Государственное устройство
Конституция 1995 г. закрепила особую форму государственно-территориального устройства, в соответствии с которым БиГ представляет собой "мягкую федерацию", состоящую из двух Образований: Федерации БиГ (мусульмане и хорваты) и Республики Сербской. Оба Образования обладают высокой степенью самостоятельности в политической, экономической, военной и других сферах. Напротив, полномочия собственных институтов БиГ в соответствии с Конституцией (ст.III.1) сильно ограничены. Компетенция центрального правительства распространяется на внешнюю политику (хотя каждый субъект может вступать в особые параллельные отношения с соседними странами), внешнюю торговлю, таможенную, денежную политику, иммиграцию и предоставление статуса беженца, соблюдение норм международного и межнационального уголовного права, внутреннюю и международную связь, а также контроль над воздушными перевозками и деятельностью транспорта на всей территории страны. Кроме того, Конституция дает право органам центральной власти принимать меры, необходимые для сохранения суверенитета страны, ее территориальной целостности, политической независимости и международного значения. К совместным полномочиям центрального правительства и органов власти каждого субъекта Конституция относит предоставление гражданства (ст.I.7) и защиты прав человека, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также других международных документах. Высший законодательный орган БиГ - Парламентская ассамблея БиГ, состоящая из двух палат: Палаты народов и Палаты представителей. В Палату народов входят 15 делегатов, избираемых парламентами двух Образований: 10 от Федерации БиГ (5 мусульман и 5 хорватов) и 5 от Республики Сербской. Палата представителей включает 42 избранных прямыми выборами депутата: 28 от Федерации БиГ и 14 от Республики Сербской.
Для принятия любого закона требуется согласие обеих палат. Все законодательные акты палаты принимают простым большинством при условии, что против не проголосовало 2/3 или более депутатов любого из Образований. Помимо этого любая из трех национальных делегаций Палаты народов может объявить большинством своих избранных членов, что предложенное решение нарушает "жизненно важные интересы" соответствующего народа. В этом случае для принятия решения Парламентской ассамблеей требуется большинство голосов присутствующих и голосующих членов каждой из делегаций. Палата народов может быть распущена по решению Президиума (см. ниже) или самой Палаты при условии, что такое решение одобрено большинством делегатов, включая большинство членов не менее двух делегаций из трех. Роль главы государства играет Президиум БиГ, в состав которого входят три человека: один серб, выбранный всенародным голосованием в Сербской Республике, один хорват и один мусульманин, избранные всенародным голосованием в Федерации БиГ. Срок полномочий членов Президиума - 4 года. Члены Президиума назначают (из своего состава) его председателя. В компетенцию Президиума входят вопросы внешней политики, координация деятельности двух Образований, гражданское командование вооруженными силами каждого из субъектов через Постоянный комитет по военным вопросам, назначение главы совместного правительства, представление предложений по бюджету и др. Президиум также назначает 5 членов правления Центрального банка. Исполнительная власть осуществляется Президиумом и Советом министров. Согласно Конституции 1995 г. кандидатуру на пост Председателя Совета министров предлагает Президиум и утверждает Палата представителей. В виду невозможности прийти к соглашению относительно единой кандидатуры главы правительства Парламентская ассамблея в 1997 г. приняла закон, по которому пост Председателя Совета министров делился между тремя представителями - мусульманином, хорватом и сербом. Однако в 1999 г. Конституционный суд своим решением упразднил такую систему сопредседательства как не соответствующую Конституции. В феврале 2000 г. парламент утвердил новый закон, предусматривающий, что возглавлять Совет министров будет 1 человек (а не 3), который должен сменяться каждые 8 месяцев представителем другой "основной национальности". Кандидата на пост главы правительства выдвигает член Президиума соответствующей национальности. После одобрения двумя другими членами Президиума он представляется на рассмотрение Палаты представителей. Если последняя одобряет представленную кандидатуру, новый Председатель Совета министров предлагает на утверждение парламента состав своего правительства. Не более 2/3 членов Совета министров вправе быть представителями Федерации БиГ. Парламентская ассамблея может в любое время выразить правительству вотум недоверия, что влечет его отставку.
Принцип этнического представительства также жестко проведен в государственном устройстве Федерации БиГ, Конституция которой вступила в силу 30 марта 1994 г. В соответствии с ней территория Федерации БиГ разделена на 10 кантонов, в 5 из которых большинство составляют мусульмане, в 3 - хорваты, в 2 - смешанное мусульманско-хорватское население. К полномочиям федеральных органов относятся экономическая политика, межкантональная преступность и финансовая политика. В то же время полномочия в области здравоохранения, социального обеспечения, туризма, защиты окружающей среды и использования природных ресурсов поделены между органами Федерации и кантонами. Все остальное принадлежит к полномочиям кантонов и включает, главным образом, вопросы деятельности полиции, системы образования и культуры, сферу коммунальных услуг, предпринимательство местного значения, жилищное строительство и использование земельных ресурсов, а также деятельность местных органов социального обеспечения и коммунальных услуг.
