренних противоречий в существующей нормативно — правовой системе, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других (в таком состоянии находилась правовая система в начале 90-х годов XX века),

4. наличие неопределенности поведенческих ожиданий, когда правила, задаваемые обществом не ясны для индивида (например, издание законодательного акта, исполнение которого фактически невозможно),

5. наличие в обществе ограниченных социальных возможностей, вынуждающих некоторые социальные группы нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках данные группы не способны удовлетворять свои потребности (вынужденная девиация).

В результате анализа проблемы социального контроля можно сделать вывод о том, что социальный контроль представляет собой механизм обратной связи, обеспечивающий функционирование всей общественной системы как органического целого, основанный на приоритете базовой системы ценностей, воплощенных в традициях, нравственных и правовых нормах, действующих как через систему правовых институтов, так и через систему институтов политической системы.

 

Выводы

1. Социальный контроль есть механизм саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченное, ожидаемое и заданное системой взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

2. Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс.

3. Социальный контроль, осуществляется в процессе взаимодействия его участников: субъекта, агента и объекта. Конкретными особенностями взаимодействия данных лиц и обуславливаются формы социального контроля: экстенсивная и интенсивная.

4. Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии предопределённости поведения членов социума. Для этих целей в обществе формируются определенные стандарты поведения — социальные нормы, соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям санкций.

 

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «социальный контроль» в различных науках?

2. Каковы функции социального контроля?

3. Кто является участники отношений социального контроля, какова их типологизация?

4. Какие виды социального контроля Вы знаете, исходя из основных параметров, определяющих условия социального контроля, и сфер социального управления, в которых возможно применение социального контроля?

5. Какие формы социального контроля можно выделить, в зависимости от степени отчуждения прав личности на самостоятельное формирование индивидуального мировоззрения, норм и правил поведения в обществе?

6. Каково, с Вашей точки зрения, значение для общества социальных норм, и санкций за их нарушение?

7. Чем обусловлено применение тех или иных методов социального контроля?

8. Какие виды методов контроля Вы знаете?

9. Что собой представляют социальные санкции и какие их виды Вы знаете?

10. Какую роль в системе социального контроля играет самоконтроль личности?

11. Что такое интериоризация? Какова роль данного явления в формировании механизмов самоконтроля личности?

12. Что представляет собой девиантное поведение и каковы основные причины девиации?

 

Список литературы

 

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ П.Л. Бергер. Пер. с англ. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 380 с.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования/ Г.Дж. Берман. — М.: Изд. МГУ, 1994. — 256 с.

3. Бородин С.В. О судебной власти в России/ С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. — 2001. — № 10.

4. Гегель. Философия права/ Гегель. — М., 1990.

5. Добреньков В.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 520с.

6. Дробышевский В.С. Философия права/ В.С. Дробышевский, Л.А. Смирнова, — Чита, 2003.

7. Коркунов Н.М. Государство и свобода/ Н.М. Коркунов. — СПб., 1892.

8. Кудрявцев В.Н. Современная социология права/ В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. — М.,1995.

9. Кузнецова Е.М. С оциальный контроль как элемент социального управления:Автореф. дис. …канд. филос. наук./ Е.М. Кузнецова. — Омск, 2006. — 16 с.

10. Россия на рубеже веков: Избранные лекции университета. — СПб.: Изд-во СпбГУП, 1999.

11. Фридмэн Л. Введение в американское право/ Л.Фридмэн. — М., 1992. —367с.

12. Шибутани Т. Социальная психология/ Т. Шибутани. — Ростов на Дону: Феникс, 1999. — 560 с.


[1] Контроль в самом общем определении трактуется в словарях как «процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

— установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

— измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;

— корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

 

[2] См., напр.: Шибутани Т. Социальная психология — Ростов н/Д: Феникс, 1999.

[3] См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. — М., 1992.

[4] См.: Социология. T. I. Социальная структура и социальные процессы. Словарь — справочник.— М., Наука, 1990. С.158.

 

[5] Кузнецова Е.М. С оциальный контроль как элемент социального управленияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук С.14

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...