Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Титульный лист отчета о практическом занятии




РАССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙ

Практикум

 

 

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 331.4 (075.8)

ББК 65,246 я7

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

 

Составитель проф., акад. МАНЭБ А.И. Ширшков

(кафедра экономики труда и управление персоналом)

 

 

Расследование аварий: практикум / сост. А.И. Ширшков. –

Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 44 с.

 

 

Содержит основные теоретические аспекты по расследованию аварий, в том числе производственных, и задания студентам для решения практических задач по их расследованию и их ликвидации. Предназначены для студентов всех форм обучения и слушателей при повышении квалификации по охране труда.

 

© Ширшков А.И., 2011

© Издательство БГУЭП, 2011


Содержание

 

Методические указания......................................................................... 4

1.Теоретическая часть......................................................................... 5

1.1. Производственные аварии и чрезвычайные ситуации.

Общие положения.................................................................................. 5

1.2. Техническое расследование причин аварий на опасных

производственных объектах.................................................................. 10

1.3. Учет и анализ аварий на опасных производственных объектах.. 15

2. Практическая часть......................................................................... 19

2.1.Задания............................................................................................. 19

2.2.Контрольные вопросы..................................................................... 19

Литература............................................................................................. 20

Приложения.......................................................................................... 21

Приложение 1. Титульный лист отчета о практическом занятии 21

Приложение 2. Положение о порядке технического расследования

причин аварий на опасных производственных объектах............. 21

Приложение 2.1. Акт технического расследования причин

аварии на опасных производственных объектах.......................... 28

Приложение 2.2. Оперативное сообщение об аварии на

опасном производственном объекте.............................................. 30

Приложение 2.3. Примерный перечень видов аварий на

опасных производственных объектах........................................... 33

Приложение 2.4. Сведения об авариях на опасных

производственных объектах.......................................................... 38

Приложение 2.5. Журнал учета инцидентов, происшедших на

опасных производственных объектах........................................... 38

Приложение 3. Положение о классификации чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера......................... 39

Приложение 4. Опасные производственные объекты................... 41

 

Методические указания

 

Работа предусматривается для закрепления теоретических знаний и практических навыков в оформлении документации при расследовании производственных аварий, определении состава комиссии при их расследовании и т.п.

Студент выполняет отчет с титульным листом (приложение 1).

Отчет о работе должен содержать две части:

1. Теоретическая часть,

2. Практическая часть.

В теоретической части кратко излагаются теоретические основы рассматриваемого вопроса.

В практической части студент устно проверяет свои знания, используя контрольные вопросы (тот студент, который пропустил практическое занятие, отвечает на контрольные вопросы письменно).и выполняет письменно задание по варианту. Номер варианта указывает преподаватель. Студенты заочного и ускоренного обучения номер варианта определяет по последней цифре номера зачетки или студенческого билета.

К отчету обязательно прилагается список используемой литературы.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1. Производственные аварии и чрезвычайные ситуации. Общие положения

 

Производственные аварии на объектах народного хозяйства (ОНХ), как и стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, затопления и наводнения, цунами, массовые лесные, торфяные и др. пожары; взрывы, обвалы, селевые потоки, ураганы, бури, смерчи, снегопады, ливни, туманы и др.) вызывают чрезвычайные ситуации (ЧС).

Производственная авария – это вынужденная внезапная остановка эксплуатации оборудования, инструмента, технологий, зданий и сооружений, вызванная поломкой или разрушениями оборудования, инструмента и т.д. Крупные аварии, при которых наблюдается большой экономический ущерб, либо гибель людей, либо гибель животных или растений, называются катастрофами).

Крупные аварии, возникающие на промышленных и других объектах, по объему разрушений и человеческим жертвам, а также по характеру последствий могут быть очень серьезными, сравниваемые с воздействием современного оружия массового поражения.

Таким образом, отдельные производственные аварии могут явиться причиной бедствий: пожаров, затоплений, взрывов природных газов и т.п. И наоборот, стихийные бедствия могут быть причиной производственных аварий.

К характерным массовым разрушениям и поражениям при авариях и стихийных бедствиях относятся: разрушение зданий и сооружений, инженерных коммуникаций (линий электропередач, связи, систем водоснабжения и теплоснабжения и т.п.), утечки вредных веществ и газов, повреждения дорог, поражения людей, в том числе их гибель.

При авариях и стихийных бедствиях особенно чувствителен выход из строя линий и сооружений системы электроснабжения, характерный почти для всех стихийных бедствий и многих производственных аварий. Это затрудняет ведение спасательных и других неотложных работ. Обесточивание системы водоснабжения пострадавший объект или населенный пункт лишается обеспечением водой, что особенно опасно при пожарах и т.д.

