Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.
Остановимся на описании дидактических возможностей ИКТ, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта, на самостоятельное извлечение и представление знания. Перечислим их: • Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТК, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя; • визуализация образовательной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса); • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений — как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу); • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования; • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления познавательной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.
В современных программных разработках, предназначенных для образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды познавательной деятельности. • Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде. Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. • Компьютерная визуализация образовательной информации: компьютерная визуализация изучаемого объекта — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса. Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой к программным средствам учебного назначения предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, с сохранением возможности диалогового общения с программой.
• Управление реальными объектами (например, роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами. • Управление отображением на экране моделей различных объектов, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих. • Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов познавательной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Перечисленные выше уникальные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в образовательном процессе следующие основные функции этих средств: • информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т. п.; • наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей; • индивидуализация и дифференциация процесса усвоения образовательного материала в ходе занятий и самостоятельной работы детей, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок; • оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы или работы в определенном темпе; • контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков; • корректирующая за счет осуществления тренировки, консультаций и других видов помощи;
• диагностирующая за счет информирования педагога (психолога) о результатах обучения и развития, о наиболее часто встречающихся ошибках; • автоматизация процессов управления познавательной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети; • моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений; • автоматизация процессов обработки результатов эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку. Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей. 1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации. Общество заинтересовано в том, чтобы система образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе. 2. Развитие личности ребенка, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации. Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом ребенок получает возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.
3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования. Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем заключается разница между дидактическими возможностями средств ИКТ и функциями средств ИКТ в образовательном процессе? 2. В чем состоит новизна дидактических возможностей средств ИКТ? Темы и вопросы для обсуждения 1. Каким образом дидактические возможности средств ИКТ способствуют реализации педагогических целей? Сформулируйте конкретную педагогическую цель и приведите примеры использования выбранных вами средств ИКТ для ее реализации. 2. Какие качества личности необходимы человеку для комфортной жизнедеятельности в информационном обществе? Как можно использовать средства ИКТ для развития этих качеств?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|