По форме правления Федерация БиГ представляет собой парламентскую республику. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. В Палату представителей входит 140 человек, которые выбираются на 4-летний срок путем прямого голосования по пропорциональной системе вне зависимости от их национальности. Верхняя Палата народов состоит из 30 мусульман и 30 хорватов, которые назначаются ассамблеями кантонов, а также 12 представителей "других национальностей", главным образом сербов. Их количество в Палате народов пропорционально их количественному составу относительно двух "основных" этнических групп в каждом кантоне. Однако только депутаты-мусульмане и хорваты обладают правом накладывать вето на любое законодательство, которое они сочтут ущемляющим "жизненно важные интересы" представляемых ими народов. Главой государства в Федерации БиГ является Президент, для избрания которого Конституцией установлена особая процедура. Собрания делегатов босняков и хорватов в Палате народов выдвигают по одному кандидату на посты Президента и Вице-президента. Эта связка подлежит последовательному утверждению нижней и верхней палатами парламента, причем за нее должно проголосовать большинство как боснякских, так и хорватских делегатов в Палате народов. Избранные таким образом лица в течение 4-летнего срока полномочий ежегодно чередуются на посту, соответственно, Президента и Вице-президента. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Федерации, а также, с согласия Вице-президента и одобрения Палаты представителей, назначает на должности Премьер-министра и других членов Кабинета. Президент может с согласия Вице-президента распустить одну или обе палаты парламента, если решит, что последний не способен принять необходимое законодательство. Президент должен распустить парламент, когда тот не в состоянии принять бюджет Федерации перед началом бюджетного периода.
Всей полнотой исполнительной власти обладает правительство (Кабинет), в которое входят Премьер-министр, заместитель Премьер-министра и министры, у каждого из которых имеется заместитель, представляющий другую "основную" национальность. Внутренняя структура исполнительной власти предполагает обязательное разделение полномочий, в соответствии с которым, по крайней мере, 1/3 министерских портфелей принадлежит хорватам. Кроме того, 1/3 министров-мусульман или 1/3 министров-хорватов обладает правом вето по поводу наиболее важных решений. Кабинет может быть смещен Президентом с согласия Вице-президента или вотумом недоверия, принятым большинством в каждой палате парламента. Президент освобождает от должности министров и заместителей министра по предложению Премьер-министра. Все кантоны Федерации БиГ имеют парламентскую форму правления. В двух кантонах со "смешанным" населением действует особый режим, характеризующийся ротацией по этническому принципу в органе самоуправления кантона и правом накладывать вето на решения ассамблеи кантона в случае, если затронуты "жизненно важные интересы". В Сербской Республике действует Конституция, принятая 14 сентября 1992 г. По форме правления Сербская Республика является полупрезидентской. Законодательная власть принадлежит состоящей из 83 депутатов Народной скупщине, избираемой всеми гражданами Республики путем прямого голосования на пропорциональной основе. Глава государства - Президент, избираемый населением вместе с вице-президентами на 5-летний срок. Никто не может быть избран Президентом или Вице-президентом больше, чем два раза подряд. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и наделен широкими полномочиями в области обороны и безопасности. Он обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Народной скупщиной, а также правом роспуска Скупщины в случае правительственного кризиса. Исполнительная власть принадлежит Президенту и Правительству. Кандидат на пост Премьер-министра, назначаемый Президентом, представляет парламенту программу Правительства и список министров. Правительство считается избранным, если за него проголосовало большинство общего числа депутатов Скупщины. Правительство и его члены ответственны перед Народной скупщиной. Последняя может выразить Правительству вотум недоверия.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система БиГ входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты с правовыми системами других бывших союзных республик Югославии.
В период турецкого господства значительная часть населения на территории нынешней БиГ приняла ислам, соответственно здесь получило распространение мусульманское право, применявшееся в мусульманской общине вплоть до начала социалистического периода. В христианской общине на протяжении владычества турок действовало обычное и церковное (каноническое), а отчасти и византийское право. После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878 г.) последняя распространила на территорию области ряд своих законов. В частности, в 1879 г. был издан Уголовный кодекс, представлявший копию австрийского УК 1852 г. До принятия новой Югославской конституции 1974 г., расширившей компетенцию союзных республик, основные отрасли права находились в ведении Федерации (см. раздел "Югославия"). Со второй половины 1970-х гг. в БиГ, как и других югославских республиках, стало приниматься собственное гражданское и уголовное законодательство в рамках основ законодательства, установленных Федерацией. После 1991 г. правовое развитие на территории БиГ пошло уже в рамках новых государственных образований. В настоящее время Федерация БиГ и Сербская Республика имеют практически самостоятельные правовые системы, в которых проходят во многом параллельные процессы обновления и постепенной замены прежнего югославского законодательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|