Аварии, катастрофы, стихийные и экологические бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, оружия массового поражения (в мирное время в виде террористических актов), социальные бедствия (политическая нестабильность, военные действия, голод и т.п.) являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация – состояние, в котором в результате воздействия источника возникновения на объекте (определенной территории либо акватории) нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни, а также угроза жизни и здоровья животных, сельскохозяйственных растений, наносится ущерб имуществу населения.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в соответствии с Положением «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. №1094 (приложение3), классифицируются (табл. 1) на

1. локальные,

2. местные,

3. территориальные.

4. региональные, федеральные,

5. трансграничные.

Данная классификация зависит от:

1. количества пострадавших;

2. количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

3. размера материального ущерба на день возникновения ЧС;

4. границы зоны распространения факторов ЧС;

5. сил и средств ликвидации ЧС.

 

Производственные аварии могут быть категорийными (1-ой и 2-ой категорий) и некатегорийными. К некатегорийным авариям относятся такие, при которых наблюдается небольшой материальный ущерб и ликвидация их осуществляется в пределах суток или рабочей смены силами объекта экономики.

Расследование аварий производится специальными комиссиями, состав которых определяется категорией аварии.

Классификация аварий на категории в зависимости от последствий производится по соответствующей инструкции. По этой инструкции к аварии I категории, например, по химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности относятся такие, которые требуют для восстановления специальных ассигнований, по II категории они уже не требуются.

Производственные аварии на объектах повышенной опасности расследуются в порядке, утвержденном соответствующим министерством по согласованию с Ростехнадзором РФ (Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору). По таким авариям приказы (распоряжения) о назначении комиссий издают вышестоящие хозяйственные организации (министерство, ведомство, промышленные или производственные объединения, управления и отделы исполкомов по объектам, непосредственно им подчиненным) по согласованию с соответствующими органами Ростехнадзора и профсоюзными организациями.

Председателем комиссии по расследованию аварий I и II категорий назначаются как представители хозяйственных организаций, так и органов Ростехнадзора по согласованию между ними. При расследовании аварий на объектах котлонадзора председателем комиссии назначается представитель Ростехнадзора.

Экономический ущерб от аварии слагается из прямых убытков и производственных затрат.

Прямые убытки включают: предусмотренные выплаты заработной платы за работы, связанные с ликвидацией аварии, стоимость полностью или частично выведенных из сферы производства материальных ценностей;

Производсвенные затраты - дополнительные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов для ремонта и восстановления аварийных объектов или их звеньев.

Если авария произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то администрация предприятия обязана направить заводу-изготовителю этого оборудования обоснованную рекламацию, а ее копию - вышестоящей хозяйственной организации, в ведении которой находится этот завод-изготовитель.

Учет аварии на предприятии должен вестись в специальном журнале, ответственность за правильность учета возлагается на руководителя предприятия.

Администрация предприятия несет в установленном порядке ответственность за несвоевременное сообщение об аварии или сокрытие ее от расследования, умышленное искажение обстоятельств и причин аварии и не сохранения до расследования обстановки на рабочих местах.

Руководители и специалисты при несчастных случаях, сопровождающихся возникновением пожаров, аварий или другими происшествиями на пред­приятии, обязаны в соответствии со своими должностными функциями и требованиями нормативных правовых актов по охране труда организовать ликвидацию последствий таких происшествий и принять возможные меры к спасению людей, имущества.

Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ–01–93), утвержденным главным государст­венным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 16 октября 1993 года, работник предприятия при об­наружении пожара или признаков горения обязан:

· немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную ох­рану;

· принять по возможности меры по эвакуации людей, туше­нию пожара и сохранности материальных ценностей.

Руководитель предприятия, прибывший к месту пожара, обязан:

· продублировать сообщение о возникновении пожара в по­жарную охрану и поставить в известность вышестоящее руко­водство, диспетчера, ответственного дежурного по объекту;

· в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;

· проверить включение автоматических систем противопожарной защиты;

· при необходимости отключить электроэнергию, остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, пе­рекрыть сырьевые, газовые, паровые и водные коммуника­ции, отключить вентиляцию в аварийном и смежном с ним помещениях, осуществить другие мероприятия, способствую­щие предотвращению развития пожара и задымления здания;

· прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;

· удалить за пределы опасной зоны всех работников, не уча­ствующих в тушении пожара;

· осуществить общее руководство тушением пожара до прибытия подразделения пожарной охраны;

· обеспечить соблюдение требований безопасности работ­никами, принимающими участие в тушении пожара;

· одновременно с тушением пожара организовать эвакуа­цию и защиту материальных ценностей;

· организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать им помощь в выборе кратчайшего пути подъезда к оча­гу пожара.

Все производственные аварии на объектах, подконтрольных Ростехнадзору РФ, для выявления причин и последствий подлежат соответствующему техническому расследованию. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах приводится в приложении 2. Ликвидация таких аварий производится с учетом классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, табл. 1.

В данной табл.1 названия ЧС расположены по рейтинговому признаку в сторону увеличения тяжести.

Название ЧС зависит от территориальных границ распространения. Вначале определяется название ЧС по каждому признаку, по которому характеризуется ЧС. Окончательное название ЧС определяется по признаку, по которому исследуемая ЧС имеет самые тяжелые последствия.

 

 

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС)

  Название чрезвычайной ситуации Характеристика ЧС
Количество пострадавших, чел. Количество людей, у которых нарушены условия жизни Размер материального ущерба, тыс. мин. размеров оплаты труда на день возникновения ЧС Границы зон распространения факторов ЧС Силы и средства ликвидации ЧС (СиСЛЧС)
1. Локальная     2. Местная     3. Территориальная   4. Региональная     5. Федеральная     Трансграничные   До 10     Свыше 10 до 50     Свыше 50 до 500 Свыше 50 до 500     Свыше 500   - До 100     Свыше 100 до 300     Свыше 300 до500 Свыше 500 до 1000     Свыше 1000   - До 1     Свыше 1 до 5     Свыше 5 до 500 Свыше 500 до 5000     Свыше 5000   - В пределах территории объекта В пределах территории населенного пункта, города, района В пределах территории субъекта РФ В пределах территории 2-х субъектов РФ   В пределах территории более 2-х субъектов РФ За пределами РФ, либо зарубежная ЧС СиСЛЧС организации СиСЛЧС органов местного самупр.   СиСЛЧС субъекта РФ СиСЛЧС субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС То же     По решению Правительства РФ

 

 

1.2. Техническое расследование причин аварий

на опасных производственных объектах

 

Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (ОПО) устанавливает:

· порядок проведения технического расследования причин аварий;

· порядок оформления акта технического расследования, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей,

· обстоятельства и причины аварии;

· устанавливается размер причиненного вреда;

· разрабатываются мероприятия по устранению последствий и предупреждению аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции в области промышленной безопасности, по согласованию с Ростехнадзором России разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные документы, конкретизирующие с учетом имеющихся особенностей организацию проведения технического расследования причин аварий, оформление акта технического расследования и учета аварий.

Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших:

· к разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (приложение 4);

· к неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества;

· воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипени которых при нормальном давлении составляет 20оС или ниже;

· окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и соответствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

· горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

· взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

· токсичные вещества – вещества, способные при взаимодействии на живые организмы, приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 мг/кг включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 мг/кг включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 мг/л включительно;

· высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг/кг;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг/кг;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 мг/л;

· вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течении 96 часов не более 10 мг/л;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течении 48 часов, не более 10 мг/л;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течении 72 часов, не более 10 мг/л;

2. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115С;

3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Предприятие (организация), эксплуатирующая опасный производственный объект (в дальнейшем Предприятие ОПО), незамедлительно сообщает об аварии по соответствующей форме:

· в территориальный орган Ростехнадзора России;

· соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;

· вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых);

· орган местного самоуправления;

· государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

· территориальное объединение профсоюзов;

· территориальные органы МЧС России.

Действия предприятия ОПО, на котором произошла авария:

· сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей;

· принимает участие в техническом расследовании причин аварий на опасном производственном объекте;

· принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий;

· осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

· принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте;

· руководитель предприятия ОПО несет ответственность за невыполнение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Ростехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно- правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Ростехнадзора России.

В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10 дней составить следующие необходимые документы и материалы:

· приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

· акт технического расследования аварии по форме (приложение 2.1, к которому прилагаются:

протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видео-материалами;

распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;

справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;

справки о размере причиненного вреда;

форму учета и анализа аварий по соответствующей форме (не приводится);

другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

Действия комиссии в ходе расследования аварии на ОПО:

· производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;

· взаимодействует со спасательными подразделениями;

· опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;

· выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;

· выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

· выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;

· проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

· проверяет качество принятых проектных решений;

· проверяет соответствие области применения оборудования;

· проверяет наличие и исправность средств защиты;

· проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

· устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

· определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения,

· предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

· определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.

Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279.

Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

Предприятие, на котором произошла авария, не позднее трех дней после окончания расследования аварии рассылает материалы расследования:

· Ростехнадзора России и его территориальному органу, производившему расследование;

· соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии;

· территориальному объединению профсоюзов;

· органам прокуратуры по месту нахождения организации;

· НТЦ «Промышленная безопасность» Ростехнадзора России.

По результатам расследования аварий руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончанию сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварий.

 

 

1.3. Учет и анализ аварий, происшедших на опасных

производственных объектах

 

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий по форме приложения 2.5, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Ростехнадзора России информацию о количестве аварий, причинах их возникновения и принятых мерах по форме приложения 2.5.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, по мотивированным запросам органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению.

Территориальные органы Ростехнадзора в течение суток с момента происшедшей аварии передают в Госгортехнадзор России оперативные сведения об авариях на опасном производственном объекте по установленной форме приложения 2.2.

Учет аварий осуществляется в соответствии с примерным перечнем видов аварий по отраслям (направлениям) надзора согласно приложению 2.4.

Материалы по результатам расследования причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии и предлагаемых мер, рассматриваются на советах

· территориальных органов Ростехнадзора,

· коллегии Госгортехнадзора России,

· коллегиях (совещаниях) федеральных органов исполнительной власти с участием представителей Рострудинспекции (по согласованию с ними).

На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Ростехнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.

Установление причин, анализ и учет инцидентов на ОПО осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.

Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (установление причин инцидентов в химическом, нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве производится с обязательным участием территориальных органов Ростехнадзора).

Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей природной среде, а также меры по устранению причин инцидента.

Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка о их выполнении.

Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах по форме приложения 2.5.

Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют контроль учета и анализа инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов и их выполнения в установленные сроки.

В случае, если инциденты имеют негативные последствия, ежеквартальная информация о них сообщается и в территориальный орган Ростехнадзора.

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Задания

 

Для выполнения заданий по варианту использовать характеристику аварии на объекте, используя табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Характеристика показателей аварии на объекте

Характеристика показателей аварии Варианты
                   
1. Количество пострадавших                    
Количество людей, у которых нарушены условия жизни                    
Размер материального ущерба, тыс мин. размеров оплаты труда                                        
Границы зон распространения ЧС Объект Объект Объект Район Район Город 1Субъект 2 субъекта 4 субъекта 2 страны

 

Задания:

1. Выписать исходные данные по варианту.

2. Определить название ЧС по каждому показателю

3. Определить окончательное название ЧС и указать показатель, по которому названа данная ЧС.

4. Определить силы и средства ликвидации ЧС и указать, по какому показателю они определены.

Результаты внести в табл.2.2.

5. Привести необходимый перечень материалов технического расследования аварии и сроки их представления.

6. Определить состав комиссии для технического расследования аварии.

7. Указать организации, куда необходимо разослать в течение трех дней после технического расследования материалы этого расследования.

8. Какие пункты включает акт расследования аварии?

Таблица 2.2.

Исходные данные и название чрезвычайной ситуации

(вариант №)

Характеристика показателя аварии Исходные данные Характеристика ЧС по показателю Название ЧС по всем показателям Силы и средства ликвидации ЧС
         
1. Количество пострадавших        
2. Количество людей, у которых нарушены условия жизни    
3. Размер материального ущерба, тыс мин. размеров оплаты труда    
4. Границы зон распространения ЧС    

 

2.2. Контрольные вопросы

 

1. Назовите причины возникновения ЧС.

2. По каким признакам классифицируются ЧС?

3. Как классифицируются аварии?

4. По какому документу производится техническое расследование причин аварий на ОПО?

5. Назначение технического расследования причин аварий на ОПО?

6. Какие объекты относятся к опасным?

7. В какие органы незамедлительно сообщается об аварии на ОПО?

8. Действия предприятия ОПО, на котором произошла авария.

9. Состав комиссии при расследовании аварий на ОПО.

10. Какие документы составляются при расследовании аварий на ОПО?

11. Действия комиссии в ходе расследования аварии на ОПО.

12. Какое предприятие проводит расчет экономического ущерба от аварии на ОПО?

13. Кто финансирует расходы на техническое расследование причин аварии на ОПО?

14. По какому документу расследуется причины несчастных случаев, происшедших в результате аварии на ОПО?

15. Куда рассылаются материалы расследования аварий на ОПО?

16. По каким формам проводится

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...